Тема 1. Предмет, особенности и значение философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, особенности и значение философии



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО…………………….4

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….….…..5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..………..5

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….…...6

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…..…….…7

4.3. Содержание тем дисциплины…………………………………………9

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………...………..15

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………....….16

6.1. Планы практических занятий для очной формы обучения………..16

6.2. Планы практических занятий для заочной формы обучения……..22

6.3. Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения…………23

6.4. Темы   контрольных работ для всех форм обучения…………..….25

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………..31

7.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………34

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..…………..38

Приложение 1.…………………………………………………………………...39

Приложение 2.…………………………………………………………………...40

 

 


ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины «Философия»:

Цели освоения дисциплины: формирование представления о специфике философии, ее основных разделах, этапах становления и развития, направлениях, вариантах их обоснования, критики и систематизации, философских категориях, проблемах и методах их исследования; методологической функции философии по систематизации мышления и критической рефлексии его оснований и последствий практического воплощения.

Задачи дисциплины – освоение студентами:

• предмета, оценок значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста;

• особенностей основных периодов и направлений развития философии;

• различных философских концепций, природы и сущности человека, его сознания, форм общественной жизни и их исторической периодизации, закономерностей практического, ценностного и научно-теоретического освоения мира человеком.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ     образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП университета по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии (по элективным модулям); 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (по элективным модулям); 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

      из курса «История»:

Знания: отличие социальной реальности от природной реальности, особенности различных эпох Всемирной истории и истории России.  

Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям.

Владения: понятийным аппаратом описания исторических процессов.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Психология,

· Правоведение,

· Педагогика,

· Социология,

· Культурология

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих компетенций:

                                                                                                     Таблица 1

ФГОС направления подготовки компетенция содержание компетенции
09.03.02; 13.03.02; 37.03.01 38.03.01; 38.03.02; 39.03.02; 44.03.01; 44.03.02; 44.03.04 УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
09.03.02; 13.03.02; 37.03.01 38.03.01; 38.03.02; 39.03.02; 44.03.01; 44.03.02; 44.03.04 УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

 

 

По окончании изучения курса «Философия» студент должен:

знать:

З1. предмет, особенности и значение философии;

З2. основные предметные области философского знания;

З3. основные философские позиции по проблемам онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии;

З4. специфику различных периодов развития философии, основные школы и их представителей;

уметь:

У1. анализировать тексты с целью сопоставления позиций разных авторов для выявления различий их взглядов, трансформации постановки философских проблем и поиска путей их решения;

У2. соотносить развитие философской мысли с общекультурным контекстом;

владеть:

В1. базовой философской терминологией;

В2. методами анализа текстов с учетом философской традиции;

В3. навыками системного мышления.

 

           4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

  Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.

 

Таблица 2

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

 

 

 

Вид работы

Форма обучения

очная заочная
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108 108
Контактная работа, в том числе: 50 8
Лекции 18 2
Практические (семинарские) занятия 34 6
Другие виды контактной работы - -
Самостоятельная работа*, в том числе: 56 100
Изучение теоретического курса 10 76
Самоподготовка к текущему контролю знаний 26 4
Подготовка и защита реферата - -
Контрольная работа 10 10
Подготовка к экзамену 10 10

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины для очной формы обучения

