Тема 1. Возникновение древнегреческой философии. Постановка проблемы бытия парменидом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Возникновение древнегреческой философии. Постановка проблемы бытия парменидом



Задание 1. Подготовить коротки сообщения по темам:

1. Милетская школа.

2. Элейская школа.

3. Философия Гераклита.

4. Пифагорейская школа.

5. Философы плюралисты и возникновение атомизма.

 

Задание 2. Подготовиться к обсуждению текста Парменида «О природе».

Вопросы для обсуждения:

1. Какими характеристиками обладает бытие (Есть), по мнению Парменида? Как эти характеристики обосновываются?

2. В чем состоят основные моменты критики Платоном парменидова Единого? Какие аргументы он приводит в пользу своей позиции?

 

Первоисточники

1. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч 1. – М.: Наука, 1989. – С. 290-291. (раздел 8 строки 1-50)

2. Платон. Парменид // Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1970. – С. 419-428, 473-477.

 

Тема 2. Открытие Платоном умопостигаемого мира. Критика «идей» Платона Аристотелем

Задание 1. Подготовить доклад по теме

Философские взгляды Сократа.

Задание 2. Прочитать тексты и подготовиться к дискуссии об идеях Платона.

Вопросы для обсуждения:

1. Как обосновывает Платон существование «идей» и умопостигаемого мира?

2. Что описывает «Миф о пещере» в диалоге «Государство»? Как его можно интерпретировать?

3. Какие проблемы учения об идеях выделяет Платон в диалоге «Парменид»?

4. В чем суть критики Аристотелем учения Платона об идеях? Какие проблемы обнаруживаются для счета, происхождения вещей?

 

Первоисточники

1. Платон. Парменид // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1970. – С. 422-425. (разделы 132-133)

2. Платон. Государство // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3.– М.: Мысль, 1970. – С. 345-354. (Книга 7. Символ пещеры)

3. Аристотель. Метафизика // Аристотель Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – С. 86-92. (Кн. 1, Гл. 9)

 

Тема 3. Философские взгляды Аристотеля

Задание 1. Прочитать текст Аристотеля, подготовиться к обсуждению основных идей мыслителя.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое метафизика? Происхождение термина и определение предметной области Аристотелем. Система наук. (по учебнику)

2. Какие виды причин выделяет Аристотель? Какое обоснование этим причинам дается?

3. В чем смысл учения Аристотеля о материи и форме? Как Аристотель определяет понятие «субстанция»?

4. Каково представление Аристотеля о боге?

Первоисточник

Аристотель. Метафизика // Аристотель Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – С. 146-148, 197-201, 305, 309-311. (Кн. 5, Гл. 2; Кн. 7 Гл. 7, 8; Кн. 12 Гл. 5, 7)

 

Тема 4. Философские взгляды Плотина

Задание 1. Подготовить короткие сообщения по философским школам эпохи эллинизма:

1. Кинизм.

2. Эпикуреизм.

3. Стоицизм.

4. Скептицизм.

5. Неоплатонизм.

Задание 2. Прочитать тексты Плотина, подготовиться к обсуждению основных идей мыслителя.

Вопросы для обсуждения:

1. Как Плотин мыслит Душу, Ум и Единое? Каковы их свойства? Как они связаны между собой?

2. Как Плотин понимает изменение и гибель тел?

3. Обладает ли материя какими-то качествами, по мнению Плотина?

4. Можно ли каким-то способом чувствовать материю, по мнению Плотина? Как он обосновывает свою позицию?

5. Как понимает Плотин «окачествование»? Какое отношение оно имеет к материи? Может ли материя обладать формой?

6. Как Плотин трактует понятие «лишенности»? Может ли лишенность исчезнуть при встрече со своей противоположностью?

7. Почему Плотин отождествляет материю со злом? Что является злом с его точки зрения?

Первоисточники

1. Плотин. Вторая Эннеада. / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша. – СПб., 2004. – С. 191-192, 194-196, 210-211. (Трактат 5. Разделы 6, 8, 16)

2. Плотин. Пятая Эннеада. / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша. – СПб., 2004. – Трактат 1. – С. 16-19, 51-54. (Трактат 1. Раздел 6; Трактат 2. Разделы 1, 2)

 

Тема 5. Философия христианской патристики.

Августин Блаженный

Задание 1. Подготовиться к обсуждению представлений о Боге, мире и человеке Августина Блаженного.

Вопросы для обсуждения:

1. Как определяет Августин добро и зло? Откуда человек может знать о них?

2. Каковы основные характеристики памяти по Августину? Что в ней находится и как туда попадает? Как воспоминания хранятся в памяти?

3. Как человек получает знание о Боге?

4. Каковы представления Августина о вечности и времени? Как отвечает Августин на вопрос «что делал Бог до сотворения неба и земли»? Как существует прошлое, настоящее и будущее?

5. В чем состоит идея творения мира «из ничего»? Как Августин описывает творение?

6. Как Августин понимает творение человек «по образу и подобию Божию»?

 

Первоисточник

 Августин Блаженный. Исповедь. – М.: Издательство Ренессанс; СП ИВО – СИД, 1991. (Кн. 7, Гл. X-XV; Кн. 10 Гл. IX- XVI, XXV- XXVII; Кн. 11 Гл. V- XX, XXVII; Кн. 12 Г. VII-IX, XI, XV, XXIX; Кн. 13 Гл. XXII- XXIII)

 

Задание 2. Выпишите значение терминов

Теоцентризм, провиденциализм, креационизм, Божественный Промысел, теодицея.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.01 с.)