Структура и методика построения занятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и методика построения занятия.



Темы занятий определены календарно-тематическим планированием, которое составлено на основе программы. Далее необходимо поставить цель, которой хочет добиться педагог на учебном занятии. Что же такое цель? «Цель»- это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.

Цель занятия– это конечный результат, который достигается путем решения трех задач.

Цель должна быть: четко сформулированной, понятной, достижимой, проверяемой, конкретной.

Примерный перечень слов для формулирования цели:

познакомить, изучить, повторить, систематизировать, написать, научить,

закрепить, обеспечить, сформулировать, подготовить, сообщить, выявить,

создать условия, освоить, сформировать т.д.

Из поставленной цели занятия вытекают задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели занятия - конечного результата. Что такое задачи, и какие они бывают?

«Задача» - это то, что требует выполнения, разрешения.

Задача -поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи:

Обучающие (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале занятия). Образовательные задачи занятия состоят в усвоении обучающимися определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков. Общеучебными умениями являются учебно – организационные, учебно – информационные, учебно – интеллектуальные, учебно – коммуникативные. К специальным умениям относят умение по данному профилю.

Развивающие (какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов). Развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом триединой цели занятия. Это происходит потому, что иногда педагог стремится формировать новую развивающую цель на каждом занятии, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не всегда педагог хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой личности. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления, а не к умению анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Воспитывающие (воспитательные) - (какие воспитательные возможности возможно реализовать на учебном материале занятия). Воспитательные задачи современного занятия формируют мировоззрение обучающихся, систему взглядов и убеждений. Социальный блок задач включает воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной. Воспитание должно идти в коллективе и через коллектив, состоять в формирование устойчивых положительных привычек. Воспитательная цель не может быть реализована на одном занятии: процесс воспитания длительный, а результат отсрочен во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд занятий. Из занятия в занятие, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развивать, приобщать, предоставить возможность, поддержать, воспитывать, расширить, стремиться, углубить, обобщить, систематизировать, дать представление, дать понятие, отработать и т.д.

Методы организации занятия: репродуктивный, словесный, практический, наглядный, проектный, исследовательский, графический, проблемный, поисковый, игровой.

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуально – групповая (работа в малых группах), индивидуальная.

Педагогические технологии.

Технология – это приемы, средства, способы, методы организации деятельности в конкретных условиях, для гарантированного достижения целей обучения: дифференцированного обучения, личностно – ориентированного, игрового, проблемного обучения, развивающего обучения; КТД (коллективное творческое дело), социальное проектирование, индивидуализации обучения, мастерских, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), здоровьесберегающие.

Принципы:

научности, доступности, систематичности, последовательности, логичности;

связи теории с практикой, опоры на жизненный опыт, повторения.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

анкетирование (разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование);

психологические тесты;

создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

психологический театр;

деловая игра.

Традиционное занятие – это учебное занятие с ведущей ролью педагога по структуре: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного занятия; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление нового материала; домашнее задание.

Традиционные типы занятий:

комбинированный, изучение нового материала, закрепление материала,

обобщение и систематизация материала, контрольное (итоговое) занятие.

Структурное оформление плана-конспекта занятия.

Структура занятия – совокупность элементов занятия, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик занятия при различных вариантах.

Педагогам следует писать подробные (полные) планы-конспекты, т.к. еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего занятия. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям.

Такое же полное, развернутое написание конспекта требуется в случае проведения открытого занятия со всеми методическими, дидактическими и наглядными приложениями, которые будут при этом использоваться.

Развернутый конспект занятия должен содержать весь текст, который проговаривает педагог (теоретическое изложение материала, объяснение по практическому исполнению заданий, вопросы для повторения, закрепления и др.), а также предполагаемые ответы детей.

Данная форма плана-конспекта занятия может быть использована для оформления конспекта как обычного, так и открытого занятия. Но его основные положения должны содержать необходимый минимум (для обычного занятия), представленный ниже.

На занятии обязательно необходимо проводить физкультминутки (для отдыха глаз, расслабления мышц и т.п., все это также отмечается в конспекте (в т.ч. описание упражнений). Кроме того, желательно отметить время, отведенное на каждый этап занятия.

А также, необходимо включать в занятие использование информационно-коммуникационных технологий: (мультимедийные презентации, мультфильмы, документальны, научные, художественные фильмы, слайд-шоу, аудиоматериал, наглядные пособия, развивающие игры, обучающие программы, тренажеры и т.д.).

I. В начале конспекта указать тип занятия, методы обучения, форму проведения занятия.

II. Раздел конспекта «Ход занятия» должен иметь:

1. Вводная часть: а) Организационный момент (приветствие; инструктаж по ТБ (если надо); проверка готовности детей к занятию).

2. Основная часть:

а) Повторение ранее пройденного материала для изучения новой темы (варианты - вопросы - ответы в форме «педагог-учащийся», «учащийся - учащийся», контрольные задания и т.п.).

б) Объяснение новой темы.

в) Практическая работа

г) Физкультминутка.

д) Закрепление изученного материала.

Основные положения, на которые надо обратить внимание при этом этапе занятия:

а) что узнали нового;

б) чему научились;

в) что запомнили.

III. Заключительная часть:

а) Подведение итогов занятия. Обсуждение и оценка (словесная) работы детей на занятии.

б) Рефлексия.

в) Завершающий этап (приведение рабочих мест и кабинета в порядок; объявление педагогом окончания занятия; заполнение журнала).

IV. После окончания занятия необходимо провести самоанализ и сделать необходимые для себя выводы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.013 с.)