Силовые установки базовых шасси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Силовые установки базовых шасси



КОНСТРУКЦИИ БАЗОВЫХ ШАССИ

ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

ЧАСТЬ I

 

СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ БАЗОВЫХ ШАССИ

ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

 

 

Рекомендуется федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова в качестве учебного пособия для курсантов Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, обучающихся по специальности «применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения». Протокол Ученого Совета ТВВИКУ №1 от 19 сентября 2019г.

 

 

Тюмень 2019


УДК 623.6                                        

БКК 68.81

К 65

 

Рецензенты:

доцент кафедры Военно-технических дисциплин, доктор технических наук, профессор Силич А.А.; доцент кафедры Тактики (и управления войсками), кандидат военных наук, Володин А.Г.

 

Учебное пособие разработано авторским коллективом в составе: – Марченко Д.В. руководитель авторского коллектива (введение, параграф 1.3 главы 1, главы 2, 3, заключение), кандидата технических наук Лукманова Р.Р. (главы 6; 9) кандидата педагогических наук Ога Р.Н. (главы 5, 8), доцента Крухтанова И.А. (параграфы 1.1, 1.2 главы 1), Михайлова В.М. (глава 7), Абайдуллина Р.У. (глава 4).

Общее редактирование материалов учебного пособия и подготовку его к изданию осуществил Марченко Д.В.

 

 

К-65 Марченко Д.В.

Конструкции базовых шасси инженерной техники. Часть I. Силовые установки базовых шасси инженерной техники: учебное пособие/ авт. кол. Д.В.Марченко и др.; под ред. Д.В.Марченко. - Тюмень: ТВВИКУ, 2019., - 273 с.

 

Учебное пособие предназначено для курсантов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности «Применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения». В учебном пособии изложен материал первого и второго раздела дисциплины «Конструкции базовых шасси инженерной техники».

УДК 623.6

БКК 68.81

Подписано в печать                   Формат 60х90 1/16 Усл. Печ. Л. 2,125. Тираж 100 экз.


