Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в условиях ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в условиях ДОУ



Важным условием при организации работы в группах с детьми с нарушением слуха является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно -педагогических условий:

• обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами. В группах можно использовать «Дерево доброты», на котором вешаются листочки за хорошие поступки. Чем больше листьев, тем красивее дерево.

• широкое использование на НОД с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;

• подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

• построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

• постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды.

Условия создания слухоречевой среды формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль речи детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.

Одним из важных требований при создании слухоречевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Особенности речи педагога: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере общения. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе.

На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.

Специальные занятия по развитию речи в общеобразовательном детском саду может проводить логопед. Специалист должен учитывать следующее: занятия по развитию речи носят комплексный характер;

тематический принцип - основа занятий; методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.; речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

Содержание занятий по развитию речи может включать:

1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. 2. Формирование и специальная отработка различных форм речи на каждом этапе обучения. 3. Работа над значением слов в различных ситуациях общения и детской деятельности. 4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов; овладения звукобуквенной составом слова; грамматической формой слов в составе целых предложений. 5. Формирование связной речи. Необходимо помнить, что глухие и слабослышащие дети могут иметь различное состояние слуха, уровень развития устной речи и общего психофизического развития, поэтому требования и содержание работы должны быть дифференцированные.

Обозначим некоторые условия, способствующие максимально успешному включению детей с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения:

1. Специальная подготовка воспитателей и специалистов как главное условие создания адаптированной образовательной среды. 2. Обучение администрации для обеспечения условий развития адаптивной среды как необходимое условие организации взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса, а также обеспечение связи воспитателей и специалистов по организационным и консультационным вопросам с ресурсным центром по инклюзивному образованию. 3. Широкое применение высокотехнологичных достижений современной медицины (адекватное слухопротезирование/кохлеарная имплантация), использование вспомогательных специфических технических средств (безбарьерная среда для лиц с нарушением слуха). 4. Комплексная диагностика и интенсивная коррекционно-развивающая работа педагогического коллектива образовательных учреждений совместно со специалистами ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, сопровождение ими ребенка с нарушением слуха до полной социальной устойчивости (успешен и не чувствует себя чужим и неполноценным) в школьной среде, постоянный мониторинг успешности социальной адаптации и эмоционального благополучия. 5. Организованное психологами и педагогами участие родителей в воспитании и обучении ребенка. 6. Партнерство специалистов и педагогов общеобразовательного учреждения в создании условий для адаптации ребенка с нарушенным слухом, включенного в среду детского сада.

Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении:

1) звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных занятий (не менее 810 кв. м). 2) FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях группы, зала).

Оборудование кабинета сурдопедагога:

1) FM-система. 2) индикатор звучания ИНЗ. 3) компьютерные программы Hear the World, Speech W и др. 4) сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130», «Дельфа-142». 5) компьютер c колонками. 6) магнитная доска. 7) фланелеграф. 8) наборные полотна разного размера. 9) музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, аудиокниги и др. 10) зеркало и освещение зеркала по СанПиН.

Перечень базового методического и дидактического материала необходимого для коррекционно-развивающей работы с глухими и слабослышащими в дошкольном образовательном учреждении:

1) диагностический набор для определения уровня слухового восприятия. 2) таблички, тексты, иллюстрированный материал по изучаемым темам. 3) набор игрушек и настольно-печатных игр. 4) набор музыкальных инструментов. 5) специальная литература по сурдопедагогике.

Еще одно условие сопровождения:

Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ в организации и проведении коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

Тесный контакт специалистов сопровождения и педагогов осуществляется и в рамках ПМПК. С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого - выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.

На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ:

• выносится коллегиальное заключение,

• составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,

• разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,

• анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.

• в конце учебного года на консилиуме обсуждают результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делать вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющих детей с нарушением слуха. Сопроводительная коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность.

Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Основными направлениями работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха являются:

• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

• установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги - дети - родители».

• объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;

• соблюдение единых требований к ребёнку;

Все родители, имеющие детей с нарушением слуха, посещают 1 раз в месяц специалистов сопровождения. Изначально с ними заключен договор на психолого-медико-педагогическое сопровождение детей.

