Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
БЛОК 1. Основные теоретические аспектыСтр 1 из 7Следующая ⇒
Оценка риска буллинга в образовательной среде
Уфа-2020 Оценка риска буллинга в образовательной среде: методическое пособие. – Уфа, 2020. – 49 с.
Рецензент: Квасникова Т.Ю. – начальник Управления по опеке и попечительству г.Уфы Республики Башкортостан, кандидат педагогических наук, доцент. Авторы-составители: Каганская В.П. – педагог-психолог высшей категорииМБОУДО ЦППМСП «Саторис», Отличник образования Республики Башкортостан; Каганская Н.М. – методист, Заслуженный учитель Республики Башкортостан; Тальвинский Д.В. – педагог-психолог высшей категории, заведующий психологическим отделом МБОУДО ЦППМСП «Саторис». Антонова О.Ю. – педагог-психолог высшейкатегорииМБОУДО ЦППМСП «Саторис»; Иванова О.Л. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»; Бакаева Г.Р. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»; Провалова Ю.А. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»; Афанасьева Г.М. – педагог-психолог первой категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»; Устинова Н.В. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»; Мигранова Э.Р. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»; Бикбаева П.А. – педагог-психолог высшей категории МБОУДО ЦППМСП «Саторис»; Данное методическое пособие это попытка повышения эффективности работы в вопросах предупреждения буллинга и его своевременного обнаружения в образовательном учреждении.Пособие будет полезно для специалистов, работающих в образовательных учреждениях и сталкивающихся с буллингом. СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………...……4 БЛОК 1. Основные теоретические аспекты 1. Общие теоретические аспекты буллинга в современной школе…………………………………………….…………………...6 2. Организация поддерживающей среды в работе по профилактике буллинга……………………………...…………………………….…11 БЛОК 2. Оценка риска ситуации буллинга 3. Алгоритм работы по выявлению ситуации буллинга……..…...14
БЛОК 3. Работа со случаем буллинга 4.1 Уровень агрессивности в классе……………………………..…17 4.2 Тест «Чтобы вы сделали?»…………………………………....…18 4.3 Диагностические карта…………………………...……..…........18
5. Разработка плана мероприятий по работе со случаем буллинга…………………………………….……………….…...…...30 6. Мониторингпо итогам проведения коррекционной работы…………………………………………………………....…...32 Список использованной и рекомендуемой литературы………......34 Приложение……………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Особую роль в социальном формировании молодого человека, его образа жизни и поведения играет учебная деятельность, которая носит не только позитивный, но порой негативный характер. Буллинг как социальное явление возникает с большей вероятностью в любых искусственно созданных группах и коллективах: учебном классу, армии, трудовом коллективе и другое. В российском обществе проявления буллинга являются мало осознанными и обыденными, а его последствия в большинстве случаев остаются вне фокуса внимания. При этом буллинг оказывает негативное влияние абсолютно на всех участников ситуации, а не только на агрессора и жертву. Так по исследованиям Кона И.С., 2009, Кравцовой М.М., 2005, Ениколопова С.Н., 2010,KowalskiR.M., LimberS.P., AgatstonP.W., 2011 дети, осуществляющие травлю, привыкают к безнаказанности и чаще сверстников демонстрируют девиантные формы поведения (драки, воровство, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, употребление психоактивных веществ). Дети, подвергающиеся травле, чаще других страдают от тревоги и депрессии, апатии, головных болей и энуреза, демонстрируют снижение учебной успеваемости, у них формируется представление о том, что мир полон опасностей и они неспособны повлиять на происходящее. Так называемые провоцирующие жертвы, дети, которыеведут себя агрессивно и одновременно подвергаются агрессии со стороны других детей, показывают наиболее высокий риск по суицидам и другому аутоагрессивному поведению. Дети, ставшие свидетелями травли, испытывают страх, беспомощность, стыд и одновременно желание присоединиться к преследованию; никем не прекращенная травля ведет к снижению у них способности к эмпатии, выработке безразличия и позиции «молчаливого большинства». Именно поэтому, от своевременного выявления предикторов буллинга зависит то, насколько эффективна будет построена коррекционная работа.
