Термодинамика газового потока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Термодинамика газового потока



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

_______________________________________________________________

А.А. Комов

 

 

Кафедра «Двигатели летательных аппаратов»

 

 

ТРАНСПОРТНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По изучению дисциплины “Транспортная энергетика»

и выполнению контрольного задания

для студентов направления подготовки 23.03.01

«Технология транспортных процессов»

заочного обучения

 

 

 

Москва, 2020


 

Настоящее пособие по выполнению контрольного задания по дисциплине Б1.Б.13 – Транспортная энергетика ” и издается в соответствии с рабочей программой этой дисциплины учебного плана подготовки инженеров – бакалавров по специальности 23.03.01 “Технология транспортных процессов” для заочной формы обучения.

Рассмотрены на заседаниях кафедры “Двигатели летательных аппаратов”, протокол № 7 от 19.03.2020 г. и Методического совета по направлению подговки 23.03.01«Технология транспортных процессов»

Рецензент, д.т.н., проф.                                               Б.А. Чичков

         

 

                                                                                           

  Общие указания

Учебная дисциплина «Транспортная энергетика» является составной частью учебного плана подготовки инженера-механика по специальности 23.03.01 «Технология транспортных процессов» для всех форм обучения. Дисциплина состоит из трёх самостоятельных разделов:

- теория авиационных двигателей;

- техническая термодинамика;

- теплопередача.

Техническая термодинамика является частью термодинамики – раздела теоретической физики. Объектом исследований технической термодинамики являются авиационные двигатели – тепловые машины, в которых изучаются закономерности взаимного превращения теплоты в работу, устанавливается взаимосвязь между тепловыми, механическими и химическими процессами, имеющими место в тепловых машинах.

Теплопередача – это наука, изучающая процессы переноса теплоты (теплообмена) в пространстве с неоднородным температурным полем. В зависимости от характера теплообмена перенос теплоты может быть назван теплопроводностью (например, через стенки корпуса), конвекцией (например, при охлаждении турбинных лопаток воздухом) и излучением (например, при горении топливовоздушной смеси от пламени к стенкам жаровой трубы в камере сгорания).

При изучении названных разделов и подразделов студенту рекомендуется обратить особое внимание на содержание понятий термодинамики и теплопередачи тепловых машин, раскрытие физической сущности протекающих в перечисленных элементах авиационных двигателей. Это позволит затем уяснить эксплуатационные характеристики авиационных ГТД, динамику изменения их с наработкой двигателя, а также осуществить диагностику технического состояния элементов и двигателя в целом. Тем самым обеспечивается повышение безопасности полётов и технико-экономическая эффективность эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей.

Основной формой изучения данной дисциплины является самостоятельная работа над учебным материалом по рекомендованной литературе, список которой составлен с учётом утверждённой программы дисциплины эталонного комплекта. При этом не следует стремиться к механическому запоминанию всех формул и зависимостей. Главное внимание необходимо уделить раскрытию физического смысла входящих в формулы параметров, уяснить динамику изменения их в процессе эксплуатации и др. Однако твёрдо нужно помнить основные уравнения и формулы. Изучив всю тему, надо проверить свои знания, ответив на контрольные (экзаменационные) вопросы.

    

 

                                                                                                  

 

В процессе самостоятельной работы студент выполняет контрольную работу. Пояснительную записку к этой работе следует выполнять с соблюдением требований Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), изложенных, в основном, в пособиях [1-3]. Страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний рецензента. Графическая часть работ выполняется также согласно ЕСКД. Численные значения параметров, а также результаты расчётов надо давать согласно системам СИ и ЕСКД. Необходимо иметь в виду, что деятельность инженера-механика по технической эксплуатации авиадвигателей ГА базируется, в основном, на анализе получаемой информации и принятии соответствующих решений. Поэтому при выполнении контрольной работы необходимо подробное обоснование выбранных коэффициентов, используемых в расчётах, с учётом имеющегося опыта эксплуатации и перспектив развития авиационной техники.

Теоретические знания по дисциплине проверяются при собеседовании (очном рецензировании контрольной работы), защите лабораторной работы и во время зачета.

 

Для изучения разделов дисциплины рекомендуется следующая литература: Техническая термодинамика и теплопередача

 

                           (основная)

1. Шулекин В.Т. Теплотехника. Ч.1. -М.:МГТУ ГА, 2007.

