Тема 1.6. Педагогическая культура - элемент педагогического мастерства. Компоненты педагогической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.6. Педагогическая культура - элемент педагогического мастерства. Компоненты педагогической культуры.



Чтобы выделить сущностные характеристики педагогической культуры, обра­тимся к вычленению связей и зависимостей педагогической и общей культуры.

КУЛЬТУРА — исторически определенный уровень развития общества, творче­ских сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура рассматривается как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность.

Культура не только совокупность достижений человечества в производствен­ном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человече­ской жизнедеятельности. Опыт представляет собой единство знаний, умений, пере­росшее в модель деятельности в любой ситуации. Этот опыт передается в со­циальных институтах в виде образования. Носителем культуры является как общ­ность людей, так и каждый отдельный человек. При этом культура рассматривается как признак деятельности, высокий уровень ее развития. На первый план выступает результативный аспект, т. е. совокупность достижений, а на второй — процессуаль­ный, т. е. высокое развитие умений, способ организации деятельности.

Культура представляет собой нормативные требования к любому виду дея­тельности человека. А потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.

Исходя из сказанного, педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

Педагогическая деятельность, как ни один другой вид человеческой деятельности, связана с общей культурой человека. Она является особой сферой общества, которая осуществляет целенаправленное социокультурное воспроизводство челове­ка, выполняет функции культурного наследования, социализации личности, управ­ления процессами ее становления и развития.

Показателями культуры профессионала можно считать и широту кругозора, и направленность личности, и степень социальной активности, и характер эмоцио­нальной восприимчивости.

В научно-методической литературе существует несколько подходов в опреде­лении «педагогическая культура». Для подчеркивания ее значимости как педагогиче­ской категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях.

На ЖИТЕЙСКОМ уровне педагогическая культура понимается как нечто задан­ное, нормативное, образец, которому следуют профессионалы при выстраивании по­ведения в ситуации педагогического общения, иногда происходит отождествление педагогической культуры с профессиональной грамотностью, образованностью, пе­дагогической техникой или тактом.

На ТЕОРЕТИЧЕСКОМуровне педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры, так как она:

· объединяет историко-культурный опыт человечества, а конкретный педагог
передает этот опыт через предъявление воспитанникам определенной суммы ценно­стных ориентиров и отношений;

· является частью социальной практики преподавателя и проявляется в сфере его взаимодействия со студентами через традиции, нормы взаимоотношений;

· представляет область человеческих знаний и находит свое выражение в пе­дагогических концепциях, системах, технологиях, которые реализует преподаватель, является существенным компонентом его деятельности;

· является способом отражения педагогом объективных потребностей обще­ства.

Педагогическая культура — это сложноорганизованная система, обладающая многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия.

Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию. Педагог не свободен в своих воспитатель­но-образовательных возможностях.

Педагогическая культура тесно связана с понятием «профессиональная куль­тура педагога», но вместе с тем им не исчерпывается, ибо обучением и воспитанием в той или иной мере занимаются не только педагоги-профессионалы, но и все члены общества. Поэтому по своему содержанию понятие «педагогическая культура» шире понятия «профессиональная культура педагога».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА представ­ляет собой часть культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека: с одной стороны, это особая подсистема, особый вид культуры, с другой стороны, она как элемент присутствует в каждом из видов культуры, связывая их с системой социального наследования и реализуясь во всех формах трансляции социального опыта, а потому не может быть закрытой.

Педагогическая культура определяется уровнем педагогической культуры масс. Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры содержит ми­ровой педагогический опыт. Смена культурных эпох влечет за собой и смену соот­ветствующих им педагогических цивилизаций, изменяет образовательные парадиг­мы. Каждая эпоха формирует свой тип педагогической культуры.

Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬопределяется способами:

• сохранения традиций, ритуалов, правил, обрядов, выражающих отношения поколений отцов и детей, старших и младших;

• межличностных, человеческих отношений и передачи социально-педагогического опыта как части общечеловеческой и национальной духовной куль­туры;

—формирования общечеловеческих и педагогических ценностей:

• обогащения педагогических теорий, культурных образцов, проявляющихся в педагогическом мышлении, педагогическом сознании общества, в системе практи­ческих знаний.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬвключает общественные требования к нему, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания обществен­ной жизни и педагогической практики.

ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬсостоит из совокупности личностных свойств педагога и его личностной направленности. Личностные свойства интегрированы с педагогиче­ской позицией, профессиональными умениями, поведением, индивидуальными дос­тижениями в творчестве.

Личностная направленность влияет на реализацию гуманистических ценностей в практической деятельности, выражает отношение педагога к этим ценностям, в ка­честве которых выступают: личностные смыслы учения и жизни ребенка, а не только знания; индивидуальные способности, самостоятельная учебная Деятельность и жизненный опыт личности; сотрудничество, диалог педагога и воспитанников; целостное развитие, личностный рост учащихся.

К показателям личностных ориентиров педагогической культуры преподавате­ля можно отнести:

· гуманистическую позицию педагога по отношению к детям, его способ­ность быть воспитателем;

· психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление, позволяющее решать возникшие проблемы с позиций воспитанника;

· образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с со­держанием и технологией обучения, придавая им личностную направленность;

· опыт творческой деятельности, дающий возможность преподавателю обос­новать свою педагогическую технологию, авторские подходы к организации учебно-воспитательной работы;

· культуру профессионального поведения и способность к саморазвитию.

 

Условно выделяют три уровня педагогической культуры: достаточный, массо­вый и некомпетентный.

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ,или профессионально-адаптивный, характеризуется умением педагога опираться в своей деятельности на приобретенные знания, умения и навыки, добиваясь при этом определенных результатов. Однако участие педагога в творческой деятельности носит эпизодический характер, он не испытывает насущной потребности в собственном личностном и профессиональном росте.

МАССОВЫЙ УРОВЕНЬ,или непрофессионально-репродуктивный, определяется нежеланием педагога совершенствовать свое профессиональное мастерство на фоне нескольких «не»: ОН не обладает необходимым набором профессионально-личностных качеств; не опирается на профессиональные знания, умения; не ведет творческий поиск; не испытывает потребности в самообразовании и самовоспитании.

НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ УРОВЕНЬпроявляется в негуманном отношении педагога к воспитанникам, в его профессиональной некомпетентности (Е. В. Бондаревская).

Таким образом, педагогическая культура представляет собой динамическую систему способов деятельности и профессионального поведения педагога.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Какой термин характеризуется как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность? __________________(культура).

2. Из каких совокупных показателей состоит культура?______________ (совокупность достижений человечества в производствен­ном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человече­ской жизнедеятельности).

3. Культура, представляющая собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непо­средственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому называется ____________(педагогическая культура).

4. Что является показателями профессиональной культуры педагога? _______________ (широта кругозора, и направленность личности,  степень социальной активности, характер эмоцио­нальной восприимчивости).

5. Для подчеркивания ее значимости как педагогиче­ской категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях, раскройте их.

6. Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях, представьте их.

7. Выделите уровни педагогической культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.009 с.)