Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический аспект проблемы поддержания высокого морального духа в армии России
Работа по поддержанию высокого морального духа в армии проводилась всегда. Так, в царской России в ХVIII- начале ХХ века в помощь офицерам издавалась специальная литература, публиковались теоретические и учебно-методические материалы. Большой популярностью пользовались произведения И.А.Линниченко «Психология борьбы», А.В.Зыкова «Как и чем управляются люди», А.С.Резанова «Армия и толпа», боевые приказы А.В.Суворова и М.Д.Скобелева, военно-педагогические труды М.И.Драгомирова, социологические исследования Н.Н.Головина и др. При поддержании морального духа армии Петр I умело использовал патриотические призывы. Например, перед Полтавской битвой он обратился к офицерам и солдатам со словами: «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия…». А.В.Суворов в беседах с солдатами неустанно напоминал им, что они солдаты русской армии, которую по стойкости духа нельзя сравнить ни с какой другой армией. Он призывал военнослужащих к активным действиям, которые влияют на преодоление чувства опасности и страха. «Труса лечи опасностью», «кто смел, тот цел», «испуган – наполовину побежден» - часто повторял Суворов. Поучительными были и меры, применяемые М.Д.Скобелевым. Прежде всего он стремился вызвать боевое доверие, любовь и преданность войск. Для того чтобы солдаты были одеты, сыты, обуты, Скобелев не жалел никаких средств. В его войсках предусматривалось все до мельчайших подробностей (солдаты в походах несли с собой по сухому полену, и в самые суровые метели только у скобелевцев зажигались костры). В последующие периоды развития нашего государства многое из опыта великих русских полководцев успешно применялось при подготовке к боевым действиям, например, в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане. Направлениями работы были: обучение приемам маскировки, освоение необычных, неожиданных для противника способов действий, изучение слабых, уязвимых мест в боевой технике противостоящей стороны и др. При организации боевых действий в Великой Отечественной войне использовались результаты оценки состояний военнослужащих в крайних обстоятельствах, подобных тем, которые сложились в феврале 1945 года - во время контрудара против одного из корпусов противник бросил около 200 танков. После оценки политико-морального состояния личного состава и выявления тенденции к его снижению многие офицеры руководящего звена армии, корпуса и дивизий были посланы в части и подразделения с одной задачей – обеспечить устойчивость бойцов в борьбе с танками, мобилизовать все противотанковые средства и особое внимание обратить на состояние воинов в частях истребительно-противотанковой артиллерии. Танки противника были остановлены.
Процесс формирования высокого морально-психологического состояния военнослужащих в ряде случаев успешно осуществлялся и в ходе боевых действий в Афганистане. Штаб армии поддерживал устойчивую связь с подчиненными соединениями и частями, знал состояние морального духа личного состава, оперативно реагировал на его изменение. Это достигалось работой офицеров армейского звена (до двух третей их состава) в частях и подразделениях, их личным примером, влиянием на положение дел, обеспеченностью частей всем необходимым для боя. В последние годы в войсках проводится определенная работа по укреплению морально-психологического состояния, в частности, на тактических и командно-штабных учениях, в ходе боевых действий в Чечне. На учении «Осень-88» одна из частей связи, уже месяц находившаяся в поле, получила ориентировку на участие в учениях в другом регионе. Среди личного состава возникла морально-психологическая напряженность. Командование части провело ряд мероприятий по разъяснению сложности обстановки и показу роли учений как важного звена повышения боевой готовности. Применялись усиленное стимулирование полевого труда, прямое обращение офицеров к боевым коллективам, было повышенр внимание к совершенствованию бытовых условий. Все это позволило поднять служебный энтузиазм и в целом состояние людей. В ходе одного из учений 1989 года в ряде частей применялись такие меры, как: боевое и политическое информирование (особое внимание обращалось на его правдивость); пропаганда традиций части, лучших примеров действий военнослужащих; формирование уверенности в боевой технике и оружии, бесстрашия в бою и др.
В 1999г. на учении в ряде частей был накоплен опыт работы по анализу и оценке состояний военнослужащих, осуществлялся комплекс мероприятий по перестройке сознания с мирного на военное положение и по обеспечению здорового морального духа. При анализе и оценке морального духа учитывалась социально-политическая, национальная, религиозная и демографическая обстановка в регионах проведения тактических учений. Кроме того, в частях были созданы специальные группы анализа и изучения общественного мнения. При работе одной из групп оценки общественного мнения в воинской части, где проходил службу подполковник А.В.Бакун, было обнаружено снижение уровня морального духа военнослужащих и членов их семей в связи с отправкой части личного состава для оказания помощи в стабилизации обстановки в другом регионе. Группа определила причины снижения уровня состояния и доложила их старшему командиру. Его решением был заказан и отправлен самолет к месту выполнения задачи с посылками от членов семей военнослужащих; улучшено продовольственное снабжение родственников военнослужащих; в часть прибыл юрист, который выступил по интересующим военнослужащих и членов их семей проблемам; до личного состава были доведены требования соответствующих документов о порядке применения подразделений Вооруженных Сил для решения определенных задач. По возвращении представители части, сопровождавшие самолет, показали небольшой видеофильм членам семей военнослужащих с пожеланиями офицеров и прапорщиков женам и детям. Все эти меры способствовали оздоровлению состояния людей. Как показывает исторический опыт, прочность морально-психологического состояния личного состава предопределяется осознанием политического значения полученной боевой задачи. Поэтому в ходе боевых действий в Чечне командиры сосредоточили свое внимание на разъяснении военнослужащим источников и причин вооруженного конфликта, сложившейся кризисной социально-политической ситуации, сущности криминального режима генерала Дудаева. Особое внимание уделялось перестройке сознания с мирного на военное время, развитию у военнослужащих готовности проявлять мужество, отвагу и героизм, быть верными воинскому долгу, присяге. В ряде частей организовывалось наставничество опытных солдат и сержантов в помощь молодым воинам; к проведению занятий привлекались военнослужащие, отлично владевшие оружием, показывались учебные кинофильмы об особенностях ведения боевых действий в горной местности и в населенных пунктах. На занятиях путем постановки различных вводных, усложнявших обстановку, создавались условия, близкие к боевым. Путем проведения опросов и бесед офицеры изучали общественное мнение и настроения военнослужащих, их реакцию на изменения боевой обстановки, отношение к предстоящей операции, различным слухам. При этом командиры выявляли воинов с недостаточной психической устойчивостью, обостренным чувством тревоги, проявляющих нервозность и неуверенность в своих силах.
