Психологические приемы снижения страха у пациента 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические приемы снижения страха у пациента



Психологические исследования показывают, что зубы имеют ценность силы, украшения, красоты, внешнего совершенства и являются достаточно значимыми для самосознания и ощущения собственной ценности. Приход к зубному врачу часто является стрессом, связанным со страхом ожидания, напряженностью и вегетативной дистонией, а стоматологическая терапия, несмотря на широкие современные возможности преодоления боли (от аналгезии и местной анестезии до медикаментозного седирования), все еще воспринимается некоторыми пациентами как болезненное, иногда даже как агрессивное вмешательство.

Таким образом, важная психологическая задача врача-стоматолога - это снижение страха, состояния тревоги у больного, наличие которых может значительно затруднить не только процесс общения, но и саму работу с больным, т.к. страх может выражаться в различных формах реакции, например, таких как бегство от лечения или откладывание консультации, агрессия, физическое сопротивление.

Существуют определенные группы больных, предъявляющие повышенные требования к личностным качествам врача-стоматолога и его психологической подготовке: дети и подростки, обладающие специфически возрастной лабильностью и ранимостью; пожилые пациенты и инвалиды, вследствие их социальных и медицинских проблем; больные с челюстно-лицевыми аномалиями, характеризующиеся наличием определенных личностных особенностей и эмоциональных переживаний в связи со своим внешним дефектом; больные с неврозами и психопатиями с их неосознаваемыми страхами и внутренними конфликтами, характерологической деформацией. Особый психологический подход требуют пациенты, страдающие психическими заболеваниями.

 Панический страх перед зубными врачами — это болезнь, которую называют дентофобией, одонтофобией или стоматофобией. Команда «Соберись, тряпка, там будет анестезия!» в этом случае ничем не поможет. Человек, страдающий такой болезнью, просто не может переступить порог стоматологического кабинета, даже когда зубная боль становится совершенно невыносимой.

Здесь важно отличать обычное беспокойство перед визитом к врачу от панического состояния. Если ваша тревога уступает перед доводами рассудка, то болезни у вас нет.

Если при одной мысли о лечении зубов артериальное давление подскакивает до неведомых высот, начинается бурное сердцебиение, вам не по силам выполнить даже простейшие указания врача, то у вас дентофобия.

Современные средства диагностики и лечения позволяют не только быстро, но ещё и безболезненно решить любую проблему.

Кроме того, стоматологи должны общаются с пациентами корректно и терпеливо, поскольку знают, что психологический комфорт повышает успешность лечения.

Главными причинами дентофобии среди пациентов стоматологического приема являются:

1. Собственный отрицательный опыт пациента при предыдущих стоматологических манипуляциях.

2. Чужой негативный пример. Человек перенимает образ поведения своих друзей и родных, испытывающих дискомфорт при посещении стоматологического кабинета.

3. При неблагоприятном исходе лечения в других областях медицины, человек испытывает стресс и в стоматологии.

4. Медиа-фактор. Сеть Интернет, средства массовой информации создают определенный образ стоматолога и врача в целом. Получая этот негативный пример, пациент составляет в своем сознании недостоверный стереотип.

5. Ощущение собственной беспомощности и потери контроля над ситуацией, когда пациент не в состоянии контролировать процесс, что приводит к появлению чувства уязвимости, которое вызывает страх.

6. Часто дентофобия связана с финансовым фактором. Пациенты боятся, что за лечение им выставят счет на большую, чем они рассчитывали сумму

Из-за чувства страха пациенты оттягивают посещение стоматологического кабинета и приходят на прием уже с острой болью и осложнениями. Выделяют 3 степени выраженности дентофобии:

1. легкая – пациент испытывает легкое беспокойство, сидя в стоматологичеcком кресле;

2.средняя – в зависимости от вида стоматологического вмешательства, пациент испытывает тревогу, после проведенного успешного лечения чувство дискомфорта исчезает;

3.тяжелая степень – пациент посещает стоматолога только в случае крайней необходимости, создает трудности в процессе лечения, не выполняет рекомендации врача.

