Тема 1. Личность как предмет воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Личность как предмет воспитания.



1. Понятия: личность, ее развитие и формирование.

2. Теории развития личности.

3. Факторы развития личности.

1. Понятия: личность, ее развитие и формирование. В общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Эти две линии хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек, как биологическое существо, но нельзя сказать, что родилась личность. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. У него развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки обращения с предметами, а также поведения в семье и на улице. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что названные социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие человек синтезирует в себе как его биологические, так и социальные свойства и качества.

Понятие же личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д., которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Личностьобщественная сущность человека, совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Так как личностные качества формируются прижизненно, то у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других – слабее.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность. Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие индивид (с лат. – единичность) – отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам.

Поскольку личностные качества развиваются и формируются прижизненно, для педагогики большое значение имеет раскрытие понятий развитие и формирование.

Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения; между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися, формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

2. Теории развития личности. В истории науки широкое распространение получили так называемые преформистские (с лат. – заранее образую) идеи о развитии личности. Общее, что объединяет различных представителей этого течения, которое ведет свое начало с древних времен, заключается в том, что они исходят из идеи, будто бы человек как личность формируется по изначально заложенной в нем программе и что заложенные в этой программе свойства и качества развертываются в нем спонтанно. Что же касается социальных условий и воспитания, то, хотя их влияние на развитие личности не отрицается, им все же отводится вспомогательная роль.

Философы-богословы и экзистенциалисты утверждают, что общество с его катаклизмами и социальными потрясениями действует на личность разлагающе и что только в отрыве от него человек может достичь своего совершенства. Что же касается «внутренней программы», то она связывается или с божественным предопределением человека, или с его биологической природой. По мнению философов-богословов, не зависимо от их религии, только в вере и приобщении к религии человек может достичь своего совершенства.

Второе течение в преформизме составляют биологизаторские идеи развития личности. Их авторы стали ссылаться на открытый в 1862 г. немецкими биологами Эрнстом Геккелем и Фрицем Мюллером биогенетический закон: онтогенез (онто – один, генезис – развитие) повторяет филогенез (фило – много), т.е. развитие человека повторят все стадии биологического развития предков. Так, например Гренвил Стенли Холл относил детские игры к проявлению охотничьих инстинктов. Игры же подростков считал воспроизведением образа жизни воинственных племен. В свою очередь французский социолог Шарль Летурно относил такие нравственные пороки, как убийство, поджоги, пьянство к явлениям атавизма (atavi – предок), т.е. к врожденным и непреоборимым наклонностям, связанным с влиянием инстинктов предков, для которых указанные действия составляли обычный образ жизни. Воспитание же, по его мнению, здесь бессильно.

Следуя подобной логике, итальянский психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо утверждал, что по внешним признакам человека, можно выявлять потенциальных преступников. Своеобразное отражение биологизаторская концепция развития личности получила в учении австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Он утверждал, что развитие человека в решающей мере зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений, которые проявляются уже в детстве и сопровождаются определенными желаниями. Если эти желания удовлетворяются, то это ведет к формированию психически здоровой личности.

Биологизаторские взгляды по вопросам развития личности послужили основой для разработки за рубежом особой науки о детях – педологии, представители которой исходили из идеи наследственной обреченности психического развития личности и зависимости поведения и развития детей от их наследственности. В конечном счете, это приводило к выводу, что, поскольку наследственный потенциал ребенка является постоянным, значит, его можно измерить. В 1905 г. по заданию Министерства общественного образования Франции психологи Бине и Симон разработали набор тестов (англ. испытание, исследование) для измерения «коэффициента умственной одаренности» – (IQ). Подобные тестовые испытания детей в западных странах практикуются до сих пор.

Однако многие ученые относятся к такой методике критически. Они считают, что биологизаторские концепции, сводя личностное развитие человека к его природной наследственности, искажают истинные источники и важнейшие факторы этого развития и, с другой стороны, снижают роль воспитания в его формировании. Так английский исследователь Б. Саймон считал очевидным дискриминационный характер этих тестов по отношению к детям низших социальных прослоек общества, которые недостаточно приобщаются к современной культуре и соответственно имеют более низкие показатели. Американский психолог Джон Уотсон высказал убеждение, что при правильном воспитании можно добиться весьма высоких результатов в личностном формировании учащихся, не взирая, на их наследственность. 

В 20-е и первой половине 30-х годов педология развивалась и в нашей стране, но в 1936 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором педология объявлялась лженаукой и была в СССР запрещена. Вместе с упразднением педологии прекратили изучать особенности учащихся и влияние этих особенностей на их развитие и формирование.

С преформистскими теориями развития личности не соглашались прогрессивные представители философской мысли. Еще древнегреческий философ Эпикур считал, что различное положение людей в обществе объясняется не столько их природными задатками, сколько имущественным состоянием. Эразм Роттердамский писал, о том, что природа, дав тебе сына, передала тебе не что иное, как сырую и необразованную массу и что от тебя зависит придать наилучшую форму пластичному для всякой обработки пригодному материалу.

Но особенно решительно выступали против преформистских теорий развития личности французские просветители-материалисты XVIII в. Гельвеций, Гольбах, Дидро и др. В своем труде «О человеке» Гельвеций пытался доказать, что все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями. То, что одни достигают вершин культуры, а другие темные и невежественные, всецело зависит от воспитания.

Прогрессивных мыслей по проблеме развития личности придерживались такие известные педагоги, как Коменский, Дистервег, Ушинский и др.

3. Факторы развития личности. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным, либо, при переоценке одного или другого внешнего слагаемого, негармоничным. Возможно также, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием.

Природное (биологическое) начало в человеке связывает его с предками, а через них со всем живым миром, особенно с высшими животными. Отражение биологического – наследственность, под которой понимается передача от родителей детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены (с греч. – рождающий). Наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

От родителей детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Наследуются также предрасположенности и задатки. Унаследованные человеком задатки развиваются или не развиваются. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду реализовать свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает.

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Весьма значительно и влияние школы, класса, друзей. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк, от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать, во-первых, уровню «актуального развития», уже достигнутому ребенком, и, во-вторых, «зоне его ближайшего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно, на втором – не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия такой закономерности не безграничны, они определяются «сдерживающими» факторами – способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и т. д.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. Особый вид деятельности – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как определяются понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и какое значение они имеют для педагогики?

2. Что означают понятия «развитие» и «формирование» личности?

3. В чем состоит сущность научных идей о роли среды, наследственности и воспитания в развитии и формировании личности?

Используемая литература:

1. Немов В.С. Психология: В 3 кн.: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Роберт Семенович Немов. – М.: Владос ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. – 2001.

2. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов / В. И. Загвязнский [и др.]; Ред. П. И. Пидкасистый. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 563 с.

3. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 431 с.

4. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.234 (0.04 с.)