Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика международной конфликтности в новом веке
События международной политики начала XXI в. не дают усомниться в том, что международные конфликты остаются важными элементами международного взаимодействия. Начало 1990-х годов давало хрупкую надежду на общее сокращение уровня международной напряженности ввиду окончания конфронтационной биполярности и относительно успешного процесса урегулирования застарелых конфликтов времен холодной войны. Однако уже в середине 1990-х — начале 2000-х годов стало очевидно, что этим мечтам сбыться не суждено. Распад Ялтинско-Потсдамского порядка повлек за собой довольно резкое изменение соотношения сил на мировой арене. Он разрушил в мире многие политические преграды и ускорил процесс глобализации. Одновременно в международной системе стала происходить новая поляризация и децентрализация. Наиболее развитая и сильная группа государств, сознавая свое превосходство в политической, экономической и военной сферах, стала переходить к более активной, наступательной политике. В ряде случаев ее политика ломала сложившиеся во второй половине XX в. структуры отношений. Стали возникать новые очаги нестабильности в густонаселенных государствах Африки, Азии Латинской Америки. Наконец, стало заметным влияние новых негосударственных участников международного общения (террористические сети, международные криминальные организации наркоторговцев, сбытчиков оружия и расщепляющихся материалов). Мир оказался в полосе новых и иногда довольно тревожных международно-политических перемен. Всего с момента окончания Второй мировой войны было зафиксировано 240 вооруженных конфликтов в 151 точке мира. Конфликты нового века сохранили многие неоднократно разбиравшиеся базовые особенности конфликтов конца XIX в. Среди таких особенностей: ü феномен интернационализации внутригосударственных конфликтов, ü учащение «конфликтов идентичности», ü рост количества конфликтов с участием негосударственных субъектов. В связи с последней чертой стало происходить значительное снижение управляемости конфликтов, усложнение процесса их урегулирования. Региональные и даже локальные конфликты стали чаще приобретать глобальные измерения. Общесистемные предпосылки конфликтности
Потенциал современной международной конфликтности во многом связан с особенностями существующего международного порядка. Как представляется, можно выделить для него три определяющие черты. Во-первых, период преобладания международно-правового регулирования международной системы, которое было характерно для последних десятилетий XX в. завершился. Сложно было бы ожидать, что нормы и механизмы, созданные для регулирования отношений СССР и США, а также между сверхдержавами и остальным миром, были бы востребованы после распада Советского Союза. Если конфликт вокруг Косово мог казаться «изолированным инцидентом» на фоне общего преобладания международного права, то война США и Британии против Ирака в 2003 г. без санкции Совета Безопасности ООН свидетельствовала о кризисе политико-правовой парадигмы устройства мирового порядка Конечно, действующие международно-правовые нормы и принципы не утратили своего значения. Но они стали утрачивать с трудом обретенную главную ценность — универсальность. В 2000-х годах международное право стало применяться избирательно, ситуативно — в зависимости от конкретных международно-политических условий и ситуаций. Во-вторых, несмотря на множество лозунгов о мирном решении споров на основе универсальных ценностей и прав человека, стала возрождаться роль силового фактора в решении международных проблем. Военная мощь западных стран, совершивших так называемую «революцию в военном деле», объективно гарантировала им силовое превосходство. В вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке военные победы достигались относительно быстро и бескровно. Вооруженные конфликты с применением новых технологий (высокоточное оружие, системы наведения из космоса и тому подобное) стали казаться эффективным и относительно малозатратным инструментом быстрого достижения внешнеполитических целей. В-третьих, в контексте политической децентрализации мировой системы малые и средние страны стали ощущать себя (не всегда обоснованно) в большей степени «на равных» с крупными государствами чем в XX в. Малые и средние страны стали стремиться не только формально повысить свой международный статус, но и просто привлечь к себе внимание более сильных государств, желая добиться от них предоставления экономической или военно-технической помощи. Малым странам стало выгодно «завышать» свою геополитическую значимость в глазах потенциальных доноров и иногда провоцировать конфликты, которые эту значимость могли бы подтвердить. Один из значимых сдвигов в международной среде, вытекающий из возрождения силового фактора на международной арене, связан с изменившимся восприятием роли и места ядерного оружия в системе международного взаимодействия.
