Особенности физического развития детей с нарушением зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности физического развития детей с нарушением зрения



Уровень физического развития и физической подготовленности младших школьников с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений в физическом развитии у слабовидящих школьников 

  Тяжелый зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность, приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп.

Многие слабовидящие школьники испытывают трудности в ориентировке в пространстве. У них значительно снижены двигательные функции и качества, а именно: координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8-12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств.

Ослабление двигательной активности слабовидящих приводит к снижению уровня развития познавательных процессов. У младших школьников со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность. Порой у них отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания. Позы детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой при остаточном зрении, монозрении, нарушении бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. Поэтому дети с патологией зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит и сомнению тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.

У слабовидящих детей отмечается отставание в длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. 

Вторичные отклонения:

- нарушения осанки;

- сколиоз;

- плоскостопие

Нарушение осанки у слепых и слабовидящих детей встречается значительно чаще, чем у нормально видящих. Нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 40% и 45%. Как считает Л.В.Шапкова (2003), дети с нарушениями зрения поступают в школу уже со стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. По мнению Г.Г. Демирчогляна (2000), у 87% слабовидящих школьников наблюдается кифотическая деформация позвоночника. 

Сопутствующие заболевания:

- общее недоразвитие речи разных уровней;

- недоразвитие письменной речи (дисграфии);

- соматические заболевания;

- задержка психического развития;

- ДЦП;

- минимальная мозговая дисфункция (негрубое поражение ЦНС, сопровождающееся мышечной дистонией – неуклюжесть, неловкость, скованность в движениях, трудности в освоении письма, точности моторики; суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и организованность).

 

Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ)

 слепых и слабовидящих детей

Задачи АФВ в специальных (коррекционных) школах 3-4 видов:

- воспитание гармонически развитого ребенка;

- укрепление здоровья;

- воспитание волевых качеств;

- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

- развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

Специальные коррекционные задачи:

- охрана и развитие остаточного зрения;

- развитие навыков пространственной ориентировки;

- развитие и использование сохранных анализаторов;

- развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение;

- укрепление мышечной системы глаза;

- коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

- коррекция скованности и ограниченности движений;

- улучшение и укрепление ОДА;

- развитие коммуникативной и познавательной деятельности.

Средства АФВ:

- передвижения (ходьба, бег, подскоки);

- ОРУ без предметов и с предметами (озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели).5 кг, гимнастические палки);

- упражнения на снарядах (скамейка, бревно, гимнастическая стенка, кольца, перекладина);

- упражнения на формирование навыка правильной осанки;

- упражнения для укрепления сводов стопы;

- упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата;

- упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой системы;

- упражнения для развития равновесия, координационных способностей;

- упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий;

- упражнения на расслабление;

- упражнения для развития мелкой моторики рук;

- специальные упражнения для развития зрительного тренинга;

- плавание;

- лыжная подготовка.

Коррекционная направленность АФВ

 В процессе АФВ детей с нарушением зрения учитывают:

- возраст и пол;

- результаты медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;

- степень и характер зрительного нарушения; поля зрения, остроты зрения;

- состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

- исходный уровень физического развития;

- состояние ОДА и его нарушения;

- наличие сопутствующих заболеваний;

- способность ребенка к пространственному ориентированию;

- наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

- состояние и возможности сохранных анализаторов;

- способность восприятия учебного материала;

- состояние нервной системы.

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста, когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать. Поэтому в урок включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для снятия утомления глаз.

АФВ строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей.

Широко используются на занятиях звуковые (озвученные мячи), осязательные (полоса на чехле для матраса), обонятельные ориентиры (мяч с запахом ванилина).

Для стимуляции двигательной активности создаются ситуации успеха, акцент на активизацию работы сохранных анализаторов (слухового, осязательного, обонятельного, зрительного).

Методы и методические приемы обучения.

Особенности применения метода практического упражнения:

- выполнение упражнений в облегченных условиях (бег под уклон);

- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные);

- использование имитационных упражнений (велосипед);

- подражательные упражнения;

- использование страховки, помощи и сопровождения;

- использование изученного движения в сочетании с другими действиями;

- использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки;

- изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне;

- использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу);

- изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, музыкальное сопровождение).

Особенности применения метода наглядности:

- рассматривание предмета по частям;

- определение формы предмета, поверхности, качества, цвета;

- целостное восприятие предмета;

- насыщенность и контрастность цветов (красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

Особенности стимулирования двигательной активности:

- поощрение детей;

- создание условий успеха;

- участие педагога в игре.

Особенности регулирования нагрузки:

- варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;

- варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику;

- воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут повышать внутриглазное давление;

- учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;

- наблюдать за самочувствием занимающихся.

Противопоказания к физическим упражнениям:

- свежая травма оболочек глазных яблок, дегенерация или отслойка сетчатки, дистрофия роговицы, опухоли мозга или глаза, глаукома, катаракта, миопия высокой степени, подвывих хрусталика. При наличии этих заболеваний противопоказаны следующие виды спорта: прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба, хоккей, футбол, баскетбол, велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт.

- резкие наклоны;

- прыжки;

- упражнения с отягощением;

- акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой);

- соскоки со снарядов;

- упражнения с сотрясениями тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы;

- упражнения высокой интенсивности;

- длительные мышечные напряжения и статические упражнения;

- нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.

Слабая степень миопии (до 3д) не является препятствием для занятий спортом. Показаны без ограничений плавание, легкая атлетика (отдельные виды), настольный теннис, художественная гимнастика, туризм, шашки, шахматы, бадминтон, лыжи. Циклические упражнения, упражнения умеренной интенсивности оказывают благоприятное воздействие на зрение. Выбор вида спорта согласовывается с врачом офтальмологом.

Опасен для здоровья не вид движений, а методика проведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.017 с.)