Конституция Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Российской Федерации



Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономи­ческой деятельности.

2.В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные фор­мы собственности.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих спо­собностей и имущества для предпринимательской и иной не за­прещенной законом экономической деятельности.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

<...>

е)    установление основ федеральной политики; федеральные программы в области государственного, экономического, эколо­гического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж)   установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмис­сия, основы ценовой политики; федеральные экономические служ­бы, включая федеральные банки;

з)    федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; феде­ральные фонды регионального развития;

<...>

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается уста­новление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и фи­нансовых средств.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубл Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

<...>

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и об­щие принципы налогообложения и сборов в Российской Федера­ции устанавливаются федеральным законом.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по во­просам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регу­лирования, денежной эмиссии <...>

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе феде­ральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюд­жета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики <...>

5.6. Экономика потребителя

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Безработный — это человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для полу­чения прибыли.

Занятость — это сумма денежных средств и материальных благ, полученных за определенный промежуток времени.

Заработная плата — это общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

Располагаемые доходы — это сумма денежных доходов без выче­тов налогов.

Совокупные доходы — это средства, используемые населением для потребления и сбережения.

 

Доходы — это цена рабочей силы, предоставляемой наемными работниками в процессе трудовой деятельности.

Премиальная форма заработной платы — это сумма денег, по­лученная работником за определенный промежуток времени (не­делю, месяц и т.д.).

Номинальные доходы — это номинальная заработная плата, рас­считанная с учетом изменения розничных цен.

Реальная зарплата — это дополнительная оплата к повремен­ному или сдельному заработку за добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей или за перевыполнение плана.

Номинальная зарплата — это такой уровень дохода, который позволял бы поддерживать минимальный уровень жизни, т.е. удов­летворять минимальные потребности неквалифицированного ра­ботника и его иждивенцев.

Служба занятости — это деятельность людей, приносящая им трудовой доход.

Прожиточный минимум — это ситуация, когда часть трудо­способного населения (рабочей силы) не занята в общественном производстве.

Потребитель — это те трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, обращаются в службу занятости и иные организации в целях поиска работы и готовы приступить к ней.

Безработица — это специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Потребитель имеет право на:

приобретение безопасного товара;

…………………………..

• Если человек приобрел некачественный товар, он может:

 потребовать устранения недостатков товара;

………………………….;

заменить некачественный товар на аналогичный качествен­ный;

………………………….;

• Доходы бывают двух видов:

………………………….;

натуральные.

• Доходы делятся также на:

………………………….;

номинальные;

…………………………...

• Существуют формы оплаты труда:

 повременная;

………………………….;

На рынок труда оказывают влияние факторы:

демографические;

…………………………..

…………………………..

иммиграция рабочей силы из других стран.

•Существует несколько видов безработицы:

…………………………..

фрикционная;

…………………………..

циклическая.

• Выделяют также иные виды безработицы:

частичную;

…………………………..

застойную;

…………………………..

• Основными направлениями деятельности службы занятости являются:

регистрация безработных;

…………………………..

трудоустройство безработных;

…………………………..

…………………………..

профессиональная переподготовка безработных;

…………………………..

 

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

•Если товар вам просто не подошел, то в течение 24 дней вы можете вернуть его продавцу при условии, что внешний вид това­ра не испорчен и имеется чек на него.

• Роль доходов определяется тем, что уровень потребления на­селения не зависит от уровня доходов.

• При сдельной оплате заработная плата работника зависит от отработанного им времени и его оклада, а повременная форма предполагает оплату труда работников по количеству произведен­ной продукций требуемого качества.

• Фрикционная безработица возникает из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда, циклическая безработица связана с добровольным переходом трудящегося с одной работы на другую в целях поиска лучших условий труда, структурная без­работица возникает в определенное время года, сезонная безра­ботица является следствием низкого спроса на рабочую силу во всех отраслях экономики в период экономического спада.

