БЛОК 1. Основные теоретические аспекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БЛОК 1. Основные теоретические аспекты



Оценка риска буллинга

в образовательной среде

Уфа-2020

Оценка риска буллинга в образовательной среде: методическое пособие. – Уфа, 2020. – 49 с.

 

Рецензент:

Квасникова Т.Ю. – начальник Управления по опеке и попечительству г.Уфы Республики Башкортостан, кандидат педагогических наук, доцент.

Авторы-составители:

Каганская В.П. – педагог-психолог высшей категорииМБОУДО ЦППМСП «Саторис», Отличник образования Республики Башкортостан;

Каганская Н.М. – методист, Заслуженный учитель Республики Башкортостан;

Тальвинский Д.В. – педагог-психолог высшей категории, заведующий психологическим отделом МБОУДО ЦППМСП «Саторис».

Антонова О.Ю. – педагог-психолог высшейкатегорииМБОУДО ЦППМСП «Саторис»;

Иванова О.Л. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»;

Бакаева Г.Р. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»;

Провалова Ю.А. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»;

Афанасьева Г.М. – педагог-психолог первой категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»;

Устинова Н.В. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»;

Мигранова Э.Р. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»;

Бикбаева П.А. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»;

Данное методическое пособие это попытка повышения эффективности работы в вопросах предупреждения буллинга и его своевременного обнаружения в образовательном учреждении.Пособие будет полезно для специалистов, работающих в образовательных учреждениях и сталкивающихся с буллингом.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………...……4

БЛОК 1. Основные теоретические аспекты

1. Общие теоретические аспекты буллинга в современной школе…………………………………………….…………………...6

2. Организация поддерживающей среды в работе по профилактике буллинга……………………………...…………………………….…11

БЛОК 2. Оценка риска ситуации буллинга

3. Алгоритм работы по выявлению ситуации буллинга……..…...14

 

БЛОК 3. Работа со случаем буллинга

4.1 Уровень агрессивности в классе……………………………..…17

4.2 Тест «Чтобы вы сделали?»…………………………………....…18

4.3 Диагностические карта…………………………...……..…........18

5. Разработка плана мероприятий по работе со случаем буллинга…………………………………….……………….…...…...30

6. Мониторингпо итогам проведения коррекционной работы…………………………………………………………....…...32

Список использованной и рекомендуемой литературы………......34

Приложение……………………………………………………….35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особую роль в социальном формировании молодого человека, его образа жизни и поведения играет учебная деятельность, которая носит не только позитивный, но порой негативный характер.

Буллинг как социальное явление возникает с большей вероятностью в любых искусственно созданных группах и коллективах: учебном классу, армии, трудовом коллективе и другое. В российском обществе проявления буллинга являются мало осознанными и обыденными, а его последствия в большинстве случаев остаются вне фокуса внимания. При этом буллинг оказывает негативное влияние абсолютно на всех участников ситуации, а не только на агрессора и жертву.

Так по исследованиям Кона И.С., 2009, Кравцовой М.М., 2005, Ениколопова С.Н., 2010,KowalskiR.M., LimberS.P., AgatstonP.W., 2011 дети, осуществляющие травлю, привыкают к безнаказанности и чаще сверстников демонстрируют девиантные формы поведения (драки, воровство, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, употребление психоактивных веществ). Дети, подвергающиеся травле, чаще других страдают от тревоги и депрессии, апатии, головных болей и энуреза, демонстрируют снижение учебной успеваемости, у них формируется представление о том, что мир полон опасностей и они неспособны повлиять на происходящее. Так называемые провоцирующие жертвы, дети, которыеведут себя агрессивно и одновременно подвергаются агрессии со стороны других детей, показывают наиболее высокий риск по суицидам и другому аутоагрессивному поведению. Дети, ставшие свидетелями травли, испытывают страх, беспомощность, стыд и одновременно желание присоединиться к преследованию; никем не прекращенная травля ведет к снижению у них способности к эмпатии, выработке безразличия и позиции «молчаливого большинства».

Именно поэтому, от своевременного выявления предикторов буллинга зависит то, насколько эффективна будет построена коррекционная работа.

