Назначение административного взыскания при множественности административных проступков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение административного взыскания при множественности административных проступков



 

Понятие множественности административных проступков разрабатывается теорией административного права и пока не известно действующему законодательству об административной ответственности. Только некоторые особенности наложения административных взысканий при совершении нескольких административных проступков регулируются ст. 36 КУоАП.

Множественность административных проступков — одно из сложных социально-правовых явлений, которое не привлекло пока к себе пристального внимания ученых. Наиболее подробно данную правовую категорию рассматривает в своих работах Д.Н. Бахрах.

Определить понятие множественности административных проступков можно так, — это совершение лицом нескольких правонарушений, предусмотренных законодательством об административной ответственности, либо так – это два и более акта общественно опасного поведения лица, каждый из которых представляет собой самостоятельный состав административного проступка.

Д.Н. Бахрах, учитывая сложность и многообразие данного правового понятия, характеризует его посредством перечисления основных признаков.

Первый признак множественности проступков — наличие нескольких самостоятельных составов административного проступка. То есть необходимо учитывать не количество действий правонарушителя, а количество составов административного проступка. В Кодексе   об административных правонарушениях содержится большое количество правонарушений, состав которых характеризуется совершением нескольких действий. То есть речь в данном случае идет о так называемых альтернативных составах (см. § 2 главы 3). Однако независимо от того, сколько действий совершил правонарушитель (одно или несколько из перечисленных в статье Кодекса), его действия будут квалифицироваться по одному составу административного проступка (например, статьи 44, 65, 163 КУоАП).

Второй признак множественности административных проступков — все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое единовременно или разновременно делает несколько самостоятельных нарушений.

Третий признак множественности заключается в том, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению правонарушителя к ответственности за несколько административных проступков сразу или за рецидив.

В зависимости от того совершен новый административный проступок до или после привлечения к административной ответственности выделяют два вида множественности: совокупность и рецидив.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких административных проступков до привлечения его к ответственности хотя бы за одно из них. Совокупность различают двух видов: идеальную и реальную совокупность.

Идеальная совокупность — это одновременное выполнение одним действием нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно, но очень важно учитывать тот факт, что ни за одно из совершенных административных проступков лицо не было привлечено к ответственности, иначе, речь в данном случае будет идти о рецидиве, а не о совокупности административных проступков.

В части 1 ст. 36 КУоАП содержится правило, согласно которому административное взыскание налагается за каждый проступок в отдельности. То есть установлен принцип сложения взысканий. Поглощение же менее строгого взыскания более строгим допускается как исключение ч. 2 ст. 36 КУоАП при соблюдении двух обязательных условий: 1) если дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и 2) такое рассмотрение дел происходит одновременно. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Рецидив проступка — это совершение нового административного проступка в течение года после привлечения виновного к ответственности за предыдущее нарушение. Согласно ст. 39 КУоАП, если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, То это лицо считается не подвергшимся административному взысканию. При рецидиве лицо несет ответственность только за новое правонарушение, так как за старое уже оно понесло соответствующую административную ответственность. О рецидиве административного проступка как о квалифицирующем признаке, устанавливающем более суровую ответственность (например, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 145, ч. 2 ст. 146 КУоАП), а также, как об обстоятельстве, отягчающем административную ответственность (п. 2 ст.35 КУоАП), уже говорилось в предыдущих параграфах учебного пособия.

 

Вывод

Существуют определенные суждения в части влияния личности виновного на общественную опасность деяния, нельзя признать бесспорным довод о том, что общественная опасность деяния не зависит от количества его совершения.

Так, совершая первое деяние с признаками административного правонарушения, виновный посягает на конкретные общественные отношения, защищаемые административно-правовыми нормами. При совершении повторного деяния в период времени, когда лицо считается подвергнутым судом административному наказанию, виновный, наряду с непосредственным объектом своих противоправных действий, посягает также на общественные отношения, складывающиеся в сфере предупреждения правонарушений судебным решением, на основании которого имеет специальную административную наказанность.

 


Заключение

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

Административное взыскание как мера ответственности, каждый его вид заключает в себе определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный КоАП.

Никто не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик административного взыскания. Только в рамках взыскания как меры административной ответственности судья, уполномоченные органы исполнительной власти и должностные лица применяют взыскание к конкретному лицу.

Административное взыскание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Взыскание может быть назначено судьей, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Это вытекает из смысла и содержания КоАП.

Административное взыскание как мера юридической ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному виновным по обвинительному приговору суда за совершенное преступление. Уголовные наказания предусмотрены в УК, а также в УПК.

Перечень мер административной ответственности, закрепленный в КоАП, является исчерпывающим.

Административное взыскание как ответную реакцию государства на совершение правонарушения следует отграничивать от иных мер административного принуждения. К ним относятся:

административно-предупредительные меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование отдельных категорий граждан и т.д.). Они применяются при определенных условиях, например, при стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения - предотвращение и предупреждение правонарушений;

меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и др.). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

В целом систему мер административных наказаний можно представить как внутреннее организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного наказания в социальной среде.

Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, лишение специального права, исправительные работы). Период отбывания длящегося наказания целесообразно использовать для воспитательного воздействия на правонарушителя.

Согласно действующему законодательству административные взыскания в качестве санкций устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и актами местных органов представительной и исполнительной власти.

Таким образом, административное взыскание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, тем не менее содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение (в отличие от прежнего закона), не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка. Степень достижения целей зависит от экономических, социальных, психологических и иных факторов и находит свое выражение в комплексе мер со стороны как государства, так и общества в целом.

Административное взыскание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

При этом административное взыскание по своей природе может объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт.

 

 

Доцент кафедры АП

подполковник полиции                                                              Д.К. Медведев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.011 с.)