Продумайте задачу преподнесения текста, читайте в темпе, на 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продумайте задачу преподнесения текста, читайте в темпе, на



длинном выдохе, следите за интонацией, используйте голосовые приемы:

1. Джонатан Билл,

который убил

медведя в Черном бору,

Джонатан Билл,

который купил

в прошлом году кенгуру,

Джонатан Билл,

который скопил

пробок два сундука,

Джонатан Билл,

который кормил

финиками быка,

Джонатан Билл,

который лечил

ячмень на левом глазу,

Джонатан Билл,

который учил

петь по нотам козу,

Джонатан Билл,

который уплыл

в Индию к тетушке Трот, –

так вот

Этот самый Джо Билл

очень любил

компот (В. Левин).

2. Король империи Перу

(точнее, император)

В делах знал толк и меру,

Ума имел палату

И повторял считалку,

Полезную для всех,

Когда очки, к примеру,

Терял владыка Перу,

Когда, съезжая с горки,

Он падал носом в снег,

Когда горшок с цветами

Ронял на платье даме,

Когда на шляпу новую

Садился казначей,

Когда, бродя по лужам,

Он забывал про ужин,

Опаздывал в столовую

И пил остывший чай,

Когда он был не в духе,

Когда кусались мухи

И никому не жалко

Бывало короля, –

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше,

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

«Шестью восемь – сорок восемь,

На два делим, пять выносим;

Пятью девять – сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот –

Выйдет время пить компот!»

(А. Милн)

 

Вариант 3

1. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения:

Образец: здесь целесообразно пояснить — здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.

Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.

2. Прочитайте текст выступления Высокопреосвященного Паисия, архиепископа Орловского и Ливенского, на торжественном собрании, посвященном пятьдесят пятой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Проанализируйте речь архиепископа следующим образом:

1. Выделите основные идеи и понятия, на которых строится речь.

2. Разберите композицию речи: каковы особенности выступления, на какие части делится основная часть речи, чем характеризуется заключение.

3. Какие словесные средства создают стиль данной речи?

4. Какие примеры избирает архиепископ Паисий в подкрепление своей позиции?

Уважаемые участники торжественного собрания!

Дорогие и доблестные наши ветераны!

Русская Православная церковь на протяжении всей истории Русского государства жила со своим народом одной жизнью. И во дни страшного испытания, в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, она вместе со своим народом переживала все несчастья, которые обрушились на нашу страну, целиком отдавая себя служению Родине. С первых же дней войны Русская Церковь устами своего Предстоятеля митрополита Сергия обратилась с посланием ко всем верующим 22 июня 1941 года и благословила всех православных стать на защиту священных границ нашего Отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом. Во всех храмах Русской Православной Церкви служились молебны о даровании победы русскому оружию, произносились патриотические послания и проповеди митрополитов, епископов и священников, в храмах производились сборы средств в фонд обороны. 30 декабря 1942 года во дни всенародного подъема по сбору средств для фронта митрополит Сергий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам Церкви с призывом пожертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского, и этот призыв был с воодушевлением подхвачен всей Церковью. Всего на танковую колонну имени Димитрия Донского духовенством и верующими нашей страны собрано было более 300 миллионов рублей и большое количество золотых и серебряных вещей.

В Орле, по освобождении его от немцев, с сентября 1943 года по июнь 1944 года внесено в отделение Госбанка от церквей и священнослужителей более трех миллионов рублей. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана также воздушная эскадрилья имени Александра Невского. Война принесла нашей Родине смерть миллионов её сыновей и дочерей, невероятные разрушения, гибель ценнейших памятников истории и культуры. Страшное испытание не прошло и мимо Русской Православной Церкви. За годы войны она лишилась многих своих верных чад, потеряла значительное количество прекрасных храмов. Уцелевшие храмы были опустошены, святыни русского народа подверглись осквернению. Великая Отечественная война длилась 1418 дней. В годы величайших испытаний для нашего народа Русская Православная Церковь через митрополита, а затем Патриарха Сергия предвидела, что всемирно-историческое сражение с гитлеровской Германией завершится нашей победой. И вот Великая Победа пришла, и мы празднуем её 55-летие. Родина высоко оценила патриотические труды многих русских православных людей. Значительное количество духовенства и мирян по всей стране было отмечено государственными наградами за активную борьбу с врагами и доблестный труд в тылу. Во вверенной мне Орловско-Ливенской епархии также имеются награжденные медалями ветераны-священнослужители – живые и здравствующие, и ныне несущие верно свое служение Церкви и Отечеству. Война закончилась. Жизнь постепенно вошла в свою колею. Залечены раны войны. Русская Православная Церковь продолжает исполнять свое служение Родине. И сегодня можно сказать и задаться вопросом: «Только ли сознание радости несет победа?» Она несет также сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, молитвы Богу, чтобы подобное уже никогда не повторилось. Этим принципам Церковь наша всегда была и будет верна.

Поздравляю всех вас с Великим праздником Победы.

Вечная память погибшим,

ушедшим от нас,

и многая лета ветеранам,

живущим вместе с нами.

Христос воскресе!