Изучение множества диагностических инструментов показало, что на настоящее время нет психодиагностических инструментов, которые бы в совокупности помогли педагогу выявить риск возникновения буллинга в классе, определить тип буллинга (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-взрослый) и понять, кто какую роль выполняет. Некоторые методики строятся на крайне прямых вопросах, что приводит к активации механизмов психологической защиты у респондента, выдаче социально-одобряемых ответов и как следствие,получение не достоверных данных.

При разработке пособия, мы придерживалисьпозиции некоторых исследований отраженных в работах Ачитаевой И.Б., Банникова К.Л., Белановской С.А., Бочавера А.А., что насилие (буллинг) в классе это способ выстраивания внутригрупповой иерархии и самоорганизации группы, которые позволяют справитьсяс негативными переживаниями от длительного принудительного присутствия в одном коллективе. В таком случае насилие начинает применяться для поддержания послушания в классе, что не редко становится выгодно учителям, которые могут его поддерживать.

Данное методическое пособие представляет из себя синтез многих ныне существующих диагностических методик. Отличительной особенностью является системный подход к проблеме буллинга.

Оценка риска буллинга состоит из некоторых основных этапов:

1. Определение наличия риска буллинга в классе – проведение опросника «Климат в школе»;

2. Определение уровня агрессивности в классе (в случае выявления риска буллинга) – проведение опросника;

3. Определение ролей в буллинге – проведение психологической игры «Чтобы вы сделали?»;

4. Определение проблемных и ресурсных зон – заполнение диагностических карт;

5. Составление плана работы с классом.

Оценка риска буллинга заканчивается составлением плана работы с классом.

 

 

Участники буллинга

Буллинг - это всегда система!!! В этой системе участники выполняют следующие роли:

1. «Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву.

1.1 «Соагрессоры» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

2. «Жертва» – человек, который подвергается агрессии.

3.«Наблюдатели» – люди, знающие о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающие нейтралитет.

3.1 «Защитники» – люди, находящиеся на стороне жертвы и пытающиеся оградить её от агрессии.

 

Фаза – Предварительная травля.

1. Определение/поиск мишени (жертвы) буллинга, разжигание конфликтов и ссор в классе;

Фаза – Усугубление травли.

4. Страдание жертвы (неуверенность, страх, отчаяние вплоть до изоляции и аутоагрессии).

Фаза – Разрешение травли.

5. Болезнь жертвы, выключение ее из жизни класса, тяжелые психические нарушения у жертвы, переход жертвы в другое учебное заведение, негативное влияние на всех участников ситуации буллинга.

Динамика буллинга, помимо того, что носит целенаправленный и нарастающий характер, также она может принимать циклический характер. Например, после завершения 4 фазы, когда жертва покинула класс, то коллективможет найти новую жертву и продолжить травлю, в случае если жертва осталась в коллективе, то травля продолжится до тех пор, пока жертва не будет окончательно сломлена.

Опросник «Климат в классе»

Условия проведения опросника. Учащимся отдельного класса раздаются бланки ответов и опросный бланк. Опросник и бланки для ответов следует раздать ученикам. Важно, чтобы ученики заполняли бланк ответов самостоятельно, не указывая имени (анонимно), находясь на дистанции друг от друга. (Например, сидели за партами в учебной аудитории в шахматном порядке, либо в актовом зале, занимая каждое второе кресло). Опросник может проводить психолог или педагог (классный руководитель, предметник, социальный педагог) после получения инструктажа о правилах проведения диагностической процедуры.

 (В индивидуальной форме время проведения опросника - 15 минут, в групповой – 20 минут).

 

Введение перед диагностическим мероприятием. «Добрый день, ребята! Всем известно, что ученики в школе не только учатся, но и общаются - дружат и конфликтуют, ссорятся и мирятся. Некоторое количество проблем в общении со сверстниками ученики переносят легко, справляются с ними самостоятельно. Тогда в классе учиться комфортно. Если проблем в общении становится много – то ходить в школу и тем более учиться становится трудно. В этом случае всему классу нужна помощь – поговорить о трудностях честно и открыто; возможно, пересмотреть правила общения в классе, чтобы разрешать проблемы и разногласия без унижения и обид. Мы предлагаем вам поучаствовать в исследовании уровня комфортности и благополучия психологической атмосферы в вашем классе. Нам важно выяснить,как часто у вас возникают сложности или неприятности в общении с одноклассниками, удается ли справляться с ними. Бывает ли такое, что из-за отношения одноклассников становиться трудно ходить в школу и учиться.Случается ли в классе буллинг (школьная травля)?Просим отвечать на вопросы честно. Это безопасно, так как исследование анонимное. Никто не сможет узнать, чьи это ответы. Помните - здесь нет правильных или неправильных ответов. У всех в классе есть своя точка зрения, поэтому каждому нужно выбрать ответ, который подходит именно ему. Результаты теста в вашем классе вам сообщит педагог-психолог вашей школы.

