Причины конфликтов в странах третьего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины конфликтов в странах третьего мира



1) Перенос соперничества великих держав в страны третьего мира

Главной тенденцией послевоенного мирового устройства было отсутствие прямых военных конфликтов между великими державами и разделение мира на два военно-политических блока, которые объединяли страны, различающиеся по идеологии и социально-экономической структуре, или то, что было названо конфликтом между Востоком и Западом. В рамках этого конфликтного противостояния ареной опосредованного соперничества стали страны третьего мира.

 2) Разрушение колониальной системы и конфликты между бывшими странами-метрополиями и колониями

3) Конфликт между Севером и Югом

4) Факторы, влияющие на динамику и особенности конфликтов в странах третьего мира

При обсуждении конфликтов между великими державами мы обозначили главную тенденцию – уменьшение числа прямых военных столкновений между ними при росте разрушительных последствий таких конфликтов и реально существующей угрозы гарантированного взаимного уничтожения сверхдержавами. Однако стремление уменьшить вероятность войн между ведущими игроками мировой политики не означало, что великие державы стали более миролюбивыми и отказались от силового способа достижения своих целей на международной арене. Различные исследования показывают, что именно великие державы наиболее часто инициировали войны или вовлекались в них.

Изучение послевоенного периода показывает, что большая часть вооруженных конфликтов происходила между малыми и средними державами (около 58 %), однако такие ведущие игроки мировой политики, как США и Великобритания, часто инициировали серьезные конфликты. В послевоенный период зона конфликтных столкновений переместилась из Европы в Африку, на Ближний Восток и в Азию. Зона относительного мира, следовательно, включала Европу, Северную Америку, Японию, Австралию и Новую Зеландию.

С 1945–1995 гг. наибольшее количество насильственных конфликтов происходило на Ближнем и Среднем Востоке – 113, Центральной Африке – 102 и в Азии – 86. Причем до середины 1970-х гг. преобладали международные конфликты, однако в последующий период начинают доминировать внутренние конфликты. В абсолютных значениях на Ближнем и Среднем Востоке преобладают международные конфликты, а в Азии и Африке – внутренние. Регионы Америки и Европы не являются бесконфликтными, однако там наиболее распространены ненасильственные конфликты.

Особенности конфликтов заключались в том, что они являются по преимуществу внутренними конфликтами, с участием в различной степени внешних сил. Это различные формы антиколониальной борьбы, войны между правительственными силами и политической оппозицией. К середине 1970-х гг. практически все страны третьего мира являлись независимыми государствами, однако ожесточенная борьба за ресурсы, власть внутри страны, за территорию, за права различных меньшинств разгоралась в виде непрекращающихся внутренних войн. Многие исследователи отмечают, что к середине 1970-х гг. прямое внешнее военное или экономическое вмешательство великих держав практически исчезает. Бывшие страны метрополии предпочитают действовать и влиять более опосредованно.

5) Торговля оружием и вооруженные конфликты в третьем мире

Одним из наиболее тревожащих последствий перенесения соперничества между развитыми странами в третий мир стала растущая милитаризация развивающегося мира за счет поставок и торговли оружием из развитых стран.

Как показывают многочисленные исследования, оружие, которым воюют в странах третьего мира, произведено в развитых странах. В 1993 г. более 95 % всего экспорта оружия в страны третьего мира обеспечивали 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые несут основную ответственность за поддержание мира. Военная индустрия приносит экономическую выгоду странам, производящим оружие, и отдельным продавцам оружия. Оружие становится доступным практически для любой группы, обладающей необходимыми средствами для его покупки.

По данным СИПРИ, самые большие военные расходы были у пятерки стран – постоянных членов СБ ООН, что составило в 2010 г. 61 % от всех военных расходов в мире. Ведущие производители и продавцы военной техники и оружия – это также военно-промышленные компании США, России, Германии, Франции, Великобритании.

