Сущность, структура социально-экономической защиты военнослужащих и членов их семей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, структура социально-экономической защиты военнослужащих и членов их семей.



Значение социально-экономических условий для проведения ВСР обусловлено следующими обстоятельствами:

во-первых: в условиях перехода к рынку, проведения военной реформы в российских ВС, от социально-экономического уровня раз­вития страны во многом зависит боеготовность и боеспособность частей и подразделений, морально-психологический климат в воинс­ких коллективах;

во-вторых: переходные процессы в российском обществе выявили настоятельную необходимость реформирования социального сектора экономики, изменения ориентиров социально-экономической политики государства. Такая необходимость требует реформирования социаль­но-экономических отношений в ВС РФ;

в-третьих: отсутствие устойчивых критериев экономических ус­ловий требует разработки и совершенствования экономических основ нормативно-правовой базы социальных гарантий ВС РФ;

в-четвертых: сокращение бюджетных ассигнований на содержание личного состава ВС, задержки выплат денежного довольствия, а так­же других социально-значимых выплат и компенсаций требует поиска дополнительных источников финансирования социальных потребностей военнослужащих и членов их семей.

Исторически сложилась объективная закономерность существова­ния в обществе системы поддержания особого статуса материального и морально-психологического положения отдельных социальных и со­циально-профессиональных групп.

Питирим Сорокин, прослеживая изменение оснований для систем социального распределения обращал внимание на то, что на опреде­лённом этапе исторического развития "на место святости и касты жрецов, сначала наряду с ними, а затем и самостоятельно, приходят воины...- защитники целостности и безопасности страны". Социаль­ный курс их общественной роли быстро растёт - растут поэтому и их привелегии. Лозунг "каждому по его заслугам" получает формулу: "каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в ее управлении".

Именно социальная роль, полезность социальной функции опре­деляет по П.Сорокину материальные блага, которыми должен оделять­ся человек.

Переход к рыночным отношениям в российской экономике привел к глубокому экономическому кризису всего народного хозяйства. Это проявляется в сокращении ВВП, росте инфляции, безработицы, дли-тельных задержках задержках заработной платы. низкой эффективности приватизации. В результате произошло резкое снижение уровня жизни большинства населения России, в том числе военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных из рядов ВС РФ. Несмотря на принятие в начале 1992 года пакета законов, направленных на социальную защиту военнослужащих и членов их семей (всего на конец 1998 года было принято 74 юридических акта федерального уровня, закрепляющие права, льготы военнослужащих, определяющие компенсации, выплаты за тяготы и лишения военной службы), эта категория россиян оказалась в нижней части социальной лестницы нашего общества.

Эти процессы ставят ряд сложных экономических и социальных проблем перед обществом и государством. Одной из наиболее сложных задач является обеспечение социально-экономической защишенности военнослужащих и членов их семей.

Социально-экономическая защищенность военнослужащих - это совокупность социально-экономических отношений, норм, методов, характеризующих удовлетворение их материальных и духовных потреб­ностей на уровне, обеспечивающем исполнение ими обязанностей военной службы, необходимую боеспособность подразделений и частей, престижность воинского труда.

Социально-экономическая защита личности военнослужащего - одна из важнейших функций современных общественно-политических институтов. Современное развитие социально-экономических отношений, несомненно более высокое развитие самосознание граждан, предполагает наличие специальных социальных институтов, поддерживающих притягательность и высокую престижность военной службы. В противном случае рассчитывать на укомплектование военной организации достаточно квалифицированными специалистами, ценностно-ориентированными на самоотверженное выполнение воинского долга весьма проблематично.

Особенности военной службы, выполнение Вооруженными Силами широкого комплекса специальных обязанностей в интересах государства требуют и специфических форм и средств социально-экономической защиты военнослужащих. Система социально-экономических мер по поддержанию достойного уровня и высокого социально самочувствия военнослужащих должна быть вплетена в само содержание и условия военной службы, быть органичным элементом деятельности институтов военно-социального управления. Кроме того, дифференциация личного состава по содержанию и степени опасности выполняемой деятельности требует спецификации механизмов и уровней их социально-экономической защиты на основании компенсаторных принципов. Следовательно, военнослужащие должны обладать всей полнотой мер социально-экономической защиты гражданина, государственного служащего, а также дополнительно к ним - развитой системой мер специальной (профес-сиональной) социально-экономической защиты.

Структурными элементами социальной защищенности являются следующие компоненты: социально-правовой, социально-экономический и социально-психологический, каждый из которых выполняет специфи ческую функцию и может быть реализован только в сочетании с другими компонентами.

В ряде законодательных актов, некоторых исследовательских и публицистических работах не происходит разделение понятий "социальная защита", "социально-правовая защита" и "социально-экономическая защита". Как представляется это отражает факт относительной самостоятельности составляющих социальную защиту компонентов, однако не может служить основанием для признания их однопорядковыми явлениями.

Выделение в социальной защите социально-правового, социально-экономического и духовного компонентов вытекает из сущностного проявления общественных отношений в современном социуме.

