Специфика формирования наглядно-образного мышления у детей 3-4 летнего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика формирования наглядно-образного мышления у детей 3-4 летнего возраста



 

 

Нами уже отмечалось, что в раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью мыслительных действий, используя образы.

Вместе с тем у детей формируются первые обобщения, развивается знаковая функция сознания. Логичным будет, на наш взгляд, более подробно рассмотреть характеристику и сущность наглядно-образного мышления 3-4 летних дошкольников, определить условия его развития в этом возрасте.

Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в возрасте 3-4 лет в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к пяти годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения.

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Н. Н. Поддьяков указывал на то, что в возрастном диапозоне от четырех до шести лет возникает подготовительный этап перехода логически верного к более сложному варианту мышления [43, с. 42-50]. В его реализации происходит накопительная фаза, создается основа понятийного аппарата.

В. С. Мухина отмечает, что именно наглядно-образное мышление показано дошкольнику как основной вид. Безусловно, что самым примитивным вариантом ребенок овладевает еще в раннем возрасте. Но уже к началу дошкольного эти примитивные варианты исчезают, а возникают новые, совершенные.

А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Ж. Пиаже, как представители отечественной научной психологии обналичивают возникновение наглядно-образной формы  мыслительной деятельности у дошкольника как пикового момента в целостном умственном [20, 44].

Специфичность взаимозависимости и связки становления действенного и образного варианта мышления подвергались изучению Г. И. Минской (выполненной под руководством А. В. Запорожца) [20]. В ходе данных экспериментов было явлено, что благоприятный и успешный переход от одного к другому в большей степени специфицирован ориентировочно-исследовательской деятельностью ребенка.

В. С. Мухина в своих исследованиях наглядно-образного мышления у детей отмечает, что у дошкольников, при решении задач с косвенным результатом начинает складываться новая, более высокая форма наглядно-образного мышления, которую можно назвать наглядно-схематической [36]. Наглядно-схематическая форма мышления впервые дает возможность отображать связи и отношения.

Наглядно-схематическое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими: в них отображаются не отдельные предметы и их свойства, а связи и отношения между предметами и свойствами.

Наглядно-схематический характер мышления дошкольников 4-7 лет проявляется во многих особенностях их деятельности.

Одно из таких проявлений – схематизм детского рисунка.

Другое проявление схематизма мышления детей, по мнению В. С. Мухиной [36] состоит в том, что дошкольники восприимчивы к схематизму, активно ориентируются в подобных вариантах изображений и с легкостью ими пользуются.

Умение создавать и использовать схематизированные образы – большое достижение в развитии мышления ребенка. Именно мыслительные действия, основанные на таких образах, позволяют дошкольнику проникать в сложные виды связей и отношений вещей.

Итак, важно констатировать, что психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в аспекте развития наглядно-схематического мышления выступает оплотом последующих обобщений.

И. Я. Каплунович (2010) рассматривая решаемую нами проблематику, обналичивает усложнение образных представлений в течение дошкольного возраста. Ею обозначаются «подвижность» и «гибкость», как новые вехи умственного совершенствования ребенка.

Исследования Н. Н. Поддьякова [42], Е. Г. Широковой [70] и др. показали следующее: дети дошкольного возраста достаточно слабо владеют умением представлять различные положения скрытых частей предмета по его водимым частям.

Умение представлять различные пространственные положения фигуры требует определенных способов актуализации этих представлений, определенной техники действий с воображаемой фигурой.

Умения представлять в различных пространственных положениях скрытые части фигуры в значительной мере зависят от устойчивости представлений, отражающих взаимоотношения между ее частями.

Такие умения наиболее успешно формируются при использовании моделей, с помощью которых воспроизводят пространственные положения скрытых частей этих фигур.

Важную роль в формировании умений представлять различные пространственные положения объектов играет конструктивная деятельность дошкольников.

Конструктивная деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка (А. Р. Лурия, В. Г. Нечаев и др.). В конструировании дети практически действуют с реальными предметами. Но эта деятельность существенно отличается от предметного манипулирования на более ранних этапах детства. В конструировании отдельные действия ребенка подчинены основной цели – сделать заранее задуманный предмет.

Таким образом, исследования наглядно-образного мышления дошкольников и, в частности, детей 3-4 лет в психологии обозначили следующее:

1. У детей 3-4 лет наглядно-образное мышление находится на начальной стадии своего становления и развития;

2. Взаимодействие в опытной сфере, усвоение этого опыта порождает выстраивание цепи представлений в обобщенной форме, объективированной речевой функцией;

3. Ребенок трех-четырех летнего возраста оперирует этой системой, и именно она служит точкой отсчета при перцепции нового.

Именно через обобщения, группировку становится возможным выявлять эффективность развития наглядно-образного мышления у 3-4 летних дошкольников. Однако, важно помнить, что данный вид мышления, согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов отличается в этом возрасте незрелостью и несовершенством. А в этой связи требует продуманной и логически выстроенной программы развития и совершенствования наглядно-образного мышления у детей данного возраста.

Итак, мы рассмотрели теоретический аспект проблемы формирования наглядно-образного мышления дошкольников, особо выделив возраст 3-4 лет.

Многочисленные исследования ведущих психологов (А.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, А. Р. Лурия, Т. И. Минская и др.) показывают, что если детей специально обучать (даже если и непродолжительное время), у них быстро меняется ход мыслительной деятельности.

Необходимо также отметить, что развитие мышления детей обеспечивается путем обогащения и усложнения его практической деятельности и освоения способов самой мыслительной деятельности. Кроме того, разнообразное использование методов и приемов, форм организации, смена видов детской деятельности благотворно влияет на процесс развития мышления дошкольников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.007 с.)