Список стран по военным расходам за 2017 год по данным SIPRI

Страна Расходы, млрд $ Доля в мире, % Доля от ВВП, %
1 США 610,0 35,0 3,1
2 Китай 228,0 13,0 1,9
3 Саудовская Аравия 69,4 4,0 10,0
4 Россия 66,3 3,8 4,3
5 Индия 63,9 3,7 2,5
6 Франция 57,8 3,3 2,3
7 Великобритания 47,2 2,7 1,8
8 Япония 45,4 2,6 0,9
9 Германия 44,3 2,5 1,2
10 Республика Корея 39,2 2,3 2,6
  Всего в мире 1739 100 2,2

Объем экспорта основных видов обычных вооружений из этих стран в 2006–2010 гг. составил 75 % от всей международной торговли оружием. Основными регионами-получателями в 2006–2010 гг. были: на Индию приходилось 9 % совокупного импорта основных видов обычных вооружений, и она стала в период 2006–2010 гг. основным получателем оружия, оттеснив Китай (6 %) на второе место; за этими двумя странами следовали Южная Корея (6 %), Пакистан (5 %) и Греция (4 %). Попытки контролировать потоки оружия являются малоэффективными в силу рыночного характера военного производства и торговли оружием.

6) Борьба за власть и слабость государства

Одной из главных причин насильственных конфликтов в этом регионе большинство исследователей называют борьбу за политическую власть и процесс создания национальных государств. В этих странах государство или центральная политическая власть не способны эффективно контролировать разнородные политические, этнические и религиозные группы в рамках общества и управлять ими. Политическое руководство нередко отличается крайним авторитаризмом, власть персонифицирована. Отсутствие механизма эффективного управления страной и обществом приводит к сопротивлению со стороны управляемых, что провоцирует государство на применение насильственных мер, а это, в свою очередь, генерирует насильственный ответ оппозиции. Главная проблема «слабого государства» – это отсутствие легитимности, опирающейся на поддержку населения страны. «Неспособность государства гарантировать права меньшинствам в целом приводит к насильственным конфликтам во всех трех регионах (Африка, Азия и Центральная и Южная Америка), однако в Азии и Африке они в первую очередь основаны на политике принадлежности (конфликты идентичности), а в Центральной Америке больше порождены идеологическими противоречиями».

7) Процесс формирования национальных государств

Процесс послевоенной деколонизации в Африке и Азии сменился процессом дальнейшего дробления созданных государств и формирования новых национальных государств, большому числу территориальных споров. Существующие границы многих стран третьего мира отражают произвольное разделение территории, не учитывая реальное расселение этнических групп, исторически сложившихся особенностей экономического уклада народов, населяющих эти страны.

В странах третьего мира сосуществуют этносы и группы, находящиеся на различных уровнях социально-экономического и политического развития. В некоторых странах количество различных этнических групп доходит до 70 и более (например, Конго, Берег Слоновой Кости). Население этих стран представляет собой пеструю картину различных племен, которые зачастую не объединены общими экономическими, культурными, языковыми или какими-либо еще связями. Период колонизации по-разному отразился на положении и развитии этих групп. Одной из острейших проблем этих стран является борьба за власть между старыми и новыми политическими элитами, борьба за доступ к ресурсам, за равенство прав в экономической и политической сферах. Самым известным случаем такого рода в 1990-е гг. явился этнический конфликт в Руанде, африканском государстве, где в 1994 г. погибло по разным данным от 800 тыс. до 1 млн человек при общей численности населения около 9 млн человек. Кровавые столкновения произошли между двумя основными этносами, населяющими страну, – тутси и хуту. Хуту являются доминирующим по численности этносом (90 % населения), который во время бельгийского господства находился в подчиненном положении по сравнению с тутси. Тутси (9 % населения) составляли экономическую и административную местную элиту, поддерживаемую во времена колониального господства, а после приобретения Руандой независимости в 1962 г. стали костяком политической элиты. Тутси в большинстве своем имеют хорошее образование, традиции лидерства в экономической и политической сфере, в управлении и продолжают занимать более высокое социальное положение. Политическая нестабильность в стране и гибель в авиакатастрофе президента страны – хуту по национальности привели к взрыву эмоций и резне, направленной против тутси, в которой участвовали хуту – представители всех слоев общества, включая и местную интеллигенцию – врачей, учителей, священников.

Большинство исследователей отмечают, что особенностями конфликтов в третьем мире являются применение военной силы и других насильственных мер, не ограничиваемое существующими международными нормами, активное участие в насильственных конфликтах негосударственных игроков. В развивающихся странах решение проблемы безопасности, стремление утвердиться на международной арене, укрепить власть внутри страны, правительства многих стран решают за счет развития своего военного потенциала. Именно страны третьего мира являются основным покупателем оружия. Слабая государственная власть, несоблюдение международных норм и договоренностей в сфере вооружений и ОМУ – все это делает конфликты в третьем мире очень тревожащими и опасными для всего мирового сообщества в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.007 с.)