Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, структура социально-экономической защиты военнослужащих и членов их семей.
Значение социально-экономических условий для проведения ВСР обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых: в условиях перехода к рынку, проведения военной реформы в российских ВС, от социально-экономического уровня развития страны во многом зависит боеготовность и боеспособность частей и подразделений, морально-психологический климат в воинских коллективах; во-вторых: переходные процессы в российском обществе выявили настоятельную необходимость реформирования социального сектора экономики, изменения ориентиров социально-экономической политики государства. Такая необходимость требует реформирования социально-экономических отношений в ВС РФ; в-третьих: отсутствие устойчивых критериев экономических условий требует разработки и совершенствования экономических основ нормативно-правовой базы социальных гарантий ВС РФ; в-четвертых: сокращение бюджетных ассигнований на содержание личного состава ВС, задержки выплат денежного довольствия, а также других социально-значимых выплат и компенсаций требует поиска дополнительных источников финансирования социальных потребностей военнослужащих и членов их семей. Исторически сложилась объективная закономерность существования в обществе системы поддержания особого статуса материального и морально-психологического положения отдельных социальных и социально-профессиональных групп. Питирим Сорокин, прослеживая изменение оснований для систем социального распределения обращал внимание на то, что на определённом этапе исторического развития "на место святости и касты жрецов, сначала наряду с ними, а затем и самостоятельно, приходят воины...- защитники целостности и безопасности страны". Социальный курс их общественной роли быстро растёт - растут поэтому и их привелегии. Лозунг "каждому по его заслугам" получает формулу: "каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в ее управлении". Именно социальная роль, полезность социальной функции определяет по П.Сорокину материальные блага, которыми должен оделяться человек. Переход к рыночным отношениям в российской экономике привел к глубокому экономическому кризису всего народного хозяйства. Это проявляется в сокращении ВВП, росте инфляции, безработицы, дли-тельных задержках задержках заработной платы. низкой эффективности приватизации. В результате произошло резкое снижение уровня жизни большинства населения России, в том числе военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных из рядов ВС РФ. Несмотря на принятие в начале 1992 года пакета законов, направленных на социальную защиту военнослужащих и членов их семей (всего на конец 1998 года было принято 74 юридических акта федерального уровня, закрепляющие права, льготы военнослужащих, определяющие компенсации, выплаты за тяготы и лишения военной службы), эта категория россиян оказалась в нижней части социальной лестницы нашего общества.
Эти процессы ставят ряд сложных экономических и социальных проблем перед обществом и государством. Одной из наиболее сложных задач является обеспечение социально-экономической защишенности военнослужащих и членов их семей. Социально-экономическая защищенность военнослужащих - это совокупность социально-экономических отношений, норм, методов, характеризующих удовлетворение их материальных и духовных потребностей на уровне, обеспечивающем исполнение ими обязанностей военной службы, необходимую боеспособность подразделений и частей, престижность воинского труда. Социально-экономическая защита личности военнослужащего - одна из важнейших функций современных общественно-политических институтов. Современное развитие социально-экономических отношений, несомненно более высокое развитие самосознание граждан, предполагает наличие специальных социальных институтов, поддерживающих притягательность и высокую престижность военной службы. В противном случае рассчитывать на укомплектование военной организации достаточно квалифицированными специалистами, ценностно-ориентированными на самоотверженное выполнение воинского долга весьма проблематично. Особенности военной службы, выполнение Вооруженными Силами широкого комплекса специальных обязанностей в интересах государства требуют и специфических форм и средств социально-экономической защиты военнослужащих. Система социально-экономических мер по поддержанию достойного уровня и высокого социально самочувствия военнослужащих должна быть вплетена в само содержание и условия военной службы, быть органичным элементом деятельности институтов военно-социального управления. Кроме того, дифференциация личного состава по содержанию и степени опасности выполняемой деятельности требует спецификации механизмов и уровней их социально-экономической защиты на основании компенсаторных принципов. Следовательно, военнослужащие должны обладать всей полнотой мер социально-экономической защиты гражданина, государственного служащего, а также дополнительно к ним - развитой системой мер специальной (профес-сиональной) социально-экономической защиты.
