Сущность профилактики жизненных кризисов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность профилактики жизненных кризисов.



Под кризисным состоянием подразумевают временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Кризисное состояние является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезает внешняя поддержка. Поэтому кризис – это испытание на укорененность, интроецированность каких-то ее важных установок.

 

28. Эффективные и неэффективные варианты защиты от возможных кризисов. Основные направления профилактики жизненных кризисов.

Под кризисным состоянием подразумевают временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Кризисное состояние является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезает внешняя поддержка. Поэтому кризис – это испытание на укорененность, интроецированность каких-то ее важных установок.

Кризисное состояние – это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Разрушение внешнего и проявление внутреннего важно, прежде всего, для истинного созревания личности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, соприкосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования.

Кризис — это состояние, переживаемое как глобальное поражение всей жизненной целостности. Само понятие реально означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Жизненные кризисы и развитие личности представляют глубоко связанные процессы. Кризисы влекут за собой различные трансформации и в системе ценностей, и в смыслообразующей категории, и в моделях описания реальности. Возможно это болезненные трансформации, но тягостные ощущения не бессмысленны, они напоминают боль, которая сопровождала рождение чего-то нового. Положительный эффект в том, что человек многое извлекает, приобретает для себя и растет как личность.

На кризисной стадии развития личности происходит в абсолютном большинстве случаев изменение, переоценка ценностей. Прежняя устоявшаяся иерархическая система ценностей теряет свою упорядоченность. Если ранее ее можно было представить в виде целостности, то теперь эта иерархически построенная система рассыпается, превращается в хаос. Ценности как бы перебираются, взвешиваются. Пересматривается и статус отдельных ценностей в общей системе.

К кризису приводит невозможность реализации самого значимого в данный момент жизни плана, замысла. Результатом переживания (под переживанием здесь имеется в виду особая психическая деятельность человека по преодолению критического состояния) является метаморфоза личности, ее перерождение, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа “Я”.

В человеческой жизни можно выделить следующие «критические точки»: острые ситуационные кризисы; кризисы переходного периода; кризисы взросления, которые может переживать значительная часть людей, независимо от индивидуальной психодинамики; кризисы, вызванные катастрофой, несчастным случаем или болезнью.

На уровне личности кризисное состояние может иметь следующие формы:

- соматический кризис - болезнь, старость;

- нервно-психический кризис - фрустрации, стрессы, конфликты между базовыми структурами личности, фобии, депрессии, астении;

- социально-психологические нарушения коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде;

- кризисные состояния факторов гигиены: жилищно-бытовые условия, уровень материального благосостояния, физические условия на работе и т. д.

Классификацию кризисных состояний личности можно расширить, используя для данной проблемы подходы с позиций деятельности, возрастной психологии, конфликтологии, экзистенциальной психологии, психологии эмоций.

Выделяются:

- возрастные кризисы: кризис рождения, кризис 1-го года, кризис 3-х лет, кризис 7-ми лет, пубертатный кризис, кризис середины жизни, пенсионный кризис, кризис смерти;

- кризисы отношений: ценностные конфликты, ресурсные конфликты, конфликты интересов, ролевые конфликты;

- кризисные состояния души: страх, горе, гнев, кризис утраты;

- кризисы, связанные с поиском смысла жизни (их фазы);

- мотивационные кризисы: кризис осознания побуждения, кризис принятия мотива, кризис реализации мотива, кризис закрепления мотива, кризис актуализации побуждения.

В качестве следующего шага при составлении классификации представляется необходимым для каждой из выделенных групп обозначить факторы возникновения (причины) и формы проявления. Так, например, возрастные кризисы, по определению Л.С. Выготского, обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Таким образом, возрастные кризисы относятся к кризисам переходного периода, определенным ранее. Формы проявления будут накладываться друг на друга: фрустрации, стрессы, депрессии сопровождаются соматическим дисбалансом, на их фоне возможны социально-психологические нарушения коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде.

 

29. Перспективное планирование, прогнозирование гипотетических трудностей и раннее начало действий, принимающих эти трудности в расчет. Извлечение уроков из уже случившихся кризисов.

Кризис (после события). Поскольку для кризиса характерно ощущение невыносимости происходящего, человек напрягает все свои силы, чтобы каким-то образом изменить ситуацию, разрешить проблему всеми известными способами. Если же кризисная ситуация приобрела травмирующий характер, последующий кризис похож на травматический. Кризис — «поворотный пункт»*, он может привести или к разрешению проблемы, приобретению нового опыта, развитию личности, или к развитию болезни, регрессии, стагнации.

 

Формирование стрессоустойчивости и готовности к возможным кризисным событиям будущего. Формирование готовности к возможным кризисным событиям жизненного пути. Планирование и прогнозирование гипотетических трудностей. Понимание своей активной роли в создании собственного мира.

Стрессоустойчивость — это залог психического здоровья ребенка и обязательное условие социальной стабильности, прогнозируемости общественных процессов. Постоянно возрастание нагрузки на нервную систему и психику современного младшего школьника ведет к эмоциональному напряжению как одному из главных факторов развития заболеваний. Следовательно, организм должен обладать механизмами, обеспечивающими адаптацию к стрессовым ситуациям, которую можно обозначить как процесс, сохраняющий жизнь и активную деятельность организма, а также предупреждающий заболевания в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путем простых реакций избегания, избавления или путем специфического приспособления к какому-либо физическому, химическому или биологическому фактору.

В условиях усиления психоэмоциональных нагрузок, повторяющихся стрессовых ситуаций, интенсивный поиск новых методов преодоления психофизиологических расстройств, расширения границ адаптации, повышение работоспособности является необходимым и чрезвычайно важным.

Стресс обладает способностью выводить из строя физиологическую систему объекта, вызывая не только обострения хронических заболеваний, провоцируя новую болезнь. Организм школьника не может выдержать постоянного нахождения в состоянии стресса, тревожности и сильного напряжения, ребенка оказывается в ситуации подчинения стрессу и изменения образа жизни. Долгое напряжение мышц имеет следствием угнетение обмена веществ в организме, соответственно, появляется боль в спине, животе, шее и наблюдается нервный тик. Так, мышечный зажим в области груди грозит ребенку сутулостью, и нарушением работы дыхательной и пищеварительной систем. Стресс провоцирует язвы, гастриты, тошноту. Следствием становится отказ ребенка от еды на фоне ощущения голода. Или напротив, ребенок проявляет избыточный аппетит, переедание приводит к проблемам с желудком, печенью, почками и целого ряда желез.

Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности. В повседневной жизни мы нередко испытываем стресс, когда от нас требуется обостренное восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Некоторые ученые считают, что психологическое напряжение и есть главный показатель стресса. Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование и предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности. Величина стресса оценивается по величине возрастания гормонов надпочечников в крови — стрессореактивности и по скорости возвращения к прежнему уровню — стрессоустойчивости. Повышение сопротивляемости организма зависит от многих факторов и не может быть сведено только к процессам, которые стимулируются адреналинокортикотропным гормоном. На характер стресса у разных людей влияют: генетическая предрасположенность, характер протекания беременности у матери, ранний детский опыт, характер и направленность человека, общественный статус, ближнее социальное окружение и т. д.

 

Сущность кризисной психодиагностики. Основные подходы кризисной психодиагностики. Изучение документов, наблюдение, индивидуальное диагностическое собеседование, тестирование, биографический метод как основные методы диагностики кризисных состояний личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.009 с.)