Таблица 3

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Др. формы контактной работы Из них, в интерактивной форме
Раздел 1. Предмет философии. Основные проблемы систематической философии            
Тема 1. Предмет, особенности и значение философии 2       1 Тест
Тема 2. Проблемы онтологии 4       1 Опрос
Тема 3. Проблемы теории познания 4       1 Опрос
Тема 4. Проблемы антропологии и аксиологии 4       1 Дискуссия
Тема 5. Проблемы будущего человечества 4       1 Дискуссия
Раздел 2. Развитие философии от Античности до эпохи Нового времени.            
Тема 6. Античная философия   8   6 5 Участие в групповой работе, дискуссия
Тема 7. Философия Средних веков и Возрождения   4     4 Опрос, участие в групповой работе
Тема 8. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)   6   6 6 Выступления с докладами, участие в групповой работе  
Раздел 3. Развитие философии в XIX - XXI вв.            
Тема 9. Европейская философия XIХ века   6   4 6 Участие в групповой работе, дискуссия  
Тема 10. Европейская философия XX-XXI веков   6   4 6 Выступления с докладами, участие в групповой работе  
Тема 11. Русская философия XIX–XXI веков   4   2 4 Выступления с докладами, участие в групповой работе  
          10 Контрольная работа
          10 Экзамен
Итого по дисциплине (модулю) 18 34   24 56  

 

Тематический план дисциплины для заочной формы обучения

Таблица 3

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Др. формы контактной работы Из них, в интерактивной форме
Раздел 1. Предмет философии. Основные проблемы систематической философии            
Тема 1. Предмет, особенности и значение философии 2       2 Тест
Тема 2. Проблемы онтологии         8 Тест
Тема 3. Проблемы теории познания         8 Тест
Тема 4. Проблемы антропологии и аксиологии         8 Тест
Тема 5. Проблемы будущего человечества         6 Тест
Раздел 2. Развитие философии от Античности до эпохи Нового времени.            
Тема 6. Античная философия   1     8 Тест
Тема 7. Философия Средних веков и Возрождения   1     8 Тест
Тема 8. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)   1     8 Тест
Раздел 3. Развитие философии в XIX - XXI вв.            
Тема 9. Европейская философия XIХ века   1     8 Тест
Тема 10. Европейская философия XX-XXI веков 1       8 Тест
Тема 11. Русская философия XIX–XXI веков 1       8 Тест
          10 Контрольная работа
          10 Экзамен
Итого по дисциплине (модулю) 2 6     100  

 

 

4.3. Содержание тем дисциплины

Тема 2. Проблемы онтологии

Учение о бытии; монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия.

Проблема единства мира в философии. Смысл поиска единства мира, единого в многообразном. Категория субстанции как логическая основа понимания единства мира. Субстанция как причина самой себя, ее универсальность, самоопределение, самодвижение, качественная бесконечность. Материалистическое, идеалистическое.

Бытие и ничто, материя и форма, сущность и явление, часть и целое, качество и количество, причина и следствие Пространство и время. Возможность и действительность. Движение и развитие. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость, случайность, свобода. Научная, философская и религиозная картины мира.

 

Проблемы теории познания

Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самопознание. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания.

Познание и его формы. Знание и вера. Анализ гносеологических позиций: рационализм, сенсуализм, интуитивизм, эмпиризм, агностицизм.

Природа мышления. Абстрактное и конкретное в мышлении. Язык и логика. Логические категории и законы, их функции в познании. Чувственное познание и его особенности. Роль интуиции.

Проблема истины. Основные теории истины: корреспондентная, когерентная, конвенциальная, прагматическая. Верификация и фальсификация.

Специфика научного познания. Особенности, структура и формы научного познания. Эмпирический, теоретический и методологический уровни науки. Модели развития научного знания. Функции науки и пределы ее компетенции. Наука и техника.

 

Тема 6. Античная философия

Античная философия, ее исторические предпосылки, особенности, этапы развития.

Философия физиса (природы) – Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты. Космоцентризм.

Средняя классика: переориентация сознания от космоса к человеку; учение софистов; жизнь и учение Сократа; этика киников и киренаиков.

Высокая классика: Учение Платона об идеальной реальности и о материи, о душе и теле, о познании, государстве. Философские взгляды Аристотеля: классификация наук, критика учения Платона об идеях, учение о форме и материи, о теле и душе, мышлении, обществе, нравственности и государстве.

Философия эпохи эллинизма, ее исторические предпосылки и особенности; эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатонизм.

