Формы осуществления местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы осуществления местного самоуправления



 

ного процесса. На ней подводится итог всей работы по подготовке к выборам. Голосование на муниципальных выборах проводится в календарный выходной день; о времени и месте голосования муниципальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации и иными способами.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы итоги голосования.

В соответствии с законодательством окружная избирательная комиссия выводит результаты выборов по избирательному округу на основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных. О результатах выборов по избирательному округу также составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, либо если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, либо по решению суда.


340

Глава 5

 

 

Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если: а) в выборах приняло участие меньше установленного законом субъекта Федерации количество избирателей от числа зарегистрированных; б) число голосов, поданных в графе «против всех кандидатов» оказалось больше, чем число избирателей, проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее число голосов в данном округе.

Протокол окружной избирательной комиссии незамедлительно направляется в муниципальную избирательную комиссию. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, результаты выборов на основании протоколов участковых комиссий определяются муниципальной избирательной комиссией.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.

Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение суток после определения результатов выборов.

В случае признания выборов недействительными или несостоявшимися проводятся повторные выборы. Решение об их проведении принимает муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения первоначальных выборов, в сроки, предусмотренные законодательством субъекта Федерации.

Для обеспечения законности подготовки и проведения муниципальных выборов в Законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан содержатся положения, необходимые для предупреждения различных нарушений законодательства о выборах, исключения случаев фальсификации итогов голосования. Так, избирательное объе-


Формы осуществления местного самоуправления 341

динение и кандидат в депутаты могут назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. В день голосования они вправе направить в участковые избирательные комиссии своих наблюдателей. По требованию любого члена комиссии или наблюдателя участковая и окружная избирательные комиссии обязаны предоставить им возможность снять копии с протоколов об итогах голосования и о результатах выборов и заверить их. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, хранится в течение сроков, установленных законодательством субъектов Федерации. При этом сроки хранения бюллетеней не могут быть менее одного года со дня опубликования результатов выборов, а протоколов избирательных комиссий – не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего должностного и служебного положения.

Законодательством предусмотрена и ответственность за нарушение избирательных прав граждан. В частности, лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свободному осуществлению ''избирателями права избирать и быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут установленную законом административную или уголовную ответственность.

В целом эффективность использования института муниципальных выборов определяется уровнем демократии и политической культуры в данном обществе.

 

 

>

§ 4. Собрание (сход) граждан

Местное сообщество как совокупность жителей может самоорганизовываться в виде собрания (схода) жителей. Институт собраний относится к древнейшим формам местного самоуправления, сложившимся задолго до государственной организации. С появлением последней и ростом городов значение собраний в общественной организации снизилось, однако полностью исключить их из системы демократического самоуправления невозможно.

Основным преимуществом собраний как института непосредственной демократии в системе местного самоуправления является органическое сочетание коллективного социального действия: обсуждение того или иного вопроса, выражение коллегиального мнения, принятия совместного решения с личной активностью участников собраний. Социальная ценность собраний, по мнению американских исследователей, состоит в том, что они «позволяют людям с различным положением и интересами найти взаимоприемлемый подход к общим проблемам»1. Людям суждено жить в одном городе, в одном квартале, на одной улице, и надо уметь отстаивать свои права, не нарушая интересов других лиц, своих соседей.

Следует различать собрание (сход) граждан как форму непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, т.е. форму непосредственной демократии, когда она связана с выполнением функций представительного органа местного самоуправления, и собрание как форму территориального общественного самоуправления, когда оно проводится на части территории муниципального образования.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет, что в отдельных муниципальных образованиях уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может предусматриваться возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием граждан. Как правило, это небольшие по территории и численности населения муниципальные образования. В этом случае уставами муниципальных

1 Мэтъюз Д., Макафи Н. Политика местной общины. – М., 1993. – С. 34.