В конце 1940-х - начале 1950-х годов ядерное оружие рассматривалось США как новое, гораздо более разрушительное, чем раньше, но все же средство ведения войны. Однако, во второй половине XX в. в результате периода жесткой конфронтации капиталистического и социалистического лагерей, поставившего мир в период Карибского кризиса 1962 г. на грань ядерной войны, американское и советское руководство пришло к заключению о невозможности победы в гипотетической ядерной войне ввиду взаимной уязвимости перед ядерным ударом. В результате была создана система поддержания стратегической стабильности в военной сфере, основанная на взаимном ядерном сдерживании и закрепленная в ряде двухсторонних договоров, подписанных между США и СССР в 1970-1980-х годах. Сегодня ядерный фактор претерпевает существенные трансформации. Это связано как с изменением его восприятия, так и с фактом его распространения. Современное распространение ядерного оружия может быть «горизонтальным» (от государств к государствам) и «вертикальным» (от государств к негосударственным участникам международного общения). В 1960-х годах известные исследователи международных отношений Д. Сингер и К. Дойч допускали, что повсеместное распространение ядерного оружия будет благом для мирового сообщества. Эта точка зрения не сталa преобладающей. Политика ядерных государств во второй половине XX в. была направлена на то, чтобы ограничить число членов официального «ядерного клуба», для чего был создан режим нераспространения ядерного оружия, основанный на Договоре о нераспространении ядерного оружия от 1968 г. Правда, этот режим оказался эффективным только отчасти. Он не смог предотвратить появления новых ядерных держав. Индия испытала ядерное устройство в 1974 г. и провела полноценные ядерные испытания в 1998 г. одновременно с Пакистаном. С высокой долей вероятности ядерным оружием владеют Израиль и Северная Корея. Серьезные опасения относительно возможности создания ядерного оружия имеются у международного сообщества по отношению к Ирану. По оценкам МАГАТЭ, на сегодняшний день около 30 стран имеют технологическую возможность для разработки ядерного оружия, и с развитием технологического прогресса эта цифра будет только расти. Тем не менее, в случае с государствами существуют инструменты воздействий, направленных на недопущение появления у тех или иных государств ядерного оружия. Они дали положительные результаты в случае с ядерной программой Южно-Африканской Республики. Ситуация, однако, значительно усложняется, когда речь идет о возможном получении ядерного оружия негосударственными участниками международного общения, в частности террористическими группами.
Во-первых, потому, что принцип ядерного сдерживания перестает работать. Террористы могут угрожать взрывом ядерного устройства на территории какого-либо государства в случае невыполнения их требований, а государствам, ввиду отсутствия у террористов физического «обратного адреса», просто некуда будет направлять ответный удар. Во-вторых, для радикальных экстремистских группировок ядерное устройство будет тактическим, а не стратегическим оружием. По мнению большинства экспертов, если террористические организации, особенно экстремистские, получат как доступ к ядерному оружию, так и возможность его использовать, оно, с высокой долей вероятности, будет применено. Наиболее вероятным региональным ядерным межгосударственным конфликтом считается гипотетическая ядерная война между Индией и Пакистаном по поводу спорной провинции Кашмир. Эти опасения могут усиливаться с учетом шансов на приход к власти в Пакистане тем или иным путем радикальных исламистских группировок. Весьма высоко оценивается возможность применения ядерного оружия Израилем в случае широкомасштабной воины с коалицией арабских государств. В дополнение ко всему крайне острыми остаются противоречия Израиля с Ираном, руководство которого придерживается радикальной антиизраильской позиции. Повышение роли силового фактора в международных отношениях побудило исследователей задуматься о наличии трех факторов, способных вызвать глобальный ядерный конфликт, в том числе с участием России и США. Во-первых, нельзя исключать возможность ядерного конфликта, направленного на силовое изменение нынешнего мирового порядка и бросающего вызов существующему соотношению сил в мире. Любые международные системы, построенные на равновесии сил, рано или поздно существенно трансформируются или даже рушатся в связи с изменением этих соотношений прежде всего среди великих держав. Новая система международных отношений, образовавшаяся в начале 1990-х годов на руинах биполярного порядка, не явилась результатом крупной войны с четким разделением на победителей и побежденных. Ее контуры остаются не до конца определенными и изменяются под воздействием международных обстоятельств. Основываясь на историческом опыте, можно предположить, что перестройка современной системы будет проходить в рамках конфликтного взаимодействия различных стран, сопоставляющих свои силовые, экономические и иные потенциалы. Если мир ждет напряженная борьба за лидерство, то теоретически она может перерасти в глобальный конфликт с использованием, помимо прочего, ядерного оружия — как минимум его некоторых видов.
Во-вторых, в высших эшелонах власти и в России, и в США произошла смена поколений политического руководства. И В. Путин, и Б. Обама начали свои политические карьеры уже после окончания холодной войны, и поэтому «ядерное табу» и связанная с ним культура ядерной стабильности может оказаться для них лишь анахронизмом времен биполярного противостояния. В принципе, Россия значительно понизила порог применения ядерного оружия еще в конце 1990-х годов, зафиксировав в Военной доктрине: «Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия... в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях». Выход США в 2002 г. из Договора о противоракетной обороне 1972 г., неопределенность в вопросах российско-американского взаимодействия в сфере контроля над вооружениями осложняют российско-американские отношения. В-третьих, возможность конфликта между США и Россией может быть связана с действиями официальных и неофициальных союзников Вашингтона, направленными на провоцирование конфликта с Москвой.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.007 с.) |