Педагоги детского сада должны проводить целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

4. Факторы, провоцирующие ухудшение зрения:

тяжелые физические нагрузки;

умственное перенапряжение;

длительная и чрезмерная зрительная работа (чтение, работа за компьютером);

вредные привычки (курение и алкоголизм);

воздействие частых стрессов;

неправильное и несбалансированное питание;

нарушение гигиены зрения (плохое освещение, зрительные раздражители, чтение и работа в неправильном положении);

несоблюдение назначений и рекомендаций офтальмолога (отказ от ношения очков, несоблюдение зрительного режима);

инфекционные и воспалительные заболевания глаз (конъюнктивит, кератит, увеит);

токсические отравления организма;

воздействие яркого света и ультрафиолета;

общие хронические заболевания организма (сердечно-сосудистые, инфекционные и аутоиммунные);

травмы глаз, лица и черепа;

нарушение мозгового кровообращения;

возрастные изменения.

5. К сенсорным расстройствам психического развития относятся разной степени выраженности нарушения зрения. Зрение занимает и жизни ребенка особое место, обеспечивая ему восприятие более 80% информации о внешнем мире и выполнение большинства ви­дов человеческой деятельности. Количество детей с выраженными нарушениями зрения колеблется в пределах 1% от общей детской популяции.

 

Исследователи отмечают, что за два-три последних десятилетия значительно изменились причины и характер глазной патологии: с 1974 по 1989 г. почти в три раза увеличилось число незрячих детей с патологией сетчатки (Т.А. Басилова, И.Д. Лукашова и др.). Атро­фия зрительных нервов как причина нарушений зрения встречает­ся у 30,9% учащихся школ для слепых и 20,8% учащихся школ для слабовидящих.

По характеру протекания нарушения зрительного анализатора делятся:

• на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса);

• непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного анализатора).

В зависимости от степени расстройства зрительной функции дети с нарушениями зрения делятся на слепых (незрячих) и слабовидящих.

Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение.

Слепота, по определению Л.И. Плакшиной, - наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. В за­висимости от времени наступления слепоты выделяют следующие категории незрячих: слепорожденные; рано ослепшие; лишившиеся зрения после трех лет жизни.

По степени нарушения зрения в категории незрячих детей ис­следователи выделяют следующие группы:

• тотально или абсолютно незрячие (отсутствуют зрительные ощущения на оба глаза);

• незрячие со светоощущением (отличают свет от тьмы);

• незрячие со светоощущением и цветоощущением (могут различать цвета);

• незрячие с тысячными долями от нормальной остроты зрения («движения руки перед лицом»);

• незрячие с форменным (предметным) остаточным зрением.

Выделение групп позволяет организовать дифференцированную коррекционную и реабилитационную помощь.

Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные нарушения, своеобразие психофизического развития. Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зре­ния: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет сло­весных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное сти­рание зрительных образов.

Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, име­ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с кор­рекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабо­видящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокуляр­ное зрение). При слабовидении речь идет о значительном снижении остроты зрения.

Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется не­точностью, фрагментарностью, замедленностью.

Причинами слабовидеиия могут быть глазные болезни на фоне общего заболевания организма, чаще всего миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм и др.

Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэ­тому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Помимо описанных категорий детей с нарушениями зрения в литературе можно встретить выделение еще одной группы детей - дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой (В.З. Денискина).

Основными психологическими особенностями детей с наруше­ниями зрения, по мнению исследователей, являются:

• своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;

• снижение скорости, точности, дифференцированное зрительного восприятия;

• трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, пространственное расположение и др.);

• трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью;

• бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции;

• своеобразие характера и поведения сказывается на развитии отрицательных черт: в одних случаях - неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других - повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность;

• своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии за­мечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

Особое значение для слепых и слабовидящих имеют осязание, слуховое восприятие, речь:

• осязание является ведущим фактором компенсаторного развития незрячего, так как посредством осязания происходит познание слепым ребенком окружающего мира, получение информации о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении;

• с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зрения получает разнообразные сведения о предметах, их свойствах, их движении в пространстве (с помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды, они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди);

• речь, слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его; словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию и различению.

Опираться в обучении только на сохранное зрение крайне опас­но, потому что ребенок может ослепнуть и не научиться использо­вать сохранные анализаторы.

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения является механизмом их включения в социальную жизнь общества.

6. В современном быстроменяющемся мире детей с различными нарушениями здоровья становится всё больше с каждым годом. Данная тенденция весьма тревожна и предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, а также открытие специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые могут обеспечить формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, их интеграцию в образовательную среду.

Создание условий для получения необходимого уровня образования детьми этой категории с учётом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, являющейся наиболее актуальной на сегодняшний день.