Формы осуществления местного самоуправления __ 343

образований и законами субъектов Федерации устанавливается периодичность созыва собрания и определяется процедура его созыва. При осуществлении полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона об общих принципах организации местного самоуправления собрание (сход) граждан считается правомочным, если в нем участвует более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом (т.е. достигшие 18-летнего возраста).

Общие собрания (сходы), конференции жителей соответствующей территории муниципального образования созываются органами территориального общественного самоуправления в порядке, установленном самими территориальными объединениями. В отсутствие этих органов они могут созываться инициативными группами жителей либо по инициативе представительного органа или главы муниципального образования.

Компетенция территориальных собраний (сходов), конференций жителей устанавливается самостоятельно населением соответствующей территории. К ведению собраний (сходов), конференций жителей, как правило, относятся следующие вопросы:

избрание органов и принятие положений (уставов) о них;

утверждение программ и смет расходов их деятельности и отчетов об их выполнении;

утверждение планов и программ социально-экономического развития населенного пункта;

утверждение штатов администрации и расходов на ее содержание;

направление коллективных обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления; | установление самообложения;

распоряжение землями общего пользования;

контроль за деятельностью высшего должностного лица местного самоуправления;

решение других вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.

Правомочность собраний и конференций определяется порядком, устанавливаемым самими жителями. Принимаемые ими решения для органов территориального общественного само-


344

Глава 5

 

 

управления носят обязательный характер, а для жителей – рекомендательный.

В крупных по численности населения муниципальных образованиях могут проводиться конференции (съезды) граждан. Конференции – это собрания представителей от жителей муниципального образования.

Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции (съезда) граждан, принятия и изменения его решений, пределы их компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.

Собрания (сходы) и конференции (съезды) граждан обычно созываются на основании решения, принятого на их предыдущих заседаниях, либо представительным органом по собственной инициативе, либо по требованию не менее 5% жителей. Конференции (съезды) считаются правомочными при участии не менее двух третей представителей (делегатов) жителей муниципального образования.

Решение о созыве собрания (схода) либо конференции (съезда) граждан, их повестка дня доводятся до жителей заблаговременно. Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициаторами созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. Возможность для ознакомления с проектами решения предоставляется не позднее чем за десять дней до собрания, конференции. Решения по наиболее важным вопросам местного значения могут приниматься на собрании (сходе), конференции (съезде) граждан тайным голосованием, и они являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования. Изменять и отменять принятые собранием (сходом), конференцией (съездом) решения могут только сами собрание (сход), конференция (съезд) граждан, либо местный референдум, либо суд.

Так, в соответствии с Законом Тверской области от 27 февраля 1997 г. «О собраниях (сходах) граждан в Тверской области» к компетенции собраний граждан отнесено:

избрание старост и комитетов общественного самоуправления населения;

утверждение программ деятельности органов общественного самоуправления населения по социально-экономическому раз-


Формы осуществления местного самоуправления___________ 345

витию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

заслушивание отчетов должностных лиц местного самоуправления, старосты, комитета общественного самоуправления, в том числе об исполнении программ социально-экономического развития, бюджета, использования внебюджетных фондов и муниципального имущества;

решение в установленном порядке вопросов административно-территориального устройства и других вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующий территории.

В собрании (сходе) граждане участвуют непосредственно, на равных основаниях, каждый имеет один голос. Участие в собрании (сходе) является свободным и добровольным. В этом Законе также предписано, что принятие решения на собрании (сходе) граждан осуществляется, как правило, открытым голосованием путем поднятия руки. Решения принимаются большинством голосов от общего числа граждан, фактически принявших участие в собрании (сходе). Протокол, который ведется на собрании и содержит необходимые атрибуты, передается в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления населения.

