Изучите памятку по написанию сочинения-рассуждения. Выучите клише, свойственные этому жанру, при необходимости дополните их своими. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучите памятку по написанию сочинения-рассуждения. Выучите клише, свойственные этому жанру, при необходимости дополните их своими.



Самостоятельная работа № 1.

Жанр сочинения-рассуждения. Требования к жанру

Форма: сочинение

Цель: познакомить со структурой жанра сочинения-рассуждения; совершенствовать изучающее и просмотровое чтение, формировать умение писать сочинение-рассуждение этической проблематики.

Задание 1.

Изучите памятку по написанию сочинения-рассуждения. Выучите клише, свойственные этому жанру, при необходимости дополните их своими.

Структура сочинения-рассуждения имеет следующий вид

 (каждую часть начинают с нового абзаца):

I. Введение.

II. Основная часть

1. Постановка проблемы

2. Комментарий к проблеме

3. Позиция автора

4. Ваша позиция и обоснование её

III. Заключение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Указание на важность ключевой категории проблемы, актуальность проблемы.

________ всегда занимало людей, актуально в наше время, волнует каждого человека. Стало особо значимо в наше время.

Новое время выдвигает новые проблемы. Одна из них – проблема _____

Вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает _______

Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни.

Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.

Можно начать сочинения с риторического вопроса, содержащего формулировку проблемы.

«Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте NN

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Слово «проблема» или «вопрос» должны обязательно прозвучать в этой части сочинения.

Можно в этой же части работы воспользоваться и такими фразами:

Автор поднимает проблему...

Автор затрагивает важную проблему...

Автора текста волнует проблема...

Проблема, которую хотел показать нам ав­тор, такова...

Проблема, которую рассматривает автор, за­ключается в том, что...

Текст Д. С. Лихачева заставил меня задумать­ся над проблемой...

Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.

Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это...

Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...

Проблема... не может не волновать современ­ного человека. Задумался над ней и

В. Тендряков.

Что такое...?(В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ. Включаем в комментарий 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста. Дайте пояснение к каждому примеру, укажите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.

Чтобы написать хороший комментарий, необходимо ответить на следующие вопросы.

На каком материале автор раскрывает проблему?

Автор обращается к фактам истории.

Автор по-новому смотрит на примелькавшиеся приметы времени.

Проблему автор раскрывает, описывая переживания /поступки героев.)

Задаться этим вопросом автора побудили воспоминания // впечатления…

2. Чьи высказывания приводит в качестве примеров, с кем спорит?

Писатель вспоминает слова___.

В доказательство автор цитирует ____.

Автор начинает заочный спор с ___, чьи слова он приводит.

Какие эмоции владеют автором?

Автор с удивлением/ с негодованием/ с нежностью/ с болью говорит о

На какие аспекты проблемы он обращает внимание?

Автор привлекает внимание к такому аспекту проблемы, как

Писатель подходит к проблеме с неожиданной стороны:

5. Какова логика развития авторской мысли)? Выделите микротемы и назовите каждую из них.

Свое размышление автор начинает с ___. Затем он обращается к______. После автор переходит к рассмотрению, к размышлению о________.

 

ВЫЯВЛЯЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логи­ческий переход:

Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: (если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос.Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция).

NN не даёт готового решения вопроса о том, что …… Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. Но сама логика сюжета / оценка героев/ гворит о том, что автор / что авторская позиция заключается в следующем, что главная мысль автора такова:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

Автор убеждает нас в том, что...

В тексте доказывается мысль о том, что...,

Основная мысль текста заключается в том, что...

Хотя позиция автора не выражена явно, ло­гика текста убеждает читателя в том, что...

 

Вариант 1. Фамилии на А-К

(1)Не бы­ва­ет аб­со­лют­но оди­на­ко­вых и со­всем без­дар­ных людей! (2)Каж­дый рож­да­ет­ся с пе­ча­тью ка­ко­го-либо та­лан­та. (3)По­треб­ность твор­че­ства так же есте­ствен­на, как по­треб­ность пить или есть; она теп­лит­ся в каж­дом из нас даже в самых не­ве­ро­ят­но тяж­ких усло­ви­ях. (4)Каж­дая лич­ность по-сво­е­му та­лант­ли­ва, свое­об­раз­на. (5)Людей, аб­со­лют­но пло­хих внут­рен­не и внеш­не, к сча­стью, не су­ще­ству­ет.

