Технологии социально-экономической защиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии социально-экономической защиты



 ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ.

Экономика была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. По этой причине военно-социальная работа строится на основе сознательного использования экономических законов, обеспечивающих единство ин­тересов общества, коллектива и отдельной личности. Оно невыполнимо без опоры на социально-экономические принци­пы управления социальной сферы.

В процессе организации ВСР особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе, их влиянию на динамику благосостояния населения в целом и семей военнослужа­щих в частности, прогнозам ее изменения, а также возможностям го­сударства в экономической защите личного состава от негативных последствий рыночных отношений: расслоение общества, безработицы, инфляции, обнищания большей части населения и т.д.

Уровень социально-экономической защищенности военнослужащих - важный фактор, влияющий на общую остановку в ВС, формирующий общественное сознание и определенное состояние социальной напря­женности как в среде военнослужащих, так и в целом среди населе­ния.

 Социально-экономические методы в технологии поддержки военнослужащих и членов их семей.

Сейчас, как показывает практика войск, делаются только первые шаги для задействования правового механизма взаимной ответственности военнослужащего и государства и обеспечения на этой основе достойных социально-экономических условий его жизни, формирования благожелательной, уважительной морально-психологической обстановки вокруг военной службы, института российских вооружённых сил.

Закон РФ "О статусе военнослужащего", принятый в 1992 году, в обобщенном виде отражает основные социально-экономические гарантии государства военнослужащим и их семьям. Однако, принятая в 1993 году Конституция РФ расширила права и свободы граждан РФ, что требует соответствующих льгот и компенсаций военнослужащим за ряд ограничений их конституционных прав и свобод.

Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет, что РФ есть "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". То есть в Российском государстве, как в любом цивилизованном государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных потребностей и нужд человека.

Представляется, что при разработке социально-экономических нормативов основой должна стать система конституционных социально-экономических прав и свобод. Они касаются таких важных сфер жизни человека как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально-значимые потребности людей.

В настоящее время количество разновидностей социально-эконо-мических гарантий и льгот в РФ превышает тысячу, ими обеспечивается около 200 категорий получателей. Однако эти многочисленные льготы и компенсации, социальные выплаты и пособия в значительной степени предоставляются без учета степени нуждаемости, уровней социальных и профессиональных рисков. Причем эта система, как правило, не обеспечивает минимальный уровень жизнеобеспечения подавляющей части общества.

Реформирование социального фактора в переходной экономике России займет значительное время. Очевидно, что в Вооруженных Силах должны быть приняты более оперативные меры в ходе военной реформы. Это обусловлено следующими факторами:

- во-первых, система социально-экономической защиты в Воору-женных Силах должна быть построена в основном на принципах нацио-нальной системы с учетом определенной специфики условий военной службы;

- во-вторых, система социальной защиты должна стать стимули-рующим фактором не только для кадровых военнослужащих, но и для военнослужащих, проходящих службу по контракту особенно в период перехода на контрактный принцип формирования Вооруженных Сил РФ;

- в-третьих, в ВС РФ система социально-экономической защиты должна максимально обеспечивать социальные гарантии членам семей военнослужащих, что упростит расчеты и исключит дублирование фи-нансовых выплат из общероссийских социальных программ, что несомненно повысит эффективность всей системы.

Таким образом, для решения проблемы социально-экономической защищенности военнослужащих на государственном уровне необходимо решить ряд задач экономического характера:

- рассмотреть и дать оценку экономических угроз (рисков), способных генерировать незащищенность военнослужащих;

- определить показатели, критерии социально-экономической защищенности, их динамику в переходный период;

- выделить основные направления совершенствования экономи-ческих компонентов социальной защиты военнослужащих Российской армии, определив при этом их возможные финансовые источники.

Представляется, что достижение социальной защищенности воен-нослужащих ВС РФ в современных условиях может быть осуществлено по следующим направлениям:

- развитием и совершенствованием социальной сферы российских ВС;

- экономическим обоснованием норм правовой защиты военнослу-жащих;

- применением новых форм и методов социальной защиты;

- привлечением дополнительных источников финансирования в сочетании с повышением эффективности использования средств военного бюджета.