2. Шулекин В.Т. Гидрогазодинамика и тепломассообмен. Конспект лекций. Ч.2. - М.: МГТУ ГА, 2002.

 

                         (дополнительная)

3. Теплотехника. Учебник для вузов /А.П. Баскаков, Б.В. Берг, О.К. Витт и др; Под ред А.П. Баскакова. 2 – изд., перераб.  – М.: Энергоатомиздат, 1991.

 

  

Техническая термодинамика

Основные понятия технической термодинамики

(для потока с малыми скоростями)

Рекомендуем составить структуру основных понятий термодинамики неподвижного потока (рис.1), изучить их содержание и в рабочей тетради написать его.

 

 

Рис.1. Структура основных понятий термодинамики тепловых машин

     

 1.2. Термодинамическая система представляет собой совокупность материальных точек, находящихся в механическом и тепловом взаимодействиях друг с другом и с окружающими систему внешними телами (внешней средой). Рабочее тело представляет собой простейшую термодинамическую систему, которая отделена от внешней среды контрольной поверхностью (оболочкой).

В качестве рабочего тела в авиационных двигателях используется воздух атмосферы Земли, представляющий собой смесь различных газов (в составе сухого воздуха содержится азота 78.084 %, кислорода 20.9476 %, аргона 0.934 %, углекислого газа 0.0314 % и др.) и отличающийся сравнительно небольшими затратами энергии при сжатии и отдающей внешней среде ту же энергию при расширении. Состав сухого воздуха при стандартных атмосферных условиях (Т н=2880 К, р н=101325 Н/м2, Н/м2=760 мм рт.ст.) до высоты 90 км наиболее полно приведен в книге Литвинова Ю.А., Боровика В.О. «Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей». - М.: Машиностроение,1979.

К параметрам состояния (свойствам рабочего тела) относят давление, температуру, удельный объём (или плотность) и др. При изучении их необходимо уяснить, что они характеризуют собой в данный момент времени взаимодействие рабочего тела с внешней средой. Например, давление представляет собой распределённую силу, действующую на единицу контрольной поверхности рабочего тела, которая отделяет тело внешней среды. Изменение давления показывает на характер взаимодействия рабочего тела с внешней средой (при увеличении его возрастают силы действия на оболочку, при снижении давления – уменьшаются) и обусловливает соответствующее конструктивное оформление оболочки.

Температура представляет собой степень нагретости рабочего тела. По изменению температуры контрольной поверхности рабочего тела можно судить о наличии теплообмена рабочего тела с внешней средой. Соотношения между различными температурными шкалами (Кельвина, Цельсия, Фаренгейта и др.), используемыми в авиационной технике, необходимо изучить студенту самостоятельно.

Удельный объём рабочего тела показывает на величину объёма, занимаемого единицей массы тела. Величину, обратную удельному объёму, называют плотностью рабочего тела. В авиационных двигателях плотность рабочего тела меняется в широком диапазоне, поэтому важно знать примерные значения этого параметра состояния в сечениях газовоздушного тракта авиадвигателя.

Связь между параметрами состояния для идеального газа называют уравнением состояния – уравнением Менделеева-Клапейрона:

 (для 1 кг массы рабочего тела);

                                                                                                                 

 

 (для т кг рабочего тела).

 Газовая постоянная для рабочего тела определяется отношением универсальной газовой постоянной   к массе одного киломоля газа m кг/кмоль:

.

 Для сухого воздуха m=28.966 кг/кмоль, , для кислорода , для природного газа (состоящего в основном из метана) , для водорода .

 В связи с тем, что все реальные газы в зависимости от своей плотности в большей или меньшей мере отклоняются от уравнения состояния идеальных газов, некоторые учёные пытались уточнить это уравнение путём введения в него поправок, учитывающих особенности реальных газов. Так, в 1873 г. Ван-дер-Ваальс вывел уравнение состояния реальных газов с поправкой на объём и давление. Оно является приближённым, так как не учитывает физические явления, возникающие в реальных газах при больших плотностях. Наиболее точным уравнением состояния для реальных газов считают соотношение, полученное отечественными учёными М.П.Вукаловичем и И.И.Новиковым (1939 г.), учитывающее влияние не только сил молекулярного взаимодействия и влияние собственного объёма молекул, но и явление ассоциации молекул.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое термодинамическая система? Приведите примеры различных рабочих тел, используемых в тепловых и холодильных машинах [1].

