Тема 5. Висцеральные функции организма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Висцеральные функции организма



Тема 5. Висцеральные функции организма

1. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.

1.1. Понятие о терморегуляции, ее механизмах и возрастных особенностях.

1.2. Кровь и кроветворение. Состав, функции и возрастные особенности крови.

1.3. Иммунитет, его виды и возрастные особенности.

1.4. Источники и пути распространения инфекций, гельминтов и др. паразитов при организации учебно-воспитательного процесса.

2. Кровообращение.

2.1.Общий план строения, функции и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

2.2.Работа сердца и сосудов. Нервно-гуморальная регуляция.

2.3. Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы и комплексная диагностика функционального развития ребенка.

2.4. Меры профилактики нарушений работы сердца и сосудов. Факторы, негативно влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы при организации учебно-воспитательного процесса.

3. Дыхание.

3.1. Общий план строения и функции дыхательной системы.

3.2. Понятие о нервно-гуморальной регуляции работы органов дыхания. Возрастные особенности дыхания.

3.3. Показатели дыхания и комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка, для создания оптимального воздушно-теплового и санитарно-гигиенического режима в образовательных учреждениях. Роль состояния воздушной среды для сохранения здоровья детей. и подростков.

4. Пищеварение.

4.1. Сущность процесса пищеварения. Питательные вещества и их значение. Ферменты, их роль в обмене веществ. Возрастные особенности обмена веществ и энергии

4.2.Строение и функции пищеварительной системы, ее возрастные особенности. Микрофлора кишечника и ее значение. Нервно-гуморальная регуляция работы органов пищеварения.

4.3. Возрастные особенности пищеварения и организация питания детей разного возраста.

Составление пищевого рациона. Оценка питания детей.

5. Выделение.

5.1. Сущность процесса выделения как одного из этапов обмена веществ.

5.2. Общий план строения и функции мочевыделительной системы.

5.3. Этапы образования мочи, их возрастные особенности. Нервно-гуморальная регуляция работы органов мочевыделения.

5.4. Возрастные особенности выделительной системы. Меры профилактики у детей нарушений в работе мочевыделителъной системы. Сущность и причины энуреза.

5.5. Строение, функции, возрастные особенности кожи. Значение состояния кожи для оценки здоровья детей.

6. Репродуктивная система организма.

6.1. Общий план строения и функции репродуктивной системы.

6.2. Понятие о половом развитии и половозрастных особенностях. Половое созревание, первичные и вторичные половые признаки.

6.3. Значение полового воспитания для сохранения здоровья детей.

 

Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.

Кровь и кроветворение. Состав, функции и возрастные особенности крови.

Кровь является внутренней средой организма, через которую устанавливается связь как внутренне (между клетками), так и внешне (между клетками и наружной средой). Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов).

 

  Строение Продолж. функционирования Место образования Содержание в 1 мм3 крови Функция
Эритроциты Красные кровяные безъядерные клетки 3-4- мес. Красный костный мозг 4,5-5 млн. Дыхательная
Лейкоциты Белые кровяные амеобразные кл-ки, имеющие ядро 8-12 дней Красный костный мозг, селезенка, лимфоузлы 6-8- тыс. (среднее 7 тыс.) Защитная
Тромбоциты Кровяные пластинки 8-10 дней Красный костный мозг 200-400 тыс. Свертывание крови
Плазма Жидкость желтоватого цвета, представляющая смесь белков – 7%, жиров; 8%, глюкозы – 0,1%, минеральных солей – 0,9%, гормонов, ферментов, растворенных газов. Постоянна Соединительная ткань 55% состава крови Питательная

 

Источники и пути распространения инфекций, гельминтов и др. паразитов при организации учебно-воспитательного процесса.

Кровообращение.

2.1.Общий план строения, функции и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

Условия для нормальной жизнедеятельности всех клеток организма, поступления питательных веществ и кислорода во все клетки и ткани и удаления из них конечных продуктов обмена веществ обеспечивается внутренней средой организма, которая образована кровью, тканевой жидкостью и лимфой.

 

Система Части системы Органы и их части Ткани, из которых состоят органы Функции
Кровеносная Сердце   Сосуды Сердце четырехкамерное, имеет 3 оболочки, находится в околосердечной сумке. Артерии, артериолы, вены, венулы, капилляры Поперечно-полосатая мышечная ткань, соединительная ткань. Гладкая мышечная ткань, эпителий Взаимосвязь всех органов, связь с внешней средой, дыхательная, питательная, гуморальная, защитная, терморегуляции.
Лимфатическая Лимфатические узлы Сосуды Вены, венулы, капилляры Гладкая мышечная ткань Возвращение в кровяное русло тканевой жидкости, защитная, выработка лимфоцитов, всасывание жиров.

 

В сосудистой системе различают: кровеносную и лимфатическую системы.

Кровеносную систему образуют сердце и замкнутая сеть кровеносных сосудов – артерий, вен и капилляров, которые пронизывают все ткани и органы.

