Тема 3. История развития педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. История развития педагогики.



  1. Возникновение и развитие педагогики.
  2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания.
  3. Педагогические течения.

 

1. Возникновение и развитие педагогики. Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Каждое поколение людей решало три важнейшие задачи:

– усвоение опыта предыдущих поколений;

– сбережение и приумножение этого опыта;

– передача опыта следующим поколениям.

Так было в дородовом обществе и при родовом строе, когда сам этот опыт был еще сравнительно простым. На уровне обыденного сознания, ежедневной практики передачи опыта люди делали определенные обобщения, на основе которых возникли различные пословицы, поговорки и различные более крупные произведения фольклора, особенно детского.

Теоретическое осмысление проблем воспитания было начато философами Древней Греции откуда до нас дошли такие понятия, как: педагогика, школа, гимназия и др. Особое внимание древние греки уделяли наставительной части педагогического знания. В первых педагогических теориях указывалось, как воспитывать идеальных граждан для идеального государства. Таковы педагогические проекты Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика») и др. В них ребенка и человека вообще рассматривали с точки зрения интересов государства, которое, в свою очередь, должно служить благу своих граждан. В Древней Греции особенно отличались две системы воспитания – спартанская и афинская.

Спартанская система воспитания преследовала цель подготовить воина. Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения – агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов. Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14–15 лет в криптиях – ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов. Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Обучение грамоте ограничивалось самыми элементарными навыками чтения и письма – обнаруженные археологами спартанские надписи полностью игнорируют правила орфографии. Зато достаточно развито было музыкально-поэтическое образование, во многом опирающееся на устную героическую поэзию и соответствовавшие ей суровые мелодии. У детей развивали сообразительность, умение выражать свои мысли аргументировано, сжато, в яркой запоминающейся форме (так называемый лаконический стиль; Лакония – другое название Спарты).

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Спартанская система воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследие в области философии, искусства, литературы, педагогики. Афинская система воспитания явилась образцом воспитания человека Древней Греции. Основная задача воспитания сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы – презрение к физическому труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. С 7 до 13-14 лет – мальчики учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием – учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13–14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже – гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения – демоса – оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома – в гинекее.

Таким образом, афинская система воспитания ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Совсем другой взгляд на человека распространяется в период Средневековья – христианством, которое утверждает ценность человека вне чьих-либо земных интересов, как венец Творения, носителя Духа Божия. Воспитание имело богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий, в зависимости от их положения в феодальной иерархии, различалось по своему содержанию и характеру. Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское образование. Идеал рыцарского воспитания включал жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. В этом идеале был заложен мотив превосходства над остальными сословиями. В феодальной среде было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семь рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Овладение грамотой не входило.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет мальчик поучал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при воре молодому человеку необходимо было усвоить «основные начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах.

Духовные феодалы получали религиозное образование. Считалось, что Священное писание нельзя ни понять, ни толковать, поэтому его попросту заучивали наизусть. Если монах не умел читать до пострижения, он не должен был этому учиться в стенах монастыря. Девочки из феодальных семей учились чтению, письму, религиозным канонам дома под руководством воспитательницы или в монастыре.

Педагогические произведения в основном содержали наставления о том, каким должно быть воспитание, приводящее на путь Спасения: «Педагог» Климента Александрийского, сочинения св.Августина, св.Климента Римского, Тертуллиана и др.

Общий уровень образования в эпоху Средневековья значительно снизился.

Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.) дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Если церковь учила, что человек должен возлагать надежды только на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум. Человек представляется ценностью сам по себе. Антропоцентризм и гуманизм как практическая система свободомысленных убеждений в области морали, общественности, политики, педагогики, науки. Освобождение от средневековой ортодоксии, стремление к свободе, стремление оправдать, возвысить и увековечить стихийно самоутвержденную личность человека и ее энтузиазм.

Всплеск педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний, великих географических открытий, распространением книгопечатания (XV в).

Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали античные Греция и Рим. Стремясь подражать им, они и называли свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. В классическом наследии стремились заимствовать то, что было утеряно, – традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли от рыцарского воспитания. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи - предвестники нового общества.

Яркими представителями эпохи Возрождения, обогатившими программу классического образования были Франсуа Рабле, Томазо Кампанелла, Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень и др.

Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом чешского педагога Яна Амоса Коменского. Одно из главных его произведений – «Великая дидактика». Основные педагогические идеи Я. А. Коменского следующие:

– всеобщность образования как условие гражданского мира и благополучия;

– создание многоступенчатой системы образования;

– природосообразность воспитания и образования – прежде всего, соответствие возрастным особенностям детей;

– педагогический процесс становится объектом исследования – признается реальность, объективность, наличие особых педагогических законов.