• При технологической безработице трудящийся из-за не­большого объема работы вынужден работать неполный рабочий день, застойная безработица возникает в условиях неэффектив­ного использования рабочей силы, частичной называется безработица, распространенная среди определенной категории ра­ботников в течение длительного времени, скрытая безработица связана с вытеснением из производства труда человека в связи с заменой его трудом машин под влиянием научно-технического прогресса.

• Государство заинтересовано в увеличении числа безработных, поэтому оно уделяет мало внимания регулированию рынка труда.

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Безработица», «причины безработицы», «виды безработицы», «служба занятости», «структурная», «фрикционная», «цикличе­ская», «частичная», «скрытая», «застойная», «технологическая без­работица», «направления деятельности службы занятости».

Задание 5. Прочитайте выдержки из закона «О защите прав потребителей». Охарактеризуйте права потребителей. Сталкивались ли вы с нарушением этих прав?

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовите­ле (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

1.Потребитель вправе потребовать предоставления необходи­мой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (рабо­тах, услугах).

2.Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в на­глядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выпол­нении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдель­ных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а до­полнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, про­давца), на государственных языках субъектов Российской Феде­рации и родных языках народов Российской Федерации.

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, про­давце).

1.Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указан­ную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, про­давец) — индивидуальный предприниматель — должен предоста­вить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2.Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовите­лем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, по­требителю должна быть предоставлена информация о номере ли­цензии, сроке ее действия, а также информация об органе, вы­давшем эту лицензию.

3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслужива­ния потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лот­ков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды об­служивания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах).

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную инфор­мацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, ус­луг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

- обозначения стандартов, обязательным требованиям кото­рых должны соответствовать товары (работы, услуги);

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (ра­бот, услуг), а в отношении продуктов питания — сведения о со­ставе (в том числе перечень использованных в процессе их изго­товления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для приме­нения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (ра­бот, услуг), информация о которых должна содержать противопо­казания для применения при отдельных видах заболеваний, ут­верждается Правительством Российской Федерации;

- цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использова­ния товаров (работ, услуг);

- срок службы или срок годности товаров (работ), установлен­ный в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сро­ков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представ­ляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- местонахождение (юридический адрес), фирменное наиме­нование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потреби­телей и производящей ремонт и техническое обслуживание това­ра (работы);

-информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего закона;

-информацию о правилах продажи товаров (выполнения ра­бот, оказания услуг) <...>

Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего ка­чества.

1.Потребитель, которому продан товар ненадлежащего каче­ства, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

2.безвозмездного устранения недостатков товара или возмеще­ния расходов на их исправление потребителем или третьим ли­цом;

3.соразмерного уменьшения покупной цены;

4.замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

5.замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

6.расторжения договора купли-продажи. По требованию про­давца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недо­статками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного воз­мещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установ­ленные настоящим законом, для удовлетворения соответствую­щих требований потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнару­жения существенных недостатков товаров <...>

2.Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъяв­ляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у кото­рого этот товар был приобретен, если указанный товар не подо­шел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или ком­плектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного то­вара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не счи­тая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, плом­бы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек,

выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром

<...>

2. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребо­вать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена непродовольственного то­вара надлежащего качества, о его поступлении в продажу.

Мировая экономика

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Закрытая экономика — это специализация отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг, которыми они обме­ниваются между собой.

Регионализация — это усиление участия страны в мировом хо­зяйстве.

Международная экономическая интеграция — это хозяйствен­ные структуры, которые включают «родительские» («материн­ские») компании и их зарубежные филиалы.

Международное разделение труда — это такая ситуация, когда внешнеэкономические связи страны ориентируются на свой и соседние регионы.

Интернационализация — это срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глу­боких и устойчивых экономических связей между их компаниями.

Транснациональные корпорации — это уменьшение государствен­ного регулирования экономики.

Либерализация экономической деятельности — это такое нацио­нальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер экономики.

Открытая экономика — это такое национальное хозяйство, в котором большинство рынков и отраслей недоступно иностран­ным хозяйствующим субъектам.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Разновидностями международных экономических отношений являются:

международная торговля;

…………………………..

• Интернационализация измеряется рядом показателей:

участием в мировой торговле;

…………………………..