В Указе Президента Российской Федерации подчёркивается, что во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям.

Нарушения зрения относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья у детей. По данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, амблиопией и дальнозоркостью. И с каждым годом количество их растёт.

К слепым относятся дети с полным отсутствием зрения (от цветоощущения до 0,04 включительно с коррекцией на лучшем глазу). Слабовидящими называют детей, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05 – 0,4.

Исследования особенностей слепых и слабовидящих детей в конце XX и начале XXI веков направлены на компенсаторное развитие этой категории детей в процессе коррекционного обучения и воспитания и опираются на теорию основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, М.И. Земцовой. Главной идеей многих исследований (И.С. Моргулис, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак) является выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, который способен найти пути преодоления отклонений в формировании психических процессов и личностных черт, возникших при нарушении зрения.

Процесс социализации у лиц с нарушением зрения предполагает овладение индивидом определённой системой ценностей, умений, установок, норм межличностного взаимодействия и правил поведения.

Система коррекционно-образовательных учреждений для слепых слабовидящих по возрасту включают дошкольные учреждения, школы восстановления трудоспособности слепых, специальные профессиональные учреждения, учебно-производственные предприятия, Всероссийское общество Слепых (ВОС) и др.

 

Охарактеризовать лиц с нарушением зрения можно по наличиям следующих проблем: проблемы с восприятием объектов, снижение полноты, целостности и скорости восприятия; проблема снижения дифференцировки и зрительной сосредоточенности; серьёзные проблемы при определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов; проблемы медленного запоминания, но информация дольше сохраняется в их памяти; трудности при установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что приводит к ухудшению возможности развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Согласно данным различных исследований в этой сфере для данной категории лиц с ОВЗ характерными являются:

Ограниченность представлений об окружающем мире

Недостаточный уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины или композиции, включающей большое количество героев или деталей.

Сложности в выделении первого и второго планов изображения.

Низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах (контур, силуэт, модель).

Трудности в пространственной ориентировке

Недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации, ведущий к нарушениям мелкой моторики и координации движений.

Невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов. Плохое запоминание букв и цифр.

Недостаточный уровень умения следовать инструкции.

Поэтому, содержание и основные дидактические приёмы коррекционной работы со слабовидящими детьми строятся дифференцированно и опираются на возраст, состав и структуру нарушенных функций, особенности восприятия учебного материала, ориентировке в пространстве, что позволяет скорректировать или компенсировать обнаруженные недостатки развития.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения состоит, прежде всего, в организации компенсаторной перестройки анализаторов кожного, слухового, вибрационного и других, зависит от сохранности зрения.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми данной категории при обучении и воспитании предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, развить мышление, восприятие, память и т.д.

Основные факторы, препятствующие интеграции в процессе обучения:

 

1. Обучение детей-инвалидов в массовых школах является дорогостоящим (техническое оснащение, а также дополнительный персонал).

2. В России на 10-12 % имеется недостаток специальных педагогов (во многих педагогических ВУЗах сейчас введены курсы коррекционной педагогики, что будет способствовать интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения).

3. Неготовность общества к принятию ребенка с нарушениями.

Причины, по которым возникают трудности в контакте между инвалидами по зрению и нормально видящими, следующие: неадекватное отношение зрячих к зрительному дефекту; неадекватное отношение инвалида по зрению к своему дефекту, низкий уровень самооценки и требований к себе; недостаточный навык ориентировки в большом пространстве у инвалида; объективные трудности в налаживании коммуникативных связей между слепыми и зрячими; проблемы семейного воспитания слепых и слабовидящих

Особые образовательные потребности детей слабовидящих или слепых связаны с: развитием познавательной деятельности; систематическим и целенаправленным развитием логических приёмов переработки учебной информации; использованием индивидуальных пособий; обеспечением доступности учебной информации для зрительного восприятия; учётом темпа учебной работы и интеграцией их в общество.

Специальные условия обучения – это кадры (учителя, владеющие различными технологиями), учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, методы и приёмы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу.

Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов, организация лечебно-восстановительной работы; усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Коррекционно-психолого-педагогическая помощь детям с нарушение зрения включает в себя:

Получение специальной психолого-педагогической помощи сразу же после обнаружения нарушения развития.

Необходимость использования «обходных путей», специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий.

Более индивидуализированное обучение, чем требуется для нормально развивающегося ребенка.

Включение семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов.