Кроме того, следует выделить еще один вид собраний населения. Речь идет о такой форме реализации конституционного права граждан, как право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Различие между этими формами непосредственной демократии состоит в том, что собрания (сходы) жителей как форма местного или территориального общественного самоуправления носят постоянный нормативный характер и служат целям решения вопросов местного значения. Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования как форма реализации конституционного права не имеют жесткого нормативного ограничения ни по составу участников, ни по целям, формам и процедурам их проведения. Они используются, как правило, в качестве средства либо поддержки, либо давления на органы власти, в том числе муниципальной, с целью принудить их к принятию каких-либо решений.

 

 

>

§ 5. Народная правотворческая инициатива

Законодательство России закрепляет такие формы прямого волеизъявления граждан, которые призваны выявить общественное мнение, в том числе по вопросам правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, и обязывает соответствующие органы и должностных лиц местного самоуправления принимать решения с учетом мнения и в интересах населения муниципального образования.

Под народной правотворческой инициативой понимается предусмотренное уставом муниципального образования право населения вносить на рассмотрение органов местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. Проекты таких актов в соответствии со ст. 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании органа местного самоуправления с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).

Народная правотворческая инициатива как один из важных институтов демократии дает реальную возможность любым социальным группам населения принимать непосредственное участие в решении местных вопросов. Следует отметить, что таким правом население муниципального образования обладает только в том случае, если оно закреплено в уставе муниципального образования. Законы о местном самоуправлении большинства субъектов Федерации воспроизводят именно эту формулу наделения населения правом на правотворческую инициативу, предоставляя муниципальным образованиям самостоятельно определять, применять ли такую форму непосредственной демократии, и конкретизировать процедуру. Например, в соответствии с Уставом г. Самары проекты правовых актов, поддержанные не менее 1 тыс. жителей, обладающих избирательным правом, должны официально публиковаться в городских средствах массовой информации. Не позднее месячного срока со дня внесения эти проекты подлежат рассмотрению на открытом заседании соответствующего органа городского самоуправления с уча-


Формы осуществления местного самоуправления 347

стием представителей инициаторов проектов, а результаты рассмотрения проектов – официальному обнародованию (опубликованию).

Из содержания ст. 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления не ясно, какие органы (представительные или исполнительные) должны принимать решение по поводу проектов нормативных актов, внесенных в порядке народной правотворческой инициативы. Поскольку идет речь о создании нормы права на заседании коллегиального органа, то по смыслу Закона имеются в виду представительные органы местного самоуправления. Это положение целесообразно конкретизировать в уставе муниципального образования.

Уставы муниципальных образований, как правило, наделяют правом на народную правотворческую инициативу группу граждан, а также представительные органы других муниципальных образований, находящихся в границах территории муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, трудовые коллективы. При этом обычно устанавливается, что инициаторы проекта правового акта представляют его вместе с заявлением, в котором обосновывается необходимость его принятия. Заявление должно быть подписано всеми инициаторами с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта. Если инициатором проекта правового акта выступают представительные органы других муниципальных образований, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения или трудовые коллективы, то заявление подписывается их уполномоченными представителями и к нему прилагается протокол либо постановление собрания. Органы местного самоуправления обязаны рассмотреть внесенный проект правового акта на открытом заседании с участием представителей инициативной группы граждан в течение одного месяца либо в другой срок с согласия его инициаторов.

Орган местного самоуправления, рассматривающий проект правового акта, не обязан безусловно принимать его. Предложения населения могут быть переработаны или отвергнуты органом местного самоуправления. Обязательно лишь последующее информирование населения об итогах рассмотрения проекта путем официального опубликования (обнародования).


348

Глава 5

 

 

От народной правотворческой инициативы следует отличать индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Коллективные обращения имеют много общего с правотворческой инициативой, но не связаны с принятием нормативного правового акта.

 

 

>

§ 6. Обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления

Обращения граждан в органы местного самоуправления дают возможность населению участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления закреплено в Конституции РФ (ст. 33).

Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления урегулирован действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»1. Некоторые субъекты Федерации издали свои законы по этому вопросу, которые редко выходят за рамки названного Указа.

