Возрастные особенности личности пациента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности личности пациента.



ПЛАН

Возрастные особенности личности пациента.

Типы реагирования личности на болезнь.

Стадии реагирования личности на неизлечимое заболевание (Э.Кюблер-Росс)

Пациенты визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы.

Причины страхов у пациентов генетические, психологические и социальные.

Психологические приемы снижения страха у пациента.

Стадии реагирования личности на неизлечимое заболевание (Э.Кюблер-Росс)

Столкновение с диагнозом «онкологическое заболевание» зачастую является сильнейшим стрессом для любого человека и активизирует различные психологические реакции. Процесс переживания ситуации болезни имеет несколько закономерных этапов, имеющих разную эмоциональную и когнитивную составляющую. Каждый из этих этапов диктует необходимость организации взаимодействия с пациентом соответственно этим особенностям, поэтому понимание фаз переживания болезни является важным инструментом налаживания контакта в системе «врач-пациент».

Е. Кюблер-Росс установила, что большинство больных проходит через пять основных стадий психологической реакции:

Отрицание или шок

Гнев

Торг

Депрессия

Принятие

1. Фаза отрицания заболевания. Она очень типична: человек не верит, что у него есть потенциально смертельная болезнь. Больной начинает ходить от специалиста к специалисту, перепроверяя полученные данные, делает анализы в различных клиниках. В другом варианте он может испытывать шоковую реакцию и вообще больше не обращается в больницу. В этой ситуации нужно эмоционально поддержать человека, но не нужно менять эту установку, пока она не мешает лечению.

2. Фаза протеста или дисфорическая фаза. Характеризуется выраженной эмоциональной реакцией, агрессией, обращенной на врачей, общество, родственников, гневом, непониманием причин болезни: «Почему это случилось именно со мной?» «Как это могло произойти?». В этом случае необходимо дать больному выговориться, высказать все свои обиды, негодование, страхи, переживания, представить ему позитивную картину будущего.

3. Фаза торга или аутосуггестивная. Для этой стадии характерны попытки «выторговать» как можно больше времени жизни у самых разных инстанций, резкое сужение жизненного горизонта человека. В течение этой фазы человек может обращаться к богу, использовать разные способы продлить жизнь по принципу: «если я сделаю это, продлит ли мне это жизнь?». В этом случае важно предоставить человеку позитивную информацию. Так, хороший эффект в этот период дают рассказы о спонтанном выздоровлении. Надежда и вера в успех лечения являются спасательным кругом для тяжелобольного человека.

4. Фаза депрессии. На этой стадии человек понимает всю тяжесть своей ситуации. У него опускаются руки, он перестает бороться, избегает своих привычных друзей, оставляет свои обычные дела, закрывается дома и оплакивает свою судьбу. В этот период у родственников возникает чувство вины. В этой ситуации нужно дать человеку уверенность, что в этой ситуации он не один, что за его жизнь продолжается борьба, его поддерживают и за него переживают. Можно вести разговоры в сфере духовности, веры, а также психологически поддерживать и родственников пациента.

5. Пятая стадия – это наиболее рациональная психологическая реакция, хотя до нее доходит далеко не каждый. Больные мобилизуют свои усилия, чтобы, несмотря на заболевание, продолжать жить с пользой для близких.

Вышеперечисленные стадии не всегда идут в установленном порядке. Больной может остановиться на какой-то стадии или даже вернуться на предыдущую. Однако знание этих стадий необходимо для правильного понимания того, что происходит в душе человека, столкнувшегося с тяжелой болезнью, и выработки оптимальной стратегии взаимодействия

АУДИАЛЫ

Аудиалы — те люди, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника

или прикасаться к нему, главное — слышать его. Аудиал буквально расцветает, когда говорит. Он может запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей.

Но ни в коем случае нельзя прерывать его, т.к. он может замолчать и более не будет с вами беседовать. Мир аудиала – это мир звуков, ритмов и мелодий.

Для него нет скучных вопросов и закрытых тем. Они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только и ищут повод поговорить.

Аудиалы часто используют выражения типа:

· послушайте, что я скажу,

· рад тебя слышать,

· меня раздражает этот звук,

· звучит заманчиво,

· что значит этот загадочный тон,

· ваша идея звучит замечательно…

Для него не характерно смотреть прямо в глаза собеседника — это его отвлекает, мешает слушать и вызывает напряжение. Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лектора.

 

.

ВИЗУАЛЫ

Визуалы — это люди, которые «видят» окружающий мир, т.е. воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Визуалы – хорошие рассказчики. Они могут представить себе картину и описать ее. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний.