Мотивы уклонения от посещения стоматолога условно можно разделить на социально-бытовые и психологические. К социально-бытовым следует отнести следующие: недостаток времени (действительный или надуманный), занятость, связанная с работой по совместительству, домашними делами, уходом за детьми, инвалидами, наличие очереди к врачу или неудобное время приема; многоступенчатый ортопедический прием, необходимость достаточно частых посещений врача; отрицательное отношение руководителя к посещению подчиненным врача в рабочее время (это обстоятельство усугубляется еще и тем, что стоматолог не выдает справок, удостоверяющих пребывание работника на приеме), несерьезное отношение к стоматологическому лечению как к второстепенной и необязательной процедуре; недостаточно высокий уровень общей и санитарной культуры пациентов, нерегулярный уход за полостью рта, а иногда и полное его отсутствие.

Психологические мотивы несвоевременного обращения пациентов к стоматологу, в частности ортопеду, более разнообразны и сложны: тревога, страх перед болью, мнение окружающих, противоречивые заключения врачей, перспектива приема студентами, ухудшение самочувствия перед посещением стоматолога, неудачи лечения.

Очевидна необходимость психологической подготовки пациентов перед стоматологическими вмешательствами.

К области психотерапии относятся все слова и действия врача, оказывающие положительное психологическое влияние на больных. В противоположном случае возникает ятрогенный эффект — результат неблагоприятного воздействия врача на психику больного.

Уровень культуры врачебного приема прежде всего определяется тем, насколько широко в нем представлена психотерапия. Применение врачом психотерапии находится в полном соответствии с классическим принципом «лечить не болезнь, а больного».

Настроенность пациента на ортопедические процедуры, желание сотрудничать с врачом в период лечения, атмосфера доверия и партнерства, положительные эмоции — залог успеха ортопедических процедур.

К сожалению, часто лечение проводится наспех, контакт врача с больным формален, психотерапевтическая работа сведена к минимуму. Это происходит из-за отсутствия у ряда врачей-ортопедов необходимой деонтологической подготовки, нежелания развивать у себя психотерапевтическую активность, а также сказываются ограниченность времени амбулаторного приема и отсутствие элементарных условий для психотерапевтического воздействия на больных. К специфическим предпосылкам необходимости психотерапии относятся прежде всего болезненные или малоприятные ортопедические манипуляции (препарирование зубов, инъекции, снятие оттисков и др.), вызывающие у больных страх и тревогу ожидания боли. Негативное влияние на психику пациента также оказывают эстетические дефекты, нарушение речи, невозможность полноценно питаться, сложности психофизиологической перестройки во время привыкания к протезам.

Уже при первой встрече с больным, в беседе с ним, врач определяет и выделяет наиболее значимые раздражители, вызвавшие эмоциональное напряжение больного, его отношение к заболеванию. У пациента, ожидающего приема или сидящего в кресле, можно выявить и проанализировать внешние вегетативные и поведенческие проявления эмоций (наблюдается сжатие и закусывание губ, опускание углов рта, подергивание век, частое моргание; морщится лоб, напрягаются жевательные мышцы; окраска кожных покровов варьирует от бледной до разлитой гиперемии; отмечаются гипер- или гипосаливация, потливость; характерны движения рук — тремор, напряжение, скованность; появляется неадекватная активность, суетливость или, наоборот, подавленность).

Для построения своей психотерапевтической тактики врачу-ортопеду необходимо полагаться на внешние проявления эмоционального состояния пациента.

Формы психотерапевтического воздействия разнообразны. Самая распространенная из них — охранительный, щадящий режим. Это и уютная обстановка в регистратуре и кабинетах, и дипломатичная первая беседа (необходимо дать возможность пациенту высказаться, при необходимости переключить его внимание на другой предмет, иногда уместен директивный подход). Необходимо постараться развеять сомнения пациента, внимательно отнестись ко всем его высказываниям.

На начальном этапе лечения очень полезна демонстрация моделей челюстей пациентов со сходной патологией, муляжей, фотографий, рисунков протезов, аналогичных планируемым конструкциям. Обязательно должен обсуждаться вопрос о материалах, из которых изготавливается протез, следует дать их подробную характеристику.

Заметное психотерапевтическое воздействие имеет непосредственное протезирование, исключающее даже кратковременную нетрудоспособность и ущербность больных, утративших один ли несколько передних зубов. Таких пациентов предупреждают о возможном дискомфорте после лечения с акцентом на кратковременность подобных явлений.