(6)То, что по­треб­ность твор­че­ства свой­ствен­на каж­до­му, видно хотя бы из того, что в дет­стве, даже в мла­ден­че­стве, у ребёнка есть по­треб­ность в игре. (7)Каж­дый ре­бе­нок хочет иг­рать, то есть жить твор­че­ски. (8)По­че­му же с го­да­ми твор­че­ство по­не­мно­гу ис­че­за­ет из нашей жизни, по­че­му твор­че­ское на­ча­ло со­хра­ня­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся не в каж­дом из нас? (9)Грубо го­во­ря, по­то­му, что мы либо за­ня­лись не своим делом (не нашли себя, сво­е­го лица, сво­е­го та­лан­та), либо не на­учи­лись жить и тру­дить­ся (не раз­ви­ли та­лан­та). (10)Вто­рое не­ред­ко за­ви­сит от пер­во­го, но и пер­вое от вто­ро­го не все­гда бы­ва­ет сво­бод­но. (11)Если не на­учишь­ся тру­дить­ся, так и не узна­ешь, чем на­гра­ди­ла тебя при­ро­да.

(12)Если же ду­хов­ный по­тен­ци­ал слаб, то лич­ность сти­ра­ет­ся, ни­ве­ли­ру­ет­ся, быст­ро те­ря­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные, при­су­щие ей одной черты. (13)Строй­но­му вос­хож­де­нию, твор­че­ско­му рас­кре­по­ще­нию лич­но­сти может по­ме­шать любой ду­шев­ный, се­мей­ный, об­ще­ствен­ный или ми­ро­вой раз­лад, любая не­уря­ди­ца, ко­то­рые, кста­ти ска­зать, бы­ва­ют раз­ные. (14)На­при­мер, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы хо­дить в школу (а то и самой школы), и со­всем дру­гое, когда тебя силой за­став­ля­ют по­сти­гать му­зы­каль­ную гра­мо­ту. (15)Ко­неч­но, вто­рой слу­чай пред­по­чти­тель­нее, но раз­лад есть раз­лад. (16)По­это­му мы видим, что об­ще­ствен­ная ори­ен­та­ция от­нюдь не все­гда без­оши­боч­на и что мода во­об­ще вред­на в таком деле, как дело на­хож­де­ния себя.

(17)По­че­му, соб­ствен­но, счи­та­ет­ся твор­че­ской толь­ко жизнь ар­ти­ста или ху­дож­ни­ка? (18)Ведь ар­ти­стом и ху­дож­ни­ком можно быть в любом деле. (19) Это долж­но быть нор­мой. (20)Ореол ис­клю­чи­тель­но­сти той или иной про­фес­сии, де­ле­ние труда по таким прин­ци­пам, как «почётно-непочётно», «ин­те­рес­но-не­ин­те­рес­но», как раз и по­ощ­ря­ет мысль о не­до­ступ­но­сти твор­че­ства для всех и для каж­до­го. (21) Но это впол­не устра­и­ва­ет сто­рон­ни­ков ни­ве­ли­ро­ва­ния лич­но­сти, ко­то­рые вы­де­ля­ют без­ли­кую толпу без­дар­ных людей и про­ти­во­по­став­ля­ют ей людей та­лант­ли­вых. (22)Но это не спра­вед­ли­во!

(По В. Бе­ло­ву*)

 


Задание 2.Напишите сочинение по одному из текстов в соответствии с вариантов.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, соглас­ны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные на­блюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пере­сказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2. Фамилии на Л-Р

(1)Певцов было десять человек, всего десять. (2)Все в одинаковых чёр­ных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, свето­вых манипуляторов — просто в зале несколько приглушили свет.

(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие пред­ставление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они — как безоружные солдаты на поле боя.

(6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукру­жие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владели общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.

(10) И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели...

(12) 3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время во­ображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желан­ный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, уко­ров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.

(14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с та­кой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изна­чальную сущность музыки.

(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и насту­пает просветление души. (16)И на той волне нахлынувшего просвет­ления подумалось вдруг: а откуда это в человеке — музыка, песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круго­вороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким образом выразить, обозна­чить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого без­молвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни — вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осозна­вать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое про­дление себя возможно в принципе. (21)Наверное, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, не­кий музыкальный вечный двигатель, — это будет антология всего лучшего в культуре человечества.