2. Давление газа 750 мм рт.ст. Выразите это давление в следующих единицах: кгс/см2; Па; атм; бар; мм вод.ст. [1].

3. Температура газа равна 600о С. Выразите эту температуру по шкале Кельвина, Фаренгейта, Реомюра, Ренкина [1].

4. Во сколько раз требуется больше энергии при сжатии водорода по сравнению с воздухом (при прочих равных условиях) [1].

5. Определить плотность воздуха при стандартных атмосферных условиях, пользуясь уравнением состояния для идеальных газов [1].

 

1.3. Кинетическая энергия поступательного, вращательного и колебательного движения частиц, составляющих рабочее тело, и потенциальная энергия взаимодействия частиц представляют основное содержание внутренней энергии рабочего тела, которая меняется при функционировании двигателя. Изменение внутренней энергии рабочего тела в термодинамических процессах определяется по формуле Джоуля Джеймса Прескотта (1818 – 1989), английского физика:

 

 где

 

удельная теплоёмкость при постоянном объёме (

Работа в термодинамике, так же, как и в механике, определяется произведением действующей на рабочее тело силы на путь её действия. Если принять в качестве силы давление, оказываемое телом на контрольную поверхность, а в качестве пути её действия – изменение объёма тела, то работу

в данном случае называют деформационной. Такая работа имеет место, например, при перемещении поршня в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, где оболочка рабочего тела (поверхность поршня) подвергается деформации (деформационная работа на стенках цилиндра равна нулю).

Если же принять в качестве силы объем рабочего тела, а путь её действия - изменение давления на оболочке рабочего тела, то работу

в данном случае называют технической. Такую работу совершают над рабочим телом, например, при сжатии в компрессоре газотурбинного двигателя.

В термодинамике для исследования равновесных процессов широко используют p, v – диаграмму, в которой осью абцисс является удельный объём, а осью ординат – давление. Деформационная работа в этой диаграмме представляется площадью фигуры, расположенной под кривой процесс, относительно оси удельных объёмов (рис. 2), а техническая работа – это площадь фигуры, расположенной под кривой, обозначающую процесс, относительно оси давлений (рис. 3). Наибольшая величина деформационной работы имеет место в изобарном процессе (, а наибольшая техническая работа – в изохорном процессе (. В изотермическом процессе ( деформационная работа равна технической работе. Студенту необходимо знать интегрирование функций, описывающих тот или иной процесс и определять деформационную и техническую работы.

 

Рис. 2 Графическое представление деформационной работы расширения

в p, v диаграмме

 

 

Рис. 3 Графическое представление технической работы расширения

в p, v диаграмме

Теплота представляет меру энергии, с которой на молекулярном уровне обменивается рабочее тело с внешней средой. Способы передачи теплоты изучаются в теплопередаче, а в термодинамике полагают, что она имеет место (или отсутствует) на контрольной поверхности рабочего тела.

Подвод (или отвод) теплоты к рабочему телу обычно связан с изменением температуры тела. Отношение количества теплоты, полученного телом, к связанному с этим полученным теплом изменением температуры, называют теплоёмкостью рабочего тела. В зависимости от характера процесса теплоёмкость может быть различной. Студенту рекомендуется изучить определения различных теплоёмкостей (удельная массовая теплоёмкость, удельная объёмная теплоёмкость, средняя теплоёмкость процесса, истинная теплоёмкость), а также зависимость теплоёмкости от температуры и давления.

Подвод (или отвод) теплоты к рабочему телу также связан с изменением внутренней энергии тела и совершением деформационной работы. Алгебраическое выражение между теплотой, внутренней энергией и работой представляет первый закон термодинамики – частный случай всеобщего закона сохранения и превращения энергии. Согласно этому закону невозможно иметь тепловую машину, в которой работа может быть получена без подвода к рабочему телу теплоты.

В термодинамике важную роль играет сумма внутренней энергии рабочего тела и произведение давления тела на его объём, называемая энтальпией (теплосодержанием) рабочего тела. Подвод (или отвод) теплоты к рабочему телу в этом случае связан с изменением энтальпии и совершением технической работы.