Стоит также упомянуть наиболее распространенные ошибки ортопедов, приводящие к созданию негативного эмоционального фона на приеме. Это нарушение принципа законченности лечения, игнорирование анестезиологической защиты (премедикация, обезболивание).

Психофармакологические препараты рекомендуется применять на амбулаторном стоматологическом приеме в сочетании с активной психотерапевтической работой стоматолога, использованием аппликационной и местной инъекционной

В общении врача-стоматолога с пациентом можно также выделить 4 фазы (см. выше), однако в данном случае имеются некоторые особенности, связанные как с особым эмоциональным состоянием стоматологического больного (тревога, страх), так и самой ситуацией оказания стоматологической помощи (ограничение способности больного к вербальному общению с врачом). Таким образом, основная нагрузка общения ложится на врача.

В контактной фазе врачу следует создать у пациента ощущение безопасности и доверия, что достигается использованием невербальных средств. Врачу необходимо помнить о том, что он общается с больным на самом близком, интимном расстоянии, поэтому внешний вид врача, его мимика, выражение глаз будет обязательно замечено пациентом. Поскольку страх больного может быть обусловлен не только ожиданием болевых или неприятных ощущений в связи с предстоящим лечением, но и возможной вероятностью заражения каким-либо инфекционным заболеванием (СПИД, гепатит), врачу следует обязательно в присутствии больного тщательно вымыть руки, достать стерильный набор инструментов, надеть новые резиновые перчатки. За это время больной успеет удобно расположиться в кресле, привыкнуть к обстановке кабинета и к своему доктору.

В фазе ориентации врач должен предоставить пациенту возможность рассказать о том, что его беспокоит как в соматическом, так и психологическом плане, поскольку это позволит отреагировать на негативные переживания и снизит эмоциональное напряжение. Если эмоции страха, беспокойства у больного выражены в значительной степени, бывает полезно заранее договориться о системе «условных знаков», которые больной может подать врачу в процессе его работы, сигнализируя о своих ощущениях, что позволит врачу, прервавшись, справиться о возникших проблемах у больного. Этот прием создает у пациента впечатление возможности осуществления обратной связи, и тем самым успокаивает его.

Врачу ни в коем случае не следует показывать в присутствии больного, что он чем-то расстроен, возмущен, озабочен своими личными проблемами, т.к. это может отразиться на качестве оказываемой помощи доктором и его тонкой ручной умелости, что в большой степени ценится пациентами в работе стоматолога.

В фазе аргументации врач приступает к работе с больным: проводит осмотр и оценивает состояние ротовой полости, диагностирует заболевания десен и зубов, и при этом постоянно общается с больным в форме монолога. Если состояние ротовой полости неудовлетворительное, не стоит сразу же прибегать к упрекам и нотациям в адрес пациента, приводя его тем самым в замешательство, лучше в конце общения обязательно акцентировать внимание больного на вопросах гигиены и профилактики.

Общение с больным в этой фазе заключается в описании врачом своих действий, поскольку знание пациента того, что сейчас происходит у него в ротовой полости, помогает снизить тревогу. При этом, если врач предполагает, что в какой-то момент больному может быть больно или неприятно, - лучше сообщить ему об этом заранее, создав внутреннюю готовность, и предупредив тем самым неожиданные эмоциональные и двигательные реакции больного, которые могут его травмировать и осложнить работу врача.

Во время работы с пациентом следует избегать праздных разговоров с другими врачами, находящимися в том же кабинете, чтобы не создавать у пациента впечатления отвлечения внимания от него самого. Все разговоры в присутствии больных должны носить исключительно профессиональный характер.

Фаза корректировки - заключительная фаза общения, в которой врач подводит итоги, делает необходимые назначения, дает рекомендации по гигиеническому уходу за полостью рта, при необходимости намечает дату следующего визита. Если у пациента все еще сохраняются болевые ощущения после проведенных лечебных манипуляций, следует обязательно успокоить его и заверить в том, что они носят временный характер, посоветовав провести соответствующие посттерапевтические процедуры. Перед прощанием можно сказать больному что-нибудь ободряющее, чтобы снять оставшееся психологическое напряжение и сделать следующий его визит к врачу более приятным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.005 с.)