Мысль о природосообразности и свободе воспитания развил Ж.-Ж.Руссо (Франция) в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании». Руссо настаивал, что существуют определенные законы развития ребенка, которым нужно следовать:

– от 0 до 2 лет – период физического воспитания,

– от 2 до 12 лет – сон разума, воспитываются чувства,

– от 12 до 15 лет – формирование интеллекта,

– от 15 до 25 лет – нравственное воспитание.

В историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк в Англии, Генрих Песталоцци в Швейцарии, Иоганн Гербарт и Адольф Дистервег в Германии.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами к коренному преобразованию дела народного воспитания.

К.Д. Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Он автор ряда выдающихся трудов по вопросам обучения и воспитания: «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «Человек как предмет воспитания» и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» и «Родное слово» выдержали множество переизданий и до сих пор пользуются большой популярностью. Его идеи о народности в воспитании, о необходимости осуществлять обучение на родном языке, а также труды о нравственном и трудовом воспитании сохраняют свое научное значение до настоящего времени.

Н.И. Пирогов был не только знаменитым хирургом, но и руководил образованием в Одесском и Киевском учебных округах. Много внимания он уделял повышению научного уровня образования и считал, что наука не только развивает интеллект человека, но и является могучим средством воспитания.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

В конце XIX-нач.XX вв. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания. Виднейшие представители Джон Дьюи, Эдвард Торндайк, Бенджамен Спок.

Педагогические течения.

Практически всегда старшее поколение общества критикует младшее с точки зрения воспитания. На сколько актуальными сегодня звучат следующие изречения:

- «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и никогда не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие» - Сократ (470-300 гг. до н.э.);

- «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна» - Гесиод (ок. 720 г. до н.э.);

- «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо конец мира уже не очень далек» - египетский жрец Ипувер (1700 лет до н.э.)

Существует ли правильное воспитание? С древнейших времен существует два противоположных взгляда на то, как следует воспитывать детей:                

– воспитывать детей нужно в страхе и в повиновении,

– воспитывать детей нужно добротой и лаской.

В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже долго живут спокойной, сытой жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном поведении младшего.

Авторитарное воспитание (авторитарный – основанный на слепом подчинении власти) имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И. Ф. Гербарт (1776–1841), выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер.

В самом общем виде мысль о наказании, как необходимом элементе педагогического процесса, была высказана еще философом Древней Греции Платоном: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании... И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов...».

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникла теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. В своем сочинении «Эмиль, или О воспитании» он беспощадно критиковал тех, кто исходит в воспитании из признания человеческой слабости, из убеждения, что человек бессилен, если его не подчинить своей воле. Налагая на детей наказание, утверждал Ж.-Ж. Руссо, взрослые тем самым приучают их к скрытности, обману.

Гуманистические идеи Ж.-Ж. Руссо были восприняты и развиты И. Г. Песталоцци, А. Дистервегом, Р. Штайнером и др.

Развитие идеи отечественной гуманистической педагогики находим в учении М. В. Ломоносова, в воззрениях, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А.Добролюбова, К.Д. Ушинского; в трудах современных учителей-новаторов В. Ф. Шаталова, Н.А. Зайцева, Е. Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили и др.

Гуманизм (с лат.– человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Идеи гуманизма лежат в основе всех религиозных систем.

Гуманистическая педагогика – это система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать, как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Гуманистическая педагогика требует:

– человеческого отношения к воспитаннику;

– уважения его прав и свобод;

– предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

– уважения позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

– уважения права ребенка быть самим собой;

– доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

– ненасильственного формирования требуемых качеств;

– отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

– признания права личности на полный отказ от качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманным, религиозным и др.).

Таким образом, в мире два главных направлений развития педагогической мысли – авторитарное, основывающееся на авторитете власти взрослого и подчинении ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника.

Вопросы для самоконтроля:

1. На ваш взгляд, сохранились ли традиции рыцарского воспитания сегодня? Если да, то какие?

2. Благодаря кому и когда педагогика была вычленена в особую науку?

3. Охарактеризуйте основные направления развития педагогической мысли в мире.

Используемая литература:

1. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. – 272 с.

3. Презентация лекции курса профпереподготовки «Психология, педагогика и методика основной и старшей школы». – Фоксфорд. – 2017.

4. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история / Григорий Борисович Корнетов. – 2-е изд., перераб., доп. – АСОУ, 2008. – 272 с.

5. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

6. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

7. Платон. Протагор // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М., 1981.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.04 с.)