ОГЛАВЛЕНИЕ

  СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРЕДИСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. Часть 1 БАЗОВЫЕ ШАССИ (БШ) ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ. КОНСТРУКЦИЯ, КОМПОНОВКА, ТРЕБОВАНИЯ, СВОЙСТВА И ПАРАМЕТРЫ………………………………………………………………… Глава 1. Общие сведения, эффективность применения, перспективы развития БШ …………………………………………………………………. 1.1 Общие сведения о БШ инженерной техники …………………………… 1.1.1 Требования безопасности при изучении и эксплуатации БШ…. 1.1.2 Гусеничные базовые шасси инженерной техники.……..………. 1.1.3 Колесные базовые шасси инженерной техники ………………... 1.2 Эффективность применения техники ……………………………………. 1.2.1 Свойства и параметры..…….…………..………………………… 1.2.2 Определения и термины.……………………….………………… 1.2.3 Оценка эффективности применения техники. …………………. 1.3 Перспективы развития бронетанковой и автомобильной техники ……. 1.3.1 Перспективы развития бронетанковой техники………………… 1.3.2 Перспективы развития автомобильной техники…………........... Вопросы для контроля и самопроверки……………………………………… Глава 2. Общие данные, компоновка, механизмы управления, контрольно-измерительные приборы БШ………………………………... 2.1 Общие данные гусеничных БШ………………………………………….. 2.1.1 Назначение, ТТХ, общее устройство, компоновка машин……... 2.1.2 Механизмы управления………………..…………………………. 2.1.3 Контрольно-измерительные приборы, оборудование.…………. 2.2 Общие данные колесных БШ. …………………………..……………….. 2.2.1 Назначение, ТТХ, общее устройство, компоновка машин…….. 2.2.2 Механизмы управления………………..…………………………. 2.2.3 Контрольно-измерительные приборы………………...………… Вопросы для контроля и самопроверки……………………………………… Часть 2. СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ БАЗОВЫХ ШАССИ……………….. Глава 3 Силовые установки БШ…………………………………………… 3.1 Силовые установки БШ……………………….…………………............... 3.1.1 Типы и марки двигателей БШ инженерной техники……………. 3.1.2 Общее устройство силовой установки. Термины и определения 3.1.3 Принципиальные схемы двигателей основных БШ……………. 3.2 Особенности устройства силовых установок СУ-100П, БМП, МТ-ЛБу, Т-90…………….…………………………………………………..…………… 3.2.1 Особенности устройства двигателя В-59………………………... 3.2.2 Особенности устройства двигателей УТД-20, УТД-29………… 3.2.3 Особенности устройства двигателя ЯМЗ-238 Н ………….......... 3.2.4 Особенности устройства двигателей В-84 МС, В-92 С2………... Вопросы для контроля и самопроверки……………………………………… Глава 4. Механизмы двигателей Камаз-740, В-46………………………... 4.1 Кривошипно-шатунные механизмы двигателей.………………………... 4.1.1 Неподвижные детали кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и работа ………………………………………………….. 4.1.2 Подвижные детали кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и работа ………………………………………………….. 4.2 Механизмы газораспределения двигателей.……………………………... 4.2.1 Назначение, устройство механизма газораспределения двигателя Камаз-740………………………………………………….… 4.2.2 Назначение, устройство механизма газораспределения двигателя В-46………………………………………………………….. 4.2.3 Работа механизмов газораспределения …………………………. 4.3 Механизмы передач двигателей Камаз-740, В-46.………………………. 4.3.1 Назначение, устройство и работа механизма передач двигателя В-46………………………………………………………….................... 4.3.2 Назначение, устройство и работа механизма передач двигателя КамАЗ-740………………………………………………………………. Вопросы для контроля и самопроверки……………………………………… Глава 5. Системы питания двигателей Камаз-740, В-46………………… 5.1 Назначение и устройство систем питания двигателей.………………….. 5.1.1 Назначение и устройство систем питания двигателей топливом 5.1.2 Назначение и устройство систем питания двигателей воздухом и систем наддува.……..……………………………………………….... 5.2 Системы питания двигателей воздухом и системы наддува ……………. 5.2.1 Воздухоочистители и воздушные фильтры………….………….. 5.2.2 Турбокомпрессоры …..................................................................... 5.2.3 Нагнетатель …................................................................................. 5.3 Системы питания двигателей топливом.………………………………… 5.3.1 Топливные насосы высокого давления ……………..…………... 5.3.2 Топливоподкачивающие насосы двигателей.……..……………. 5.3.3 Форсунки ……………..…………………………………………... 5.3.4 Топливные фильтры.……..………………………………………. 5.4 Автоматическое изменение угла опережения подачи топлива и регулирование числа оборотов двигателя …………………………………… 5.4.1 Муфты автоматического изменения угла опережения подачи топлива ………………………………………………………………...... 5.4.2 Автоматическое регулирование числа оборотов двигателя……. Вопросы для контроля и самопроверки………………………………………. Глава 6. Смазочные системы ………………………………………………. 6.1 Смазочные системы.………………………………………………………. 6.1.1 Назначение, общее устройство смазочной системы …………… 6.1.2 Масляные насосы.……..………………………………………….. 6.1.3 Масляные фильтры и радиаторы ………………………………... 6.1.4 Вентиляция картера.……..……………………………………….. Вопросы для контроля и самопроверки………………………………………. Глава 7. Системы охлаждения ……………………………………………... 7.1 Системы охлаждения.……………………………………………............... 7.1.1 Назначение и общее устройство систем охлаждения …………. 7.1.2 Водяные насосы.……..…………………………………………… 7.1.3 Радиаторы, вентиляторы и термостаты ………………………… 7.1.4 Устройство для регулирования интенсивности охлаждения двигателей.……..……………………………………………….............. Вопросы для контроля и самопроверки……………………………………… Глава 8. Системы запуска двигателей …………………………………….. 8.1 Способы запуска двигателей. Предпусковые подогреватели.………….. 8.1.1 Запуск двигателя стартером и сжатым воздухом ………………. 8.1.2 Предпусковые подогреватели двигателей.……..……………….. Вопросы для контроля и самопроверки……………………………………… Глава 9. Техническое обслуживание, возможные неисправности двигателей ……………………………………………………………………. 9.1 Техническое обслуживание, возможные неисправности двигателей В-46, КамАЗ-740 и способы их устранения ………………………………….. 9.1.1 Техническое обслуживание механизмов двигателей …………... 9.1.2 Техническое обслуживание систем двигателей.…………........... 9.1.3 Возможные неисправности двигателей и способы их устранения………………………………………………………………. Вопросы для контроля и самопроверки……………………………………… Заключение……………………………………………………………………. Литература……………………………………………………………………... Приложение 1………………………………………………………………….. стр. 6 7 8     12   12 12 13 15 20 23 24 30 33 37 39 48 56   57 57 57 62 65 73 73 76 78 84 85 85 85 86 87 94     96 96 97 100 101 102 104 104   104   113 120   121   124 126 129   129   131 132 134 134 134   142 147 147 151 154 159 159 170 176 180     184   184 187 193 194 194 194 201 204 209 211 212 212 212 219 221   229 231232 232 232 238 253   254   254254 256   261 266 267 268270