 

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте формулу Джоуля для изменения внутренней энергии. Зависит ли изменение внутренней энергии тела от температуры? [1].

2. Проанализируйте уравнение первого закона термодинамики в дифференциальной и интегральной формах [1].

 

    

 

1.4. Изучение термодинамических процессов необходимо начать с изучения частных случаев политропного процесса (изобарный, изохорный, изотермический, адиабатный), которые необходимо представить в p, v – диаграмме (рис. 4…7) и выписать все нужные формулы.

 

 


 

 

 

Рис. 4 Изображение изобарного процесса в  и координатах

 

Рис. 5 Изображение изохорного процесса в  и координатах

 

 


Рис. 6 Изображение изотермического процесса в  и координатах

 

 

 


   

 

 

Рис. 7 Изображение адиабатного процесса в  и координатах

Контрольные вопросы

1. Уравнение политропного процесса [1].

2. Перечислите частные случаи политропных процессов и практическое использование [1].

3. Почему при расширении газа изотерма в p, v – диаграмме располагается над адиабатой, а при сжатии – под адиабатой, если они проводятся из одной точки? [1].

     

 

    

 

1.5. Циклом называют совокупность термодинамических процессов, в результате совершения которых рабочее тело возвращается в исходное состояние.

Его изучение необходимо начать с цикла, разработанного в 1824 г. Карно Никола Леонар Сади (1796 – 1832), французским инженером. Для этого цикла необходимо выполнить:

- расчёт параметров состояния в контрольных точках цикла через начальные параметры (р 1, Т 1, v 1);

- изображение цикла в диаграмме с указанием всех термодинамических процессов;

- расчёт деформационной и технической работ в процессах цикла;

- расчёт количества теплоты, участвующего в процессах цикла;

- расчёт полезной работы цикла (алгебраическая сумма деформационных или технических работ, или теплот);

- расчёт термического коэффициента полезного действия (КПД) цикла.

 

Анализ формулы для термического КПД цикла Карно позволяет получить ряд формулировок второго закона термодинамики, например, одна из них гласит «невозможно, чтобы вся подведенная теплота в цикле к рабочему телу превращалась бы в полезную работу». Таким образом, первый закон термодинамики указывает на необходимость подвода теплоты для получения полезной работы, а второй закон термодинамики устанавливает границы преобразования этой теплоты в полезную работу. Тепловая машина, работающая по циклу Карно, имеет максимально возможный КПД и поэтому этот цикл может быть использован в качестве базы для оценки термодинамического совершенства любого произвольного цикла.

В тесной связи со вторым законом термодинамики находится понятие энтропии – направлении теплообмена между рабочим телом и внешней средой (изменении состояния вещества в различных температурных условиях).                                                                                                              

При подводе извне теплоты к рабочему телу энтропия увеличивается, а при отводе теплоты от рабочего тела к внешней среде – уменьшается. Если теплообмен между рабочим телом и внешней средой отсутствует, то все процессы, протекающие в рабочем теле, называют адиабатными. Необходимо изобразить цикл Карно в энтропийных диаграммах (T, S и i, S), имея в виду, что с их помощью можно показать количество теплоты, подведенное (или отведенное) к рабочему телу, а также преобразованное в полезную работу. Параметрами цикла следует считать степень повышения давления p = р 2/ р 1 и степень подогрева рабочего тела в цикле D= Т3 / Т 1.

 

 

Цикл Отто ( названный так в честь Отто Николауса Августа (1832 – 1991), немецкого конструктора,осуществившего этот цикл в 1876 г. ), по которому работают поршневые карбюраторные двигатели внутреннего сгорания, состоит из двух адиабатных и двух изохорных процессов. При изучении данного цикла следует обратить внимание на:

- взаимосвязь между степенью сжатия e=r2/r1 (или v 1/ v 2) и степенью повышения давления p = р 2/ р 1, которая часто на практике используется для проверки работоспособности цилиндро-поршневой группы ДВС;

- ограничение степени сжатия во избежание появления детонации;

- величину давления и температуры рабочего тела в конце процесса расширения газа в цилиндре, которые могут быть использованы для определения работы турбокомпрессора, предназначенного для наддува топливовоздушной смеси перед сжатием этой смеси в цилиндре двигателя. В результате осуществляется модификация цикла Отто с утилизацией теплоты выхлопных газов: увеличивается работа цикла и термический КПД.

