Отражение жизни подростков в современной литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение жизни подростков в современной литературе



Мелехина Дарья Яковлевна, группа 030

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Руководитель: Булдакова О.И.

 

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Сейчас она представляется особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к «подростковой» теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности.

Цель работы: на литературном материале проследить круг проблем подростков и выявить, насколько они отражают подростковые проблемы в реальной жизни.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал об особенностях подросткового возраста в психологии

2. Рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе

3. Сравнить двух персонажей - подростков (отечественной и зарубежной литературы).

4. Провести анкетирование на выявление круга проблем подростков; сделать выводы.

В основной части исследования мы рассмотрели особенности подросткового возраста. В научной литературе подростковым считается возраст от 11 до 15 – 17 лет. Этот период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком, эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Именно поэтому, как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями.

Таковы психологические особенности подростка в реальной жизни, а каким предстает этот образ в художественной литературе?

В литературной традиции XX века подросток — это герой, который выходит из детства и пытается найти своё место в обществе. Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.

Литература для подростков отражает такие проблемы героев, как: попытка доказать свою значимость, замкнутость, обманчивое ощущение самостоятельности и взрослости, отношения с родителями, испытание первой любовью и др.

В ходе выполнения исследовательской работы мы сравнили образы подростка в русской и зарубежной литературе на примере двух произведений - повестей А. Лиханова «Никто» и К. Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс». Герои данных книг - подростки-сироты. Отрочество главного героя повести А. Лиханова Кольчи Топорова приходится на переломный момент в общественной и политической жизни родины - 1990-е годы. В это непростое время Кольча пытается начать самостоятельную жизнь. Галадриэле Хопкинс, героине книги К. Патерсона, везет больше, чем герою А. Лиханова, - она попадает в приемную семью. Однако семья неполная, ее глава - немолодая, больная женщина, на воспитании у которой малыш Уильям Эрнст, которого она любит больше жизни.

А. Лиханов и К. Патерсон изобразили разных героев, детей разных культур, но они похожи: им свойственен подростковый максимализм, они оба одиноки, ищут своих родителей, но при сравнении можно увидеть и различное, на которое прежде всего влияет воспитание в духе определенной культуры: отношение к таким ценностям, как дом, семья, дружба, патриотизм, деньги и другое.

В ходе проведения исследования, мы решили выяснить, какие подростковые проблемы можно рассмотреть и решить на примере художественных произведений. Мы провели опрос среди студентов 1 курса группы 030. Респондентам было задано три вопроса: Какие проблемы подростков являются актуальными? Обращались ли вы к книгам, чтобы решить свои проблемы? Есть ли книга, из которой вы вынесли какой-либо совет?

В ходе анализа анкет мы увидели, что основными  подростковыми проблемами были названы:

А) Нежелание близких понять подростка.

Б) Непринятие его таким, какой он есть.

В) Родители не осознают (или не хотят осознавать), что их ребёнок (подросток) уже большой, и продолжается гиперопека со стороны родителей.

Результаты исследования показали, что подростки редко обращаются к книгам, чтобы решить свои проблемы, но у каждого есть книга, из которой он вынес какой-либо для себя совет. 60% не обращались к книгам, чтобы решить свои проблемы, и 40 % ответили «да, обращался».

Те, кто смогли найти ответы на волнующие их вопросы, назвали следующие произведения, которые были для них значимы: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом», Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», Иван Тургенев «Отцы и дети».

Можно сделать вывод, что студенты пытаются найти ответы на волнующие их вопросы с помощью художественной литературы, но не всегда знают, что прочитать, чтобы было полезно и поучительно. А специальная литература для подростков может помочь в решении некоторых возрастных проблем.

Проведя анализ литературы для подростков, мы выделили ряд произведений, которые хотели бы порекомендовать для студентов. Надеемся, что эти книги будут не только интересны, но и полезны. Например, Г.Щербакова «Отчаянная осень» (проблема «отцов и детей», испытания первой любовью, проблемы в учёбе); Е Мурашова «Класс коррекции» (проблемы с успеваемостью, особенности взаимоотношений друг с другом, безысходность); Т. Михеева «Не предавай меня!» (жестокость подростков, предательство); А.Лиханов «Никто» (тема личности в социуме); У. Голдинг «Повелитель мух» (межличностные и межгрупповые взаимоотношения); К. Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс» (одиночество, подростковый максимализм) т др.

Список литературы:

1. Аверинцев С.С. Горизонт семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания // «Новый мир».

2. Бондарева А. По следам дикой собаки Динго, или О проблеме современного подросткового романа в России

3. Лиханов А.А. Никто. - М.: «Детство. Отрочество. Юность»

4.https://mirznanii.com/a/284423/problemy-podrostkov-i-ikh-otrazhenie-v-russkoy-literature/

5.https://multiurok.ru/files/tema-problemy-podrostkov-v-proizvedeniiakh-sovreme.html

 

КНИГА И ЧТЕНИЕ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

                                                                                    

Кармалитова Елизавета Дмитриевна

группа 040, «Дошкольное образование»

Руководитель: Булдакова О.И.