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие предназначено для подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 190110 Транспортные средства специального назначения образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

С учетом специфики прохождения дисциплины «Конструкции базовых шасси инженерной техники» пособие разработано в 3-х частях.

Первая часть посвящена изучению требований, назначения, тактико-технических характеристик, устройства, работы гусеничных базовых шасси инженерной техники, применяемых в инженерных войсках Вооруженных сил Российской Федерации, в целом, а также их силовых установок.

Во второй части пособия содержится материал для изучения трансмиссии, ходовой части, дополнительного и специального оборудования гусеничных базовых шасси инженерной техники.

В третьей части пособия содержится материал для изучения трансмиссии, ходовой части, электрооборудования, дополнительного и специального оборудования колесных базовых шасси инженерной техники.

Представленная часть пособия содержит материал дисциплины, который дается обучающимся в IV семестре обучения и включает материал первого раздела «Базовые шасси (БШ) инженерной техники. Конструкция, компоновка, требования, свойства и параметры» и второго раздела «Силовые установки базовых шасси».


ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина Конструкции базовых шасси инженерной техники реализуется в рамках дисциплин специализации основной профессиональной образовательной программы.

Основной целью освоения учебной дисциплины является подготовка офицера инженерных войск, обладающего основами теоретических знаний и практических навыков в области устройства, функционирования и применения базовых шасси, которые используются под монтаж специального оборудования инженерной техники.

Эффективное освоение учебной дисциплины Конструкции базовых шасси инженерной техники возможно на базе знаний, умений и навыков, ранее полученных при изучении учебных дисциплин:

физика;

начертательная геометрия и инженерная графика;

теория механизмов и машин;

детали машин и основы конструирования;

материаловедение;

технология конструкционных материалов;

метрология, стандартизация и сертификация;

теория силовых установок.

Учебная дисциплина Конструкции базовых шасси инженерной техники изучается на 2 и 3 курсах в IV и V семестрах.

В результате освоения дисциплины курсант должен:

знать:

назначение тактико-технические характеристики, области и перспективы применения базовых шасси;

назначение, технические характеристики, общее устройство, работу, порядок технического обслуживания, эксплуатационные регулировки, возможные неисправности и способы их устранения агрегатов, узлов, механизмов и систем базовых шасси инженерной техники;

компоновочные схемы базовых шасси инженерной техники;

уметь:

использовать знания устройства и основ эксплуатации в процессе применения базовых шасси инженерной техники;

проводить контрольный осмотр, определять неисправности агрегатов, узлов, механизмов и систем базовых шасси инженерной техники;

организовывать и проводить занятия по изучению базовых шасси инженерной техники.

Дисциплина включает три раздела:

Раздел 1. Базовые шасси (БШ) инженерной техники. Конструкция, компоновка, требования, свойства и параметры;

Раздел 2. Силовые установки базовых шасси;

Раздел 3. Трансмиссия, ходовая часть, специальные системы и электрооборудование базовых шасси.

Общая трудоемкость (объем) дисциплинысоставляет 6 зачетных единиц, 216 академических часов. Время на занятия, проводимые в интерактивной форме, составляет 126 часов учебных занятий с преподавателем.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, практические и групповые занятия.

Лекции составляют основу теоретической подготовки. На лекциях излагаются теоретические положения по основам устройства машин, их узлов, агрегатов и механизмов, специальных систем, методики обоснования основных тактико-технических требований к изделию. Лекции имеют целью дать систематизированные основы знаний по дисциплине, связать теоретические вопросы с их практическим воплощением. Лекции отражают актуальные вопросы теории и практики, современные достижения науки, техники и военного строительства. Лекции читаются потоку с использованием мультимедийного сопровождения.