(22) Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свобо­ды, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с пер­вых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удается лишь в ней.(По Ч. Айтматову)


Задание 2.Напишите сочинение по одному из текстов в соответствии с вариантов.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, соглас­ны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные на­блюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пере­сказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 3 Фамилии на С-Я

(1)Меня как человека, пишущего о войне, главным образом интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? (2)Ведь никому не хотелось лишаться своей единственной и такой дорогой ему жизни, и только необходимость до конца оставаться честным человеком заставляла идти на смерть. (3)В то же время находились люди, которые пытались совместить несовместимое. (4)Они надеялись сохранить жизнь и не погрешить против совести, что в определённых, трагических обстоятельствах оказывалось невероятно трудным, если не совсем безнадёжным. (5)Много лет в моей памяти жил один случай, настойчиво будораживший мое сознание. (6)Этопроизошло в августе сорок четвёртого года, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных. (7)В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. (8)Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидит у самой изгороди. (9)В следующее мгновение я узнал прежнего моегосослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. (10)Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. (11)О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводились беседы, а он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе, оборванный и понурый. (12)Я смотрел на него, а он, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал после тяжёлого вздоха:

(13)– Вот так оно получается!

(14)– Как же это случилось?

(15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.

(16)– Что делать! (17)Такова судьба.

(18)Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. (20)Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы.

(21)Ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. (22)В конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам...

(23)Я верил ему: он говорил правду. (24)Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. (26)И вот плачевный результат этой хитрости...

(По В. Быкову)


Самостоятельная работа № 2

Задание 2.

Прочитайте текст.

Согласитесь с предложенными ниже утверждениями или опровергните их.

Заполните таблицу, обозначив согласие или несогласие знаками + и -.

(1) В ма­лень­ком го­ро­диш­ке Страт­фор­де на ма­лень­кой ре­чуш­ке Эйвон нашу груп­пу пи­са­те­лей при­ве­ли в обыч­ный для Ан­глии де­ре­вен­ский дом, проч­ный и ак­ку­рат­ный. (2)К не­вы­со­кой де­ре­вян­ной двери вели ка­мен­ные сту­пень­ки, а над че­ре­пич­ной кры­шей воз­вы­ша­лись две боль­шие кир­пич­ные трубы. (3)На сте­нах, окон­ных решётках, две­рях и крыше - всюду были за­мет­ны се­ро­ва­тые следы вре­ме­ни. (4)От про­чих стро­е­ний того же типа этот дом от­ли­чал­ся толь­ко одним: че­ты­ре с по­ло­ви­ной века назад в нём ро­дил­ся ве­ли­чай­ший из людей, когда-либо брав­ших в руки перо. (5)Потом нам по­ка­за­ли по­хо­жий до­миш­ко, где не­ко­гда жила де­вуш­ка, при­ме­ча­тель­ная лишь тем, что она нра­ви­лась мо­ло­до­му Шекс­пи­ру. (6)А в конце под­ве­ли к церк­ви, внут­ри ко­то­рой по­хо­ро­нен автор «Гам­ле­та».

(7)Я не мог не вос­хи­тить­ся тем, как тро­га­тель­но и тща­тель­но хра­нят в Страт­фор­де па­мять о своём ге­ни­аль­ном зем­ля­ке. (8)Но наш гид, мест­ный уро­же­нец, быст­ро раз­ве­ял мои ил­лю­зии. (9)Улыб­нув­шись, он ска­зал, что со­вре­мен­ни­ки и со­се­ди поэта имели весь­ма при­бли­зи­тель­ное пред­став­ле­ние о его ли­те­ра­тур­ных за­ня­ти­ях. (10) И в церк­ви Шекс­пир был по­хо­ро­нен не как гений, а как при­мер­ный и до­ста­точ­но щед­рый при­хо­жа­нин.

(11)Я не мог в это по­ве­рить.

- (12)А по­че­му же тогда со­хра­ни­ли его дом и даже жи­ли­ще лю­би­мой де­вуш­ки? (13)Гид пожал пле­ча­ми:

- (14)А зачем их ру­шить? (15)Мы во­об­ще ста­ра­ем­ся ни­че­го без край­ней на­доб­но­сти не ло­мать.