Спасибо, что принимаете участие в нашем исследовании».

Инструкция. «Ребята, у каждого из вас есть ОПРОСНИК, в нем представлены 22 группы утверждений. И есть БЛАНК ОТВЕТОВ с таблицей и номерами утверждений. Перед тем как отвечать, прочитайте внимательно утверждение и четыре варианта его продолжения. Нужно выбрать ТОЛЬКООДИН из четырех вариантов, который кажется наиболее подходящим, и отметить его в таблице бланка ответов. В бланке с утверждениями вы ничего не отмечаете. Надеемся на вашу искренность и желание улучшить атмосферу в вашем классе.

 

 

1. В нашем классе обычно принято: А) общаться друг с другом и вне учебы/уроков; Б) «прикалываться» над кем-нибудь так, чтобы смеялся весь класс; В) мешать друг другу, лезть, приставать, обзываться, драться; Г) если кого-то обижают, заступаться за них. 2. Среди одноклассников у меня много друзей: А) у меня есть пара друзей в классе, с которыми я обычно общаюсь; Б) да, я лидер в классе; В) нет, я ни с кем не дружу и не хочу дружить; Г) дружу практически со всеми одноклассниками.
3. Мне мешает лучше учиться то, что: А) одноклассники не дают мне возможности спокойно учиться; Б) мне не интересно; В) учитель постоянно критикует меня, даже иногда перед всем классом; Г) ничего не мешает, я учусь в целом хорошо - на «4» и «5». 4. Нет ничего хуже того случая, когда: А) ты не в состоянии добиться успеха любым путем; Б) чувствуешь себя ненужным в группе; В) таких случаев нет, с любой ситуацией можно справиться, главное не унывать; Г) в классе плохие взаимоотношения между одноклассниками.
5. Если бы мне предложили учиться в другом классе или в другой школе, я бы ответил: А) нет, меня все устраивает; Б) да, мне не нравится находиться в нашем классе; В) нет, а вдруг там будет хуже. Г) нет, мои одноклассники всегда слушают, что я им говорю. 6. Для меня важна внешность окружающих: А) да, если человек мне не симпатичен, я не буду с ним общаться; Б) я сам страдаю из-за своей внешности и из-за этого надо мной «прикалываются»; В) нет, главное, чтобы человек был интересен; Г) конечно, если человек не обладает хорошей внешностью, он не заслуживает хорошего отношения.  
7. Если при мне обижают одноклассника, я чувствую: А) облегчение, хорошо, что меня это не касается; Б) мы дружные, поэтому не конфликтуем; В) это несправедливо, поэтому заступаюсь за одноклассника; Г) мне всё равно. 8. Я считаю, что, применяя силу, можно решить любую проблему: А) да, это самый действенный способ; Б) нет, лучше решать «мирным» путем; В) иногда без этого не обойтись; Г) все зависит от обстоятельств и от людей.
9. Во время перемены я: А) общаюсь со своими одноклассниками; Б) предпочитаю выйти из класса, так как некоторые одноклассники меня достают; В) придумываю как подшутить над одноклассниками; Г) занимаюсь своим делом и наблюдаю за другими. 10. В нашем классе: А) бывает, что одноклассники портят вещи других; Б) мои вещи постоянно портят другие, отбирают что-то; В) мои вещи никто не трогает, кроме меня; Г) бывало такое, что если кто-то из одноклассников мне навредил, то я в отместку прятал или портил его вещи (ломал, рвал, пачкал).
11. Мне кажется, что некоторые учителя игнорируют мои переживания, не дают высказаться: А) да, такое случается со мной; Б) нет, учителя мечтают, чтобы я на уроке вёл себя потише; В) считаю, что все учителя должны относиться одинаково ко всем ученикам; Г) нет, учителя ко всем относятся хорошо. 12. Если при мне кто-то подвергается насмешкам: А) я буду смеяться, как все; Б) надо мной смеются чаще, чем над остальными; В) буду наблюдать за происходящим; Г) в нашем классе нет насмешек.
13. В моем классе есть один (несколько) человек, с которыми никто не дружит: А) да, и мне их жаль; Б) да, но они этого заслуживают; В) да, я сам из их числа; Г) нет, у нас в классе нет таких ребят. 14. В нашем классе есть несколько человек, которых все боятся: А) в нашем классе таких нет, и я никого не боюсь; Б) да, они всех унижают, иногда бьют, я стараюсь держаться от них подальше; В) я стараюсь не общаться с ними; Г) это меня все боятся.
15. В моем классе есть учителя, которые занижают мне оценки: А) может быть, но я считаю, что преподаватели должны объективно оценивать всех учеников; Б) да, мне кажется, что я им не нравлюсь; В) да, но я сам это заслужил, потому что не стараюсь учиться лучше; Г) нет у нас таких учителей. 16. Нравится ли тебе находиться в твоем классе? А) в целом нравится, я пользуюсь авторитетом у одноклассников; Б) не нравится, считаю, что наш класс не очень дружный; В) нравится, я общаюсь со всеми в классе; Г) не нравится, у меня нет друзей.
17. Как к тебе и к твоим одноклассникам относятся учителя? А) они ко всем хорошо относятся; Б) плохо, критикуют и высмеивают меня перед одноклассниками; В) есть учителя, которые унижают некоторых моих одноклассников; Г) учителя уважают каждого ученика. 18. Я хотел бы: А) учиться в классе, где дают групповые задания, и мы их выполняем вместе; Б) учиться только с одноклассниками со схожими интересами, а «неудачников» убрать из класса; В) учиться в классе, где мне никто не будет мешать и отвлекать; Г) учиться в том классе, где учусь сейчас.
19. В моем классе есть ребята, с которыми никто не хочет общаться, так как им запрещают родители: А) в нашем классе нет таких ребят; Б) да, я сам из их числа; В) считаю, что со мной должны все общаться; Г) да, но я считаю это несправедливо. 20. Мы всей семьей участвуем в школьных мероприятиях: А) да, с удовольствием; Б) нет, нас заставляют участвовать; В) да, так принято в нашем классе; Г) нет, многие тоже не участвуют.
21. В нашем классе бывает такое, что: А) одноклассники «прикалываются» в социальных сетях над другим одноклассником; Б) иногда весело разместить что-нибудь смешное про одноклассников в социальных сетях; В) меня долгое время преследовали и унижали в социальных сетях; Г) нет, не было таких случаев.  