- внедрение принципа адресности в социальную сферу ВС РФ. Экономические методы социальной работы занимают одно из централь-ных мест в механизме социальной защиты военнослужащих, ибо они воздействуют на основные аспекты системы социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей, с другой стороны, оказывая оказывая военнослужащему, семье, конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации. Социально-экономические методы на государст-венном уровне решают в основном обе эти задачи через правовую и социально-экономическую политику, создание экономических и правовых условий стимулирующих качественное выполнение военнослужащими своих служебных обязанностей.

К основным экономическим методам решения этой социальной за-дачи можно отнести следующие:

1. Ведение системы социальных пособий и выплат. Определяющим здесь является перевод в адресные формы пособий и компенсационных выплат.

В современных условиях военнослужащие оказываются как соци-альный слой самыми незащищенными перед хроническим или временным снижением дохода. Это приводит к возникновению так называемой временной бедностью, где денежное довольствие военнослужащих яв-ляется единственным источником семейного дохода. В таких случаях для снижения экономической неуверенности в этих семьях должны применяться соответствующие механизмы борьбы с бедностью. Предпо-ложительно в условиях Вооруженных Сил при возникновении временной бедности целесообразно применять краткосрочную помощь этим домо-хозяйствам или отдельным лицам.

Международный опыт борьбы с бедностью свидетельствует, что основными формами, использующимися при этом, являются:

а) денежные трансферты в виде пособий на детей, либо социальной помощи (выплаты).

В большинстве стран с переходной экономикой, в том числе и в России, пособия на детей составляют от 2 до 4% ВВП, что не могут себе позволить даже большинство развитых стран. Поэтому неизбежен пересмотр системы пособий на детей. В условиях Вооруженных Сил выплата таких пособий должна носить адресный характер и быть коррелирована относительно числа детей. Такое пособие должно стать фактором поддержки домохозяйств, а также немаловажным материальным стимулом воспроизводственного процесса семей военнослужащих.

Согласно Указу Президента РФ "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" от 1993 года введена система семейных пособий. Она предусматривает равные права всех детей на помощь государства. Действует универсальная система семейных пособий. Это в первую очередь - единое пособие на всех детей до 16 лет (для учащихся общеобразовательных учреждений - до окончания учебы), выплачивается ежемесячно. Размер его привязан к минимальной оплате труда в народном хозяйстве. На ребенка в возрасте до 6 лет ежемесячное пособие установлено в размере 70% минимальной заработной платы, кроме него родителям, осуществляющим уход за ребенком до 1,5 лет, выплачивается пособие в размере 100% МЗП. На детей от 6 до 16 лет единое ежемесячное пособие установлено в размере 60% МЗП. Для детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и детей, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, либо их взыскание невозможно, размер единого пособия увеличен на 50%.

б) натуральные трансферты в виде продовольственных субсидий, жилищных субсидий, а также субсидий по коммунальным платежам.

Так основными формами продовольственных субсидий могут быть:

1) ценовые субсидии; 2) квотирование; 3) продовольственные талоны; 4) программы питания.

В условиях, когда из семейного бюджета в среднем от 70 до 90% средств уходит на питание, применение предлагаемых форм позволит снизить этот уровень до 40-50%. Использование ценовых субсидий возможно при закупке и реализации оптовых партий продовольствия для отдельных гарнизонов, частей.

Продовольственные талоны и программы питания эффективно будут применяться особенно в закрытых гарнизонах для детей военнослужащих в дошкольных учреждениях, школах, в период школьных каникул в детских лагерях, санаториях, других учреждениях детского отдыха.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707, компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданами в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учётом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи. Важно, что в соответствии с принципами общественной целесообразности и экономической эффективности, компенсации предоставляются гражданам в виде уменьшения их платы за жильё. Это как бы косвенное финансирование бедноты. Компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг военнослужащих составляют 50%.

2. Очень важное значение может иметь применение программ кредитования.

Не имея активов и залогов, большинство семей военнослужащих с трудом получают доступ к официальным кредитным рынкам. Поэтому должна быть создана программа предоставления кредитов военнослу-жащим, направленная не только на предоставление им займов, но и на мобилизацию их сбережений. Экономичность таких программ определяют четыре фактора: 1) темпы погашения кредитов; 2) масштаб кредитования; 3) ссудный процент; 4) административные издержки операций.