Причиной неустойчивости психики чаще всего являлась слабая профессиональная подготовка. С такими военнослужащими проводились дополнительные занятия и тренировки на боевой технике и с оружием. В ряде случаев недостаточно уверенных в себе людей переводили в подразделения, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях. Главную задачу командиры видели в том, чтобы путем непрерывного общения с военнослужащими укреплять их уверенность в своих силах, готовить их к боевому соприкосновению с противником. Повышению морально-психологического состояния личного состава способствовала работа по своевременному доведению до воинов примеров мужественного поведения сослуживцев в боях, их героических подвигов. Одновременно разъяснялись характерные ошибки и неправильные действия, которые в боевой обстановке приводили к ранению или гибели. В целях преодоления отрицательного воздействия на военнослу-жащих фактора ожидания боя использовались интенсивные занятия по боевой подготовке, работа на боевой технике, тренировки с оружием, соревнования по выполнению боевых нормативов. Повышению боевого настроя способствовали выступления перед молодыми солдатами военнослужащих, имеющих боевой опыт. Большое значение придавалось работе по восстановлению способности личного состава к выполнению боевых задач после тяжелых и напряженных боев. Благотворно сказывалась в этом сллучае забота командиров об организации снабжения личного состава всеми видами довольствия, обеспечении горячим питанием, налаживании повседневного быта. Усилиями командиров обеспечивались помывка воинов в бане, необходимое медицинское обслуживание, отдых в полевых условиях. Восстановлению духовно-нравственных и физических сил личного состава способствовала гуманитарная помощь. К примеру, каждый военнослужащий, призванный из Волгоградской области, получил от земляков теплый свитер, сигареты, сладости и другие предметы. Психологическую разгрузку и заряд положительных эмоций военнослужащие получали на концертах художественной самодеятельности и профессиональных творческих групп из армейских ансамблей песни и пляски. Проявлялась забота о своевременной отправке писем военнослужащих на родину, о регулярной доставке вестей от родных и близких в боевые части и подразделения. Командование частей занималось также своевременной эвакуацией из района боевых действий раненых и убитых, оказывало посильную помощь семьям погибших воинов. В ряде случаев удалось добиться немедленного выделения квартир. Командиры поддерживали связь с воинами, находившимися в госпиталях, посещали их, вручали подарки и боевые награды.
В заключение можно привести высказывание известного ученого, профессора, военного педагога и теоретика Н.Н.Головина: «Само военное искусство, прежде всего, зависит от духовных свойств бойца…». Давайте еще раз внимательно вчитаемся в эти слова, чтобы понять простую на первый взгляд истину: человек был, есть и будет главным действующим лицом на поле боя. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А.Морально-психологическое обеспечение боевых действий объединенной группировки федеральных войск в Чечне: проблемы, уроки и выводы (декабрь 1994 г. – январь 1996 г.). – М.: ВУ, 1996. -С. 18, 21, 24, 26, 39, 47, 56-57, 73-74, 75, 77. 2. Калашников И.А. Воинское воспитание и обучение в истории российской армии (XVIII-начало ХХв.) // Методические материалы к занятиям по общественно-государственной подготовке офицеров, прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 1994. -С. 13-23. 3. Караяни А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. – М.: ГА ВС, 1992. 4. Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). – М.: ВУ, 1996. -С. 42-43, 50, 55-56, 58-59. 5. Образцов И. Методика измерения «моральной упругости» российской армии // Информационно-методический сборник. – М., 1994.- № 1(8). -С. 18-25. 6. Рекомендации по анализу и оценке морально-психологического состояния. (Подготовлены С.Маслюком и В.Кашириным): Информационно-методический сборник. – М., 1994. -№ 1 (8). 7. Рябинин В. Можно ли измерить морально-психологическое состояние? // Ориентир. – 1995. -№ 12. -С. 25-28. 8. Тютченко А.М.Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. – М.: ГА ВС, 1994. 9. Тютченко А.М. Роль офицеров в поддержании высокого морально-психологического состояния личного состава в условиях повседневной деятельности войск// Ориентир. – 1996. -№ 1. -С. 49-51. 10. Черкасов А.В.Методология и методика оценки морально-психологического состояния войск (сил) сторон в процессе принятия решения на операцию. (Учебно-методическое пособие). – М.: ВАГШ, 1993. 11. Черкасов А.В. Духовная основа боеготовности// Ориентир. – 1995. -№ 8. -С. 4-13.
ГЛАВА 9
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.82 (0.018 с.) |