Практические занятия проводятся в специализированном классе с учебной группой. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в освоении военной техники. На практических занятиях изучаются устройство, работа, эксплуатационные регулировки базовых шасси и их агрегатов. Занятия проводятся преподавателем в лаборатории гусеничных и колёсных машин на конкретной технике, узлах, агрегатах и макетах.

Групповые занятия проводятся в целях изучения базовых шасси инженерной техники. На групповых занятиях глубже и конкретнее рассматриваются вопросы, освещенные в лекциях. Они проводятся с учебной группой в специализированном классе с максимальным использованием существующей техники, макетов, узлов и агрегатов.

Самостоятельная работа имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачету без оценки или экзамену. На самостоятельной подготовке необходимо прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать и осмыслить текст, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. Особое внимание следует обратить на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Подготовка к групповым и практическим занятиям осуществляется на основе задания, которое разрабатывается на кафедре. В ходе подготовки к групповым и практическим занятиям следует изучить рекомендованную литературу, в рабочей тетради составить краткие тезисы ответов по каждому вопросу согласно заданию. При подготовке к зачету необходимо в течение одного часа проработать наиболее сложные теоретические вопросы. При подготовке к экзамену необходимо в течение двух дней проработать теоретические вопросы. На третий день, как правило, проводится консультация преподавателем, где разъясняются нераскрытые вопросы. В оставшееся время следует еще раз повторить экзаменационный материал.

Контроль успеваемости и качества подготовки по дисциплине включает текущий контроль, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Основная цель текущего контроля успеваемости – проверка хода и качества усвоения учебного материала, стимулирование учебной работы и совершенствование методики проведения занятий.

Текущий контроль знаний проводится в ходе всех видов занятий:

на лекциях - методом опроса,

на практических и групповых занятиях - по результатам работы на занятии, решения тестовых заданий и заданий для проверки практических умений и навыков.

Рубежный контроль успеваемости проводится в конце изучения каждой темы в форме тестирования.

Промежуточная аттестация осуществляется в целях определения степени достижения учебных целей по итогам изучения материала IV семестра по дисциплине и проводится в форме зачета без оценки. Форма проведения зачета без оценки - письменный ответ на вопросы тестового задания.

В конце V семестра проводится итоговая аттестация по дисциплине в форме экзамена. Итоговая аттестация осуществляется в целях определения степени достижения учебных целей по итогам изучения дисциплины. Форма проведения экзамена – устный ответ на билет.

После освоения дисциплины «Конструкции базовых шасси инженерной техники» курсанты на третьем курсе приступают к освоению дисциплины «Инженерная техника», которая дает знания в области конструкции специального инженерного оборудования, монтируемого на изученных базовых шасси.


 

ЧАСТЬ I. БАЗОВЫЕ ШАССИ (БШ) ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ. КОНСТРУКЦИЯ, КОМПОНОВКА, ТРЕБОВАНИЯ, СВОЙСТВА И ПАРАМЕТРЫ

Перспективы развития БШ

Требования безопасности при изучении и эксплуатации БШ

Общие требования безопасности при работе с техническими средствами:

перед выполнением любых работ изучить инструкцию по требованиям безопасности, получить от руководителя инструктаж;

при выполнении любой работы следовать указаниям и распоряжениям руководителя (старшего);

содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, пролитое масло и другие жидкости немедленно убирать, обтирочный материал складывать в ящики, предназначенные для этой цели;

не обдувать себя и других работающих сжатым воздухом из воздушной магистрали;

беречь и содержите в чистоте и исправности индивидуальные средства защиты (очки, щитки, противогазы и т.д.);

содержать в исправности выданную спецодежду;

индивидуальный шкаф для спецодежды всегда содержать в чистоте и порядке, исключить содержание в нем ненужных вещей и предметов, не предназначенных для личной гигиены;

не работать без предусмотренных нормами спецодежды и средств индивидуальной защиты или в неисправных средствах защиты;

не прикасаться к открытым движущимся частям станка, даже если станок не работает, не трогать его рукояток, ремней, шкивов, шестерен и кнопок пусковых электроустройств;