Особая пространственная и временная организация образовательной среды.

Необходимость введения в содержание обучения ребенка специальных разделов, отсутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников.

Максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Необходимость взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и воспитания ребенка: офтальмологов, тифлопсихологов, обычных педагогов и тифлопедагогов, социальных работников и др.

Введение специальных коррекционных видов занятий, не входящих в содержание образования нормально развивающихся детей.

Необходимость разработки индивидуальных коррекционных программ для детей, имеющих наряду с патологией зрения другие нарушения психофизического развития (например, задержку психоречевого развития, нарушение интеллектуального развития, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.).

Специфичность использования традиционных методов обучения

Коррекционная направленность применения традиционных методов обучения, а также коррекционная направленность предметного преподавания, воспитательного воздействия и досуговой деятельности ребенка.

Использование специальных наглядных и технических средств обучения, рассчитанных на полисенсорное восприятие учебного материала.

Мониторинг успешности овладения детьми программным материалом и соответствия этих программ их познавательным возможностям.

Изменение задач реабилитации ребенка на разных возрастных этапах.

Осуществление процесса реабилитации детей средствами образования квалифицированными специалистами.

Организация учебно-воспитательного и коррекционно-компенсаторного процессов с учетом зрительных возможностей, то есть с учетом состояния основных зрительных функций воспитанников.

Учет офтальмо-гигиенических требований, реализация которых облегчает зрительную работу и повышает эффективность всех видов деятельности, связанной с использованием зрения.

Учет течения заболевания органа зрения: прогрессирующее заболевание, приводящее к снижению остроты зрения вплоть до слепоты; заболевание, при котором наблюдается относительно стабильное состояние зрительных функций; патология, которая поддается лечению и улучшению или восстановлению зрения.

Необходимость специфической работы по профессиональной ориентации

Своевременное и/или систематическое лечение, подбор оптических средств коррекции, динамическое наблюдение за состоянием зрения.

Использование специальных тифлоприборов и тифлоинформационных средств обучения.

Применение специальных методик обучения, построенных с опорой на сохранные анализаторы, на рациональное использование дефектного зрения, приемы сопряженных действий, специфическую руководящую роль слова педагога, проговаривание всех записей (текстов, знаков), сделанных на классной доске или в приборе Брайля, методические подходы при индивидуальном и фронтальном обучении и т. д.

Специфическая психологическая подготовка незрячих детей к трудным экстремальным ситуациям.

Несмотря на особенности развития детей с нарушением зрения, их компенсаторные возможности позволяют овладевать знаниями наравне с их нормально видящими сверстниками, входить в общество в качестве равноправных его членов, т.к. уровень сформированности личности определяется характером социальных воздействий, а не наличием или отсутствием зрительной патологии.

Тифлопедагогическая практика давно доказала, что при правильной организации медико-психолого-педагогической помощи и при сохранном интеллекте дети даже с самыми тяжелыми формами нарушения зрения могут получить цензовое образование, овладеть адаптивными способами социально-бытовой и пространственной ориентировки, получить профессию и состояться в ней.

Полноценная социализация слепых и слабовидящих включает одно из важнейших направлений коррекционно- воспитательной работы – формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

Таким образом, коррекционно- педагогическая работа со слепыми и слабовидящими представляет симбиоз педагогических, психологических, коррекционных методов работы, направленных на формирование и развитие социально- адаптивных навыков, т.е. на социальную абилитацию и/или реабилитацию детей с нарушением зрения, осуществляющейся в рамках системы социальной реабилитации.

Вопросы и задания:

1. Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими передачу информации на зрительной основе. Это разнообразные средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы. Все большее место в процессе коммуникации неслышащих занимают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным средством связи глухих стал телефакс. Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ. Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информацию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии. Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора. Разработаны и используются в практике коррекционно-педагогической работы с глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования навыков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

2. Для учащихся школ III вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами.

Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В. П. Ермаков).

Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, так и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций. Учебная тифлотехника совершенствует и развивает учебную материально-техническую базу, обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе политехнической и производственной подготовки.

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами). Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.

Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств ведется путем усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных неполноценностью зрительного анализатора. Это достигается увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция аметропии неэффективна, используются специальные оптические, телевизионные, светотехнические средства.

К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Очки для лиц с ослабленным зрением выпускаются унифокальные или бифокальные. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. В зависимости от характера использования различают телевизионные устройства индивидуального или коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения.

Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного' письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.109 с.)