Кровообращение в онтогенезе

Высокий процент крови относительно массы тела у младенцев определяется усиленным метаболизмом. Необходимость в интенсивном снабжении кислородом определяет также высокое содержание гемоглобина в крови новорожденного. К концу младенческого периода уровень гемоглобина снижается, масса сердца удваивается, а систолический объем увеличивается в 4 раза. Кругооборот такого большого объема крови обеспечивается высокой частотой сердечных сокращений – 140 уд./мин. Большая частота сердечных сокращений обусловлена особенностями нервной регуляции сердца. Хотя к моменту рождения в сердце ребенка сформированы и симпатические, и парасимпатические нервные окончания, влияние последних значительно снижено.

Дыхание.

3.1. Общий план строения и функции дыхательной системы.

 

В обмене газов между организмом и средой заключается главная роль дыхательной системы.

Дыхательная система человека обеспечивает поглощение кислорода из окружающей среды и выделение из организма обра­зующейся двуокиси углерода.

Следует подробно ознакомиться со строением органов дыха­ния: носовой полости, гортани, трахеи, бронхов. Затем нужно познакомиться с положением, строением, кровоснабжением и ин­нервацией легких.

Необходимо усвоить механизм дыхания, У человека процесс дыхания состоит из 3 фаз: внешнего дыхания, переноса газов кровью и внутреннего дыхания.

Внешнее дыхание состоит из ритмичного вдоха и выдоха. Вдох - наполнение легких воздухом и выдох - выпускание этого воздуха наружу. Так как кровь легочных капилляров непрерывно удаляет из альвеолярного воздуха кислород и отдает взамен углекислый газ, необходимость смены воздуха в легких очевид­на. У человека цикл дыхания (вдох, выдох) повторяется 15-18 раз в минуту, его обеспечивают межреберные мышцы и диафрагма.

ГАЗООБМЕН. Кислород переходит из альвеол в кровь легоч­ных капилляров, а углекислый газ - в обратном направлении вследствие диффузии. Чрезвычайно тонкий альвеолярный эпите­лий не оказывает существенного сопротивления диффузии газов, и, поскольку в альвеолах концентрация кислорода выше, чем в крови, протекающей к легким по легочной артерии, кислород диффундирует из альвеол в капилляры. Напротив, концентрация углекислого газа в крови легочной артерии выше, чем в легоч­ных альвеолах, поэтому он диффундирует из легочных капилляров в альвеолы.

Внутреннее дыхание - обмен газами между кровью и тканя­ми. Кислород переходит из капилляров в клетки, а углекислый газ из клеток в капилляры путем диффузии. На всем своем пути от легких через кровь к тканям кислород движется из области с более высокой его концентрацией в область более низкой концентрация и, наконец, используется в клетках. Перенос кислорода осуществляется с помощью гемоглобина, находящегося в эритроцитах крови. Соединяясь с кислородом, гемоглобин дает непрочное химическое соединение - оксигемоглобин. В легких реакция идет с образованием оксигемоглобина, а в тканях с освобождением кислорода.

Пищеварение.

Выделение.

Тема 5. Висцеральные функции организма

1. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.

1.1. Понятие о терморегуляции, ее механизмах и возрастных особенностях.

1.2. Кровь и кроветворение. Состав, функции и возрастные особенности крови.

1.3. Иммунитет, его виды и возрастные особенности.

1.4. Источники и пути распространения инфекций, гельминтов и др. паразитов при организации учебно-воспитательного процесса.

2. Кровообращение.

2.1.Общий план строения, функции и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

2.2.Работа сердца и сосудов. Нервно-гуморальная регуляция.

2.3. Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы и комплексная диагностика функционального развития ребенка.

2.4. Меры профилактики нарушений работы сердца и сосудов. Факторы, негативно влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы при организации учебно-воспитательного процесса.

3. Дыхание.

3.1. Общий план строения и функции дыхательной системы.

3.2. Понятие о нервно-гуморальной регуляции работы органов дыхания. Возрастные особенности дыхания.

3.3. Показатели дыхания и комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка, для создания оптимального воздушно-теплового и санитарно-гигиенического режима в образовательных учреждениях. Роль состояния воздушной среды для сохранения здоровья детей. и подростков.

4. Пищеварение.

4.1. Сущность процесса пищеварения. Питательные вещества и их значение. Ферменты, их роль в обмене веществ. Возрастные особенности обмена веществ и энергии

4.2.Строение и функции пищеварительной системы, ее возрастные особенности. Микрофлора кишечника и ее значение. Нервно-гуморальная регуляция работы органов пищеварения.

4.3. Возрастные особенности пищеварения и организация питания детей разного возраста.

Составление пищевого рациона. Оценка питания детей.

5. Выделение.

5.1. Сущность процесса выделения как одного из этапов обмена веществ.

5.2. Общий план строения и функции мочевыделительной системы.

5.3. Этапы образования мочи, их возрастные особенности. Нервно-гуморальная регуляция работы органов мочевыделения.

5.4. Возрастные особенности выделительной системы. Меры профилактики у детей нарушений в работе мочевыделителъной системы. Сущность и причины энуреза.

5.5. Строение, функции, возрастные особенности кожи. Значение состояния кожи для оценки здоровья детей.

6. Репродуктивная система организма.

6.1. Общий план строения и функции репродуктивной системы.

6.2. Понятие о половом развитии и половозрастных особенностях. Половое созревание, первичные и вторичные половые признаки.

6.3. Значение полового воспитания для сохранения здоровья детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.026 с.)