   

Цикл Дизеля ( названный в честь Дизеля Рудольфа (1858 – 1913), немецкого инженера, построившего в 1897 г. двигатель, работавший по этому циклу) состоит из двух адиабатных процессов, одного изобарного (подвод теплоты) и одного изохорного процесса (отвод теплоты).

В отличие от цикла Отто, где производится сжатие топливовоздушной смеси с последующей подачей топлива, в цикле Дизеля сжимается чистый воздух. Поэтому степень сжатия в цикле Дизеля намного больше, чем в цикле Отто и это объясняет в значительной мере лучшую экономичность цикла Дизеля.

Так же, как и для цикла Отто, необходимо рассмотреть цикл Дизеля с турбонаддувом (отвод теплоты в изобарном процессе), определить полезную работу и КПД модифицированного цикла Дизеля.

   

Цикл Брайтона, по которому работают газотурбинные двигатели (в том числе и в гражданской авиации), состоит из двух адиабатных и двух изобарных процессов. Следует обратить внимание, что в отличие от циклов Отто, Дизеля, в цикле Брайтона контрольная поверхность рабочего тела остаётся неизменной (лопаточные аппараты не меняют своей формы), поэтому, в качестве одного из параметров цикла здесь используется степень повышения давления, а не степень сжатия.

 

  Цикл с регенерацией тепла представляет собой цикл Брайтона, в котором производится утилизация отводимого тепла путём переноса теплоты от использованного в тепловой машине рабочего тела, к рабочему телу перед подводом теплоты в цикле. Хотя при этом полезная работа цикла не меняется, однако утилизация теплоты приводит к увеличению термического КПД цикла с регенерацией теплоты (за счёт уменьшения основного количества подводимой теплоты).

Студенту следует составить картотеку по рассмотренным циклам, в которую нужно внести:

- изображение циклов в p, v и T, S - координатах;

- формулы для расчёта подводимой и отводимой теплоты;

- формулы для определения полезной работы цикла;

- формулы для термического КПД.

 

Контрольные вопросы

 1. Изобразите в p, v и T, S - координатах цикл Карно. Почему цикл Карно имеет наибольший термический КПД? [1].

 2. Напишите известные Вам формулировки второго закона термодинамики [1].

 3. Что называют энтропией и каково её математическое выражение? [1].

 4. Приведите формулу для расчёта изменения энтропии в политропном процессе [1].

 5. Объясните изменение энтропии в обратимых и необратимых процессах [1].

 6. Изобразите площадь фигуры, эквивалентную количеству теплоты, подводимой (отводимой) к рабочему телу в циклах Карно, Отто и др. в T, S - координатах [1].

7. Приведите формулы для полезной работы цикла Карно, Отто, Дизеля, Брайтона с регенерацией теплоты [1].

8. Приведите формулы для расчёта термического КПД циклов Карно, Отто, Дизеля, Брайтона с регенерацией теплоты [1].

 

    

 

 

Уравнение неразрывности

Это уравнение показывает, что секундный расход массы в различных сечениях струи газа не изменяется и представляет собой произведение площади сечения, скорости и плотности газа в данном сечении. Студенту рекомендуется изучить вывод этого уравнения и уметь написать его в дифференциальной форме.

     

Уравнение Бернулли

Это уравнение представляет собой механическую форму уравнения энергии. Впервые разработано Даниилом Бернулли (1700 – 1782), швейцарским                                             

учёным. Применительно к теплоизолированному газовому потоку при отсутствии внешней работы оно устанавливает связь между технической (располагаемой) работой тела и соответствующим изменением кинетической энергии.

 Студенту рекомендуется проанализировать уравнение Бернулли для несжимаемого потока (r= const) и сжимаемого потока (r= var) и уметь представить его в дифференциальной форме.

 Уравнение Бернулли, написанное между двумя сечениями, позволяет установить связь между полным давлением (или давлением заторможенного потока), статическим (или действительным) и динамическим давлением (скоростным напором). Отношение статического и полного давлений называют газодинамической функцией давления p(М) или p(l).