Обработка результатов

1) За каждый совпавший ответ с ключом ответов по каждой шкале начисляется 1 балл.

2) Обработка теста начинается с подсчета шкалы «Наличие риска».

3) По шкале «Наличие риска» высчитывается уровень риска возникновения буллинга:

- низкий уровень риска – 0 баллов. Признаки буллинга отсутствуют. Психологический климат в классе оптимальный, атмосфера в классе благоприятная.

- средний уровень риска от 1 до 10 баллов. Средний уровень говорит о наличии признаков буллинга в стадии его становления, могут присутствовать прикалывания, не грубые обзывания и не сильные издёвки. Предполагается, что если не предпринимать меры, риск перейдет в высокий уровень.

- высокий уровень риска от 11 до 22 баллов. Высокий уровень должен расцениваться как наличие буллинга в классе. Ответы указывают на признаки буллинга, который уже длится не один месяц, жертва испытывает значительные страдания.

4) После подсчета шкалы «Наличие риска» подсчитываются остальные шкалы, потому что шкала риска показывает непосредственно жертву риска. Подсчет других шкал необходим для определения других ролей и определения типа буллинга.

5) Шкала «Роли в буллинге»:

- подшкала «Агрессор (Инициатор)» учитывается при наборе не менее 8 баллов.

- подшкала «Жертва» учитывается при наборе не менее 8 баллов.

- подшкала «Свидетель» учитывается при наборе не менее 8 баллов.

