Понятие личностных стратегий преодоления сложных жизненных ситуаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие личностных стратегий преодоления сложных жизненных ситуаций.



Трудные жизненные ситуации появляются или в случае неуравновешенности в системе отношений личности, и тем, что ее окружает, или если происходит несоответствие между целями, стремлениями и возможностями их реализации, и качествами данной личности. Похожие ситуации предъявляют высокие требования к возможностям и способностям человека, к его личностному потенциалу, а так же, стимулирует его активность. Можно сказать, что составной частью процессов социализации являются трудные жизненные ситуации, потому, что они в целом обыденны, они не всегда травмируют личность, благоприятствуют развитию. Трудную ситуацию можно охарактеризовать как дисбаланс между тем, что человеку хочется (создать, достичь, сделать и т.п.), и тем, что он может, когда он оказывается в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него личными возможностями. Такой подход препятствует достижению первоначально поставленной цели, и это влечет за собой появление отрицательных эмоций, которые служат важным показателем трудности той или иной ситуации для личности.

Стратегии преодоления трудностей необходимы при столкновении с новыми требованиями, новизна которых не позволяет справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Решение трудных жизненных ситуаций требует формирования новых подходов в виде конструктивных гипотез, развития своих способностей, открытия неизвестных ранее ресурсов. Х. Ремшмидт классифицирует процесс преодоления трудностей на три этапа:

1) Изначально совершается "первоначальная оценка" ситуации, включающая эмоциональные и когнитивные элементы.

2) Второй этап - оценивание собственных возможностей, которая включает в себя поддержку со стороны окружающих людей. Таким образом, можно сказать, что осуществляется расширенная оценка. Этот этап характеризуется развитием новых стратегий преодоления трудностей.

3) На третьем этапе на основание уже пережитых неудач или новой информации возможен переход к третичной оценке проблемы, которая включает в себя новую постановку задачи и новые альтернативы поведения. Если исход благоприятный, происходит овладение ситуацией, что благоприятно отразится на нервной системе, человека.

Оценки последующие ей не должны быть независимыми друг от друга. Они могут взаимно влиять друг на друга или переходить одна в другую. С. Хобфолл, занимающийся изучением стратегий преодоления трудностей, в рамках индивидуального жизненного пути, предложил 9 стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций:

1. Активация - асесертивные действия, это способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

2. Просоцильная - вступление в социальный контакт, это поиск поддержки во взаимодействии с социумом.

3. Просоциальная - поиск социальной поддержки, это поиск поддержки от социального окружения человека.

4. Пассивная - Осторожные действия, уход от решения проблем.

5. Прямая - импульсивные действия это действия, совершаемые под влиянием аффекта, например, в порыве гнева или острой жалости, в нерациональности которых несколько позже индивиду нередко приходится раскаиваться

6. Пассивная - избегание, это прямой уход от конфликта.

7. Непрямая - манипулятивные действия, это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

8. Асоциальная - асоциальные действия, это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

9. Асоциальная - агрессивные действия, любые формы поведения, предполагающие причинение кому-либо или чему-либо физического или психологического ущерба.

Л.И. Анцыферова в своих трудах считает основными стратегиями совладания с жизненными трудностями: стратегии приспособления и преобразующие (изменения индивидом собственных данных и отношения к происходящей ситуации).

В трудных ситуациях и несчастных случаев к вспомогательным приемам самосохранения относятся "техники" борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными непреодолимыми, с точки зрения человека, негативными событиями. Это можно назвать уходом или бегством из трудной ситуации, которое может осуществляться не только в практической, но и в психологической форме, путем подавления мыслей о произошедшей ситуации или внутреннего отчуждения от нее. Данные приемы можно назвать неконструктивными в том смысле, что они не устраняют трудную проблему. И все же они адаптивны, так как помогают облегчить психическое состояние.

Так как каждый человек индивидуален, это делает неоднозначным влияние на него трудных ситуаций, но учет типологических особенностей обеспечивает возможность создания предпосылок для предсказания переживаний и поведения в ситуациях преодоления. Основываясь на анализе работ зарубежных психологов, Л.И. Анцыферова полагает, что успешность преодоления трудных жизненных ситуаций и выбор стратегии в наибольшей степени зависит от такого качества личности, как склонность человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.

Варианты преодоления кризисов. Саморегуляция эмоциональных реакций как центральное звено в преодолении кризиса. Подавление и отвлечение как основные приемы преодоления эмоционального беспокойства.

Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:

бессознательная эмоциональная саморегуляция

сознательная волевая эмоциональная саморегуляция

сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.

Эти уровни являются онтогенетическими этапами становления системы механизмов эмоциональной саморегуляции личности. Доминирование того или другого уровня можно рассматривать как показатель развития эмоционально-интегративных функций сознания человека.

Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Это особенная форма переработки травмирующей информации, система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведения к минимуму отрицательных эмоций (тревоги, угрызений совести). Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.

Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).

Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, описанных в литературе, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства – подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.

На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими, а не этиологическими, поскольку в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции. Существенное отличие между ними состоит лишь в том, что одна осуществляется на сознательном уровне, а другая на подсознательном. Но, жесткой границы между этими двумя уровнями нет, так как волевые регулятивные действия, которые вначале осуществляются с участием сознания, автоматизируясь, могут переходить на подсознательный уровень осуществления.

Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития.

Для осуществления эмоциональной саморегуляции на смысловом уровне необходимо умение четко мыслить, распознавать и описывать с помощью слов наиболее тонкие оттенки своих эмоциональных переживаний, осознавать собственные потребности, стоящие за чувствами и эмоциями, находить смысл даже в неприятных переживаниях и сложных жизненных обстоятельствах. Эти перечисленные умения относятся к компетенции особой интегративной умственной деятельности, которая интенсивно исследуется в науке в течение последних десятилетий и получила название «эмоциональный интеллект (эмоциональная разумность)». К основным функциям эмоционального интеллекта относят: эмоциональную осведомленность, произвольное управление собственными эмоциями, способность к самомотивации, эмпатию и понимание эмоциональных переживаний других людей и управление эмоциональным состоянием других людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.007 с.)