Формы организации учебного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации учебного процесса



Луганск, 2020


Содержание

1. Введение
2. Типы учебных занятий
3. Общие требования к занятию
4. Формы организации учебного процесса
5. Формы организации деятельности детей 6. Различные формы учебных занятий 7. План учебного занятия. 8. Методические рекомендации по составлению и оформлению плана-конспекта занятия
9. Структура и методика построения занятия. 10.  Педагогические технологи 11.  Структурное оформление плана-конспекта занятия. 12. Нетрадиционные занятия 13.  Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии
Список информационных источников  
   

 

 


Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.

Введение

Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования, при которой педагог занимается с обучающимися в рамках точно установленного времени, используя разнообразные методы для достижения поставленных целей, определяемых требованиями дополнительной общеобразовательной программы.

К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как типы, структура занятий и многое другое. Испытывают трудности в определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Каждое занятие является составной частью системы занятий. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем образовательного учреждения. Согласно нормативной базе продолжительность учебных занятий для детей  7-18 лет - 45 минут, перерывы между занятиями составляют 15 минут. Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся.

Учебные занятия проводятся как в самом учреждении, в кабинете, закрепленном за данным детским объединением, так и на базе других образовательных учреждений, в местах, соответствующих санитарным нормам и требованиям охраны труда и техники безопасности.

На каждое занятие составляется план-конспект согласно количеству часов, отведенных на занятие по расписанию. Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану.

Учебные занятия могут посещать коллеги и родители с разрешения педагога. Администрация учреждения имеет право присутствовать на любом занятии. Проверяющие могут ознакомиться с планом (конспектом) занятия, на котором они присутствуют.

Учебное занятие это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Типы учебных занятий

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

- введение в программу;

- изучение нового материала;

- применение знаний на практике, формирование практических умений;

- контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий:

вводное занятие (ознакомление обучающихся с содержанием новой темы, формирование мотивов к ее изучению);

изучение и усвоение нового материала (обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

обобщение знаний, умений и навыков (установление внутрипредметных и межпредметных связей изученного материала, перевод полученных знаний и способов деятельности на рефлексивный уровень - самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.);

комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);

контрольное (итоговое) - обеспечение контроля качества усвоения обучающимися учебного материала.

В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов. Рефлексия.

Общие требования к занятию

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования:

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- целесообразное расходование времени занятия;

- применение разнообразных методов и средств обучения;

- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

План учебного занятия.

План учебного занятия является основным обязательным документом присутствия педагога на занятии и выполнения им своих служебных обязанностей и отражает дидактические принципы и структурное построение учебного занятия.

План проведения учебного занятия

Дата:

Учебное занятие №

Тема учебной программы:

Тема учебного занятия:

Цели учебного занятия:

1. Способствовать ……….

2. Закрепить и обобщить основные знания обучающихся по заданной теме.

3. Дать образное представление о………

4. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков обучающихся при выполнении различных видов деятельности.

Тип учебного занятия: учебное занятие по обобщению, закреплению и комплексному применению знаний и способов деятельности.

Формы проведения учебного занятия: контрольное практическое занятие.

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Презентация. Тесты.

 

Методические рекомендации по составлению и оформлению

плана-конспекта занятия

Учебное занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Занятие в учреждениях дополнительного образования – это промежуток времени, которое педагог проводит с обучающимися, организуя различную деятельность: образовательную, воспитательную, досуговую и т.п.

Занятие является педагогическим произведением, и поэтому оно должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и обучающихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью обучающихся.

Занятие - основная форма учебного процесса в учреждении дополнительного образования. Организационно занятие характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава обучающихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном кабинете и при коллективной форме обучения. Дидактически занятие характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности педагога и обучающихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. Не всегда занятие в дополнительном образовании может быть в традиционной форме. Есть много нетрадиционных форм проведения занятий, которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования.

Педагогические технологии.

Технология – это приемы, средства, способы, методы организации деятельности в конкретных условиях, для гарантированного достижения целей обучения: дифференцированного обучения, личностно – ориентированного, игрового, проблемного обучения, развивающего обучения; КТД (коллективное творческое дело), социальное проектирование, индивидуализации обучения, мастерских, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), здоровьесберегающие.

Принципы:

научности, доступности, систематичности, последовательности, логичности;

связи теории с практикой, опоры на жизненный опыт, повторения.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

анкетирование (разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование);

психологические тесты;

создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

психологический театр;

деловая игра.

Традиционное занятие – это учебное занятие с ведущей ролью педагога по структуре: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного занятия; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление нового материала; домашнее задание.

Традиционные типы занятий:

комбинированный, изучение нового материала, закрепление материала,

обобщение и систематизация материала, контрольное (итоговое) занятие.

Структурное оформление плана-конспекта занятия.

Структура занятия – совокупность элементов занятия, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик занятия при различных вариантах.

Педагогам следует писать подробные (полные) планы-конспекты, т.к. еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего занятия. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям.

Такое же полное, развернутое написание конспекта требуется в случае проведения открытого занятия со всеми методическими, дидактическими и наглядными приложениями, которые будут при этом использоваться.

Развернутый конспект занятия должен содержать весь текст, который проговаривает педагог (теоретическое изложение материала, объяснение по практическому исполнению заданий, вопросы для повторения, закрепления и др.), а также предполагаемые ответы детей.

Данная форма плана-конспекта занятия может быть использована для оформления конспекта как обычного, так и открытого занятия. Но его основные положения должны содержать необходимый минимум (для обычного занятия), представленный ниже.

