Гигиеническая оценка мебели, оборудования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническая оценка мебели, оборудования



И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ МЕСТ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Правильное оснащение воспитательно-образовательных учреждений мебелью имеет важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.

Гигиенические требования, предъявляемые в детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, гигиены, физиологии и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Одним из основных требований является соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной неудобной позы.

Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Вопросы подбора мебели в соответствии с ростом детей, ее маркировки, расстановки в учебных помещениях, рассаживания детей в соответствии с состоянием зрения, слуха, оценка посадки детей являются важной составной частью деятельности санитарного врача по гигиене детей и подростков по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. Статья 22 "Условия воспитания и обучения граждан" Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" требует обеспечить в учебных заведениях условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профилактики заболеваний, а также соблюдения санитарных правил.

Врач по гигиене детей и подростков осуществляет контроль за изготовлением и использованием мебели для детей и подростков: ее соответствие ГОСТам, правильность подбора мебели и ее расстановка в детских учреждениях, обеспечение удобной рабочей позы детей.

Гигиенический контроль за изготовлением и использованием мебели для детей осуществляется с применением Санитарных правил по устройству и содержанию воспитательно-образовательных учреждений и Государственных стандартов "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры" (ГОСТом 19301.1-73-ГОСТ 19301.3-73) и "Мебель школьная. Функциональные размеры":

ГОСТ 5994-86 "Парты" (распространяется на парты, предназначенные для оборудования I-IY классов школ и лечебно-воспитательных учреждений);

ГОСТ 11015-86 "Столы ученические" (распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016-86 для оборудования рабочих мест в классах и учебных кабинетах);

ГОСТ 11016-86 "Стулья ученические" (распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими столами по ГОСТ 11015-86 для оборудования рабочих мест в классах и учебных кабинетах);

ГОСТ 18314-86 "Столы ученические лабораторные" (распространяется на ученические столы, предназначенные для оборудования кабинетов физики, химии и биологии);

ГОСТ 19549-86 "Столы ученические для черчения и рисования" (распространяется на ученические столы, предназначенные для оборудования кабинетов черчения и изобразительного искусства);

ГОСТ 19550-86 "Столы ученические для кабинетов иностранного языка" (распространяется на ученические столы, предназначенные для оборудования кабинетов иностранного языка);

ГОСТ 22359-86 "Стулья для актовых залов" (распространяется на стулья для актовых залов и лекционных аудиторий) и др.

В процессе гигиенического контроля за условиями обучения детей врач должен оценить правильность подбора мебели в классе, ее расстановку и рассаживание учащихся исходя из состояния здоровья, посадку учащегося за школьной мебелью.

7.1. Подбор и маркировка мебели в детском дошкольном учреждении

Для детей дошкольного возраста изготавливаются различных размеров детские столы, стулья, кровати, предназначенные для использования в ДДУ и в быту.

Детские столы должны изготавливаться четырех типов:

I - стол четырехместный для детей 1,5-5 лет;

II - стол двухместный с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий для детей 5-7 лет;

III - стол двухместный трапециевидной формы для детей 1,5-4 лет (дополнительный); 

IY - стол одноместный для использования в быту. В соответствии с ГОСТом для дошкольников выпускается мебель 6 групп с цветной мартиковкой в соответствии с таблицей 7.1.

 

Детские кровати должны изготавливаться двух типов:

I - кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;

II - кровать детская для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

 

Их функциональные размеры представлены в таблице 7.2.

В помещениях для детей в возрасте от 1 года до 4 лет должны быть четырехместные столы; для средней, старшей и подготовительной групп детского сада используются двухместные столы.

При размещении столов во время занятий необходимо учитывать требования к освещенности рабочей поверхности, свет должен падать слева, а столы размещены не более, чем в 2 ряда. Оптимальная зона видения в вертикальной плоскости для детей 2-7 лет - 57 см, максимальная зона - 125-150 см. Расстояние от слепящей зоны окна должно быть не менее 0,45 м (лучше 1 м), а между рядами не менее 0,45 м.

Для предотвращения инфекционных заболеваний минимальная дистанция между кроватями должна быть 0,3 м (от ложа); расстояние от наружных стен до кроватей 0,7-1 м.

В дошкольных группах допускается использовать раскладные кровати с жестким ложем, встроенные одно- и двух-ярусные кровати. Категорически запрещается использование стационарных двухярусных кроватей.

в образовательных учреждениях

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от ростовых показателей детей. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви).

В соответствии с ГОСТами для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой в соответствии с таблицей 7.3.

 

Функциональные размеры ученических столов и стульев (рисунок 7.1. и 7.2.) должны соответствовать указанным в таблицах 7.4. и 7.5.

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп взависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Мебель, изготовленная в соответствии с требованиями ГОСТа, должна иметь цифровую и цветовую маркировку.

Цветная маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

 

 

 

 

*Размеры, указанные в скобках, являются непредпочтительными

 ** При размещении емкости перед коленями сидящего


Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы:

оранжевую - на высоте от 1000 до 1150 мм от пола,

фиолетовую - на высоте от 1150 до 1300 мм от пола,

желтую - на высоте от 1300 до 1450 мм от пола,

красную - на высоте от 1450 до 1600 мм от пола,

зеленую - на высоте от 1600 до 1750 мм от пола,

голубую   - на высоте свыше 1750 мм от пола.


***Эффективная глубина сиденья - размер по горизонтали от передней кромки сиденья до наиболее выпуклой части спинки, измеряемый по оси стула и соответствующий минимальной глубине сиделья

 

По этой линейке школьники могут самостоятельно измерить свой рост и определить маркировочный цвет необходимой мебели.

В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркировки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметровой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты» или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего, обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров.

Зная длину тела школьника (данные находятся в индивидуальной карте - форма N 26) и прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.012 с.)