Результаты корреляционного анализа. Была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты корреляционного анализа. Была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества



 

Была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества положительных выборов в учебной деятельности со значениями показателей фрустрационных реакций Е (r=-0,332) и фрустрационных реакций по типу ЕD (r=-0,378) методики С. Розенцвейга. Следовательно, чем больше подросток склонен к обвинению окружающих и самозащите, тем реже его выбирают сверстники для совместного выполнения учебного задания.

Прямая корреляционная связь прослеживается между значениями показателя количества положительных выборов в учебной деятельности и значений показателя фрустрационных реакций i (r=0,314). То есть, чем чаще подросток берет на себя ответственность за разрешение проблемы, тем чаще сверстники проявляют готовность сотрудничать с ним в учебной деятельности (рис. 4.8).

i
E
ED
Количество положительных выборов в учебной деятельности

 

 

 

 


                                                 

Примечание:                          r<0, p<0,05

                                                   r<0, p<0,01

                                                                                                r>0, p<0,05

 

Рис. 4.8 Корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и фрустрационных реакций (методика С.Розенцвейга) обучающихся 7-8 классов

 

Можно наблюдать обратную корреляционную связь значений показателя количества положительных выборов в досуговой деятельности и значений показателя фрустрационных реакций E методики С. Розенцвейга (r=-0,420). То есть, чем больше подросток склонен к обвинению окружающих, тем реже его выбирают сверстники для совместной досуговой деятельности (рис. 4.9).

  E
Количество отрицательных выборов в досуговой деятельности


                                                                  


Примечание:                          r<0, p<0,01

Рис. 4.9 Корреляционная связь количества положительных выборов в досуговой деятельности и фрустрационных реакций (методика С. Розенцвейга) обучающихся 7-8 классов.

 

В процессе исследования была выявлена обратная корреляционная связь значений показателя количества положительных выборов в учебной деятельности со значениями показателя реакции на фрустрацию Е методики Л.Н. Собчик (r=-0,310). Следовательно, чем ниже социометрический статус подростка, тем чаще он слышит обвинения в его некомпетентности и необразованности.

Количество отрицательных выборов в учебной деятельности
  E

 

 


Примечание:                          r<0, p<0,05

Рис. 4.10 Корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и фрустрационных реакций (методика Л.Н. Собчик) обучающихся 7-8 классов.

 

Таким образом, в результате корреляционного анализа значений показателей количества положительных и отрицательных выборов подростка со значениями показателей фрустрационных реакций (методики С. Розенцвейга и Л.Н. Собчик) были выявлены следующие взаимосвязи:

1) социометрический статус в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации, менее склонны к принятию на себя ответственности за разрешение проблемы и чем чаще они слышат от взрослых упреки в несостоятельности и некомпетентности.

2) социометрический статус в досуговой деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации.

В ходе изучения взаимосвязи количества положительных и отрицательных выборов в учебной и досуговой деятельности с механизмами психологической защиты у обучающихся 7 и 8 классов были получены следующие результаты.

Количество положительных выборов в учебной деятельности  

 


                                                                            

                                                               

C
F

 


Примечание:                         r<0, p<0,05

                                                       

Рис. 4.11 Корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и механизмов психологической защиты (тест – опросник «Индекс жизненного стиля») обучающихся 7-8 классов.

 

Прослеживается обратная корреляционная связь значений показателей количества положительных выборов в учебной деятельности подростков и механизмов психологической защиты «Регрессия» С (r=-0,353) и «Замещение» F (r=-0,385) теста – опросника «Индекс жизненного стиля». Отсюда вытекает, что чем больше подросток склонен к применению неадекватных (примитивных) образцов поведения и снятию негативного эмоционального состояния за счет окружающих, тем реже его выбирают одноклассники для совместной работы на уроках (рис. 4.11)

Прямая корреляционная связь наблюдается между показателем количества отрицательных выборов в учебной деятельности и механизмом психологической защиты «Компенсация» D (r=0,317) теста – опросника «Индекс жизненного стиля». Чем чаще подросток заостряет внимание на своих мнимых или реальных недугах в попытках восполнить их, тем больше у него количество отрицательных выборов в учебной деятельности, то есть тем чаще с ним отказываются вместе выполнять задания (рис. 4.12).

Количество отрицательных выборов в учебной деятельности
D

 

 


Примечание:                            r>0, p<0,05

Рис. 4.12 Корреляционная связь количества отрицательных выборов в учебной деятельности и механизмов психологической защиты тест – опросник «Индекс жизненного стиля») обучающихся 7-8 классов.