(16)Как же я тогда по­за­ви­до­вал ан­гли­ча­нам, ко­то­рые могут пре­не­бре­жи­тель­но бро­сить: (17)«Эта цер­ковь срав­ни­тель­но новая, ей всего три­ста лет». (18) А ты­ся­че­лет­няя Москва лишь ред­ки­ми ост­ров­ка­ми за­строй­ки под­твер­жда­ет малую часть сво­е­го воз­рас­та...

(19)Мы с вами не мил­ли­о­не­ры, у нас нет ро­до­вых зам­ков, нет по­ме­стий с за­го­род­ны­ми двор­ца­ми, но и нас, аб­со­лют­но ря­до­вых рос­си­ян, окру­жа­ет ста­ри­на. (20)Толь­ко не ценим мы её.

(21)Нель­зя ска­зать, что нынче наши люди род­ную ста­ри­ну со­всем не бе­ре­гут. (22)Что оста­лось - по­не­мно­гу ре­ста­ври­ру­ют. (23)Особ­няч­ки, по­стро­ен­ные лет две­сти назад, про­да­ют бан­кам или схо­жим кон­то­рам с обя­за­тель­ством со­хра­нить фасад.

(24) Но вот од­на­ж­ды про­ез­жаю я мимо очень кра­си­вой церк­вуш­ки в Филях.

(25) Ро­зо­во-белая, с вы­со­кой то­нень­кой ко­ло­коль­ней в цен­тре, она укра­ше­на при­чуд­ли­вой ба­роч­ной леп­ни­ной. (26)Ве­ли­ча­вые ку­по­ла - один в цен­тре, на ко­ло­коль­не, и че­ты­ре по краям - ра­дост­но сияют су­саль­ным зо­ло­том. (27)Оста­нав­ли­ва­юсь, чтобы по­луч­ше её рас­смот­реть, за­хо­жу внутрь. (28)Про­чи­тав таб­лич­ку перед вхо­дом, узнаю, что цер­ковь эта стоит там с конца сем­на­дца­то­го века. (29)И тогда я сам себе задал во­прос: а по­че­му она до­жи­ла до наших дней? (30)По­че­му её не раз­ру­ши­ли, когда она ещё не была ста­рин­ной, а была про­сто одним из мно­же­ства мос­ков­ских хра­мов? (31)И сам себе с не­до­уме­ни­ем от­ве­тил: не сло­ма­ли, по­то­му что - а зачем ру­шить?

(32)До нас уже дошло, что ку­пе­че­ские особ­няч­ки надо не сно­сить, а ре­ста­ври­ро­вать. (33)Но до нас ещё не дошло, что кре­стьян­ские избы, ко­со­бо­кие са­ра­юш­ки и бань­ки по-чёрному - тоже па­мят­ни­ки ста­ри­ны, ко­то­рые хра­нят ве­ще­ствен­ную па­мять о наших ба­буш­ках, де­душ­ках и более даль­них пред­ках.

(По JI.A. Жу­хо­виц­ко­му)

 

Утверждение Согласие/несогласие
В пред­ло­же­ни­ях 19-20 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.  
Пред­ло­же­ние 33 рас­кры­ва­ет суж­де­ние, вы­ска­зан­ное в пред­ло­же­нии 32 тек­ста.  
Предложения 16-18 содержат рассуждение.  
В пред­ло­же­ни­ях 27-28 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.    
В предложениях 2-3 представлено описание.  
В предложении 24 дана оценка событий.  
Пред­ло­же­ния 25-26 со­дер­жат опи­са­ние.  
Повествовательные предложения 22,23 служат аргументами для тезиса, выдвинутого в предложении 21.  
В предложениях 7-10 представлено описание.  
В предложениях 29-31 представлено рассуждение.  
Предложение 22 подтверждает мысль, высказанную в предложении 20.  
Предложения 27,28 содержат вывод из предложений 25-26.  

 


Самостоятельная № 3

Задание 1. Прочитайте статью, знакомящую с понятием «Культура речи».Ответьте на вопрос, к какому компоненту культуры речи принадлежит акцентология.

В современной лингвистической литературе культура речи определяется как владение нормами устного и пись­менного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также как умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и со­держанием речи.

  • Культура речи включает три аспекта:
    • нормативный;
    • коммуникативный;
    • этический.

Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.

Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.

Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека

Языковая норма — это совокупность явлений, разрешён­ных системой языка, отражённых и закреплённых в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определённый период.