В случае, если один ученик набирает не менее 8 баллов по нескольким шкалам в «Роли в буллинге», это говорит о динамичности процесса буллинга в классе: когда один ученик сначала может выступать как жертва, потом переходит в роль свидетеля, жертвой становится другой обучающийся. Либо может быть агрессором, потом перейти в роль свидетеля.

6) Шкала «Тип буллинга» позволяет определить, между какими участниками образовательного процесса присутствует риск буллинга:

- подшкала «Ученик - ученик» говорит о наличии риска буллинга между учениками одного класса. Учитывается в случае набора не менее 8 баллов.

- подшкала «Ученик - учитель» говорит о наличии риска буллинга между учителем и учеником. Учитывается при наборе не менее 3 баллов.

- подшкала «Ученик - взрослый» говорит о наличии буллинга между учеником и родителем одного из одноклассников. Учитывается при наборе не менее 2 баллов.

Бланк ответов

Обучающийся выбирает вариант ответа

И вписывает в бланк

Дата___________ Школа №__________________Пол__________

 

Ответы Ответы
1   12  
2   13  
3   14  
4   15  
5   16  
6   17  
7   18  
8   19  
9   20  
10   21  
11  

 

 

КЛЮЧ

Шкала «Наличие риска»

Шкала роли в буллинге

Тип буллинга

Агрессор (Инициатор) Жертва Свидетель Ученик - ученик Ученик - учитель Ученик - взрослый
1 В Б В Г В - -
2 В Б В   В - -
3 АВ - АВ - А В -
4 БГ - БГ - Г - -
5 В Г В Б В - -
6 Б Г Б А Б - -
7 Г Г - А Г - -
8 А А - - А - -
9 Б В Б - Б - -
10 Б Г Б А Б - -
11 А Б А В - А -
12 Б А Б В Б - -
13 В Б В А В - -
14 Б Г Б В Б - -
15 Б - Б - - Б -
16 Г А Г Б Г - -
17 Б - Б В - Б -
18 В Б В - В - -
19 Б В Б Г - - Б
20 Б - Б   - - Б
21 В Б В А В - -

 

Классным руководителем

Самоанализ ситуации в классе является важным этапом в оценке риска возникновения буллинга. Он позволяет педагогу самостоятельно оценить и увидеть актуальную ситуацию в классе.

Инструкция. При заполнении бланка необходимо на каждое утверждение дать ответ «да» или «нет». При ответе «да» необходимо указать фамилию и имя учащегося.

Педагогу необходимо заполнять данную анкету регулярно, раз в неделю.

Если фамилия и имя одного и того же ученика фигурирует на протяжении нескольких недель, необходимо обратиться к анкете «Климат в классе», т.к.возможен риск возникновения буллинга или его наличие.

 

Показатель Да/ФИО ученика Нет
1 В классе есть ученик, который регулярно подвергается оскорбительным насмешкам или угрозам со стороны сверстников    
2 В классе есть ученик, которого часто задирают, толкают, пинают или бьют, при этом он не может противостоять и защищаться    
3 В классе есть ученик, который часто оказывается участником ссор, драк, пытается их избегать оказывается беззащитен, часто плачет.    
4 В классе есть ученик, у которого другие одноклассники берут без спроса учебники, принадлежности, деньги, другие личные вещи ребенка и разбрасывают их, рвут, портят.    
5 В классе есть ученик, который часто проводит время в одиночестве во время перемен, обеда. У него нет ни одного друга в классе.    
6 В классе есть ученик, которого другие дети в командных играх выбирают в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.    
7 В классе есть ученик, который старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.    
8 В классе есть ученик, который не выходит отвечать к доске, не отвечает с места вслух, при этом справляется с письменными заданиями.    
9 В классе есть ученик, который выглядит расстроенным, грустным, часто плачет.    
10 В классе есть ученик, у которого резко или постепенно ухудшается успеваемость.    

Итого

   

 

Интерпретация: за каждый ответ «да», начисляется 1 балл.

от 10 до 4 баллов - присутствует риск возникновения буллинга (школьной травли);

от 3 баллов до 0 баллов – отсутствует риск возникновения буллинга (школьной травли).

 

Анкета

«Психологический климат в классе моего ребенка»

Данную анкету может проводить как классный руководитель, так и педагог-психолог школы.