…………………………..

объемом экспорта товаров и услуг на душу населения;

…………………………..

долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых;

…………………………..

размером экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

• Различают два вида либерализации экономической деятель­ности:

…………………………..

внешнеэкономическую либерализацию.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

·  В XIX в. одновременно с товарами усиливается движение и факторов производства, которые сначала направлялись из менее развитых стран и колоний в более развитые, а затем этот процесс принял обратное направление.

·  На территории каждой страны в полном объеме находятся все ресурсы, необходимые для эффективного развития нацио­нальной экономики, поэтому экономика конкретной страны спе­циализируется на производстве неограниченного круга продук­ции.

· Во второй половине XX в. снизился уровень транснационали­зации национальных экономик в результате деятельности транс­национальных корпораций.

· Интересы транснациональных корпораций всегда соответству­ют интересам национальных экономик, поэтому их деятельность вызывает восторженное отношение со стороны национальных хо­зяйствующих субъектов и государства.

·В современной внешнеэкономической деятельности домини­рует внешняя торговля; мировой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделения­ми транснациональных корпораций.

·На протяжении большей части XX в. государственное регули­рование экономики ослабевало, однако на рубеже XX—XXI вв. можно заметить обратную тенденцию.

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Мировая экономика», «мировая экономика в широком смыс­ле», «мировая экономика в узком смысле», «совокупность всех национальных экономик мира», «совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним экономическим миром».

Задание 5. Заполните таблицу.

Этапы развитая мировой экономики Характерные черты
Первая половина XX в.  
50-70-е гг. XX в.  
80-е гг. XX в.— начало XXI в.  

Задание 6. Заполните таблицу.

Глобальные проблемы Влияние на мировую экономику
Де мографичес кая  
Экономическая отсталость развивающихся стран  
Экологическая  

ГЛАВА 6

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Социальная стратификация

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Группа членства — это определенный способ связи и взаимо­действия индивидов, занимающих определенные социальные по­зиции и выполняющих определенные социальные функции в со­ответствии с принятой в данной социальной системе совокупно­стью норм и ценностей.

Социальная структура — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необ­ходимую функцию в структуре общества.

Номинальная группа — это группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предпола­гающих обязательных личных контактов.

Социальная группа — это совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему соци­ального значения.

Реальная группа — это совокупность людей, которые могут дей­ствовать как единое целое, объединены общими целями, осозна­ют их и стремятся их удовлетворить совместными организованны­ми действиями.

Большая группа — это небольшая по размерам группа, в кото­рой отношения выступают в форме непосредственных личных контактов и члены которой объединены общей деятельностью.

Вторичная группа — это разновидность малой группы, отлича­ющаяся высокой степенью солидарности, пространственной бли­зостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольно­стью вступления в ее ряды и неформальным контролем над пове­дением ее членов.

Малая группа — это социальная группа, контакты и отноше­ния между членами которой носят безличный характер.

Первичная группа — это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Референтная группа — это группа, к которой индивид реально принадлежит.

Социальное неравенство — это иерархия социальных слоев, пред­ставители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, приви­легий и престижа.

Власть — это количество денег, получаемых индивидом за оп­ределенный период времени.

Престиж — это возможность влияния на людей и навязывания им своей воли независимо от их желания.

Доход — это уважение к занимаемому человеком месту (а не к самому человеку) в социальной иерархии.

Классы — это социальная группа, принадлежностью к которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каста — это обособленная группа людей, имеющая строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству.

Сословие — это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного про­изводства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они распо­лагают.

Социальная стратификация — это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как день­ги, власть, престиж.

Ролевой набор — это соотносительное с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное вы­полняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Социальная роль — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от его способностей или усилий.

Предписанный статус — это социальная позиция, которая за­крепляется за индивидом посредством его собственного выбора.

Социальный статус — это образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса.

Достигаемый статус — это совокупность ролей, соответству­ющих данному статусу.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Составными элементами общества как социальной системы являются:

социальные институты и организации;

…………………………..

• Большие группы могут быть двух видов:

…………………………..