Они не могут работать без заранее разработанных схем. Приступая к работе они чётко должны представлять себе стратегию. Если Визуалу что-то объяснять, то желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки и фотографии. Для Визуалов важно, чтобы всё было КРАСИВО!

Визуалы готовы надеть что-то эффектное и яркое, даже если оно и неудобное. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде. Казалось бы, какое отношение имеет то, как человек воспринимает окружающий мир, к тому, как он выглядит? Для Визуалов зрение и слух – это одна система.

Если они не видят, то как бы и не слышат. У визуалов обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны и направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника.

Визуалы, как правило, люди — резкие и порывистые. Разговаривая с собеседником, фиксируют все движения собеседника, его мимику, позы и жесты.

Сидят обычно прямо, да и стоят тоже. А если и сутулятся, то голову задирают вверх. Плечи расправлены, грудь — колесом. Дыхание осуществляют верхней частью грудной клетки. В разговоре держат такую дистанцию, чтобы лучше разглядеть собеседника. И поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения или напротив чтобы было лучше видно.

Визуалы часто используют выражения:

· я вижу,

· посмотри, какая …,

· это выглядит…,

· там видно будет,

· видите ли.

Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Визуалу шум практически не мешает. Визуалы любят глазами.

КИНЕСТЕТИКИ

Кинестетики — «чувствуют» окружающий мир и воспринимают большую часть информации через обоняние, осязание,с помощью движений и др. Они не умеют скрывать свои чувства и их выдают глаза. Поэтому они часто их опускают.

Решения они принимают, опираясь на свои чувства. Кинестетики ненавидят неудобную одежду и во всём предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьёзные дискуссии.

При разговоре наклоняются к собеседнику, часто стремятся прикоснуться к нему, поэтому находятся очень близко от него. В свой внутренний мир они пускают только «избранных».

Кинестетики — люди действия. Кинестетику необходимо всё пробовать на вкус, трогать, ощущать, двигаться и нюхать. Это их способ восприятия мира и по-другому они просто ничего не понимают. Они не поймут, как сделать что-то, пока не сделают этого сами. Планы, мечты и витание в облаках – слова, совершенно им непонятные.

Кинестетики в буквальном смысле пропускают всё через себя, поэтому тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации. Именно поэтому им тяжело сказать «нет».

Кинестетики — люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперёд и часто сутулятся. Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий. Они носят то, что удобно. А каков внешний вид – не столь важно. Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. Кинестетики обычно весьма слабо планируют, так как в этой системе нет возможности что — то придумывать. Взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие.

Кинестетики –весёлые и с хорошим чувством юмора. Двигаются они плавно и дышат нижним отделом грудной клетки. Запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.

 

Их речь насыщена выражениями:

· вступить в контакт,

· я чувствую,

· изменить к лучшему,

· улавливать что-либо,

· рука об руку,

· прочная основа,

· управлять собой,

· сохранять спокойствие,

· мы совсем близко подошли к решению проблемы…

Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (прикосновение, схватывать, мягкий, теплый, гибкий, хороший нюх…).

ДИГИТАЛЫ

Дигиталы — восприятие информации у них происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков и логических доводов.

Это весьма своеобразный тип людей. Дигиталы — более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Дигитальный канал отвечает за контроль речи. Для дигиталов написанное или проговорённое как бы является реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит из слов.

Если послушать внутренние монологи дигиталов (монологи ли?), то там будет что-то вроде:

· наверно, я сам сделал что-то не то?

· ну почему он назвал меня …?

· или я ошибся?

· в следующий раз я ему отвечу…

Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию.

Слова переходят только в слова, и всё возвращается к исходной точке.

У Дигиталов поза зажатая и прямая.

Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации.

Дигиталы говорят достаточно монотонно – интонации им не нужны, и они их воспринимают с трудом.

Дистанцию держат отдаленную, смотрят либо в лоб собеседнику, либо поверх головы.

Дистанция, полный контроль, ничего лишнего…

Не любят прикосновений.

Дигиталы не сочувствуют, они понимают.

Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, плотные (хотя обычно и поджатые) губы…

Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков.

Если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них — это уйти в рассуждения.

И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.

Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте.

За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал.

Социальный фактор

Согласно когнитивной гипотезе, приступы патологической тревоги развиваются у мнительных людей, которые чрезмерно реагируют даже на незначительные соматические симптомы. Среди пациентов клиник доминируют лица с зависимым типом характера, склонные избегать и уклоняться от решения проблем, а не те особы, которые стараются противостоять трудностям.