Пределы античного самосознания и значение античной философии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

в преподавании философии используются следующие формы:

▪ лекции;

▪ практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; делаются доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся дискуссии, групповая работа, контрольные работы;

▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, чтение и подготовку конспектов первоисточников, подготовку к практическим занятиям, подготовку докладов и сообщений выполнение творческих заданий, написание рефератов, контрольных работ, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточной аттестации – экзамену;

▪ тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы;

▪ научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах;

▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовки тезисов, статей, докладов.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Планы практических занятий для очной формы обучения

 

Для подготовки ко всем практическим занятиям используется литература, указанная в разделе «7. Учебно-методическое и информационное обеспечение» настоящей рабочей программы.

Дополнительно к темам даны списки, если предполагается знакомство с первоисточником, а не только с учебной литературой.

 

Первоисточники

1. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч 1. – М.: Наука, 1989. – С. 290-291. (раздел 8 строки 1-50)

2. Платон. Парменид // Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1970. – С. 419-428, 473-477.

 

Тема 2. Открытие Платоном умопостигаемого мира. Критика «идей» Платона Аристотелем

Задание 1. Подготовить доклад по теме

Философские взгляды Сократа.

Задание 2. Прочитать тексты и подготовиться к дискуссии об идеях Платона.

Вопросы для обсуждения:

1. Как обосновывает Платон существование «идей» и умопостигаемого мира?

2. Что описывает «Миф о пещере» в диалоге «Государство»? Как его можно интерпретировать?

3. Какие проблемы учения об идеях выделяет Платон в диалоге «Парменид»?

4. В чем суть критики Аристотелем учения Платона об идеях? Какие проблемы обнаруживаются для счета, происхождения вещей?

 

Первоисточники

1. Платон. Парменид // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1970. – С. 422-425. (разделы 132-133)

2. Платон. Государство // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3.– М.: Мысль, 1970. – С. 345-354. (Книга 7. Символ пещеры)

3. Аристотель. Метафизика // Аристотель Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – С. 86-92. (Кн. 1, Гл. 9)

 

Первоисточник

Аристотель. Метафизика // Аристотель Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – С. 146-148, 197-201, 305, 309-311. (Кн. 5, Гл. 2; Кн. 7 Гл. 7, 8; Кн. 12 Гл. 5, 7)

 

Первоисточники

1. Плотин. Вторая Эннеада. / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша. – СПб., 2004. – С. 191-192, 194-196, 210-211. (Трактат 5. Разделы 6, 8, 16)

2. Плотин. Пятая Эннеада. / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша. – СПб., 2004. – Трактат 1. – С. 16-19, 51-54. (Трактат 1. Раздел 6; Трактат 2. Разделы 1, 2)

 

Августин Блаженный

Задание 1. Подготовиться к обсуждению представлений о Боге, мире и человеке Августина Блаженного.

Вопросы для обсуждения:

1. Как определяет Августин добро и зло? Откуда человек может знать о них?

2. Каковы основные характеристики памяти по Августину? Что в ней находится и как туда попадает? Как воспоминания хранятся в памяти?

3. Как человек получает знание о Боге?

4. Каковы представления Августина о вечности и времени? Как отвечает Августин на вопрос «что делал Бог до сотворения неба и земли»? Как существует прошлое, настоящее и будущее?

5. В чем состоит идея творения мира «из ничего»? Как Августин описывает творение?

6. Как Августин понимает творение человек «по образу и подобию Божию»?

 

Первоисточник

 Августин Блаженный. Исповедь. – М.: Издательство Ренессанс; СП ИВО – СИД, 1991. (Кн. 7, Гл. X-XV; Кн. 10 Гл. IX- XVI, XXV- XXVII; Кн. 11 Гл. V- XX, XXVII; Кн. 12 Г. VII-IX, XI, XV, XXIX; Кн. 13 Гл. XXII- XXIII)

 

Задание 2. Выпишите значение терминов

Теоцентризм, провиденциализм, креационизм, Божественный Промысел, теодицея.