В Указе выделены три вида обращений: предложения, заявления, жалобы.

Предложения – это мнения людей о том, что можно и целесообразно сделать для улучшения жизни людей (например, внести поправку в устав муниципального образования, скорректировать график рейсов муниципального транспорта с учетом потребностей населения). Заявления, как правило, содержат просьбы о реализации субъективных прав (о постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.п.). Предложения и заявления подаются гражданами в те органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению кото-

1 См.: ВВС СССР. - 1980. - № 15. - Ст. 192.


Формы осуществления местного самоуправления 349

рых относится разрешение данного вопроса. Жалобы обычно содержат сведения о нарушении прав конкретных лиц. Они подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются.

Обращения граждан могут быть сделаны как в письменной, так и в устной форме. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Устное обращение граждане адресуют непосредственно должностным лицам местного самоуправления, которые обязаны проводить личный прием граждан. Прием проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях – в вечерние часы, по месту жительства граждан.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Названный выше Указ конкретизирует это положение Закона, определяя, что заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, должны рассматриваться безотлагательно (не позднее 15 дней). В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы либо принять другие меры, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя органа местного самоуправления, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. В силу специфики предложения как одной из форм обращений ясно, что дополнительное изучение, как правило, необходимо.


350

Глава 5

 

 

Органы и должностные лица местного самоуправления, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, обязаны направлять их не позднее пятидневного срока по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме – разъяснять, куда им следует обратиться.

Решение, принятое по жалобе и заявлению, может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1 от 27 апреля 1993 г. Надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.

Федеральным законом, законами субъектов Федерации в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам, хотя в КоАП не предусмотрена такая ответственность. Некоторые субъекты Федерации самостоятельно устанавливают административную ответственность за данные правонарушения. Например, в соответствии с Законом Ставропольского края «Об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Ставропольском крае» нарушение должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления влечет наложение штрафа в размере от 1 до 5 МРОТ.

 

 

>

§ 7. Территориальное общественное самоуправление

Территориальное самоуправление не всегда может осуществляться в форме муниципального образования, поскольку во многих видах поселений, в некоторых их частях нецелесообразно и даже невозможно сформировать муниципальные образова-

1 См.: ВСНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 685.


Формы осуществления местного самоуправления_______________351

ния, которые полностью бы отвечали демократическим требованиям местного самоуправления. Во многих городах, в том числе небольших, местное население не всегда может принимать активное, а тем более решающее участие в деятельности органов местного самоуправления. Например, в городе с населением 40–50 тыс. человек местное самоуправление вполне может иметь представительный орган, администрацию, муниципальную собственность, бюджет и пр. Однако полноценное участие населения в его деятельности весьма проблематично, поэтому вполне логично, что и федеральное законодательство, и законы субъектов Федерации, и уставы муниципальных образований предусматривают возможность формирования территориального общественного самоуправления с полномочиями и возможностями, достаточными для решения соответствующих вопросов населением немуниципальных образований (кварталов, микрорайонов, дворов и др.). Именно общественное самоуправление в отличие от муниципального по своей природе является важнейшей формой государственности и народовластия. Но формирование и деятельность территориального общественного самоуправления не означает ущемления права местного населения на самоуправление.

Статьей 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления введено понятие территориального общественного самоуправления как формы участия населения в решении вопросов местного значения.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и др.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Законодательство субъектов Федерации и уставы муниципальных образований не только закрепляют территориальное общественное самоуправление как низовой уровень системы местного самоуправления, но и определяют порядок его формирования, основы разграничения компетенции между органами


352

Глава 5

 

 

местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами территориального общественного самоуправления.