 

3. Уже античная риторика сообщала о двух способах построения хрии в текстах-рассуждениях – от общего к частному («аристотелевский») и от частного к общему («сократический»). Ознакомьтесь с образцами, иллюстрирующими эти способы:

«Аристотелевский» «Сократический»
«Повелевать собою – величайшая власть». Цицерон Будем оставаться собой: «дающий петуха» от натуги не вызовет ничего, кроме сожаления; долго и настойчиво твердящий о своем уме пытается убедить в этом себя самого. Не будем выходить из себя: это неуважение к себе. А что значит собственно выходить из себя? Это оказаться в плену собственных эмоций, не поддающихся логическому контролированию. Когда смотрят сквозь темное стекло, все вокруг тускнеет.   Когда смотрят сквозь темное стекло, все вокруг тускнеет. Мы утрачиваем способность ясно мыслить, логически контролировать свое поведение под влиянием эмоций. Оказаться в плену эмоций – значит выйти из себя. Не будем выходить из себя: это неуважение к себе. Долго и настойчиво твердящий о своем уме пытается убедить в этом себя самого, «дающий петуха» от натуги не вызывает ничего, кроме сожаления. Будем же оставаться собою. «Повелевать собою – величайшая власть». Цицерон

А. Определите «общее» и «частное» в этих текстах. Объясните, чем может быть обусловлен выбор того или иного способа развертывания речи.

Б. Найдите в хорошо знакомой вам учебной или научно-популярной литературе относительно целостные части текста, построенные по «аристотелевскому» или «сократическому» принципу.

Опираясь на вышеприведенные образцы, попытайтесь преобразовать выделенные вами тексты-рассуждения (прямую хрию на искусственную и наоборот).

4. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи:

«Я хочу рассказать вам сегодня о…».

«Может, я скажу не совсем удачно, но…».

«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».

«Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…».

«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить».

«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году».

«Я постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?».

«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».

«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…».

«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…».

«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»

5. Перепишите следующие фразы, взятые из книги К. Валишевского, журнала «Родина» за 1992 год и «Книги рекордов Гиннеса». Числительные обозначьте на письме словами:

Число участников колеблется между 457 и 502.

Димитрий располагал уже 38000 людей.

На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.

Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.

На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолетом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный — 125.

В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояния между станциями лондонского метро.

«Крогер» управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами.

Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн. произведений искусства.

Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

 

6. Исправьте предложения:

1. Поскольку нигде не разъясняют о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. 2. Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом. 3. Он не оплатил за проезд в автобусе. 4. Делаются выводы по получению различных химических соединений.  5. В борьбе по снижению дорожно-транспортных происшествий мы занимаем не последнее место. 6. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы справлялись с уборкой картофеля. 7. Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 8. Художник изобразил, как Петр I ведет войска.

 

7. Оформите в виде тоста следующие пожелания:

Здоровья (бабушке и дедушке в день их золотой свадьбы); долголетия (де -

душке в день рождения); поступления в институт (старшему брату, сестре); успехов в работе (отцу в день рождения); счастья и радости в жизни (маме в день рождения); успехов в учебе (сокурснику, товарищу); счастья, успехов и удачи в новом году (компании, на Новый год); новых интересных статей (журналисту, в день его рождения); успехов в научной работе (человеку, защитившему диссертацию); новых интересных книг (писателю, выпустившему новую книгу).

 

 

Вариант 4

1. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы:

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3. Считается целесообразным... 4. Вследствие этого... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесения сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение нового материала... 9. Развивать стремление к...

2. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух:

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

 

3. Перепишите следующие фразы, взятые из книги К. Валишевского, журнала «Родина» за 1992 год и «Книги рекордов Гиннеса». Числительные обозначьте на письме словами:

Число участников колеблется между 457 и 502.

Димитрий располагал уже 38000 людей.

На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.

Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.

В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

... Город, в котором жило около 120 тыс. человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 — сенокосной, 735 — леса, 528 — воды.

Самая большая пирамида из 362194 бутылочных пробок была построена 17 – 19 ноября 1990 г. в Китае.

К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвайная сеть в Ленинграде, с 2402 вагонами и 64 маршрутами...

Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояния между станциями лондонского метро.

«Крогер» управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами.

Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн. произведений искусства.

4. Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать...»:

В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.

— Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушиться на нее с интервенцией! Они использовывают все возможности, вплоть до того, что прибегают к диффамации, т.е. сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, — моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала!

Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:

— Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сторон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в собственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!

И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:

— Если кто имеет вопросы, прошу задавать!

В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.

— Вы имеете, товарищ? — ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.

— Имею, — ответил Чуфыркин и облокотился на спинку переднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. — Ты из меня всю кровь выпил.

Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.

— Сижу — и не понимаю, жив я или уже помер, — объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.

— Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? — оратор обидчиво скривил рот и побледнел.

— В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, — объяснил Чуфыркин.

— Я не понимаю, — заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. — Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?

— Имею, — подтвердил Чуфыркин, — объясните «резюмирую».

— То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?

— Что означает, объясни!

— Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резюмирую»?

— Совершенно непонятно, — вдруг крикнул чей-то измученный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской.

— Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это. видите ли, товарищ, слово иностранное...

— Оно и видно, — ответил чей-то женский голос сбоку.

— Что обозначает? — повторил Чуфыркин.

— Видите ли, резю-зю-ми-ми... забормотал оратор. — Понимаете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выводы, так сказать... Одним словом, понимаете?..

—... Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объясните, — продолжал Чуфыркин настойчиво.

— И «диффамацию», — добавил чей-то пронзительный голос сверху и сбоку.

— И кто такой камер-лакей? В какой камере?

Председатель взвился, начал звонить. — Не сразу, товарищи, прошу по очереди!

— «Аккредитовать» не понимаю!

— Ну, что значит аккредитовать? — растерялся оратор. — Ну, значит, послать к нам своих послов

— Так и говори!! — раздраженно забасил кто-то на галерее.

— «Интервенцию» даешь! — отозвались задние ряды.

Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:

— И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать — использовать!

— Здорово! — отозвался зал. — Вот так припаял! Шкраб, он умеет!

В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председатель оглушительно прозвонил и выкрикнул:

— Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?

Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.

Что не учел оратор?

Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.06 с.)