Изучение множества диагностических инструментов показало, что на настоящее время нет психодиагностических инструментов, которые бы в совокупности помогли педагогу выявить риск возникновения буллинга в классе, определить тип буллинга (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-взрослый) и понять, кто какую роль выполняет. Некоторые методики строятся на крайне прямых вопросах, что приводит к активации механизмов психологической защиты у респондента, выдаче социально-одобряемых ответов и как следствие,получение не достоверных данных. При разработке пособия, мы придерживалисьпозиции некоторых исследований отраженных в работах Ачитаевой И.Б., Банникова К.Л., Белановской С.А., Бочавера А.А., что насилие (буллинг) в классе это способ выстраивания внутригрупповой иерархии и самоорганизации группы, которые позволяют справитьсяс негативными переживаниями от длительного принудительного присутствия в одном коллективе. В таком случае насилие начинает применяться для поддержания послушания в классе, что не редко становится выгодно учителям, которые могут его поддерживать. Данное методическое пособие представляет из себя синтез многих ныне существующих диагностических методик. Отличительной особенностью является системный подход к проблеме буллинга. Оценка риска буллинга состоит из некоторых основных этапов: 1. Определение наличия риска буллинга в классе – проведение опросника «Климат в школе»; 2. Определение уровня агрессивности в классе (в случае выявления риска буллинга) – проведение опросника; 3. Определение ролей в буллинге – проведение психологической игры «Чтобы вы сделали?»; 4. Определение проблемных и ресурсных зон – заполнение диагностических карт; 5. Составление плана работы с классом. Оценка риска буллинга заканчивается составлением плана работы с классом.
Участники буллинга Буллинг - это всегда система!!! В этой системе участники выполняют следующие роли: 1. «Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву. 1.1 «Соагрессоры» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором. 2. «Жертва» – человек, который подвергается агрессии. 3.«Наблюдатели» – люди, знающие о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающие нейтралитет. 3.1 «Защитники» – люди, находящиеся на стороне жертвы и пытающиеся оградить её от агрессии.
Фаза – Предварительная травля. 1. Определение/поиск мишени (жертвы) буллинга, разжигание конфликтов и ссор в классе; Фаза – Усугубление травли. 4. Страдание жертвы (неуверенность, страх, отчаяние вплоть до изоляции и аутоагрессии). Фаза – Разрешение травли. 5. Болезнь жертвы, выключение ее из жизни класса, тяжелые психические нарушения у жертвы, переход жертвы в другое учебное заведение, негативное влияние на всех участников ситуации буллинга. Динамика буллинга, помимо того, что носит целенаправленный и нарастающий характер, также она может принимать циклический характер. Например, после завершения 4 фазы, когда жертва покинула класс, то коллективможет найти новую жертву и продолжить травлю, в случае если жертва осталась в коллективе, то травля продолжится до тех пор, пока жертва не будет окончательно сломлена.
Опросник «Климат в классе» Условия проведения опросника. Учащимся отдельного класса раздаются бланки ответов и опросный бланк. Опросник и бланки для ответов следует раздать ученикам. Важно, чтобы ученики заполняли бланк ответов самостоятельно, не указывая имени (анонимно), находясь на дистанции друг от друга. (Например, сидели за партами в учебной аудитории в шахматном порядке, либо в актовом зале, занимая каждое второе кресло). Опросник может проводить психолог или педагог (классный руководитель, предметник, социальный педагог) после получения инструктажа о правилах проведения диагностической процедуры. (В индивидуальной форме время проведения опросника - 15 минут, в групповой – 20 минут).
Введение перед диагностическим мероприятием. «Добрый день, ребята! Всем известно, что ученики в школе не только учатся, но и общаются - дружат и конфликтуют, ссорятся и мирятся. Некоторое количество проблем в общении со сверстниками ученики переносят легко, справляются с ними самостоятельно. Тогда в классе учиться комфортно. Если проблем в общении становится много – то ходить в школу и тем более учиться становится трудно. В этом случае всему классу нужна помощь – поговорить о трудностях честно и открыто; возможно, пересмотреть правила общения в классе, чтобы разрешать проблемы и разногласия без унижения и обид. Мы предлагаем вам поучаствовать в исследовании уровня комфортности и благополучия психологической атмосферы в вашем классе. Нам важно выяснить,как часто у вас возникают сложности или неприятности в общении с одноклассниками, удается ли справляться с ними. Бывает ли такое, что из-за отношения одноклассников становиться трудно ходить в школу и учиться.Случается ли в классе буллинг (школьная травля)?Просим отвечать на вопросы честно. Это безопасно, так как исследование анонимное. Никто не сможет узнать, чьи это ответы. Помните - здесь нет правильных или неправильных ответов. У всех в классе есть своя точка зрения, поэтому каждому нужно выбрать ответ, который подходит именно ему. Результаты теста в вашем классе вам сообщит педагог-психолог вашей школы. Спасибо, что принимаете участие в нашем исследовании». Инструкция. «Ребята, у каждого из вас есть ОПРОСНИК, в нем представлены 22 группы утверждений. И есть БЛАНК ОТВЕТОВ с таблицей и номерами утверждений. Перед тем как отвечать, прочитайте внимательно утверждение и четыре варианта его продолжения. Нужно выбрать ТОЛЬКООДИН из четырех вариантов, который кажется наиболее подходящим, и отметить его в таблице бланка ответов. В бланке с утверждениями вы ничего не отмечаете. Надеемся на вашу искренность и желание улучшить атмосферу в вашем классе.