номинальными.

• Среди малых групп выделяют:

первичные группы;

…………………………..

• В классификации малых групп также выделяют:

…………………………..

группы членства.

• Основаниями стратификации являются:

доход;

…………………………..

…………………………..

престиж.

• Выделяют исторические типы стратификации:

…………………………..

рабство;

…………………………..

…………………………..

• В социальной структуре Индии выделяются следующие кас­ты:

брахманы (жрецы);

…………………………..

вайшьи (купцы);

…………………………..

• Различают несколько видов рабства:

…………………………..

восточное рабство;

…………………………..

• Сословия делились на:

…………………………..

непривилегированные.

• В настоящее время выделяют классы, различающиеся уров­нем доходов:

высший;

…………………………..

…………………………..

  • В зависимости от того, является статус наследуемым или при­обретенным, различают статусы:

..................................................

достигаемый.

· В освоении ролевых функций выделяются три стадии:

..................................................

проигрывание;

…………………………..

• Социальная роль проявляется в двух видах:

ролевое ожидание;

…………………………..

• Существует несколько видов конфликтов в зависимости от причин их происхождения:

…………………………..

конфликт между различными проявлениями поведения че­ловека, находящегося в одной и той же роли;

…………………………..

конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных лю­дей;

…………………………..

• Существуют два основных вида социальной мобильности: межпоколенная;

…………………………..

 

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

· Стабильность в обществе достигается за счет неизменности, неподвижности, а не за счет осуществления назревших социальных изменений.

·  Численность групп на Земле не превышает численности ин­дивидов, потому что один человек способен состоять только в одной социальной группе.

·  Различают несколько видов рабства: при классическом раб­стве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи, он работал наряду со своим рабовладельцем, мог приобретать иму­щество и вступать в брак; патриархальное рабство характеризова­лось зависимостью всего населения от государства (государствен­ное рабство) и проявлялось в обязательном выполнении предпи­санных повинностей; в период Античности наступило время вос­точного рабства, связанного с полным бесправием раба, который считался «говорящим орудием».

· Основными сословиями феодального общества были буржуа­зия и наемные рабочие.

·  Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ролевого исполнения, которые всегда совпадают.

Задание 4. На основе текста учебника заполните схему страти­фикации современного общества.

 


Задание 5. Заполните таблицу.

Исторические типы стратификации Характерные черты
Касты  
Рабство  
Сословия  
Классы  

Задание 6. Прочитайте высказывания. Какие основания стра­тификации в них выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы стратификации?

Б.Дизраэли: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия, которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет, которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным мане­рам, которые живут по разным законам... Богатые и бедные».

К.Маркс: «Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей... Богатый че­ловек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полно­те человеческих проявлений жизни, человек, в котором его соб­ственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда»; «Наслаждающийся богатством — в одно и то же вре­мя и раб и господин своего богатства, в одно и то же время вели­кодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантази­ям, тонок, образован, умен. Он еще не ощутил богатство как не­кую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим».

М.Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озвере­нию низшего».

А.Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестни­цы».

Социальное поведение

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Социальный конфликт — это процесс взаимодействия индиви­дуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (дви­гательной) и внутренней (психической) активности.

Народные массы — это образ жизни и действий большого коли­чества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества.

Социальное поведение — это большое количество людей, кото рых в силу их политического равнодушия нельзя объединить по какому-либо общему признаку.

Социальные движения — это трудящееся большинство, которое в ряде случаев, например в периоды политической нестабильно­сти, является движущей силой социального прогресса.

Масса — это внешне не организованная общность людей, ко торые находятся в непосредственном контакте друг с другом, свя заны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания

Толпа — это большая группа людей, складывающаяся на осно­ве общих интересов, без какой-либо организации, но обязатель­но при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы.

Поведение — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам.

Социальное поведение личности — это массовые, непредсказуе­мые реакции людей на критические ситуации, возникающие объек­тивно и внезапно.