 

Можно наблюдать обратную корреляционную связь значений показателя количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и значений показателя механизмов психологической защиты «Проекция» E (r=-0,445) и «Замещение» F (r=-0,451) теста – опросника «Индекс жизненного стиля». То есть, чем больше подросток склонен приписывать негативные качества окружающим в целях собственного самоутверждения и избавляться от нежелательного эмоционального состояния за счет окружающих, тем реже одноклассники проявляют инициативу для проведения совместного досуга.

Существует прямая корреляционная связь между количеством отрицательных выборов в досуговой деятельности и значениями показателя механизма психологической защиты «Отрицание» A (r=0,481) теста – опросника «Индекс жизненного стиля». То есть, чем чаще подросток пытается отрицать наличие возникающих трудностей, тем чаще сверстники отказываются его выбирать для совместной досуговой деятельности (рис. 4.13).

 

Количество отрицательных выборов в досуговой деятельности
A
F
E

 


 Примечание:                              r>0, p<0,01

                                                     r<0, p<0,01

Рис. 4.13 Корреляционная связь количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и механизмов психологической защиты тест – опросник «Индекс жизненного стиля») обучающихся 7-8 классов.

 

Существует прямая корреляционная связь между количеством положительных выборов в учебной деятельности и значениями показателей таких способов поведения в трудных жизненных ситуациях как: принятие ответственности (r=0,458) и планирование решения проблемы (r=0,409) опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Из этого следует, что чем больше подросток способен самостоятельно отвечать за свои поступки и находить пути решения из возникающих обстоятельств, тем чаще к нему обращаются сверстники за советом или решением сложной задачи в процессе учебной деятельности.

 

Дистанция
Бегство / избегание
Конфронтация
Планирование решения проблемы
Принятие ответственности
Количество отрицательных выборов в  учебной деятельности
Количество положительных выборов в учебной деятельности

 


Примечание:                    r<0, p<0,001

                                   r<0, p<0,01

                        r<0, p<0,05

                                    r>0, p<0,001

Рис. 4.14 Корреляционная связь количества отрицательных и положительных выборов в учебной деятельности и значений показателей способов поведения в тяжелой жизненной ситуации опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса у обучающихся 7-8 классов

Существует обратная корреляционная связь количества положительных выборов в учебной деятельности и значений показателей таких способов поведения в трудной жизненной ситуации как: конфронтация (r=-0,595), дистанция (r=-0,339), бегство/избегание (r=-0,483) опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Согласно этому, чем реже подросток пытается прибегнуть к таким формам поведения как агрессия, обесценивание и уход от ответственности в сложных ситуациях, чем чаще сверстники предпочитают сотрудничать с ним в процессе учебной деятельности.

Существует обратная корреляционная связь количества отрицательных выборов в учебной деятельности и значений показателей таких способов поведения в трудных жизненных ситуациях как: принятие ответственности (r=-0,374) и планирование решения проблемы (r=-0,406). Что свидетельствует о том, что чем чаше подросток избегает ответственности при принятии решения в и не умеет находить пути выхода из сложившихся обстоятельств, тем реже с ним взаимодействуют сверстники при выполнении учебного задания (рис. 4.15).

Можно наблюдать прямая корреляционную связь значений показателя количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и значений показателей таких способов поведения в трудных жизненных ситуациях как: самоконтроль (r=0,386), принятие ответственности (r=0,581), положительная переоценка (r=0,541). Следовательно, чем чаще подросток в сложившихся обстоятельствах пытается обвинить себя и найти смысл в случившемся, подавляя при этом свое внутреннее эмоциональное состояние, тем чаще сверстники будут отказываться от проведения с ним досуга.

 

Самоконтроль
Принятие ответственности
Количество отрицательных выборов в досуговой деятельности
Конфронтация
Положительная переоценка

 

 


Примечание:                    r<0, p<0,05

                                   r<0, p<0,01                    

                                    r>0, p<0,001

Рис. 4.15 Корреляционная связь количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и предпочитаемых способов поведения в тяжелой жизненной ситуации  опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса у обучающихся 7-8 классов

 

Обратная корреляционная связь была обнаружена между показателями количества отрицательных выборов в досуговой деятельности и способов поведения в тяжелой жизненной ситуации как: конфронтация (r=-0,466). Следовательно, чем больше подросток склонен отстаивать свои интересы во вред окружающим, тем реже одноклассники проявляют желание в проведении с ним совместной досуговой деятельности (рис. 4.15).