Обработка результатов
1) За каждый совпавший ответ с ключом ответов по каждой шкале начисляется 1 балл. 2) Обработка теста начинается с подсчета шкалы «Наличие риска». 3) По шкале «Наличие риска» высчитывается уровень риска возникновения буллинга: - низкий уровень риска – 0 баллов. Признаки буллинга отсутствуют. Психологический климат в классе оптимальный, атмосфера в классе благоприятная. - средний уровень риска от 1 до 10 баллов. Средний уровень говорит о наличии признаков буллинга в стадии его становления, могут присутствовать прикалывания, не грубые обзывания и не сильные издёвки. Предполагается, что если не предпринимать меры, риск перейдет в высокий уровень. - высокий уровень риска от 11 до 22 баллов. Высокий уровень должен расцениваться как наличие буллинга в классе. Ответы указывают на признаки буллинга, который уже длится не один месяц, жертва испытывает значительные страдания. 4) После подсчета шкалы «Наличие риска» подсчитываются остальные шкалы, потому что шкала риска показывает непосредственно жертву риска. Подсчет других шкал необходим для определения других ролей и определения типа буллинга. 5) Шкала «Роли в буллинге»: - подшкала «Агрессор (Инициатор)» учитывается при наборе не менее 8 баллов. - подшкала «Жертва» учитывается при наборе не менее 8 баллов. - подшкала «Свидетель» учитывается при наборе не менее 8 баллов. В случае, если один ученик набирает не менее 8 баллов по нескольким шкалам в «Роли в буллинге», это говорит о динамичности процесса буллинга в классе: когда один ученик сначала может выступать как жертва, потом переходит в роль свидетеля, жертвой становится другой обучающийся. Либо может быть агрессором, потом перейти в роль свидетеля. 6) Шкала «Тип буллинга» позволяет определить, между какими участниками образовательного процесса присутствует риск буллинга: - подшкала «Ученик - ученик» говорит о наличии риска буллинга между учениками одного класса. Учитывается в случае набора не менее 8 баллов. - подшкала «Ученик - учитель» говорит о наличии риска буллинга между учителем и учеником. Учитывается при наборе не менее 3 баллов. - подшкала «Ученик - взрослый» говорит о наличии буллинга между учеником и родителем одного из одноклассников. Учитывается при наборе не менее 2 баллов. Бланк ответов Обучающийся выбирает вариант ответа И вписывает в бланк Дата___________ Школа №__________________Пол__________
Классным руководителем Самоанализ ситуации в классе является важным этапом в оценке риска возникновения буллинга. Он позволяет педагогу самостоятельно оценить и увидеть актуальную ситуацию в классе. Инструкция. При заполнении бланка необходимо на каждое утверждение дать ответ «да» или «нет». При ответе «да» необходимо указать фамилию и имя учащегося. Педагогу необходимо заполнять данную анкету регулярно, раз в неделю. Если фамилия и имя одного и того же ученика фигурирует на протяжении нескольких недель, необходимо обратиться к анкете «Климат в классе», т.к.возможен риск возникновения буллинга или его наличие.
Итого |
Интерпретация: за каждый ответ «да», начисляется 1 балл.
от 10 до 4 баллов - присутствует риск возникновения буллинга (школьной травли);
от 3 баллов до 0 баллов – отсутствует риск возникновения буллинга (школьной травли).
Анкета
«Психологический климат в классе моего ребенка»
Данную анкету может проводить как классный руководитель, так и педагог-психолог школы.
Инструкция. Уважаемые родители! Мы считаем, что дети учатся с интересом там, где спокойно и безопасно. Поэтому заинтересованы в создании благоприятной поддерживающей среды в школе и в каждом конкретном классе. Просим Вас ответить на вопросы анкеты для изучения уровня комфортности психологического климата в классе, где учатся ваши дети. Надеемся на Ваши искренние ответы.
Мы регулярно проводим опрос педагогов, родителей и школьников, чтобы вовремя замечать проявления неблагоприятного климата и принимать меры по налаживанию поддерживающей среды. Результат теста вы можете узнать у педагога-психолога/классного руководителя вашей школы/класса.
Просим указать ФИО, класс и возраст вашего ребенка.
Для ответа на вопрос обведите один из предложенных вариантов.