Публика — это внешне наблюдаемые поступки, действия ин­дивидов, их определенная последовательность, так или иначе за­трагивающая интересы других людей, их групп, всего обществ

Коллективное поведение — это поведение людей, не соответ­ствующее общепринятым ценностям и нормам.

Девиантное поведение — это процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Субъектами социального поведения являются:

массы;

……………………………;

толпа;

……………………………;

межличностные объединения.

• Видами толпы являются:

случайная;

……………………………;

……………………………;

действующая.

 • Действующая толпа подразделяется на:

……………………………;

спасающуюся;

стяжательскую;

…………………………….

 

• Разновидностями социального поведения являются:

……………………………;

коллективное поведение;

……………………………;

• Социальные движения могут быть нескольких видов:

политические;

……………………………;

……………………………;

революционные;

……………………………;

• Составляющими девиантного поведения являются:

……………………………;

норма (правило), которое нарушено;

……………………………

• Существует пять типов поведения:

 конформизм;

……………………………;

ритуализм;

……………………………;

……………………………;

• Социальный контроль бывает двух видов:

 формальный;

……………………………;

• К методам формального социального контроля относятся:

……………………………;

обособление;

……………………………;

• К типам неформального контроля относятся:

социальные вознаграждения;

……………………………;

……………………………;

переоценка норм.

 • В протекании любого конфликта можно выделить три стадии:

……………………………;

……………………………;

разрешения конфликта.

• Способами разрешения конфликта могут быть:

 переговоры;

……………………………;

посредничество;

……………………………;

• В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты:

……………………………;

межличностные;

……………………………;

• В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, раз­личают конфликты:

политические;

……………………………;

социальные;

……………………………;

……………………………

религиозные.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

·  Действующую толпу составляют люди, собравшиеся около места происшествия и решившие посмотреть, что будет дальше; конвенциональная толпа представляет собой группу людей, со­вместно выражающих радость или горе, гнев или протест; под случайной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения; экспрессивная толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отноше­нии конкретного объекта.

·  Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.

·  Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер: позитивный характер проявляется в стрем­лении нарушить функционирование социальной системы, а нега­тивный — в стремлении ее совершенствовать.

· Мятеж означает принятие ценностей данной социальной общ­ности, даже путем отказа от собственных убеждений; ретритизм выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения; инновация выражается в неприятии целей, но при­ятии средств достижения этих целей; конформизм проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в дан­ном обществе; ритуализм выражается в полном отрицании про­возглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.

·  Причины девиантного поведения некоторые теории объяс­няют с точки зрения биологических, психологических и социо­логических факторов: социологический подход указывает на врож­денную предрасположенность человека к совершению девиант- ных поступков, биологический объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии и психологи­ческий учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Субъекты социального поведения», «массы», «публика», «тол­па», «индивиды», «межличностные объединения», «случайная толпа», «экспрессивная толпа», «конвенциональная толпа», «дей­ствующая толпа», «агрессивная толпа», «спасающаяся толпа», «стяжательская толпа», «экстатическая толпа».

Задание 5. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Социальный конфликт», «субъекты конфликта», «объект кон­фликта», «стадии протекания конфликта (предконфликтная, са­мого конфликта, разрешения конфликта)», «способы разреше­ния конфликта», «переговоры», «компромисс», «посредниче­ство», «применение силы», «виды конфликтов», «классифика­ция в зависимости от числа субъектов», «внутриличностные кон­фликты», «межличностные конфликты», «социальные конфлик­ты», «классификация в зависимости от сферы, в которой проте­кает конфликт», «политические конфликты», «экономические конфликты», «социальные конфликты», «культурные конфлик­ты», «этнические конфликты», «религиозные конфликты».

Задание 6. Прочитайте высказывания. Что общего во взглядах авторов на толпу? Почему их мнения имеют негативную окраску? Ознакомьтесь с материалами СМИ, приведите примеры действий людей, вовлеченных в толпу.

Т.Карлейль: «Никто не знает, как поступит Толпа, тем более — она сама».

Т. Маколей: «Любовь толпы похожа на любовь той сладостраст­ной волшебницы из арабских сказок, которая не только бросала своих любовников, ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.311 с.)