не приводить в работу станки и другие механизмы, а также транспортные средства, обслуживание которых не поручалось - неумелое обращение со станками, механизмами, а также транспортными средствами может повлечь порчу механизмов и вызвать несчастный случай с людьми;

не находиться в зоне работы подъемно-транспортных средств. Проходить или стоять под поднимаемым грузом, независимо от того, тяжелый он или легкий, запрещено;

не браться не за свое дело, не передавать самовольно порученную работу кому бы то ни было без соответствующего на то разрешения;

заметив нарушение требований безопасности другими лицами или опасность для окружающих, предупредить старшего о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы;

при несчастном случае, даже при самом незначительном, немедленно сообщить старшему и направляться в ближайший медпункт, сохранить до начала расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, каким они были в момент происшествия;

быть внимательным к сигналам, подаваемым водителями движущегося транспорта, и выполнять их;

не заходить без разрешения за специальное ограждение;

не наступать на переносные электропровода на полу;

не ходить по сложенному материалу, деталям, заготовкам;

следить за исправностью и регулярно пользоваться вентиляцией, установленной на рабочем месте;

курить только в специально отведенных местах, перед курением чисто вымыть руки;

после окончания рабочего дня чисто вымыть руки, принять душ, переодеться в повседневную одежду.

Дополнительно, при изучении и эксплуатации техники, необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

при выполнении разборно-сборочных работ следует применять инструмент в соответствии с его назначением, надежно укладывать тяжелые предметы на подставках, стеллажах;

при демонтаже шин воздух из камер выпускать полностью, а при их монтаже стопорное кольцо вставлять в выемку обода полностью по всей внутренней поверхности;

не разводить огонь и не курить вблизи рабочих мест;

перед проведением работ по обслуживанию машины необходимо проверить исправность применяемого оборудования и подготовить рабочее место;

передвигаться по корпусу машины во время работы следует осторожно;

для предупреждения скатывания машины поставить ее на стояночный тормоз, установить упоры под катки или гусеничные ленты;

при обслуживании машины установить ее на ровной горизонтальной площадке, поставить на стояночный тормоз и установить упоры под катки. Открытые крышки люков и боковые двери застопорить.

Строгое и точное выполнение требований безопасности должно являться в каждой войсковой части неотъемлемым мероприятием повседневной деятельности.

В части (подразделении) основными причинами травматизма являются:

необученность личного состава и недостаточный их инструктаж по требованиям безопасности;

слабый технический надзор за выполнением работ и состоянием техники, оборудования и механизмов;

низкая организация рабочих мест, нарушение санитарно-гигиенических норм.

Танк Т-72

Разработка танка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45 и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты. В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46-6 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». Таким образом, 7 августа 1973 г. на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72А. На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателей жидкостного охлаждения семейства, являющегося развитием В-2. На танк Т-72Б устанавливался двигатель В-46-6 с приводным центробежным нагнетателем, развивавшим максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин

Шасси танка Т-72Б используется под монтаж танкового мостоукладчика МТУ-72, бронированной машины разминирования БМР-3, инженерных машин разграждения ИМР-2 и ИМР-2М.

Основное предназначение ИМР-2: создание колонных путей в труднопроходимых местах для продвижения войск, а также проделывание проходов в заграждениях. Машина ИМР-2 была сконструирована в Омске в Конструкторском бюро транспортного машиностроения. В 1980 году машина была принята на вооружение.

Бронированные машины разминирования представляют собой бронированную машину на танковой базе, оснащенную катковым минным тралом (КМТ-7 или КМТ-8). Она предназначена для обеспечения проводки колонн техники и проделывания проходов на заминированных участках местности с обеспечением траления основных типов противотанковых мин путем использования тралящего оборудования и обеспечения деятельности саперного десанта по разминированию. Машины БМР-3 и БМР-3М были приняты на вооружение в 1994 и 1996 годах соответственно.

Танковый мостоукладчик МТУ-72 предназначен для устройства мостовых переходов для пропуска танков и другой боевой техники через узкие препятствия (до 20м).