Тема индивидуального проекта очень актуальнаи интересна. Вспомним, что в XX веке чтение было самым популярным видом досуга. Читали всюду: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Зачастую читают только для того, чтобы получить оценку. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки часть подростков любят читать книги или скачивают себе на телефон, компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиокниги.

Целью работы стало установление читательских приоритетов студентов, определение роли чтения в их жизни.

Задачи

1) изучить литературу по данному вопросу;

2) провести анкетирование, обработать полученные результаты;

3) сделать выводы

Объект исследования: читательские предпочтения подростков 17-18 лет.

Методы исследования:

· Теоретический анализ материала,

· Анкетирование,

· Анализ полученных данных.

В теоретической части работы мы рассмотрели роль книги в жизни человека. В первую очередь книга развивает кругозор у человека. Во вторую очередь книга развивает мышление и фантазию. Также книги помогают нам принимать правильные решения. Каждая книга может считаться поистине уникальной, в каждой книге храниться много тайн и ответов. Мы должны ценить книги, ведь они дают нам возможность познать прошлое, ценить нынешнее и создавать будущее.

Чтение играет огромную роль и в жизни студента. Книга помогает воспитывать те или иные качества, которые понадобятся студенту в будущем. Книга хороша тем, что учит общению нас, правильной речи, как правило, люди читающие книги, всегда приятной наружности. Чтение придает уверенности. Человек, читающий книги, вольно или невольно начинает вести себя культурно и прилично, становясь достаточно приятным человеком для окружающих, хорошим собеседником. Книга способна поддержать, дать дельный совет, помочь многое переосмыслить, возможно, найти ответы для своих проблем, пути решения.

Сейчас много говорят о том, что современное общество переживает нравственный упадок. В 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, по итогам которого представил неутешительные для россиян выводы. Оказывается, больше трети (35 %) наших соотечественников вообще не читают книг. При этом никаких, даже боевики и детективы. Так ли это?

Мы решили провести экспериментальное исследование «Роль чтения в жизни молодёжи» на примере обучающихся ГБПОУ «Пермского профессионально- педагогического колледжа» и посмотреть, что читают студенты, какую роль чтение играет в их жизни. В исследовании приняли участие 25 студентов 1 курса групп № 040.

Цель констатирующего эксперимента – выявить читательские интересы студентов колледжа.

Для проведения исследования была составлена анкета, состоящая из 10 вопросов. Результаты исследования показали, что 48% респондентов любят читать, 36% - читают иногда, 16% - не читают. Из общего количества читающих студентов 68% читают много из того, что их интересует, а 32% - читают исключительно по учебной программе. Студенты предпочитают следующие жанры: романы (отметили 13 человек), фантастику (7 человек), приключения (6 человек), мистику (3 человека), детективы (назвали 3 человека).

20% опрашиваемых читают книги сразу, когда выпадает свободная минута, 52% будут читать, когда есть настроение, остальные – только по учебе. При чем, если есть возможность посмотреть фильм, снятый по художественному произведению, то 68% предпочтут фильм, а не книгу, и лишь 32% прочитают все же книгу.

72% респондентов считают, что будь у них больше времени, они читали бы намного больше, т.к. книга и развивает, и является способом отвлечься от проблем. 68% студентов берут книги в библиотеке, 20% - покупают книги, остальные – не читают

Таким образом, большая часть сверстников читают книги и хотели бы больше читать, если бы у них было больше свободного времени, но есть те, кто вообще не берет книги в руки.

Что же такое книга? Книга – это не просто предмет, не просто страницы. В книге мы ищем правду, эмоции и прежде всего - себя. Если человек не читает книги, можно утверждать, что он мал душой.

На основе проведенного исследования мы можем сделать вывод, что большинство молодежной аудитории любят читать, но делают это нерегулярно, в силу других интересов, или же нехватки времени. Любимыми жанрами являются романы, фантастика, приключения. Многие одногруппники осознают необходимость чтения только как часть образовательного процесса. Но есть и такие ребята, кто не любит читать и не читает совсем. Увлечь современных подростков чтением совсем не просто, нужно знать особенности предпочтений студентов, их интересы.

Средствами привлечения студентов к чтению могут стать:

- Рекомендации книг взрослыми (преподавателями, родителями) и сверстниками, например, на уроках литературы;

- Организации книжных выставок с новинками литературы в библиотеке;

- Проведение предметных литературных и библиотечных конкурсов и др.

Цель исследования достигнута, поставленные задачи реализованы. Материал данного проекта может быть использован при проведении классных часов.

Список интернет-источников:

1. Роль книги в жизни студентов /nsportal.ru›shkola…rol-knigi-v-zhizni-studentov…

2. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/23/rol-knigi-v zhizni-studentov-pedagogicheskogo. Книга и чтение в жизни человека.

3. https://infourok.ru/kniga-i-chtenie-v-zhizni-cheloveka-2715543.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.017 с.)