Типы языковых норм

Нормы орфоэпические (произносительные) регулируют выбор вариантов фонемы. Следует произносить: а[т]елье, нельзя: а[т']елье; следу­ет: ло[п], нельзя: ло[б] и т. д. Особо внутри них выделяют нормы акцентологические (постановка уда­рения) регулируют выбор вариантов разме­щения ударного слога. Следует произносить: позвонИт, звонИшь, нельзя: позвОнит, звОнишь; можно: красИвее, нельзя: красивЕе; следует: свЁкла, нельзя: свеклА и т. п.
Нормы словообразовательные регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова. Следует: наблюдатель, нельзя: наблюдальщик; следует: грузчик, нель­зя: грузитель.
Нормы морфологические регулируют выбор ва­риантов форм слова и вариантов её соединения сдругим словами. Следует: инженеры, нельзя: инженера; следует: много дел, нет мест, нель­зя: много делов, нет местов; следует: крепкий кофе, нельзя: крепкое кофе и т. д.
Нормы синтаксические регулируют выбор вариантов построения словосочетаний и пред­ложений. Следует: Когда я подъезжал к стан­ции и глядел в окно, у меня с головы слетела шляпа. Нельзя: Подъезжая к станции и глядя в окно, шляпа слетела с моей головы.
Нормы лексические (речевые) регулируют употребление слов в точном соответствии с их значением. Следует: в еловом лесу, нельзя: в ёлочном лесу  
В современной лингвистической литературе выделяются также нормы стилистические, которые регламентируют употребление слова и синтаксической конструкции в текстах опре­делённого стиля речи.
Нормы правописания охватывают правила орфографии и пунктуации: орфографические нормы — это правила написания слов; пункту­ационные нормы — это правила употребления знаков препинания на письме.

 

 

 

Задание 2. Выучите произношение приведенных слов. Подготовьтесь в сдаче акцентологического зачета.


Имена существительные

агЕнт

алфавИт, от Альфа и в И та

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дефИс, изнем.яз., где ударение на 2-ом слоге

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар.всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

досУг

ЕретИк

жалюзИ, из франц. яз., где удар.всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. зн А чимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диал О г, монол О г, некрол О г т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами сантим Е тр, децим Е тр, миллим Е тр…

кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.имн.ч.

корЫсть

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар.во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

лыжнЯ

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой п О честей, ч Е люстей…,

но новост Е й

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопров О д, нефтепров О д, водопров О д

НамЕрение

нарОст

нЕдруг

недУг

некролОг, см. катал О г

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. м Е стностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.

Отрочество, от О трок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар.всегда на последнем слоге

портфЕль

пОручни

придАное, сущ.

призЫв, в одном ряду со словами поз Ы в, отзЫв(посла), соз Ы в, но: Отзыв(на публикацию)

процЕнт

свЁкла

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

стАтуя

столЯр, в одном яду со словами мал Я р, до Я р, школ Я р

созЫв, см. приз Ы в

тамОжня

тОрты, тОртов

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

шАрфы, см. б А нты

шофЁр, в одном ряду со словами киоск Ё р, контрол Ё р…

ЩавЕль

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

давнИшний

знАчимый

красИвее, прил. и нареч.в сравн.ст.

красИвейший, превосх.ст.

КровоточАщий

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

мозаИчный

ОптОвый

прозорлИва, краткоеприлаг. ж.р., в одном ряду со словами смазл И ва, суетл И ва, болтл И ва..., но: прож О рлива

слИвовый, образовано от сл И ва

Глаголы

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

ВключИть-включИшь,

ВключИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

ВручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

ДозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

ЗакУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

ЗвонИть-звонИшь, звонИт,

ЗвонИм

ИсключИть-исключИт

ИсчЕрпать

КлАсть-клАла

клЕить

КрАсться-крАлась

КровоточИть

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

НакренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

НасорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами формиров А ть, нормиров А ть, сортиров А ть…

ОпОшлить-опОшлят

ОсвЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

ОткУпорить-откУпорил

отозвать-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть-перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли

ПринУдить

рвать-рвалА

СверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

СорИть-сорИт

убрАть-убралА

УбыстрИть

УглубИть

укрепИть-укрепИт

ЧЕрпать

ЩемИть-щемИт

щЁлкать

Причастия

БалОванный

включённый-включЁн, см. низвед Ё нный

довезЁнный

ЗАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. бал О ванный

кормЯщий

КровоточАщий

молЯщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший

налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

низведЁнный-низведЁн, см. включ Ё нный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

СОгнутый

Деепричастия

БалУясь

ЗакУпорив

начАв

начАвшись

отдАв

поднЯв

понЯв

прибЫв

Наречия

вОвремя

добелА

дОверху

донЕльзя

дОнизу

дОсуха

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

зАтемно

Исстари

красИвее, прил. и нареч.в сравн.ст.