На занятии обязательно необходимо проводить физкультминутки (для отдыха глаз, расслабления мышц и т.п., все это также отмечается в конспекте (в т.ч. описание упражнений). Кроме того, желательно отметить время, отведенное на каждый этап занятия.

А также, необходимо включать в занятие использование информационно-коммуникационных технологий: (мультимедийные презентации, мультфильмы, документальны, научные, художественные фильмы, слайд-шоу, аудиоматериал, наглядные пособия, развивающие игры, обучающие программы, тренажеры и т.д.).

I. В начале конспекта указать тип занятия, методы обучения, форму проведения занятия.

II. Раздел конспекта «Ход занятия» должен иметь:

1. Вводная часть: а) Организационный момент (приветствие; инструктаж по ТБ (если надо); проверка готовности детей к занятию).

2. Основная часть:

а) Повторение ранее пройденного материала для изучения новой темы (варианты - вопросы - ответы в форме «педагог-учащийся», «учащийся - учащийся», контрольные задания и т.п.).

б) Объяснение новой темы.

в) Практическая работа

г) Физкультминутка.

д) Закрепление изученного материала.

Основные положения, на которые надо обратить внимание при этом этапе занятия:

а) что узнали нового;

б) чему научились;

в) что запомнили.

III. Заключительная часть:

а) Подведение итогов занятия. Обсуждение и оценка (словесная) работы детей на занятии.

б) Рефлексия.

в) Завершающий этап (приведение рабочих мест и кабинета в порядок; объявление педагогом окончания занятия; заполнение журнала).

IV. После окончания занятия необходимо провести самоанализ и сделать необходимые для себя выводы.

Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

- Замысел.

- Организация.

- Проведение.

- Анализ.

Замысел.

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

- определение временных рамок;

- определение темы занятия;

- определение типа занятия;

- выбор группы;

- выбор нетрадиционной формы занятия;

- выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок.

На этом этапе следует определить:

- время проведения нетрадиционного занятия;

- время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельное занятия (45 минут), спаренный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия занятий, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

-выбранной формы;

-целей занятий;

-умелого распределения обязанностей между педагогом и обучающимися.

Определение темы занятия.

Тему выбирает сам педагог по своему усмотрению. Это может быть знакомство с новой темой, обзорная тема, тема по обобщению и систематизации знаний, применения знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса.

Определение типа занятия.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам занятия. Более интересной является проблема влияния типа занятия на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами занятия. Занятие закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), занятие контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум, а занятие повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Алгоритм подготовки учебного занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

Этап

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

-В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

Этап

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- обозначение задач учебного занятия;

- определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

- определение вида занятия, если в этом есть необходимость;

- определение типа занятия;

-продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

- подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

Этап

Обеспечение содержания учебного занятия:

- самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

-обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

-материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности, как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Луганск, 2020


Содержание

1. Введение
2. Типы учебных занятий
3. Общие требования к занятию
4. Формы организации учебного процесса
5. Формы организации деятельности детей 6. Различные формы учебных занятий 7. План учебного занятия. 8. Методические рекомендации по составлению и оформлению плана-конспекта занятия
9. Структура и методика построения занятия. 10.  Педагогические технологи 11.  Структурное оформление плана-конспекта занятия. 12. Нетрадиционные занятия 13.  Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии
Список информационных источников  
   

 

 


Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.

Введение

Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования, при которой педагог занимается с обучающимися в рамках точно установленного времени, используя разнообразные методы для достижения поставленных целей, определяемых требованиями дополнительной общеобразовательной программы.

К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как типы, структура занятий и многое другое. Испытывают трудности в определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Каждое занятие является составной частью системы занятий. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем образовательного учреждения. Согласно нормативной базе продолжительность учебных занятий для детей  7-18 лет - 45 минут, перерывы между занятиями составляют 15 минут. Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся.

Учебные занятия проводятся как в самом учреждении, в кабинете, закрепленном за данным детским объединением, так и на базе других образовательных учреждений, в местах, соответствующих санитарным нормам и требованиям охраны труда и техники безопасности.

На каждое занятие составляется план-конспект согласно количеству часов, отведенных на занятие по расписанию. Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану.

Учебные занятия могут посещать коллеги и родители с разрешения педагога. Администрация учреждения имеет право присутствовать на любом занятии. Проверяющие могут ознакомиться с планом (конспектом) занятия, на котором они присутствуют.

Учебное занятие это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Типы учебных занятий

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

- введение в программу;

- изучение нового материала;

- применение знаний на практике, формирование практических умений;

- контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий:

вводное занятие (ознакомление обучающихся с содержанием новой темы, формирование мотивов к ее изучению);

изучение и усвоение нового материала (обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

обобщение знаний, умений и навыков (установление внутрипредметных и межпредметных связей изученного материала, перевод полученных знаний и способов деятельности на рефлексивный уровень - самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.);

комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);

контрольное (итоговое) - обеспечение контроля качества усвоения обучающимися учебного материала.

В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов. Рефлексия.

Общие требования к занятию

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования:

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- целесообразное расходование времени занятия;

- применение разнообразных методов и средств обучения;

- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

Формы организации учебного процесса

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

Формы организации деятельности детей: традиционные, нетрадиционные.

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе:

- лекция;

- семинар;

- дискуссия;

- конференция;

- экскурсия;

- экспедиция;

- учебная игра – занятие.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей:

- презентация предмета, явления, события, факта;

- защита проекта;

- круглый стол;

- чаепитие;

- день добрых сюрпризов;

- выпускной ринг и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.107 с.)