 

Теплопередача

Теплопроводность

 Вначале необходимо уяснить содержание следующих понятий теплопередачи:

 температурное поле; температурная поверхность; температурный градиент; тепловой поток; коэффициент теплопроводности.

 Затем изучить закон Фурье и его использование для:

- однослойной и многослойной стенок;

- однослойной и многослойной цилиндрических стенок;

- однослойной и многослойной сферических стенок.

 Напишите также формулы для коэффициента теплопроводности для различных материалов, что даст представление о тепловой защите.

 

Контрольные вопросы

1. Поясните содержание понятий: температурное поле, температурный градиент, тепловой поток [2].

2. Что называют коэффициентом теплопроводности и от каких факторов он зависит? [2].

3. Напишите и поясните формулы теплопроводности через плоскую, цилиндрическую и сферическую стенки [2].

4. Изобразите и поясните график изменения температуры через плоскую, цилиндрическую и сферическую стенки [2].

 

Конвективный теплообмен

 Конвективный теплообмен имеет место при движении жидкости или газа относительно твёрдого тела. Количество теплоты, переданного конвекцией, зависит от физических свойств теплоносителя (параметров состояния его), скорости движения и др. Студенту необходимо иметь знания о ламинарном и турбулентном движении теплоносителя, а также о пограничном слое жидкости или газа около твердого тела.

 Конвективный теплообмен описывается уравнением Ньютона-Рихмана, одним из важных параметров которого является коэффициент теплотдачи. Величина этого коэффициента зависит от характера движения теплоносителя (ламинарное или турбулентное), вида теплообмена (свободный или вынужденный), физических свойств теплоносителя и др.

Так как явление конвективного теплообмена определяется многими факторами, то в настоящее время это явление изучается в основном экспериментальным путём, причём величина коэффициента теплоотдачи представляется в виде зависимости между тепловыми и гидродинамическими критериями подобия.

Критерии подобия используются при рассмотрении двух подобных потоков, для которых записываются: уравнение теплопроводности; уравнение сплошности; уравнение теплоотдачи; уравнение движения.

Критерии подобия (Маха, Рейнольдса, Нуссельта, Прандтля и др.) являются безразмерными. Из них образуются критериальные уравнения, которые описывают различные виды теплообмена и являются основой для расчёта коэффициента теплоотдачи.

 

Контрольные вопросы

1. Поясните механизм переноса теплоты при конвективном теплообмене [2].

2. Напишите и поясните уравнение Ньютона-Рихмана для конвективного теплообмена [2].

3. Перечислите факторы, от которых зависит коэффициент теплоотдачи [2].

4. Напишите и поясните критерия подобия, отражающие: режим течения теплоносителя; характер движения теплоносителя; конвективный теплообмен; теплопроводность [2].

5. Способы интенсификации конвективного теплообмена [2].

 

    

 

Теплообмен излучением

Излучение или лучистая энергия является результатом сложных молекулярных и атомных возмущений и возникает за счёт энергии других видов, в том числе, и тепловой. Носителями лучистой энергии являются электромагнитные колебания. В зависимости от длины волны тепловые лучи обладают различными свойствами.

Рассматриваются световые и инфракрасные лучи, имеющие длину волны от 0.4 до 40 мк, называемые тепловыми лучами.  Нужно разобраться в понятиях, определяющих абсолютно чёрное тело, абсолютно белое тело, абсолютно проницаемое тело. Чтобы установить связь между излучательной способностью тела, надо изучить основные законы теплового излучения (Стефана-Больцмана, Кирхгофа). Уяснить физическую сущность процессов, происходящих при лучистом теплообмене между телами.

                                                                                                               

Контрольные вопросы

1. Каковы физические основы лучистого теплообмена? Напишите уравнение и дайте формулировку закона Стефана-Больцмана для теплового излучения газов [2].

2. Изложите суть закона Кирхгофа [2].

3. В чём отличие газового излучения от твёрдых тел? [2].

 

    

 

 

Теплообменные аппараты

 Теплообменным аппаратом называют устройство, в котором осуществляется передача теплоты от одного теплоносителя к другому. По принципу действия они разделяются на рекуперативные, регенеративные и смесительные.