навЕрх

надОлго /ненадОлго



Самостоятельная работа № 4

Фразеология

Форма: работа со словарем, лингвистический анализ текста

 

Цель: расширение словарного запаса обучающихся, совершенствование умения лингвистического анализа.

Задание 1. Вспомните, что такое фразеологизм. Прочитайте словарную статью, выделите признаки фразеологического оборота.

Фразеологи́зм (фразеологическийоборот) — это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов.

Фразеологизмупотребляетсякакнекотороецелое, неподлежащеедальнейшемуразложениюиобычнонедопускающеевнутрисебяперестановкисвоихчастей.

нужен как собаке пятая нога — не нужен (собаки прекрасно обходятся и четырьмя ногами)

заварить кашу — своими действиями создать сложное положение (и многие из нас заваривают кашу намного чаще, чем варят настоящую съедобную кашу)

сделать что-то на свою голову — сделать что-то необдуманное во вред себе

В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде. Фразеологизм в целом является одним членом предложения. Фразеологизм следует отличать от метафоры, поскольку та и другая единицы состоят их нескольких слов и фразеологизм часто сохраняет образность. В отличие от метафоры фразеологизм устойчив, извлекается из памяти в готовом виде, известен большинству носителей языка, фиксируется в словаре. Метафоры рождается из неожиданного переноса значения слова, имеет индивидуально-авторскую окраску.

тернистый путь (фразеологизм) – дорога испытаний (матефора).

свободен как ветер (фразеологизм) – дышит воздухом свободы (метафора)

Выполните задание 2 или задание 3 по вашему выбору.

Задание 2. Перепишите текст, расставляя пропущенные буквы знаки препинания. Найдите фразеологические обороты в тексте, подчеркните их. Непосредственно после оборота в скобках или после текста дайте толкование каждому обороту. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Раз..езжаясь после училища по городам и весям мы дали клятву что не забудем стены заведениябывш..го для нас домом. Большинство из нас с/здержали обещание и с трепетом и пр..знательностью вспоминали almamater до конца своих дней. Нужно пр..нять во внимание что учились мы в годы войны в атмосфере лишений. И подчас музыка поднимала дух больше чем слова рвавшиеся из репр..дукторов. Дух братства и творчества в атмосфере которого прошла наша молодостьсформир..вал нас и львин/нн/ая доля выпускников оставалась верна музыке всю жизнь. Освоив азы мастерства мы продолжали трудит/ть/ся всю жизнь никогда не поч..вали на лаврах. Нет не канули в Лету дни нашей трудной молодости не забыты уроки дорогих мастеров!

Задание 3. Составьте связный текст, употребив в нем не менее 10 фразеологизмов, фразеологизмы подчеркните в скобках расшифруйте их значение.

 

Литература:

Фразеологизмы и устойчивые выражения [Электронный ресурс]. – Путь доступа:gramma.ru/RUS/?id=7.18

Фразеологический словарь русского литературного языка [Электронный ресурс]. – Путь доступа: phraseology.academic.ru/

 


Самостоятельная работа № 5

Самостоятельная работа № 6

Задание 1.

От значения:

• -мак- /-мок: -мак- используется в значении «погружать в жид­кость, делать мокрым» (макАть хлеб в молоко), -мок- в значении «пропускать жидкость» (ботинки промОкают);

 

• -равн-/-ровн: -равн- используется в значении «равный, одина­ковый, наравне» {поравняться), -роен- в значении «ровный, пря­мой, гладкий» (уровень, заровнять). Следует запомнить равнение, равняться, выравняться (при построении).

Задание 2.

Вставьте пропущенные гласные в корне слова, определяя тип орфограммы: 1) проверяемая безударная гласная, 2) непроверяемая безударная гласная, 3) гласная в чередую­щемся корне.

К...леблется на ветру, отв...чать тем же, р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.285 с.)