Таким образом, в ходе изучения взаимосвязи механизмов психологической защиты и социометрического статуса подростков были сформулированы следующие выводы:

Количество положительных выборов в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, будет тем ниже, чем чаще они используют такие механизмы психологической защиты как регрессия, замещение, конфронтация, дистанция, бегство и чем меньше они способны самостоятельно отвечать за свои поступки и находить пути решения из возникающих обстоятельств.

Количество отрицательных выборов в учебной деятельности будет тем выше, чем чаще подростки используют такие механизмы психологической защиты как компенсация и чем менее склонны к принятию ответственности и планированию решения проблем.

Количество отрицательных выборов в досуговой деятельности будет тем больше, чем чаще подросток использует такие механизмы психологической защиты, как проекция и замещение и чем чаще склоняется к отрицанию проблемы. Кроме того количество положительных выборов в досуговой деятельности у подростка будет тем больше, чем более он склонен к таким способам поведения в трудных жизненных ситуациях, как самоконтроль, принятие ответственности, положительная переоценка и чем менее склонен к конфронтации.

 

 

Выводы по исследованию

 

Опираясь на результаты исследования, были сформулированы  следующие выводы:

1. В ходе изучения распределения значений показателя социометрических статусов в учебной деятельности у обучающихся 7 и 8 классов, было выявлено, что 40% обследованных подростков являются отвергаемыми. Вероятно, это проявление особенностей подросткового возраста, когда наблюдается снижение интереса к учебе. Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод, что среди подростков, обучающихся в 7-х и 8-х классах, больше лиц со статусом «Отвергаемые» в учебной деятельности и со статусом «Предпочитаемые» в досуговой деятельности. При этом мальчики чаще являются отвергаемыми как учебной, так и досуговой деятельности.

2. Подростки с низким социометрическим статусом в учебной деятельности по сравнению со сверстниками более склонны к фрустрационным реакциям ED, которые заключаются в определении виновного в сложившейся ситуации. Они существенно чаще сталкиваются с обвинениями взрослых в некомпетентности, несостоятельности, неспособности чего-либо добиться, нежели подростки с высоким социометрическим статусом. 

Подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности существенно реже по сравнению со сверстниками используют фрустрационные реакции самообвинения и реакции, направленные на самостоятельное разрешение проблемных ситуаций, но более склонны к обвинению окружающих.

3. В результате сравнительного анализа значений показателей механизмов психологической защиты у подростков, обучающихся в 7 и 8 классах, было выявлено, что:

- подростки с социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвернаемые» в учебной деятельности существенно более склонны по сравнению со сверстниками к использованию таких механизмов психологической защиты, как замещение, конфронтация и бегство. При этом они существенно реже по сравнению с одноклассниками используют такие механизмы психологической защиты как, принятие ответственности и планирование решения проблемы;

- подростки с низкими социометрическими статусами «Пренебрегаемые» и «Отвергаемые» в досуговой деятельности чаще используют такие механизмы психологической защиты, как замещение, конфронтация и проекция.

4. В результате корреляционного анализа значений показателей количества положительных и отрицательных выборов подростка со значениями показателей фрустрационных реакций (методики С. Розенцвейга и Л.Н. Собчик) были выявлены следующие взаимосвязи:

- социометрический статус в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации, менее склонны к принятию на себя ответственности за разрешение проблемы и чем чаще они слышат от взрослых упреки в несостоятельности и некомпетентности.

- социометрический статус в досуговой деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, тем ниже, чем они более склонны к обвинению окружающих в фрустрирующей ситуации.

5. В ходе изучения взаимосвязи механизмов психологической защиты и социометрического статуса подростков было выявлено:

- количество положительных выборов в учебной деятельности у подростков, обучающихся в 7-8 классах, будет тем ниже, чем чаще они используют такие механизмы психологической защиты как регрессия, замещение, конфронтация, дистанция, бегство и чем меньше они способны самостоятельно отвечать за свои поступки и находить пути решения из возникающих обстоятельств;

- количество отрицательных выборов в учебной деятельности будет тем выше, чем чаще подростки используют такие механизмы психологической защиты как компенсация и чем менее склонны к принятию ответственности и планированию решения проблем.

- количество отрицательных выборов в досуговой деятельности будет тем больше, чем чаще подросток использует такие механизмы психологической защиты, как проекция и замещение и чем чаще склоняется к отрицанию проблемы. Кроме того количество положительных выборов в досуговой деятельности у подростка будет тем больше, чем более он склонен к таким способам поведения в трудных жизненных ситуациях, как самоконтроль, принятие ответственности, положительная переоценка и чем менее склонен к конфронтации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.032 с.)