 В рекуперативных аппаратах теплота передаётся от горячего теплоносителя (жидкости или газа) к холодному через разделяющую их твёрдую стенку. Примерами таких аппаратов являются паровые котлы, бойлеры, воздухонагреватели, авиационные радиаторы различных типов.

 В регенеративных аппаратах одна и та же поверхность нагрева омывается поочерёдно то горячим, то холодным теплоносителем. Примерами таких аппаратов являются вращающиеся регенераторы газотурбинных двигателей.

 В смесительных аппаратах процесс теплоотдачи происходит путём непосредственного соприкосновения горячего и холодного теплоносителей. Примерами смесительных аппаратов являются градирни, камеры смешения двухконтурных турбореактивных двигателей, смесители системы кондиционирования воздушных судов и др.

 При проектировании новых теплообменных аппаратов целью расчёта является определение поверхности нагрева, размеров и массы аппарата. Если же площадь нагрева известна, то задача сводится к определению режима работы теплообменного аппарата и определение конечных температур теплоносителей. Для аппаратов, находящихся в работе, целью расчёта может быть определение коэффициента теплопередачи.

 При расчёте теплообменных аппаратов определяется коэффициент теплопередачи и средняя разность температур между теплоносителями. Этот теоретический материал должен быть изучен особенно тщательно, так как он является основным в расчётах аппаратов.

 

Контрольные вопросы

 1. Перечислите существующие типы теплообменных аппаратов [2].

 2. Что такое среднелогарифмическая разность температур? [2].

 3. Поясните работу теплообменных аппаратов, работающих по схеме прямотока, противотока и перекрёстного тока [2].

                                                                                         

 

 

                        

    

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

_______________________________________________________________

А.А. Комов

 

 

Кафедра «Двигатели летательных аппаратов»

 

 

ТРАНСПОРТНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По изучению дисциплины “Транспортная энергетика»

и выполнению контрольного задания

для студентов направления подготовки 23.03.01

«Технология транспортных процессов»

заочного обучения

 

 

 

Москва, 2020


 

Настоящее пособие по выполнению контрольного задания по дисциплине Б1.Б.13 – Транспортная энергетика ” и издается в соответствии с рабочей программой этой дисциплины учебного плана подготовки инженеров – бакалавров по специальности 23.03.01 “Технология транспортных процессов” для заочной формы обучения.

Рассмотрены на заседаниях кафедры “Двигатели летательных аппаратов”, протокол № 7 от 19.03.2020 г. и Методического совета по направлению подговки 23.03.01«Технология транспортных процессов»

Рецензент, д.т.н., проф.                                               Б.А. Чичков

         

 

                                                                                           

  Общие указания

Учебная дисциплина «Транспортная энергетика» является составной частью учебного плана подготовки инженера-механика по специальности 23.03.01 «Технология транспортных процессов» для всех форм обучения. Дисциплина состоит из трёх самостоятельных разделов:

- теория авиационных двигателей;

- техническая термодинамика;

- теплопередача.

Техническая термодинамика является частью термодинамики – раздела теоретической физики. Объектом исследований технической термодинамики являются авиационные двигатели – тепловые машины, в которых изучаются закономерности взаимного превращения теплоты в работу, устанавливается взаимосвязь между тепловыми, механическими и химическими процессами, имеющими место в тепловых машинах.

Теплопередача – это наука, изучающая процессы переноса теплоты (теплообмена) в пространстве с неоднородным температурным полем. В зависимости от характера теплообмена перенос теплоты может быть назван теплопроводностью (например, через стенки корпуса), конвекцией (например, при охлаждении турбинных лопаток воздухом) и излучением (например, при горении топливовоздушной смеси от пламени к стенкам жаровой трубы в камере сгорания).

При изучении названных разделов и подразделов студенту рекомендуется обратить особое внимание на содержание понятий термодинамики и теплопередачи тепловых машин, раскрытие физической сущности протекающих в перечисленных элементах авиационных двигателей. Это позволит затем уяснить эксплуатационные характеристики авиационных ГТД, динамику изменения их с наработкой двигателя, а также осуществить диагностику технического состояния элементов и двигателя в целом. Тем самым обеспечивается повышение безопасности полётов и технико-экономическая эффективность эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей.

Основной формой изучения данной дисциплины является самостоятельная работа над учебным материалом по рекомендованной ли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.171 с.)