Современное развитие БТВТ и образцов инженерной техники на их базе происходит в условиях весьма жестких финансовых ограничений, поэтому, для устранения негативного влияния физического и морального старения парка бронированных машин Сухопутных войск весьма актуальной является проблема продления жизненного цикла состоящей на вооружении техники на танковых шасси путем ее модернизации. В настоящее время ведется работа по модернизации существующего парка техники с целью повышения основных ТТХ базового шасси танка Т-72 по защищенности и подвижности. Повышение защищенности достигается за счет установки встроенной динамической защиты, системы электромагнитной защиты, а также снижения вероятности поражения и повышения живучести бронированной техники путем установки современного комплекса оптико-электронного противодействия, средств снижения заметности, усовершенствованной системы ППО. Повышение подвижности базового шасси танка Т-72 обеспечивается путем установки форсированного двигателя типа
В-92С2 мощностью 1000 л.с. (в последующем двигателя В-99 мощностью 1200 л.с.), усиленных бортовых коробок передач и гусениц усовершенствованной конструкции.

Образцы инженерной техники на шасси танка Т-72 обладают значительным модернизационным потенциалом, что позволяет существенно повысить такие основные ТТХ инженерной техники, как защищенность, подвижность, запас хода и другие до уровня шасси танка Т-90.

Танк Т-90

Т-90 «Владимир» — современный российский основной боевой танк. Создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б, под индексом Т-72БМ, однако был в 1992 году принят на вооружение уже под индексом Т-90. С 1985 г. он производился вместе с Т-80У, но отличался от него примитивной неавтоматизированной системой управления огнём (СУО). Таким образом, создание Т-90 подразумевало доведение Т-72Б до уровня Т-80У по всем показателям, чего, однако, до последнего времени не удалось добиться в отношении подвижности. Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателем модели В-84МС, жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л. с. (618 кВт) при 2000 об/мин. На Т-90 поздних выпусков, Т-90А и Т-90С устанавливается двигатель модели В-92С, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л. с. (736 кВт) при 2000 об/мин.

Шасси танка Т-90, серийное производство которого организовано с 1992 года, используется под монтаж инженерной машины разграждения ИМР-3, танкового мостоукладчика МТУ-90 и бронированной машины разминирования БМР-3МА. Серийное производство этих образцов СИВ планируется начать до
2025 г.

Бронированная машина разминирования БМР-3МА представляет собой бронированную машину на базе танка Т-90, оснащенную катковым колейным тралом ТМТ-К или ТМТ-С. Бронированная машина разминирования БМР-3МА предназначена для обеспечения проводки колонн техники и проделывания проходов на заминированных участках местности с обеспечением траления основных типов противотанковых мин. Машина БМР-3МА была принята на вооружение в 2009 году.

Танковый мостоукладчик МТУ-90 (МТУ-90М) предназначен для устройства мостовых переходов для пропуска танков и другой боевой техники через узкие препятствия до 25 м (до 20м).

В стоящих на вооружении образцах инженерной техники в качестве базовых шасси средств преодоления минно-взрывных заграждений, средств преодоления разрушений и препятствий и механизации земляных работ применяются: многоцелевой транспортер-тягач тяжелый МТ-Т (две модификации), многоцелевой тягач легкий бронированный на удлиненной базе МТ-ЛБу, боевая машина пехоты БМП-1, БМП-3 и самоходная установка СУ-100П.

Свойства и параметры

Инженерная машина имеет множество различных свойств, которые могут проявляться при ее создании и эксплуатации. Они определяются в основном ее назначением, принципом действия и условиями применения при выполнении задач инженерного обеспечения боя.

Общие, наиболее распространенные свойства, которые характеризуют инженерную технику, называются эксплуатационно-техническими.

К общим эксплуатационно-техническим свойствам инженерной техники относят:

1. Производительность;

2. Маневренность;

3. Транспортабельность;

4. Живучесть (стойкость);

5. Приспособленность к работе на зараженной местности;

6. Надежность;

7. Экономичность.

Необходимо отметить, что любые свойства инженерной техники количественно характеризуются параметрами.

Параметр машины – величина, характеризующая её конструкцию, режим работы или отдельные свойства. Параметры определяют техническую характеристику изделия или процесса преимущественно с точки зрения производительности, мощности, скорости, основных размеров.

Различают:

1. Конструктивные;

2. Технические;

3. Эксплуатационные параметры.