Представляется правомочным признать такую оценку содержания социально-экономической защищенности военнослужащих, предложенную Серебрениковым В.Н.:

"Социально-экономическая защищенность военнослужащих – нали-чие механизма реализации гарантий со стороны общества их социально-экономических прав, на уровне удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечивающего благоприятные условия службы и быта, компенсирующего социально-профессиональные риски".

Социально-экономическая защищенность военнослужащих реализу-ется во-первых, в достаточной обеспеченности материальными, соци-альными и культурными благами, всеми видами довольствия, жильём, в обеспечении им на этой основе высокого качества жизни; во-вторых, в высоком уровне организации, условий и оплаты труда, создания условий для самообразования, повышения культурного уровня и отдыха.

Социально-экономическая защищенность военнослужащих выступает одним из важных компонентов социальной защиты и и проявляется на общесоциальном, институто-организационном и конкретно-социальном уровнях.

Социально-экономический компонент более всего зависит от экономической ситуации в стране и механизмов экономического расп­ределения. Утверждаемый бюджет на оборонные расходы включает в себя и долю социальных расходов. Таким образом и внутри военных расходов политикой военного ведомства могут быть внесены коррективы в решение социально-экономических вопросов военнослужащих, обеспечение их социально-экономической защищенности.

 
В этот компонент также входят положение, связанное с матери-альным вознаграждением военнослужащих, обеспечивающим им не менее среднего уровня жизни, материально-бытовое положение; обеспечение жильём, возможность выполнения женой военнослужащего достойной и удовлетворительной работы; обеспечение детей дошкольными учрежде­ниями и т.д.

 

 

Именно на содержание социально-экономического компонента более всего оказывают влияние реалии материального производства в стране и ее экономической мощи. Можно объявить международные юридические нормы национальными, но невозможно ориентироваться в обеспечении уровня жизни военнослужащих на международный стандарт. Он может оставаться в потенции перспективным направлением, но не более. Имеющиеся стандарты жизни граждан Отечества и только они могут быть мерилом качества жизни военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

Количественные показатели социальной защищенности и опыт, накопленный в войсках, говорят о том, что несколько оптимальнее система социально-экономической защиты военнослужащих функционирует именно на уровне соединения и на уровне воинской части. Таким образом, именно на институциональном и конкретно-социальном уровне концентрируются условия для социально-экономической защиты военнослужащего. Это ставит вопрос о необходимости пересмотреть в сторону увеличения полномочий командования соединений, частей и, соответственно, увеличения их ресурсов для социальной защиты воен-нослужащих. Дело социальной защиты решается все больше и больше в войсках и нужно, чтобы их руководство обладало большими правовыми и ресурсно-экономическими возможностями по ее обеспечению.

К сожалению, общая неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране не позволяет защищать военнослужащих системно, равномерно во всех аспектах. Особенно это касается их социально-экономического положения.

Острота проблемы материального жизнеобеспечения для военнослу-жащих в настоящих условиях обусловлена действием ряда обстоятельств.

Во первых, за короткое время военнослужащие из категории сравнительно высокооплачиваемой группы населения превратились в социальную группу с низким достатком.

Более всего воздействие социально-экономических факторов отра-жается на изменении (снижении) уровня жизни военнослужащих, в частности, их материального положения.

На основании данных государственной статистики уровня жизни различных категорий населения установлено, что процесс непрерывного снижения уровня жизни в сравнении с 1986 годом (наиболее "благополучным" с точки зрения уровня жизни) у военнослужащих возник с начала 1991 года и достиг своей критической отметки в августе 1998 года (после финансово-экономического кризиса). Сложившаяся ситуация стала возможной вследствие углубления идущих в государстве инфляционных процессов, постоянного отставания проводимых правительством компенсаций и разовых повышений военнослужащим денежного содержания от процесса удорожания жизни. Сопоставление падения уровня жизни военнослужащих с уровнем других групп населения убеждает, что оно соизмеримо лишь с некоторыми категориями научной интеллигенции и служащих. Уровень жизни офицеров по отношению к остальным категориям населения России в среднем составляет от 0.5 до 0.7. Резкое сокращение материальных возможностей порождает неудовлетворенность в сознании военнослужащих, сказывается на их отношении к выполнению воинского долга.

Во-вторых, денежное содержание для большинства кадровых во­еннослужащих является основным, а для части из них - единственным источником формирования семейного бюджета: военнослужащим запре-щена коммерческая деятельность и любая друга работа по совмести-тельству; проживание в отдаленных гарнизонах делает невозможным устройство на работу жен военнослужащих. Неразвитая социальная инфраструктура военных гарнизонов вынуждает многих из них отказы-ваться от работы для ухода за детьми и другим причинам.

Рост цен на продовольствие, промтовары, культурно-зрелищные мероприятия, транспорт, коммунальные услуги, на содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д., с одной стороны, и отставание от него роста заработной платы кадрового военнослужащего, с другой, привели к тому, что офицеры, прапорщики, их семьи в последнее время стали хуже питаться и одеваться.

Под влиянием материальных затруднений изменилась потреби-тельская корзина военнослужащих. Около 90% из них вынуждены тратить всю заработную плату на приобретение продуктов питания. Большинство ограничивается поисками лишь самых необходимых товаров повседневного спроса, отодвигая приобретение товаров долговременного пользования.

Тезисы выступления на конференции по теме:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.014 с.)