С целью повышения темпов погашения кредитов возможно приме-нение практики повторяющихся малых ссуд, одновременно это может использоваться для подтверждения адресности кредита.

Программы кредитования позволят обеспечить семьям военнослу-жащих доступ к денежным средствам, особенно в условиях неплатежей, но не исключая и других экстремальных ситуаций. Эта мера может оказать поддержку при переезде к месту жительства, при начале предпри-нимательской деятельности после увольнения военнослужащего в запас.

3. Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности экономи-ческого метода поддержки военнослужащих в форме общественной работы. Эта форма может использоваться для привлечения незанятых членов семей военнослужащих и лиц, уволенных в запас по их инициативе или желанию.

Общественные работы предполагают определенный трансферт либо в денежной, либо в натуральной форме в обмен на трудозатраты и обеспечивают только текущие выгоды, не обеспечивая постоянной возможности избежать бедности. Программы общественных работ могут отличаться по характеру оплаты труда, продолжительности и времени занятости. Одно из достоинств общественных работ заключается в том, что они носят гибкий характер и могут сокращаться и расширяться по мере необходимости. Общественные работы обычно очень заметны и реализуются на местном уровне.

Общественные работы могут применяться в отдельных регионах, где происходит массовое сокращение военнослужащих, а также в отдельных гарнизонах, где возникли длительные задержки по выплатам денежного довольствия.

Методы социально-экономической поддержки во многих случаях предстают в виде косвенного финансирования. Так от уплаты налога на собственность освобождаются инвалиды 1 и 2 группы и инвалиды с детства, участники войн и боевых операций, подвергшиеся радиации лица, пенсионеры и некоторые другие категории граждан.

4. Ведение системы минимальных социально-экономических га-рантий и социальных стандартов.

Проблема установления нижнего порога минимума оклада труда существует всегда в экономике цивилизованного государства. Необходимо отметить, что многие из социальных нормативов и норм уже в настоящее время закреплены законами или решениями Правительства РФ, приказами Министра обороны РФ. Тем не менее, отдельные нормативы и нормы, принимаемые в качестве стандартов, требуют внесения дополнений.

Так, например, в качестве минимального социального стандарта оклада денежного содержания военнослужащих принят, согласно Закону "О статусе военнослужащего, пятикратный размер от минимального размера оплаты труда по стране. Однако, этот минимальный норматив не выполняется. Поэтому либо показатель должен быть изменен в кратном размере, либо в условиях переходного периода применять понижающие коэффициенты для постепенного перехода на установленный норматив в течение определенного периода. Требуется пересмотр и тарифной сетки для военнослужащих с целью совершенствования оплаты воинского труда.

Основным фактором социально-экономической защищенности воен-нослужащих и членов их семей при увольнении в запас является пен-сионное обеспечение. Размер пенсии в настоящее время не обеспечивает даже уровень среднего денежного дохода на душу населения. Таким образом, выйдя на пенсию, большинству военнослужащих государство не обеспечивает социально-экономической защищенности.

Для совершенствования пенсионного обеспечения военнослужащих необходимо пересмотреть условия начисления пенсий, а также создать условия для негосударственного пенсионного обеспечения, которое может быть построено на накопительных принципах.

Негосударственные пенсионные фонды широко распространены в странах с развитой рыночной экономикой и дополняют государственную систему пенсионного обеспечения. Они предоставляют каждому человеку возможность делать в добровольном порядке специальные отчисления (вносить взносы) на свой персональный пенсионный счет. По истечении определенного времени или при выходе на пенсию, вкладчик начинает получать из фонда пенсионные выплаты. Размер выплат зависит от суммы взносов и времени участия в фонде. Подобный механизм действовал и в дореволюционной России.

Таким образом, в условиях перехода к рынку, военной реформы вопросы социально-экономической защищенности военнослужащих ста-новятся важным условием военного строительства российских Воору-женных Сил, повышению МПО деятельности войск. Ее реализация потре-бует пересмотра нормативно-правовой базы социальной защиты в ВС РФ, совершенствования ее форм и методов, привлечения дополнительных финансовых источников. Эти меры, с одной стороны, должны обеспечить социально-экономические гарантии военнослужащим и членам их семей, а с другой стороны, создать основы механизма реформирования социального сектора в ВС РФ с учетом особенностей переходного периода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.03 с.)