Биохимические гипотезы основаны на нарушениях обмена биогенных аминов в нейромедиаторных системах: серотонинэргической, норадренэргической, дофа-минэргической и прочих. Существует ряд предположений, что гипокликемия (снижения уровня глюкозы в крови), гипертироидизм, пролапс митрального клапана, феохромоцитома и нарушения дыхательной системы могут вызвать и усугубить тревожно-фобические расстройства. Особую отрицательную роль играют зависимости: алкоголизация, потребление наркотических веществ, бесконтрольный прием седативных препаратов и курение.

Согласно проведенным исследованиям, около 30% людей с тревожными расстройствами употребляют алкоголь и 17% используют другие психоактивные вещества. Алкоголь вначале способен уменьшить проявление соматических симптомов, но длительное злоупотребление алкоголем может стать причиной появления фобий, как во время алкогольной интоксикации, так и в период отмены алкоголя.

Некоторые пациенты прибегают к курению, чтобы снизить имеющуюся тревожность. Никотин и другие психоактивные вещества с антидепрессивными свойствами в табачном дыме могут изменять настроение и принести непродолжительный успокоительный эффект. В то же время, никотин как стимулятор, может провоцировать паническую атаку. Отказ от никотина усиливает общую тревожность, которая может привести к появлению фобий.

В эту категорию можно отнести неправильное и неполноценное питание: нехватка в рационе определенных веществ, поддерживающих стабильность эмоционального фона. Американские психиатры считают: человек «чувствует» то, что он ест.

Психологические факторы

К психологическим факторам появлению фобической тревоги относят:

· негативное мышление (фиксация на отрицательных проявлениях жизни и недостатках собственной личности);

· низкая самооценка, неприятие себя как уникальной личности (комплекс неполноценности);

· склонность видеть прошлое, настоящее и будущее в «черном» цвете;

· «нездоровая» обстановка в семье, где преобладает чрезмерная критика и часты конфликты;

· преобладание в личной жизни стрессогенных событий: развод, длительная болезнь, смерть близкого человека, алкоголизация партнера (реактивная депрессия);

· социальная изоляция, отсутствие источников эмоциональной поддержки, доверительных контактов (социофобия);

· детские психологические травмы; неправильное воспитание, недостаток внимания и любви родителей (подростковая депрессия);

· некоторые качества личности, достигшие акцентуации. Среди них: тревожность, мнительность, осторожность, повышенная требовательность к себе, чрезмерная ответственность, склонность к самоанализу, педантичность.

К сведению: Практически никогда невроз навязчивых состояний не возникает у самолюбивых, эгоцентричных лиц, которые способны легко «переложить» ответственность за отрицательные результаты и негативные события на других, людей, склонных к активному «выплеску» своих эмоций путем агрессии, и тех, кто считает нормальным достигать цели любой ценой.

Психастенические состояния являются идеальным фоном для возникновения и развития фобий.

Тревожно-фобическое расстройство, которое является, по мнению большинства ученых, разновидностью неврозов, возникает, как правило, при сочетании двух факторов: наличие очевидной либо скрытой психической травмы и при нарушении режима труда и отдыха (чрезмерно напряженная работа, умственные и физические перегрузки, нехватка отдыха, хроническое недосыпание). Присоединение к ним факторов, ослабляющих иммунитет, например: вирусные и инфекционные заболевания, любые отравления, эндокринные нарушения, создают благоприятную среду для возникновения фобий.

Исследования, проведенные И. Сосиным, определяют некоторые значимые для формирования тревожного расстройства факторы:

1. Проблемы на работе – 90% (более значимо для мужчин).

2. Семейные конфликты и проблемы – 56% (более значимо для женщин).

3. Стиль жизни и окружение – 21%.

4. Финансовые проблемы – 14%.

5. Проблемы существования – 8%.

6. Конкуренция – 3%.

Существует такой феномен, как «семейная тревога», под которой понимают состояния плохо или вообще неосознаваемой тревоги у всех, или проявляемый в большей степени страх у одного члена семьи. Нередко в клинике встречаются «семейные заболевания» — например, страх загрязнений. Причем проявление тревоги у представителей следующего поколения, в сравнении с интенсивностью и масштабами страха, нередко усиливаются. Поэтому можно утверждать, что обстановка, жизненные устои, принятый в семье тип реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации определяют у потомков соответствующий «фон» для формирования фобий и выделяют основной, первичный объект страха. Заслуживает внимание утверждение: любая фобия ведет корни из генетической предрасположенности, «расцветает» в детстве в среде, лелеющей и «оберегающей» страхи, «черпает вдохновение» в образе жизни и моральных предпочтениях взрослого индивида.

 

ПЛАН

Возрастные особенности личности пациента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.036 с.)