В некоторых субъектах Федерации принимаются положения об общественном самоуправлении, а также законы об организации территориального общественного самоуправления. В частности, в Ростовской области действует Положение «О территориальном общественном самоуправлении в городе Ростове-на-Дону», утвержденное городской Думой 20 февраля 1997 г., положения об организации этого звена системы районного муниципального образования и Закон Ростовской области от 11 марта 1997 г. «Об организации территориального общественного самоуправления в Ростовской области», подписанный губернатором 11 марта 1997 г.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. До принятия субъектами Федерации своих законов по данному вопросу правовое регулирование территориального общественного самоуправления осуществляется на основании ст. 80–86 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. в части, не противоречащей Конституции РФ и Закону об общих принципах организации местного самоуправления. Как показывает практика, субъекты Федерации, принимая законы, регламентирующие деятельность территориального общественного самоуправления, в большинстве случаев воспроизводят нормы этого Закона без какой-либо существенной корректировки.

В соответствии со ст. 80 Закона о местном самоуправлении система территориального общественного самоуправления населения включает общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т. п.). Так как местный референдум проводится на территории всего му-


Формы осуществления местного самоуправления_____________ 353

пиципального образования, его следует исключить из системы территориального общественного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий, устанавливать сферы совместной компетенции по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.

В собственности территориальных общественных самоуправлений могут находиться земельные участки, недвижимость, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения своей деятельности, указанной в их уставе. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Финансовые ресурсы территориальных общественных самоуправлений состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им органами местного самоуправления. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от их предпринимательской деятельности, гражданско-правовых сделок, добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц, а также других не запрещенных законом поступлений.

Органы территориального общественного самоуправления самостоятельны в своей деятельности. Они не имеют над собой пышестоящих органов и организаций.

Органы территориального общественного самоуправления населения создаются на основе добровольного волеизъявления граждан. В соответствии с уставом муниципального образования эти органы могут быть юридическими лицами. В некоторых случаях они наделяются правами юридического лица законами субъектов Федерации. Например, закон г. Москвы от 10 июля 1996 г. «О территориальном общественном самоуправлении в юроде Москве» вводит понятие территориальной общины, определяя ее как добровольную, самоуправляемую, не имеющую членства некоммерческую организацию, созданную по инициативе граждан – жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на основе

I.! Муниципальное право


Глава 5

общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом. Однако такая организационно-правовая форма не предусмотрена ни ГК, ни Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». Следовательно, законодательство о местном самоуправлении пока противоречит действующему гражданскому законодательству, хотя регистрация органов территориального общественного самоуправления все-таки осуществляется. В Москве, например, их регистрирует Московская регистрационная палата.

Выборы органов территориального общественного самоуправления населения проводятся, как правило, на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства. Проводить процедуру голосования на избирательных участках в данном случае вряд ли целесообразно. Срок полномочий органов территориального общественного самоуправления также определяются на собраниях или конференциях жителей.

В соответствии с названным выше Законом г. Москвы к полномочиям территориальной общины относятся местные вопросы, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории. В их числе могут быть: защита прав и законных интересов жителей в органах власти города и района; участие в распределении гуманитарной и иной помощи; общественный контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на территории общины; содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка; внесение предложений в районную Управу по вопросам, затрагивающим интересы жителей; содействие мерам санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности; общественный контроль за качеством уборки территории, вывозом мусора, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций; участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории; информирование населения о решениях органов власти, принятых по предложению или при участии территориальных общин, и др. В Москве территориальная община может также финансироваться за счет бюджетных средств по решению Московской городской Думы или районного Собрания, если такие затраты предусмотрены в бюджете отдельной строкой.


Формы осуществления местного самоуправления_______________355

Собственные финансовые средства образуются за счет доходов, получаемых от оказания услуг населению, экономической деятельности (сдачи в аренду нежилых помещений, рекламных площадей и т.д.), добровольных взносов и пожертвований организаций, граждан, а также иных поступлений, не противоречащих законодательству.

 

 

>

§ 8. Ассоциации, союзы и иные объединения органов местного самоуправления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.078 с.)