Структурными элементами социальной защищенности являются следующие компоненты: социально-правовой, социально-экономический и социально-психологический, каждый из которых выполняет специфи ческую функцию и может быть реализован только в сочетании с другими компонентами. В ряде законодательных актов, некоторых исследовательских и публицистических работах не происходит разделение понятий "социальная защита", "социально-правовая защита" и "социально-экономическая защита". Как представляется это отражает факт относительной самостоятельности составляющих социальную защиту компонентов, однако не может служить основанием для признания их однопорядковыми явлениями. Выделение в социальной защите социально-правового, социально-экономического и духовного компонентов вытекает из сущностного проявления общественных отношений в современном социуме. Представляется правомочным признать такую оценку содержания социально-экономической защищенности военнослужащих, предложенную Серебрениковым В.Н.: "Социально-экономическая защищенность военнослужащих – нали-чие механизма реализации гарантий со стороны общества их социально-экономических прав, на уровне удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечивающего благоприятные условия службы и быта, компенсирующего социально-профессиональные риски". Социально-экономическая защищенность военнослужащих реализу-ется во-первых, в достаточной обеспеченности материальными, соци-альными и культурными благами, всеми видами довольствия, жильём, в обеспечении им на этой основе высокого качества жизни; во-вторых, в высоком уровне организации, условий и оплаты труда, создания условий для самообразования, повышения культурного уровня и отдыха. Социально-экономическая защищенность военнослужащих выступает одним из важных компонентов социальной защиты и и проявляется на общесоциальном, институто-организационном и конкретно-социальном уровнях. Социально-экономический компонент более всего зависит от экономической ситуации в стране и механизмов экономического распределения. Утверждаемый бюджет на оборонные расходы включает в себя и долю социальных расходов. Таким образом и внутри военных расходов политикой военного ведомства могут быть внесены коррективы в решение социально-экономических вопросов военнослужащих, обеспечение их социально-экономической защищенности.
Именно на содержание социально-экономического компонента более всего оказывают влияние реалии материального производства в стране и ее экономической мощи. Можно объявить международные юридические нормы национальными, но невозможно ориентироваться в обеспечении уровня жизни военнослужащих на международный стандарт. Он может оставаться в потенции перспективным направлением, но не более. Имеющиеся стандарты жизни граждан Отечества и только они могут быть мерилом качества жизни военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Количественные показатели социальной защищенности и опыт, накопленный в войсках, говорят о том, что несколько оптимальнее система социально-экономической защиты военнослужащих функционирует именно на уровне соединения и на уровне воинской части. Таким образом, именно на институциональном и конкретно-социальном уровне концентрируются условия для социально-экономической защиты военнослужащего. Это ставит вопрос о необходимости пересмотреть в сторону увеличения полномочий командования соединений, частей и, соответственно, увеличения их ресурсов для социальной защиты воен-нослужащих. Дело социальной защиты решается все больше и больше в войсках и нужно, чтобы их руководство обладало большими правовыми и ресурсно-экономическими возможностями по ее обеспечению. К сожалению, общая неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране не позволяет защищать военнослужащих системно, равномерно во всех аспектах. Особенно это касается их социально-экономического положения. Острота проблемы материального жизнеобеспечения для военнослу-жащих в настоящих условиях обусловлена действием ряда обстоятельств. Во первых, за короткое время военнослужащие из категории сравнительно высокооплачиваемой группы населения превратились в социальную группу с низким достатком. Более всего воздействие социально-экономических факторов отра-жается на изменении (снижении) уровня жизни военнослужащих, в частности, их материального положения.
На основании данных государственной статистики уровня жизни различных категорий населения установлено, что процесс непрерывного снижения уровня жизни в сравнении с 1986 годом (наиболее "благополучным" с точки зрения уровня жизни) у военнослужащих возник с начала 1991 года и достиг своей критической отметки в августе 1998 года (после финансово-экономического кризиса). Сложившаяся ситуация стала возможной вследствие углубления идущих в государстве инфляционных процессов, постоянного отставания проводимых правительством компенсаций и разовых повышений военнослужащим денежного содержания от процесса удорожания жизни. Сопоставление падения уровня жизни военнослужащих с уровнем других групп населения убеждает, что оно соизмеримо лишь с некоторыми категориями научной интеллигенции и служащих. Уровень жизни офицеров по отношению к остальным категориям населения России в среднем составляет от 0.5 до 0.7. Резкое сокращение материальных возможностей порождает неудовлетворенность в сознании военнослужащих, сказывается на их отношении к выполнению воинского долга. Во-вторых, денежное содержание для большинства кадровых военнослужащих является основным, а для части из них - единственным источником формирования семейного бюджета: военнослужащим запре-щена коммерческая деятельность и любая друга работа по совмести-тельству; проживание в отдаленных гарнизонах делает невозможным устройство на работу жен военнослужащих. Неразвитая социальная инфраструктура военных гарнизонов вынуждает многих из них отказы-ваться от работы для ухода за детьми и другим причинам. Рост цен на продовольствие, промтовары, культурно-зрелищные мероприятия, транспорт, коммунальные услуги, на содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д., с одной стороны, и отставание от него роста заработной платы кадрового военнослужащего, с другой, привели к тому, что офицеры, прапорщики, их семьи в последнее время стали хуже питаться и одеваться. Под влиянием материальных затруднений изменилась потреби-тельская корзина военнослужащих. Около 90% из них вынуждены тратить всю заработную плату на приобретение продуктов питания. Большинство ограничивается поисками лишь самых необходимых товаров повседневного спроса, отодвигая приобретение товаров долговременного пользования. Тезисы выступления на конференции по теме:
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.014 с.) |