Развивающе-коррекционная программа по оптимизации наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развивающе-коррекционная программа по оптимизации наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет



В предыдущем параграфе работы экспериментально была выделена группа детей с уровнем сформированности наглядно-образного мышления ниже среднего и низким, а также указана необходимость проведения коррекционной работы с ними.

Спецификой коррекционной работы с дошкольниками является следующее:

– ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах – они проявляются косвенно через отставание в развитии. Это обусловливает необходимость активности со стороны психолога и педагога;

– ребенок не может осознанно поставить перед собой цель избавиться от своих проблем и нарушений, более того, только тогда ребенок станет сотрудничать с психологом, когда ему это будет интересно (М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович (2006)).

Исходя из вышесказанного, развивающе-коррекционная работа представляла собой организацию системы взаимосвязанных действий, создающей объективные условия, определенный порядок занятий, четко выделенные образцы действий и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль.

Пояснительная записка

Наглядно-образное мышление выступает одним из качественных новообразований дошкольного возраста, специфичных по представлениям и оперированию ими.

Однако у многих детей 3-4 лет наглядно-образное мышление развито еще недостаточно, оно незрело в виду переходного периода от наглядно-действенного, и это приводит к серьезным проблемам в их образовании и воспитании дошкольников (Квач Н. В. (2006); Левитина С. С. (1989); Лидерс А. Г. (2007); Овчарова Р. В. (2005) и др.).

Данная программа составлена на основе уже имеющихся разработок (Артюхова И. С. [1]; Бармашова Е. И. [3, С. 8-14]; Ермолаева М. В. [14, С. 146-148]; Колесникова Г. И. [19] и др.).

Однако в рамках решаемой нами проблемы необходима их целостная система и взаимосвязь, которая позволит успешно разрешить поставленные задачи на данном этапе исследовательской работы.

Цель программы: оптимизация уровней сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет.

Задачи программы:

- определение индивидуальных возможностей детей 3-4 летнего возраста;

- развитие целостных представлений об окружающем мире;

- развитие образных представлений и умений оперирования образом у дошкольников 3-4 лет;

- оптимизация наглядно-образного мышления детей 3-4 лет.

Адресат: дети 3-4 летнего возраста с нормальным онтогенетическим развитием, имеющие недостатки сформированности наглядно-образного мышления.

Результативность: по окончании программы у ребенка на достаточном уровне должно быть сформировано наглядно-образное мышление и его качественные показатели.

Развивающе-коррекционная работа с детьми, имеющими недостаточный уровень сформированности наглядно-образного мышления была реализована в трех направлениях:

1. Работа с дошкольниками;

2. Работа с воспитателями группы дошкольников;

3. Совместная работа психолога и воспитателя группы.

В рамках первого направления (работа с дошкольниками, имеющими низкий и уровень ниже среднего сформированности наглядно-образного мышления) нами реализовались два раздела:

– раздел 1 - блок игровых упражнений с активизацией мыслительных операций при опоре на представления, т.е. визуализацию (проводится воспитателем группы при поддержке психолога);

– раздел 2 - игровая программа развития наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет, рассчитанная на 20 занятий (проводится психологом).

Второе направление работы (работа с воспитателями группы дошкольников, имеющих недостаточный уровень сформированности наглядно-образного мышления) реализовалась также двумя разделами развивающе-коррекционной работы:

– раздел 1 – работа, включающая в себя психолого-просветительскую работу и обучение воспитателей приемам развития наглядно-образного мышления;

– раздел 2 – консультирование воспитателей по вопросам индивидуальных особенностей развития наглядно-образного мышления (групповые и индивидуальные консультации).

Итак, раскроем содержание каждого раздела развивающе-коррекционной работы более подробно.

Первый раздел – блок игровых упражнений с активизацией мыслительных операций при опоре на представления, т.е. визуализацию (проводится воспитателем группы при поддержке психолога) включал в себя следующие упражнения, представленные в таблице 8.

Здесь важно отметить, что данные игры показывались воспитателем группы и психологом в ходе занятий и свободной деятельности дошкольников.

 

Таблица 8. Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 летнего возраста

 

Уровень Развивающие игры и упражнения
Низкий уровень развития наглядно-образного мышления «Сравни картинки», игры на пространственную ориентацию на плоскости, работа с сюжетной картинкой, «Круги», «Селектор», «На что это похоже», «Кубики», «Догадайся, кто нарисован», «Дополни до…».
Уровень Развивающие игры и упражнения
Низкий уровень образных представлений «Животные», «Веселое троеборье», «Утренняя гимнастика», «Не пропусти растения», «Не пропусти профессию», «Рыбы, птицы, звери», «Продолжи узор», «Платочек».
Низкий уровень оперирование образами «Шерлок Холмс», «Пантомима для наблюдательных», работа с сюжетной картиной, «Кто больше увидит», игры с лабиринтами, задачи в стихах, работа на запоминание с сюжетными картинками, игра в лабиринты, «Составь фигуру».
Низкий уровень обобщения отношений пространственных образов «Обратный счет», «Окна», работа с картинками с изображениями заслоненных предметов, работа с картинками-загадками, «Светофор», «Игра с обручами», «Классификация», «Путешествие животных и др.

