Двигательной активности и работоспособности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двигательной активности и работоспособности ребенка



Одним из основных направленией деятельности санитарно эпидемиологической службы является контроль за условиями жизнедеятельности населения. Применительно к детскому населению, это контроль организации режима дня в детских учреждениях, организации учебной и трудовой деятельности детей и подростков, их двигательной активности. Перед врачами по гигиене детей и подростков стоит задача - создание условий, обеспечивающих высокий уровень работоспособности в процессе занятий и предупреждающих развитие преждевременного утомления и переутомления детей. Выполнение этих задач невозможно без анализа изменений работоспособности, функционального состояния детей в процессе воспитания и обучения. Без этого анализа невозможны оценка физиологической стоимости основных видов деятельности детей в современных условиях, а также разработка мероприятий, программ по оздоровлению, оптимизации условий жизнедеятельности детей и подростков и оценка эффективности предложенных комплексов профилактических мероприятий. В связи с этим врач должен владеть методами исследований, которые позволят провести гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса и составить обоснованные гигиенические рекомендации.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

РЕЖИМА ДНЯ, УЧЕБНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Оценка условий жизнедеятельности детей и подростков, прежде всего, складывается из оценки их режима дня. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей, режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что, в конечном счете, способствует нормальному росту и развитию детей.

Оценка режима дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает анализ следующих обязательных элементов:

1) режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

2) время пребывания на воздухе в течение дня;

3) продолжительность и кратность сна;

4) продолжительность и место обязательных занятий в режиме дня как в условиях детских учреждений (ДДУ, школа, внешкольные учреждения - кружки, дома творчества, дома пионеров), так и дома;

5) продолжительность составных элементов занятий, уроков с детьми и подростками, с учетом их особенностей (занятия в ДДУ, уроки в школе, занятия трудом, физической культурой, практика в УПК и др.), методика преподавания (активный и пассивный методы, наглядность и т.п.), плотность занятий;

6)   свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

При анализе режима дня важно фиксировать и основные условия, в которых осуществляется соответствующая деятельность или отдых ребенка. Помимо продолжительности и кратности сна, важно знать и условия его проведения (наличие веранд, спальных мешков для организации сна на воздухе). Необходимо фиксировать проведение отдельных занятий с детьми на воздухе (в лесу, парке, стадионе, зоопарке и т.п.).

Исследование продолжительности и характера деятельности

Хронометраж:

Хронометраж - простая и доступная методика исследования, позволяющая установить длительность и последовательность выполнения основных видов и элементов деятельности детей и подростков.

Перед проведением наблюдений необходимо ознакомиться с той деятельностью, которую будут выполнять дети, выяснить ее основные элементы. Составляется примерная схема последовательности деятельности ребенка, для чего необходимо правильно расчленить, выделить отдельные элементы урока, занятия и подготовить протокол наблюдения.

Хронометраж ведется при помоши секундомера по текущему времени.

Метод хронометража позволяет получить следующие данные:

1)  продолжительность конкретной деятельности ребенка и ее отдельных элементов, их чередование;

2) плотность занятий ребенка;

3) плотность конкретных учебных элементов деятельности детей;

4) количество микропауз, самопроизвольных перерывов;

5) почасовую производительность труда детей и подростков в период производственной практики, трудовой деятельности.

Плотность занятия - это отношение времени, в течение которого учащийся занят учебной работой, ко всей продолжительности занятия, выраженное в процентах. К времени занятости относится время, затрачиваемое на выполнение задания, слушание объяснения воспитателя или педагога, наблюдение за показом, подготовку и уборку рабочего места.

Для трудовой деятельности и физического воспитания важно также определить время выполнения конкретного задания по освоению соответствующей операции или упражнения, которое также может быть выражено в процентах, по отношению ко времени, в течение которого ребенок занят учебной деятельностью.

Результаты хронометража обычно представляются в табличном виде.

На основе анализа хронометражных наблюдений, сопоставления их с данными функционального состояния и работоспособности детей и подростков обосновываются рациональное построение режима дня детей, определяются оптимальные (учебно-воспитательные и физические) нагрузки, организация отдыха детей.

Хронометраж может быть индивидуальным и массовым. Для характеристики учебной активности учащихся на уроке в классе или мастерской используется массовый хронометраж по специальной форме протокола (таблица 8.1.1.).

 

Исследователь одновременно наблюдает за 20 учениками и каждые 2 минуты ведет учет числа работающих и неработающих учащихся, пользуясь хронокартой. Обработка и анализ данных хронокарты включает подсчет количества отметок "+", "-", "От", "У" по горизонтали, по вертикали. В целом общее число отметок принимается за 100%. Активность учащихся на уроке определяется отношением количества отметок "+" (работает) и "От" (отвечает учителю) к общему числу отметок, выраженном в процентах.

Индивидуальный хронометраж дает возможность получить более точную временную характеристику отдельных элементов урока. Наблюдение осуществляется за 1-2 учащимся и в протоколе фиксируется время, затраченное на отдельные виды деятельности и отдых.

Примерные протоколы хронометражных наблюдений представлены в таблицах 8.1.2.-8.1.3.


Наблюдение за поведением детей

Существенным дополнением при гигиенической оценке учебно-воспитательного процесса в детском учреждении является наблюдение за поведением детей. Оно позволяет правильно объяснить особенности работоспособности детей в процессе их деятельности.

В ходе наблюдения отмечают: 1) внимание и интерес к выполняемой деятельности (заданию);

2) появление объективных признаков снижения работоспособности;

3) частоту непредусмотренных перерывов;

4) отвлечение посторонними делами и разговорами;

5) перемену положения тела.

Наблюдение можно дополнить сбором субъективных жалоб на усталость, головную боль, головокружение и т.д.

Анкетный опрос

Не все элементы режима дня детей и подростков (утренняя гимнастика, время занятий дома, продолжительность сна, игры на воздухе) могут быть непосредственно изучены врачом, в связи с чем используются специальные анкеты.

Для этих целей используются однодневный опросный лист (таблица 8.1.4.) и недельная хронометражная карта (таблица 8.1.5.)


Однодневный опросный лист содержит вопросы по режиму дня, на которые учащийся должен ответить. По представленной анкете ребенок должен подробно ответить на каждый вопрос по данным предыдущего дня - что он делал вчера.

 

 

Недельные хронометражные карты заполняются учащимися в течение всей недели.

При обработке полученных однодневных анкет и недельных карт определяется продолжительность отдыха (ночной сон и прогулки на свежем воздухе), интервалы между приемами пищи и кратность питания, длительность подготовки домашних заданий, продолжительность деятельности по собственному выбору, время работы в кружках и выполнение общественно-полезных поручений, оздоровительных и закаливающих мероприятий. Данные, полученные в ходе опросов детей, сравнивают с режимом дня, установленным для детей и подростков соответствующего возраста, и дают гигиенические рекомендации по упорядочению режима дня и недели.

Для получения достоверных данных и их последующей статистической обработки целесообразно иметь не менее 100 однодневных или 250 недельных опросных листов. При обработке данных, характеризующих продолжительность приготовления уроков, внеклассных занятий, пребывания на воздухе, фактические варианты времени принято распределять, придерживаясь их группировки в таблицы с интервалом в 30 минут

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.014 с.)