Инструкция. Уважаемые родители! Мы считаем, что дети учатся с интересом там, где спокойно и безопасно. Поэтому заинтересованы в создании благоприятной поддерживающей среды в школе и в каждом конкретном классе. Просим Вас ответить на вопросы анкеты для изучения уровня комфортности психологического климата в классе, где учатся ваши дети. Надеемся на Ваши искренние ответы.

Мы регулярно проводим опрос педагогов, родителей и школьников, чтобы вовремя замечать проявления неблагоприятного климата и принимать меры по налаживанию поддерживающей среды. Результат теста вы можете узнать у педагога-психолога/классного руководителя вашей школы/класса.

Просим указать ФИО, класс и возраст вашего ребенка.

Для ответа на вопрос обведите один из предложенных вариантов.

Спасибо за участие.

 

ФИО вашего ребенка_____________________________________

класс________ возраст________

Вопрос анкеты Вариант ответа
1 Как вы думаете, Вашему ребенку нравится его класс? А) да, в целом он всегда хорошо отзывается о своих одноклассниках; Б) нет, мой ребенок рассказывал мне, что ему не комфортно в классе.
2 С каким настроением Ваш ребенок идет в школу? А) в основном всегда с хорошим/позитивным; Б) чаще с плохим, чем с хорошим.
3 Ваш ребенок проявляет интерес к школьным предметам/занятиям? А) да, у моего ребенка есть любимые предметы; Б) нет, у моего ребенка отсутствует интерес к большинству школьных предметов/занятий.
4 У Вашего ребенка есть друзья-одноклассники, с которыми он может общаться в школе? А) да; Б) нет; В) не знаю.
5 Одноклассники Вашего ребенка приглашают его для проведения совместного времени вне школы (ходят вместе гулять, приходят в гости, общаются в интернете и пр.)? А) да, регулярно проводят время вместе; Б) изредка; В) во внешнкольное время с одноклассниками практически не общается.
6 Высказывал ли Ваш ребенок желание перевестись в другой класс, школу? А) нет; Б) да; В) иногда говорит об этом.
7 Ваш ребенок удовлетворен отношениями с его учителями? А) я думаю, в основном да; Б) я думаю, в основном нет.
8 Ваши предложения по улучшению психологического климата в классе вашего ребенка. А) предложений нет, все хорошо. Б) я предлагаю_______________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________

Обработка результатов:

1) за каждый ответ «б» – начисляется 1 балл;

2) от 7 до 4 баллов – родитель оценивает психологический климат как неудовлетворительный, риск возникновения буллинга (школьной травли) присутствует;

 3) от 3 до 0 баллов – родитель оценивает психологический климат как хороший, риска возникновения буллинга (школьной травли) отсутствует.

После сбора информации педагог, проводивший обследование (классный руководитель/педагог-психолог/социальный педагог), должен сделать вывод на основе полученных данных. Если риск возникновения буллинга (школьной травли) подтверждается, то педагог обязан в письменной форме сообщить о сложившейся ситуации администрации школы - директору или завучу по воспитательной работе по форме 1.

 

Форма 1.

 

Директору МБОУ «Школа №____»

______________________________

ФИО, должность)

Служебная записка.

Довожу до Вашего сведения, что мною__________________________________________________,

(ФИО педагога)

в период с _________ по ________20___года в отношении обучающегося ______________________________________

(ФИО, класс обучающегося)

были выявлены факты, дающие предполагать риск возникновения буллинга в классе__________________________

_____________________________________________________________ (перечислить, какие конкретно факты)________________

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Прошу Вас оказать содействие в профилактике буллинга и организации работы с классом.

 

Дата «______»___________20____г.

 

Подпись

 

 

После информирования администрации школы необходимо организовать работу с классом по предупреждению или предотвращению буллинга в классе классному руководителю, школьному педагогу-психологу либо с помощью привлечённого педагога-психолога из ресурсного центра или НКО.

 

 

Диагностические карты

Что делать, когда определены основные участники буллинга, о чем их спрашивать, какие вопросы обязательно должны быть заданы, ответить на эти вопросы поможет правильно выстроенное интервью, на основе приведенных ниже диагностических карт. Ни одна из тестовых методик не заменит качественно живого общения ребенка со специалистом, также интервью поможет специалисту оказать поддержку ребенку и замотивировать на совместную работу в преодолении кризисной ситуации.

