Педагогическое мастерство как система. Основные элементы мастерства педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое мастерство как система. Основные элементы мастерства педагога.



Что же такое педагогическое мастерство? Каковы его составные элементы? Как его формировать? Какое отношение оно имеет к массовой практике? Почему все учителя хотят стать мастерами своего дела?

Сегодня нам предстоит кратко ответить на эти вопросы. Наверное, овладев мастерством, ты будешь знать, как добиться лучшего результата в работе, как преодолеть трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. А трудностей у учителя бывает много, так как предмет воспитания и обучения труден, а сфера деятельности учителя очень широка и многогранна. По подсчетам одного учителя, педагог выполняет 258 видов работ. Только на подготовку к занятиям по новым программам, проверку тетрадей у него уходит ежедневно 4-6 часов. Подготовка к урокам, организация самообслуживания, дежурства, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю и т.д. Педагог постоянно сталкивается с постоянно меняющимся миром своих воспитанников, с необходимостью мгновенно принимать решение, действовать. От него требуется ежедневно едва ли не миллион реакций и миллион воздействий.

Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится их объединить в более обобщенные целостные свойства.

 

1.4.1 ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Основой профессионально-педагогической направленности личности преподавателя выступает система ее ценностных отношений к педагогической деятельности, закрепленная в профессионально-ценностных ориентациях.

Наличие у личности общественно и профессионально значимых ценностных ориентации обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает к поиску, творчеству и в какой-то мере компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствием же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства. Ценностные ориентации играют смыслообразующую роль: осознание значимых моментов педагогической деятельности как ценных для себя обеспечивает моральную устойчивость и готовность человека к самым сложным и трудным моментам предстоящей деятельности, которые нередки в профессии педагога.

В ценностных ориентациях педагога определяют три группы отношений к значимым моментам профессиональной деятельности:

· к педагогическому труду (осознание цели и личностного смысла данной деятельности, ее общественной значимости, глубокая заинтересованность в ее результативности, увлеченность преподаваемой дисциплиной);

· к личности студента (ее безусловное принятие и направленность на профессионально- личностное развитие);

· к личности преподавателя и к самому себе как педагогу (наличие профессионального идеала и позитивной «Я-концепции» как совокупных представлений о самом себе - человеке и профессионале, стремление к самосовершенствованию).

 

1.4.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Какими качествами должен обязательно обладать педагог?

Личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога. Наша задача не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определенной степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.

Профессионально – значимые качества личности как характеристики интеллектуальной, эмоционально – волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально –педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

· ДОМИНАНТНЫЕ КАЧЕСТВА – отсутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности. (Социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние – сплав духовности, привлекательности, честность, справедливость, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, социальная активность, добросовестность.)

· ПЕРИФЕРИЙНЫЕ КАЧЕСТВА – качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности. (Доброжелательность, приветливость, артистичность, мудрость, оптимизм.)

· НЕГАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА – качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда. (Выделение любимчиков и постылых детей, неуравновешенность, мстительность, высокомерие, рассеянность.)

· ПРОФЕССИОНАЛЬНО – НЕДОПУСТИМЫЕ качества ведут к профессиональной непригодности. (Наличие вредных привычек, рукоприкладство, грубость, беспринципность, нравственная нечистоплотность, безответственность.)

 

Наиболее глубокой характеристикой учителя являются:

УБЕЖДЕННОСТЬ – лежит в основе социальной активности педагога, его социально- нравственной направленности. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам, уничтожающим достоинство человека, обостренное чувство долга и ответственности, способность нести культуру и т.

Профессиональная направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогические склонности и намерения.

ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ – выражается в положительном эмоциональном отношение к детям, родителям, педагогической деятельности, в стремлении к овладению знаниями и умениями.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ – формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих способностей. Основа педагогического призвания – это любовь к детям, это качество является предпосылкой для многих профессионально-значимых качеств.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (оказание помощи в пределах своих прав и обязанностей). Проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя (не считаясь со временем и здоровьем), педагогический такт (чувство меры в отношениях с детьми, в воздействии на них). Педагогический такт зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.

Основу нравственной направленности составляют:

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ (культура научно – педагогического мышления). В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью.

 Нельзя представить облик педагога как стандартную модель, состоящую из общепринятых добродетелей. Будущий педагог должен иметь ориентиры в виде желаемых свойств, характерных для профессионально-педагогического самовоспитания

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ. Замкнутый учитель невольно воздвигает стену взаимопонимания между собой и учениками, ему сложно проникнуть во внутренний мир ребенка.