 

В ходе выполнения этих заданий активизировалось наглядно-образное мышление в плане представлений и оперирования образами у дошкольников в свободной деятельности, на игровых занятиях.

Игры интересны по содержанию, по использованию стимульного материала, причем варьировались задания, требующие зрительного сосредоточения, слухового внимания, перцептивного действия, образного участия и по выполнению задания отличались вербальным уровнем выполнения, графическим, двигательным.

Таким образом, опираясь на игру, как ведущую деятельность дошкольника, в ходе развивающе-коррекционной работы удалось создать мотивацию детей к развитию.

Второй раздел реализовался в форме игровой программы развития наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет, рассчитанной на 20 занятий. Общая направленность игровой программы представлена в таблице 9.

Таблица 9. Содержание игровой программы развития наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет

Занятие Цель занятия Наименование темы занятия
Занятие 1-2 Развитие восприятия и образных представлений дошкольников «Сказка о том, как дружили солнце, ветер и море»
Занятие 3-4 Уточнение особенностей восприятия дошкольников и образных представлений «Нарисую сказку сам», «Разноцветные дожди»
Занятие 5-6 Развитие устойчивости и концентрации внимания, восприятия в пространстве и на плоскости. «Скатерть-самобранка», «Земля именинница»
Занятие 7-8 Развитие образного мышления на уровне понимания взаимосвязи явлений. «Сказочный лабиринт», «Волшебный фонарик»
Занятие 9-10 Развитие образных представлений у дошкольников и умений оперирования образом. «Замечательный веер», «Тайны глиняных горшков»
Занятие 11-12 Развитие образных представлений «Веселое море», «Золотая рыбка»
Занятие 13-14 Развитие восприятия образно-ассоциативных связей, причин и следствий. «Чудесный ковер морского царя», «Всем на свете нужен дом»
Занятие 15-16 Развитие абстрактно-образного мышления дошкольников. «Моя комната», «Паучок-домовичок»
Занятие 17-18 Развитие способности к оперированию образами. «Мельница-чудесница», «Путешествие с облаками»
Занятие 19-20 Развитие образных представлений на основе детского опыта. «Три приятеля больших – точка, линия и штрих»

 

Вся развивающе-коррекционная работа была ориентирована на обучение дошкольников нахождению решений ситуаций в образном плане; овладение способами ориентировки, анализа и синтеза различных деталей предметов и объектов. При этом особое внимание уделялось Саше В. и Дамиру Ф., так как у них был зафиксирован самый низкий показатель уровня сформированности наглядно-образного мышления. Эти дети несколько настороженно принимали задания, отчужденно держались в процессе первого занятия, однако далее стали более раскрепощенными; их действия стали осознанными и осмысленными. В ходе занятий дети проявляли постепенный интерес к предлагаемым задания, долго осмысливали материал, однако уяснив схему действия в последующих пробах замечательно справлялись. Хотелось бы отметить здесь роль воспитателя, который стимулировал их активность, познание, и, безусловно, родителей, которые проявили также достаточную заинтересованность, терпеливость и внимание к своим детям.

Также были замечены и изменения в образном мышлении, в целом, и оперировании образами, в частности: детям стало проще и быстрее ориентироваться в образах (Оле Б., Марселю С., Марине Р., Саше В., Дамиру Ф.); они научились их анализировать, а затем обобщать; овладели способами ориентировки (в основном схематического характера) – Дамир Ф., Саша В., Рома К., Оля Б..

В рамках второго направления работы (работа с воспитателями группы дошкольников, имеющих недостаточный уровень сформированности наглядно-образного мышления) нами были реализованы два раздела:

– работа, включающая в себя психолого-просветительскую работу по развитию наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 летнего возраста. В рамках данного направления воспитателям были предложены игровые упражнения (приложение В), а также предложена информация на стендах по проблемам развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте;

– консультирование воспитателей по вопросам индивидуальных особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников (групповые и индивидуальные консультации по темам:

1. «Как способствовать развитию наглядно-образного мышления дошкольника»,

2. «Основные этапы развития наглядно-образного мышления дошкольника»,

3. «Особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте»,

4. «Игровые приемы развития наглядно-образного мышления дошкольников» (приложение В).

Итак, систематизированная развивающе-коррекционная работа преследовала  цель – развитие наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет. Поставленная цель реализовалась в рамках деятельностного принципа посредством обучающей программы и игровой деятельности для детей 3-4 летнего возраста, реализуемой психологом и воспитателем, а также посредством их взаимодействия и сотрудничества.

В процессе работы нами были отмечены определенные изменения в качественном и процессуальном характере наглядно-образного мышления детей 3-4 летнего возраста, существенно отличные от зафиксированных в начале исследовательской деятельности. Именно эти изменения позволяют говорить об успешности нашей развивающе-коррекционной деятельности.

Однако оценка эффективности и продуктивности проведенной развивающе-коррекционной работы в аспекте оптимизации наглядно- образного мышления дошкольников 3-4 лет составит содержание следующего параграфа настоящей работы и достоверно может быть определена лишь математической статистикой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.016 с.)