Диагностическая карта применяется после выявления конкретных участников буллинг: жертв, свидетелей, агрессоров. Является дополнительным инструментом для сбора информации и построения плана работы.Далее представлены основные вопросы («Диагностическая карта – А» – агрессор; «Ж - жертва»; «Н - наблюдатель»), которые должен задать специалист, они не являются истинной в последней инстанции и их формулировки могут изменяться, в зависимости от ситуации, но важно сохранять их смысл. На основе полученных ответов, специалист относит тот или иной фактор к проблемному, либо ресурсному уровню.

Фактор/Вопросы

Маркеры

Проблемный уровень Ресурсный уровень

Общие вопросы по ситуации

1 Распространенность Насколько часто вы вместе с другими ребятами подшучиваете или издеваетесь над кем-нибудь? Частые издевательства, на постоянной основе. Редко, только в виде шутки. 2 Форма. В какой форме обычно издевательства происходят?   Где и при каких условиях это происходит? Издевательства происходят в форме обзываний, порчи имущества, применения физической силы или специальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот).   В классе, на переменах, в любых местах в школе и за ее пределами Подшучивания. Периодические конфликты, которые благополучно разрешаются впоследствии в классе, на переменах. 3 Действия педагога(ов). Присутствуют ли при этом учителя, либо кто-то из администрации школы?   Как учителя и администрация реагируют на такие случаи издевательств?   Предпринимают ли они какие-нибудь меры, чтобы это прекратить? Издевательства происходят в отсутствии учителя и администрации/ учителя и администрация видят издевательства, но реагируют на такие случаи, не предпринимают никаких мер.   Учителя позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. В случае обнаружения издевательств учитель сразу же реагирует, выясняет подробности, привлекает к беседе учеников, родителей, при необходимости администрацию школы 4 Мотивация травли. Как ты думаешь, почему другие заслуживают, чтобы над ними издевались?   Происходили ли издевательства раньше? Как давно это началось?   Что-нибудь школа предпринимала в те разы? Мотивы: зависть; месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания); самоутверждение в коллективе; стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»; желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.   В прошлом школа не предпринимали никаких действий для прекращения травли. Издевательства воспринимаются как подшучивания, нет осознания переживаний жертвы.

Диагностическая карта - Ж (ЖЕРТВА)

ФИО ребенка _______________________Возраст_____Пол_____

ФИО родителей (лиц их замещающих):______________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

 

Фактор/Вопросы

Маркеры

Проблемный уровень Ресурсный уровень

Общие вопросы по ситуации

1 Распространенность.Насколько широко распространены издевательства и преследования в твоей школе?   Издевается один ученик или весь класс?   Есть ли те, кто не издевается?   Почему, как думаешь? Обучающемуся известно свыше 1 случая;   Издевается несколько человек, объединённых в группу. Обучающемуся не известны подобные случаи.   Встречаются единичные случаи, но они быстро пересекаются одноклассниками либо учителями. 2 Форма. В какой форме обычно издевательства происходят?   Где и при каких условиях это происходит? Физическое и вербальное насилие.   В отсутствии отдельных педагогов.   В присутствии отдельных педагогов. После уроков. Издевательства отсутствуют. 3 Реакция педагога Присутствуют ли при этом учителя, либо кто-то из администрации школы?   Как учителя и администрация реагируют на такие случаи издевательств?   Предпринимают ли учителя и администрация школа какие-нибудь меры, чтоб это прекратилось? Присутствуют Присутствуют, но не всегда Делают вид, что ничего плохого не происходит Подначивают жертву Сами являются агрессорами Не присутствуют   Если присутствуют, то делают обидчику замечания   Встают на сторону жертвы   Инициируют разбор конфликтной ситуации   Стараются создать безопасные условия 4 Мотивация травли. Как ты думаешь, из-за чего над тобой издеваются?   Происходило ли это раньше?   Как давно это происходит?   Что-нибудь школа предпринимала в те разы? Происходит давно (не первый месяц) Со стороны школы нет желания разобраться в ситуации Происходит менее месяца Со стороны школы есть желание разобраться в ситуации

Фактор/Вопросы

Маркеры



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.098 с.)