 

Первоисточник

1. Кузанский Н. Об ученом незнании. (Кн. 1, гл. 4-6, 8, 13, 16, 19-20)

 

Задание 2. Подготовить доклад

1. Основные идеи Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин, Э. Роттердамский).

Первоисточники

1. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. – М.: Наука, 1989. С. 659-662. (раздел «Общие поучения»)

2. Бэкон Ф. Новый органон. – Ленинград: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1935. – С. 115-128, 164, 167-171, 181-182.

3. Декарт Р. Метафизические размышления. // Р. Декарт. Избранные произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы. 1950. – С. 342, 346-347, 349, 355, 358-360, 360-362, 363-368, 377, 395-398.

4. Спиноза Б. Этика. // Б. Спиноза. Сочинения. В 2-х томах. – СПб.: Наука, 1999. Т.1 – С. 253-254 (Определения, Аксиомы), 256 (Теоремы7-8), 259 (Теорема 10), 263-264 (Теорема 14-15), 267-270 (Теорема 16-18), 273-281 (Теорема 24-25, 28-34), 289 (Определения).

5. Лейбниц Г. В. Монадология // Г. В. Лейбниц. Сочинения в 4-х томах. Т. 1 / Ред. и сост., авт. вступит. статьи и примеч. В.В. Соколов; перевод Я.М. Боровского и др. – М.: Мысль, 1982. – С. 413-429.

 

Первоисточники

1. Гоббс Т. О теле. // Т. Гоббс. Сочинения в 2-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1989. – С. 81-87, 146-148, 159-163, 167-168, 193, 210-211.

2. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. // Дж. Локк Собрание сочинений в 3-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 19. – С. 95-97, 154-156, 164-165, 212-215

3. Локк Дж. Элементы натуральной философии. // Дж. Локк Собрание сочинений в 3-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 19. – С. 496-499,

4. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Дж. Беркли. Сочинения. М.: Мысль, 1978.

5. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Д. Юм. Сочинения в 2-х т. Т. 2. – М., 1985. – С. 16-17, 20, 23, 26-29, 40-42, 46-48, 63-67.

 

Первоисточник

Кант И. Критика чистого разума. / И. Кант. – СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993.

 

Задание 2. Подготовить доклады по темам

1. Субъективный идеализм И. Г. Фихте.

2. Идеалреализм Ф. В. Й. Шеллинга.

 

Задание 1. Подготовиться к обсуждению взглядов Г.В.Ф. Гегеля

Вопросы для обсуждения:

1. В чем суть понятий «чистое бытие» и «ничто»? Каково их соотношение?

2. Поясните понятия «становление» и «снятие», «возникновение» и «прехождение».

3. Что такое «наличное бытие»? Каково соотношение «нечто» и «иного»?

4. Что такое «отрицание отрицания»?

5. Как Гегель определяет «качество»?

6. Как Гегель определяет «количество»?

7. Что такое «мера»?

 

Первоисточник

Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель Наука логики в 3-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1970. – С. 139-141, 166-167, 169-172, 176-178 (нечто), 223-225, 256-260, 421-422.

Задание 2. Подготовить доклады по темам

1. Учение об общественном развитии К. Маркса и Ф. Энгельса.

2. Развитие диалектического материализма в работе Ф. Энгельса «Диалектика природы».

 

Первоисточник

1. Энгельс Ф. Диалектика природы // К. Маркс, ф. Энгельс. Собрание сочинений. Т. 2з. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 391-407 (Основные формы движения).

Первоисточники

1. Ницше Ф. Антихристианин // Сочинения в двух томах. Т.2. – М.: Мысль, 1997. – С. 634-637 (3-8), 640-644 (14, 16-18), 646-647 (21), 649-651 (24-25), 657-660 (32-35, 40-41), 667-668 (43), 673-674 (48), 676-678 (51), 683-686 (56-57), 690-692 (61- 62).

2. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Т. 1. – С. 20 (§ 2), 22 (§ 3), 32 (§ 6), 98-99 (§ 18), 109-110 (§ 23), 139-141.

3. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. // Т. 3. – С. 64-65. (§ 22)

4. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Культурная революция, 2010. – С. 12-14, 17-21, 29-31, 42-43, 45-46, 53-56.

Первоисточник

1. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер. Что такое метафизика. – М.: Академический Проект, 2013. – С. 24-43.

Задание 2. Подготовить доклады по темам

1. Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра в работе «Экзистенциализм это гуманизм».

2. Религиозный экзистенциализм Н. А. Бердяева по работе «Смысл творчества».

3. Проблема абсурда в работе А. Камю «Мих о Сизифе».

 

Первоисточники

1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 319-344.

2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 222-228, 236, 241-244, 255-257, 259-261, 261-264, 266-267), 268-270, 276-281, 282-285, 301-304, 305-308).

3. Бердяев Н. А. Смысл творчества. – М.: Академический Проект, 2013. – С.354-362.

Первоисточник

Бодрийяр Ж. Процессия симулякров // Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. – С. 7-13, 20-25, 31-50.

Задание 2. Подготовить сообщения по темам

1. Общая характеристика философии постмодернизма.

2. Смысл проблематизации в работе М. Фуко «Дискурс и истина».

3. Проблема авторства в работе Р. Барта «Смерть автора».

 

Первоисточники

1. Фуко М. Дискурс и истина // Логос. 2008. № 2 (65) – С. 166-168, 203, 242-259.

2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер с фр. – М.: Прогресс, 1989. – С. 384-391.

Первоисточник

Куайн У. Две догмы эмпиризма // Куайн У. Слово и объект. Перевод с английского. – М.: Логос; Праксис, 2000. – С. 342-367.

Задание 2. Подготовить сообщение по теме

Основные проблемы аналитической философии.

Первоисточник

Мамардашвили М. Эстетика мышления. – М.: Московская школа политических исследований, 2000 – С. 36-50 (Беседа 3).

Задание 2. Подготовить доклады по темам

1. Философия имени А. Ф. Лосева.

2. Русская философия в конце XX - начале XXI вв. в работах В. В. Бибихина, С. С. Хоружего, В. А. Подороги, В. А. Куренного.

 

Планы практических занятий для заочной формы обучения

Для подготовки ко всем практическим занятиям используется литература, указанная в разделе «7. Учебно-методическое и информационное обеспечение» настоящей рабочей программы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

7.1 Основная литература

1. Балашов, Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — Москва: Дашков и К, 2017. — 612 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93388. — Загл. с экрана.

2. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / В.П. Ратников, Э.В. Островский, В.В. Юдин. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 671 c. — 978-5-238-02531-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66306.html.— ЭБС «IPRbooks»

3. Философия (для бакалавров) [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — Москва: КноРус, 2014. — 368 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/53358. — Загл. с экрана.

 

7.2 Дополнительная литература

1. Ан, С.А. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.А. Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 400 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51991. — Загл. с экрана.

2. Горелов, А.А. Философия. Конспект лекций (конспект лекций) [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: КноРус, 2013. — 176 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/53350. — Загл. с экрана.

3. Горелов, А.А. Философия (для бакалавров) [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: КноРус, 2012. — 320 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/53335. — Загл. с экрана.

4. Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/74620. — Загл. с экрана.

5. Сабиров, В.Ш. Философия: Элементарный курс [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 388 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51900. — Загл. с экрана.

6. История философии: учебник для вузов / В. П. Кохановский [и др.]; под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 731 с. - (Высшее образование).

7. Спиркин А. Г. Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 828 с.

8. Философия: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. Ф. Зотов [и др.]; под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект; М.: Культура, 2008. - 686 с.

9. Марков, Б. В. Философия [Электронный ресурс]: учебник для вузов [Гриф УМО] / Б. В. Марков. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 464 с. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21965.