САМООБЛАДАНИЕ. Сильные приемы нужны слабым педагогам. Владеющий эмоциями педагог не раздражается по пустякам, не злоупотребляет наказаниями. По мнению К.Д.Ушинского, педагог должен иметь бесконечное терпение. Живость реакции и эмоциональность в работе с детьми должна сочетаться с выдержкой и самообладанием.

НАСТОЙЧИВОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ. Неотступность в требовательности. «Капля долбит камень не своей силой, но своим частым паданием» - пословица.

ОПТИМИЗМ И ЮМОР. Тонкий и уместный юмор – катализатор активности воспитательного процесса.

Идейная убежденность, слитная с его личными качествами и глубинными педагогическими потребностями, составляет фундамент его профессионализма. Все они взаимозависимы, но смыслообразующим является отношение к личности воспитанника, соответствующие тем гуманным педагогическим установкам, о которых говорилось выше.

 

Нельзя не выделить еще один важный компонент, способствующий становлению личности педагога-мастера. Ведь педагог не только профессия, назначение которой передавать знания, но и высокая обязанность создания растущей личности, утверждения человека в человеке. Данный сложный процесс предполагает наличие определенных жизненно ценных качеств у самого педагога.

В научной литературе выделяют следующие социально и профессионально обусловленные качества педагога:

· высокая гражданственная ответственность и социальная активность;

· любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;

· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать с другими вместе;

· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию и принятию творческих решений;

· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

 

Эти качества, выделенные исследователями как профессионально необходимые, составляют профессиограмму педагога, где ведущее место занимает направленность его личности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Достаточен ли такой перечень качеств?

2. Приведите из своего опыта примеры, которые подтверждают, что уравновешенность, гуманность, целеустремленность являются доминирующими качествами в педагогической профессии.

3. Предложите варианты предупреждения появления негативных качеств личности.

4. Каковы на ваш взгляд, связи между личностными качествами учителя и его действиями.

 

1.4.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

 

Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание - это основа высокого уровня профессионализации в деятельности.

Профессиональные знания тесно связаны с гуманистической направленностью, педагогическими способностями и педагогической техникой.

Педагогическое мастерство невозможно представить без профессиональных знаний. Знания педагога обращены с одной стороны к науке, предмету, который преподает педагог, с другой стороны: к учащимся, которые их приобретают.

Становление педагогической науки связано с именем чешского мыслителя- гуманиста педагога Я.А. Коменского. Он высказал одну важную мысль, о необходимости обобщения всех добытых цивилизацией знаний и донесения этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Коменский провозгласил обязательности реального общественно полезного обучения.

Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогик и психологии.

Профессиональные знания характеризуются целым рядом особенностей. Важной особенностью профессиональных педагогических знаний является комплексность, что требует способности педагога синтезировать изучаемые науки. Способность синтезировать предполагает решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности. Решение каждой отдельной педагогической задачи актуализирует всю системы педагогических знаний учителя, которые проявляются как единое целое.

Профессиональное знание педагога-мастера характеризуется и такой важной особенностью как личная окрашенность.

Знание науки, весь багаж культуры, окрашенные интересом, увлеченностью педагога, воспринимаются как его собственная позиция «Я думаю..., мне кажется».

Мастерство педагога в «очеловечивании», одухотворении знания, которое не просто передается из книг в аудиторию, а излагается как свой взгляд на мир.

На основании профессионального знания педагога формируется педагогическое сознание - принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков. Этипринципы, правила педагог строит на основе своего опыта, но осмыслить его, увидеть его закономерности можно с помощью научных знаний, которые требуют постоянного обновления.

Сложность обучения, сложность приобретения профессиональной компетентности еще и в том, что профессиональное знание должно формироваться сразу на всех уровнях:

· МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ - знание закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и пр.,

· ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ - законы, принципы и правила педагогики и психологии, основные формы деятельности и пр.;

· МЕТОДИЧЕСКИЙ - уровень решения практических задач обучения и
воспитания в конкретных условиях.

Это требует достаточно развитого профессионального мышления, способность отбирать, анализировать и синтезировать приобретенные знания в достижении педагогических целей, представлять их в технологической форме.

Но скорость приобретения мастерства не регламентируется жестко ростом профессионального знания. Студент, учившийся отлично в ВУЗе, не всегда успешно работает на практике.

Деятельность педагога предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями.

Условно эти умения делят на:

- гностические

- конструктивные

- коммуникативные

- организаторские

- специальные

ГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ (от греч. гносис - знание) это умения, позволяющие изучать ребенка (возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками и др.), коллектив в целом (этапы становления, актив группы и др.). Изучение ребенка дает возможность педагогу объяснить причины его поведения, увидеть дуги совершенствования воспитания и обучения.

КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ - умение проектировать педагогический процесс, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы (материальное оснащение, изменение деятельности, планирование работы).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ - умения устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, коллегами, администрацией

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ - проявляются в собственной деятельности и деятельности других.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ умения уметь танцевать, выразительно читать, мастерить.

Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Стоит вопрос о подготовке «эффективного педагога», способного обеспечить высокий уровень обучения, проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.

Педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, нести высокую ответственность за свои действия.

Любые научные знания требуют к себе активного отношения, а это не только получение знаний на лекциях, но и самостоятельная работа по изучению дополнительной, профессиональной литературы, изучению словарей терминов, нормативно-правовых документов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Перечислите все компоненты личностного роста.

2. Какой из них является для вас наиболее значимым?

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ:

 

1 вариант

Прочитать и составить словосочетания из слов первого и второго ряда, например: 1) уха; 2) Демьян - Демьянова уха.

1. Азбука; бином; меч; движение; пята; конь; палочка; нить.

2. Ньютон; Броун; Трояны; Кох; Морзе; Домокл; Ариадна; Ахиллес.

 

2 вариант

Прочитать и составить словосочетания из слов первого и второго ряда, например: 1) уха; 2) Демьян - Демьянова уха

 

1. Бочка; кубик; лампа; яблоко; глазки; узел; соль; счетчик.

2. Рубик; Адам; Анюта; Гордий; Диоген; Глаубер; Алладин; Гейгер

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №1

Дать определение:

Педагогическое мастерство – это….

2.Дополните:

Педагогическая техника – это … строить педагогический процесс, владение способами и …, управление собой и воздействие на ….

3. Исключите лишнее:

а) личностный компонент;

б) информационно-теоретический компонент;

в) коммуникативный компонент;

г) деятельностный компонент.

Назовите одним словом профессионально-педагогическая направленность; общие и педагогические способности; специальные методологические, психолого-педагогические знания; педагогическая технология; педагогическая техника.

а) стиль учителя;

б) педагогический стиль деятельности;

в) индивидуальный стиль деятельности.

5. Что включает деятельностный компонент:

а) общие и специальные способы;

б) педагогическую технологию и педагогическую технику;

в) профессиональные знания.

6.Какой компонент является фундаментом педагогического мастерства:

а) личностный компонент;

б) информационно-теоретический;

в) деятельностный компонент.

7. Выберите качества, которые относятся к специальным способностям:

а) коммуникативность;

б) усидчивость;

в) знание своего предмета;

г) креативность.

8. Продолжите высказывание:

К невербальным средствам относятся….

9. Установите соответствие:

1. личностный компонент               а) педагогическая техника

                                 б) общие и педагогические способности.

2. информационно-теоретический в) педагогическая технология

                        компонент            г) профессионально-педагогическая направленность

3.деятельностный компонент          д) специальные методологические,                                   

                                 психолого-педагогические знания           

10. Перечислите качества, которыми должен обладать учитель.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №2

               Вариант 1

Дополнить

1. Высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения – это…

2. Индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности - ….

 

Установить соответствие:

3. Компонент ПМ                               Составляющие компонента

 А.Личностный                                      а) педагогическая технология,

компонент                                                педагогическая техника

Б. Информационно -                             б) знания

теоретический компонент                              

В. Деятельностный                               в) способности, профессионально-

компонент                                          педагогическая направленность

 

Выбрать вариант правильного ответа:

4. Деятельнстный компонент – это:

а) педагогическое мастерство;

б) педагогическая культура;

в) способности;

г) педагогическая технология.

 

5. Сообразительность относится к:

а) общим способностям;

б) специальным способностям;

в) педагогической технике;

г) индивидуальному стилю педагога.

 

               Вариант 2

Дополнить:

1. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности – это…

2. Способности, определяющие успешность человека в узком виде деятельности называются …

Установить соответствие:

3. Компонент ПМ                               Составляющие компонента

 А.Личностный                                      а) знания

компонент                                           

Б. Информационно -                             б) способности, профессионально-

теоретический компонент                  педагогическая направленность

В. Деятельностный                               в) педагогическая технология,

компонент                                          педагогическая техника

Выбрать вариант правильного ответа:

4. Личностный компонент – это:

а) педагогическое мастерство;

б) педагогическая культура;

в) способности;

г)педагогическая технология.

 

5. Педагогические способности относятся к:

а) общим способностям;

б) специальным способностям;

в) педагогической технике;

г) индивидуальному стилю педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.078 с.)