Спасибо за участие.
ФИО вашего ребенка_____________________________________
класс________ возраст________
№ | Вопрос анкеты | Вариант ответа |
1 | Как вы думаете, Вашему ребенку нравится его класс? | А) да, в целом он всегда хорошо отзывается о своих одноклассниках; Б) нет, мой ребенок рассказывал мне, что ему не комфортно в классе. |
2 | С каким настроением Ваш ребенок идет в школу? | А) в основном всегда с хорошим/позитивным; Б) чаще с плохим, чем с хорошим. |
3 | Ваш ребенок проявляет интерес к школьным предметам/занятиям? | А) да, у моего ребенка есть любимые предметы; Б) нет, у моего ребенка отсутствует интерес к большинству школьных предметов/занятий. |
4 | У Вашего ребенка есть друзья-одноклассники, с которыми он может общаться в школе? | А) да; Б) нет; В) не знаю. |
5 | Одноклассники Вашего ребенка приглашают его для проведения совместного времени вне школы (ходят вместе гулять, приходят в гости, общаются в интернете и пр.)? | А) да, регулярно проводят время вместе; Б) изредка; В) во внешнкольное время с одноклассниками практически не общается. |
6 | Высказывал ли Ваш ребенок желание перевестись в другой класс, школу? | А) нет; Б) да; В) иногда говорит об этом. |
7 | Ваш ребенок удовлетворен отношениями с его учителями? | А) я думаю, в основном да; Б) я думаю, в основном нет. |
8 | Ваши предложения по улучшению психологического климата в классе вашего ребенка. | А) предложений нет, все хорошо. Б) я предлагаю_______________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ |
Обработка результатов:
1) за каждый ответ «б» – начисляется 1 балл;
2) от 7 до 4 баллов – родитель оценивает психологический климат как неудовлетворительный, риск возникновения буллинга (школьной травли) присутствует;
3) от 3 до 0 баллов – родитель оценивает психологический климат как хороший, риска возникновения буллинга (школьной травли) отсутствует.
После сбора информации педагог, проводивший обследование (классный руководитель/педагог-психолог/социальный педагог), должен сделать вывод на основе полученных данных. Если риск возникновения буллинга (школьной травли) подтверждается, то педагог обязан в письменной форме сообщить о сложившейся ситуации администрации школы - директору или завучу по воспитательной работе по форме 1.
Форма 1.
Директору МБОУ «Школа №____»
______________________________
ФИО, должность)
Служебная записка.
Довожу до Вашего сведения, что мною__________________________________________________,
(ФИО педагога)
в период с _________ по ________20___года в отношении обучающегося ______________________________________
(ФИО, класс обучающегося)
были выявлены факты, дающие предполагать риск возникновения буллинга в классе__________________________
_____________________________________________________________ (перечислить, какие конкретно факты)________________
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Прошу Вас оказать содействие в профилактике буллинга и организации работы с классом.
Дата «______»___________20____г.
Подпись
После информирования администрации школы необходимо организовать работу с классом по предупреждению или предотвращению буллинга в классе классному руководителю, школьному педагогу-психологу либо с помощью привлечённого педагога-психолога из ресурсного центра или НКО.
Диагностические карты
Что делать, когда определены основные участники буллинга, о чем их спрашивать, какие вопросы обязательно должны быть заданы, ответить на эти вопросы поможет правильно выстроенное интервью, на основе приведенных ниже диагностических карт. Ни одна из тестовых методик не заменит качественно живого общения ребенка со специалистом, также интервью поможет специалисту оказать поддержку ребенку и замотивировать на совместную работу в преодолении кризисной ситуации.
Диагностическая карта применяется после выявления конкретных участников буллинг: жертв, свидетелей, агрессоров. Является дополнительным инструментом для сбора информации и построения плана работы.Далее представлены основные вопросы («Диагностическая карта – А» – агрессор; «Ж - жертва»; «Н - наблюдатель»), которые должен задать специалист, они не являются истинной в последней инстанции и их формулировки могут изменяться, в зависимости от ситуации, но важно сохранять их смысл. На основе полученных ответов, специалист относит тот или иной фактор к проблемному, либо ресурсному уровню.
Фактор/Вопросы
Маркеры
Общие вопросы по ситуации
Диагностическая карта - Ж (ЖЕРТВА)
ФИО ребенка _______________________Возраст_____Пол_____
ФИО родителей (лиц их замещающих):______________________
________________________________________________________
_______________________________________________________
№ |
Фактор/Вопросы
Маркеры
Общие вопросы по ситуации
Фактор/Вопросы
Маркеры
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.098 с.)