 

Приложение 1

Пример оформления 1-й страницы

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный 

 профессионально-педагогический университет»

 

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра философии и права

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

Приложение 2

Пример оформления 2-й страницы

 

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ильин И.А. о духовном и душевном…………………………………..5

Глава 2. Духовные качества и ценности человека……………………………...9

Глава 3. Духовные основы воспитания, семьи, Родины, государства….........15

Глава 4. Значение философии И.А. Ильина в воспитании ценностного

сознания личности………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….25

Литература………………………………………………………………….........27

 

 

Рабочая программа дисциплины

«Философия»

 

Подписано в печать _______. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.___. Тираж ___ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО…………………….4

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….….…..5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..………..5

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………….……………………….…...6

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины…..…….…7

4.3. Содержание тем дисциплины…………………………………………9

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………...………..15

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………....….16

6.1. Планы практических занятий для очной формы обучения………..16

6.2. Планы практических занятий для заочной формы обучения……..22

6.3. Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения…………23

6.4. Темы   контрольных работ для всех форм обучения…………..….25

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………..31

7.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………34

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..…………..38

Приложение 1.…………………………………………………………………...39

Приложение 2.…………………………………………………………………...40

 

 


ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины «Философия»:

Цели освоения дисциплины: формирование представления о специфике философии, ее основных разделах, этапах становления и развития, направлениях, вариантах их обоснования, критики и систематизации, философских категориях, проблемах и методах их исследования; методологической функции философии по систематизации мышления и критической рефлексии его оснований и последствий практического воплощения.

Задачи дисциплины – освоение студентами:

• предмета, оценок значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста;

• особенностей основных периодов и направлений развития философии;

• различных философских концепций, природы и сущности человека, его сознания, форм общественной жизни и их исторической периодизации, закономерностей практического, ценностного и научно-теоретического освоения мира человеком.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ     образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП университета по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии (по элективным модулям); 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (по элективным модулям); 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

      из курса «История»:

Знания: отличие социальной реальности от природной реальности, особенности различных эпох Всемирной истории и истории России.  

Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям.

Владения: понятийным аппаратом описания исторических процессов.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Психология,

· Правоведение,

· Педагогика,

· Социология,

· Культурология

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих компетенций:

                                                                                                     Таблица 1

ФГОС направления подготовки компетенция содержание компетенции
09.03.02; 13.03.02; 37.03.01 38.03.01; 38.03.02; 39.03.02; 44.03.01; 44.03.02; 44.03.04 УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
09.03.02; 13.03.02; 37.03.01 38.03.01; 38.03.02; 39.03.02; 44.03.01; 44.03.02; 44.03.04 УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

 

 

По окончании изучения курса «Философия» студент должен:

знать:

З1. предмет, особенности и значение философии;

З2. основные предметные области философского знания;

З3. основные философские позиции по проблемам онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии;

З4. специфику различных периодов развития философии, основные школы и их представителей;

уметь:

У1. анализировать тексты с целью сопоставления позиций разных авторов для выявления различий их взглядов, трансформации постановки философских проблем и поиска путей их решения;

У2. соотносить развитие философской мысли с общекультурным контекстом;

владеть:

В1. базовой философской терминологией;

В2. методами анализа текстов с учетом философской традиции;

В3. навыками системного мышления.

 

           4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

  Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.

 

Таблица 2

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

 

 

 

Вид работы

Форма обучения

очная заочная
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108 108
Контактная работа, в том числе: 50 8
Лекции 18 2
Практические (семинарские) занятия 34 6
Другие виды контактной работы - -
Самостоятельная работа*, в том числе: 56 100
Изучение теоретического курса 10 76
Самоподготовка к текущему контролю знаний 26 4
Подготовка и защита реферата - -
Контрольная работа 10 10
Подготовка к экзамену 10 10

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины для очной формы обучения

Таблица 3

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.298 с.)