К конструктивным параметрам относят:

1. Массу;

2. Габаритные и другие виды размеров;

3. Максимальную скорость;

4. Частоту вращения коленчатого вала двигателя и мощность на номинальном режиме;

5. Скоростную и тягово-сцепную характеристики;

6. Механическую характеристику рабочего оборудования.

Конструктивные параметры носят, как правило, более или менее стабильный характер и не зависят от условий применения.

К техническим параметрам относят:

1. Затраты времени на технологические операции;

2. Затраты времени на организационно-эксплуатационные операции;

3. Баланс времени работы машины в процессе выполнения задачи.

Эксплуатационные параметры являются основными показателями свойств машины и зависят не только от ее конструкции, но и от внешних факторов – условий эксплуатации. К ним относят производительность, скорость движения на марше, запас хода, наработку на отказ, ресурс и другие характеристики.

 

Вернемся к подробному рассмотрению эксплуатационно-технических свойств.

Производительность - свойство, характеризующее способность машины выполнять тот или иной объем работ в единицу времени в определенных условиях эксплуатации. Она используется обычно для расчета объема или времени выполнения задачи, суждения о техническом состоянии машины и оценки организации выполнения работ с ее применением.

Затраты времени на технологические операции в общем случае определяются по формуле

,             (1.1)

где , , ,  – соответственно время на подготовку машины к работе, холостые ходы, повороты машины и вспомогательные операции, ч.

Затраты времени на организационно-эксплуатационные операции включают следующие составляющие

 

,               (1.2)

 

где   - затраты времени на передвижение машины в районе выполнения задачи, ч;

 – затраты времени на монтажно-демонтажные работы, выполненные в машине, ч;

– затраты времени на техническое обслуживание машины, ч;

– затраты времени на ремонт (восстановление работоспособности) машины, ч.

Баланс времени работы машины  в процессе выполнения задачи включает три составляющих

 

                       (1.3)

 

где  – время, затрачиваемое машиной непосредственно на работу (время работы рабочего оборудования), ч.

В соответствии с этими затратами времени различают три вида производительности: конструктивную , техническую  и эксплуатационную П э.

Конструктивной производительностью называется максимальная производительность, которую может развить машина, работая непрерывно на расчетной скорости и при расчетном значении сил рабочих сопротивлений. Она определяется тяговым расчетом или экспериментально по формуле

 

                                     (1.4)

 

где  – объем задачи, выполненной инженерной машиной за время .

Конструктивная производительность характеризует максимальные технические возможности машины.

Техническая производительность – это средняя производительность, развиваемая машиной, с учетом затрат времени на технологические операции. Она позволяет оценить технологичность работы машины и определяется по формуле

 

                            .(1.5)

 

Эксплуатационная производительность - это средняя условная производительность машины, развиваемая при выполнении задачи в определенных условиях эксплуатации с учетом технологических и организационно-эксплуатационных факторов.

Эксплуатационная производительность определяется по формуле

 

                   (1.6)

Маневренность – свойство машины, включающее проходимость, подвижность, поворотливость и управляемость.

Проходимость – способность машины двигаться по плохим дорогам и вне дорог.

Подвижность – способность двигаться с высокими средними скоростями.

Поворотливость и управляемость – свойства, характеризующие соответственно возможность поворота машины в стесненных условиях и способность ее сохранять или легко изменять направление движения под действием системы управления.

Транспортабельность – свойство, характеризующее приспособленность машины к перевозкам различными видами транспорта.

К параметрам, от которых зависит транспортабельность, относят габаритные размеры, массу и общее время, необходимое для подготовки машины к перевозкам тем или другим видом транспорта.

Маневренность и транспортабельность часто объединяют в одно свойство – мобильность.

Живучесть – свойство, характеризующее степень устойчивости машины к воздействию поражающих факторов различных видов оружия. Эти факторы могут вывести из строя, как расчет, так и материальную часть. От ядерных средств поражения на расчет могут действовать ионизирующее излучение, проникающее через стенки кабины или корпуса, ударная волна и световой поток.

Выход из строя материальной части возможен, прежде всего, вследствие механического действия ударной волны – местного разрушения корпуса, срыва отдельных узлов, а также из-за опрокидывания или метания машины.

Живучесть машины характеризуется следующими параметрами:

- по защите от ионизирующего излучения – коэффици



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.15 с.)