Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.6. Педагогическая культура - элемент педагогического мастерства. Компоненты педагогической культуры.
Чтобы выделить сущностные характеристики педагогической культуры, обратимся к вычленению связей и зависимостей педагогической и общей культуры. КУЛЬТУРА — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура рассматривается как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность. Культура не только совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт представляет собой единство знаний, умений, переросшее в модель деятельности в любой ситуации. Этот опыт передается в социальных институтах в виде образования. Носителем культуры является как общность людей, так и каждый отдельный человек. При этом культура рассматривается как признак деятельности, высокий уровень ее развития. На первый план выступает результативный аспект, т. е. совокупность достижений, а на второй — процессуальный, т. е. высокое развитие умений, способ организации деятельности. Культура представляет собой нормативные требования к любому виду деятельности человека. А потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности. Исходя из сказанного, педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. Педагогическая деятельность, как ни один другой вид человеческой деятельности, связана с общей культурой человека. Она является особой сферой общества, которая осуществляет целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, выполняет функции культурного наследования, социализации личности, управления процессами ее становления и развития. Показателями культуры профессионала можно считать и широту кругозора, и направленность личности, и степень социальной активности, и характер эмоциональной восприимчивости.
В научно-методической литературе существует несколько подходов в определении «педагогическая культура». Для подчеркивания ее значимости как педагогической категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях. На ЖИТЕЙСКОМ уровне педагогическая культура понимается как нечто заданное, нормативное, образец, которому следуют профессионалы при выстраивании поведения в ситуации педагогического общения, иногда происходит отождествление педагогической культуры с профессиональной грамотностью, образованностью, педагогической техникой или тактом. На ТЕОРЕТИЧЕСКОМуровне педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры, так как она: · объединяет историко-культурный опыт человечества, а конкретный педагог · является частью социальной практики преподавателя и проявляется в сфере его взаимодействия со студентами через традиции, нормы взаимоотношений; · представляет область человеческих знаний и находит свое выражение в педагогических концепциях, системах, технологиях, которые реализует преподаватель, является существенным компонентом его деятельности; · является способом отражения педагогом объективных потребностей общества. Педагогическая культура — это сложноорганизованная система, обладающая многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия. Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию. Педагог не свободен в своих воспитательно-образовательных возможностях. Педагогическая культура тесно связана с понятием «профессиональная культура педагога», но вместе с тем им не исчерпывается, ибо обучением и воспитанием в той или иной мере занимаются не только педагоги-профессионалы, но и все члены общества. Поэтому по своему содержанию понятие «педагогическая культура» шире понятия «профессиональная культура педагога».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА представляет собой часть культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека: с одной стороны, это особая подсистема, особый вид культуры, с другой стороны, она как элемент присутствует в каждом из видов культуры, связывая их с системой социального наследования и реализуясь во всех формах трансляции социального опыта, а потому не может быть закрытой. Педагогическая культура определяется уровнем педагогической культуры масс. Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры содержит мировой педагогический опыт. Смена культурных эпох влечет за собой и смену соответствующих им педагогических цивилизаций, изменяет образовательные парадигмы. Каждая эпоха формирует свой тип педагогической культуры. Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬопределяется способами: • сохранения традиций, ритуалов, правил, обрядов, выражающих отношения поколений отцов и детей, старших и младших; • межличностных, человеческих отношений и передачи социально-педагогического опыта как части общечеловеческой и национальной духовной культуры; —формирования общечеловеческих и педагогических ценностей: • обогащения педагогических теорий, культурных образцов, проявляющихся в педагогическом мышлении, педагогическом сознании общества, в системе практических знаний. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬвключает общественные требования к нему, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания общественной жизни и педагогической практики. ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬсостоит из совокупности личностных свойств педагога и его личностной направленности. Личностные свойства интегрированы с педагогической позицией, профессиональными умениями, поведением, индивидуальными достижениями в творчестве. Личностная направленность влияет на реализацию гуманистических ценностей в практической деятельности, выражает отношение педагога к этим ценностям, в качестве которых выступают: личностные смыслы учения и жизни ребенка, а не только знания; индивидуальные способности, самостоятельная учебная Деятельность и жизненный опыт личности; сотрудничество, диалог педагога и воспитанников; целостное развитие, личностный рост учащихся. К показателям личностных ориентиров педагогической культуры преподавателя можно отнести: · гуманистическую позицию педагога по отношению к детям, его способность быть воспитателем; · психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление, позволяющее решать возникшие проблемы с позиций воспитанника; · образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с содержанием и технологией обучения, придавая им личностную направленность; · опыт творческой деятельности, дающий возможность преподавателю обосновать свою педагогическую технологию, авторские подходы к организации учебно-воспитательной работы;
· культуру профессионального поведения и способность к саморазвитию.
Условно выделяют три уровня педагогической культуры: достаточный, массовый и некомпетентный. ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ,или профессионально-адаптивный, характеризуется умением педагога опираться в своей деятельности на приобретенные знания, умения и навыки, добиваясь при этом определенных результатов. Однако участие педагога в творческой деятельности носит эпизодический характер, он не испытывает насущной потребности в собственном личностном и профессиональном росте. МАССОВЫЙ УРОВЕНЬ,или непрофессионально-репродуктивный, определяется нежеланием педагога совершенствовать свое профессиональное мастерство на фоне нескольких «не»: ОН не обладает необходимым набором профессионально-личностных качеств; не опирается на профессиональные знания, умения; не ведет творческий поиск; не испытывает потребности в самообразовании и самовоспитании. НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ УРОВЕНЬпроявляется в негуманном отношении педагога к воспитанникам, в его профессиональной некомпетентности (Е. В. Бондаревская). Таким образом, педагогическая культура представляет собой динамическую систему способов деятельности и профессионального поведения педагога.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Какой термин характеризуется как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность? __________________(культура). 2. Из каких совокупных показателей состоит культура?______________ (совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности). 3. Культура, представляющая собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому называется ____________(педагогическая культура). 4. Что является показателями профессиональной культуры педагога? _______________ (широта кругозора, и направленность личности, степень социальной активности, характер эмоциональной восприимчивости). 5. Для подчеркивания ее значимости как педагогической категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях, раскройте их. 6. Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях, представьте их. 7. Выделите уровни педагогической культуры.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.009 с.) |