Методы и методики исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и методики исследования



 

3.2.1 Методы исследования:

1) организационные методы (сравнительный метод использовался для изучения различий механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций у подростков с разным социометрическим статусом);

2) эмпирические методы (тестирование как психодиагностический метод);

3) методы обработки данных (математико-статистические методы);

4) интерпретационные методы (анализ результатов эмпирического исследования).

3.2.2 Методики исследования:

1) методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант);

2) вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский вариант);

3) опросник «Способы совладающего поведения» Лазарус

4) методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте;

5) социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского).

 

1. Методика рисуночных фрустраций Розенцвейга (взрослый вариант);

Автор методики: С.Розенцвейг 1945 г.

Назначение методики: проективная методика, предназначена для исследования реакций на неудачу и путей выхода из сложившейся ситуации, препятствующей в достижении желаемого результата.

Описание методики: материал теста представляет собой серию из 24 рисунков с репликой, на которых изображен персонаж в ситуации фрустрации. Респонденту предлагается, взглянув на ситуацию и прочитав монолог выдуманного персонажа слева, дать ответ в развернутом виде в пустом окошке с персонажем справа. Мимика и черты лица у обоих персонажей отсутствуют, поскольку это способствует проективной идентификации черт и получению более достоверных результатов исследования.

Ситуации в стимульном материале можно разделить на две группы:

1) ситуации «препятствие»: 1,3,4,6,8,9,11,12,13,14,15,18,20,22,23,24;

2) ситуация «обвинение»: 2,5,7,10,16,17,19,21.

Обработка результатов: методика разработана так, что каждый ответ можно свести к некоторому числу символов, которые соответствуют теоретической концепции. Где ответы испытуемого оцениваются с двух точек зрения:

1) направленность реакции:

· экстрапунитивные (E) – человек агрессивно реагирует на возникшую ситуацию. Данная реакция направлена на внешние объекты или предметы;

· интрапунитивная (I) – человек в сложившейся ситуации испытывает чувство вины за свои поступки (аутоагрессия);

· импунитивные (М) – у человека не возникает чувства вины, неудовлетворенность в данной ситуации трактуется как малозначимое или неизбежное событие.

2) тип реакции:

· OD «фиксация на препятствии» (E`, M`, I`)

· ED «фиксация на самозащите» (E, M, I)

· NP «фиксация на удовлетворении потребностей» (e, m, i)

Из данных 6 комбинаций возможны 9 счетных факторов оценки

Определение показателя «степень социальной адаптивности»: показатель «степени социальной адаптивности», или иначе говоря, меру индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению (GCR) определяют путем сравнения ответов респондента со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета [2, 7-34].

2. Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик

Автор методики: Л.Н.Собчик 2002 г.

Назначение методики: данная методика была предназначена для изучения:

1) поведения испытуемого в ситуации фрустрации;

2) реакций тревоги, страха и агрессии.

Описание методики: стимульный материал представляет собой различного рода гипотетические ситуации, на которые испытуемый должен дать ответ в письменной форме. Представленные фрустрирующие ситуации затрагивают самые важные области межличностного взаимодействия:

1) подросток – отец;

2) подросток – мать;

3) подросток – приятель/приятельница;

4) подросток – одноклассник/одноклассница;

5) подросток – учитель/учительница;

6) подросток – уличные контакты.

Для учета данных обследования, методика включает в себя не только ответы – высказывания (Что бы я сказал?), но и описание испытанных чувств, в сложившейся ситуации (Что бы при этом почувствовал?). Эти ответы выстраиваются на основе 7 представленных ситуаций по всем категориям (отец, мать и т.д.). Каждая фрустрирующая ситуация носит ценностный смысл для подростка, который зашифрован в бланке ответов следующим образом:

1) A — внешний вид;

2) B — здоровье;

3) C — характер;

4) D — благополучие;

5) E — социальный статус;

6) F — кругозор;

7) G — нравственность.

Обработка результатов: свои ответы респондент заносит в регистрационный бланк, которые переводятся в баллы. Баллы выставляются в соответствии с критериями, описанными в таблице «Вариантов возможных ответов и оценки».

В каждой клеточке регистрационного листа отражаются баллы двух видов:

1) «Высказывания» (слева);

2)  «Чувства» (справа).

Баллы, полученные в вертикальных столбцах, суммируются и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволяет выявить усредненную оценку агрессивности по каждой ценностной категории. Баллы, полученные в горизонтальных строках, суммируются и делятся на количество фрустрационных ситуаций – их 7. Так мы определяем, какие ценности у подростка не реализованы и вызывают состояние агрессии и напряженности.

Максимальные показатели по факторам A, B, C, G, E, F, G - позволяют выявить наиболее значимые ценности испытуемого. А максимальные показатели по факторам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – позволяют обнаружить, кто из ближайшего окружения подростка значим для него, имеет большой авторитет [9].

3. Тест – опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля»

Авторы методики: - Р. Плутчик, Г. Келлерман и Г. Конте

Назначение методики: опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я»

Описание методики: опросник включает 97 утверждений, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются 8 видов защитных механизмов:

1) A «Отрицание» - механизм психологической защиты при помощи которого происходит отрицание обстоятельств, вызывающих тревогу;

2) B «Подавление» - механизм психологической защиты посредством которого неприемлемые для личности желания или чувства, вызывающие тревогу и страх - становятся бессознательными;

3) C «Регрессия» - механизм психологической защиты, с помощью которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать напряженных ситуаций путем перехода на более упрощенные стадии в своем развитии, что существенно обедняет общий запас методов для выхода из конфликтных ситуаций;

4) D «Компенсация» - механизм психологической защиты, который проявляется в попытках найди замену своим реально существующим или надуманным недостаткам при помощи других имеющихся положительных качеств. Чаще всего это осуществляется посредством фантазирования или присвоение себе поведенческих характеристик другой личности;

5) E «Проекция» - механизм психологической защиты, который позволяет неприемлемые и неосознаваемые для личности чувства и мысли приписываются другим людям с целью оправдать себя;

6) F «Замещение» - наиболее распространенная форма психологической защиты, действие которого заключается в выплеске ранее подавляемых эмоций на объекты, не представляющие угрозы или более доступные;

7) G «Интеллектуализация» - защитный механизм, при помощи которого личность выходит из конфликтов используя свои интеллектуальные способности и достоверные данные;

8) H «Реактивное образование» - вид психологической защиты, заключающийся в предотвращении выражения неприятных поступков, чувств и мыслей путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Каждому из этих видов защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции испытуемого, возникающие в тех или иных ситуациях.

Обработка методики: подсчитываются сырые баллы по каждому типу психологической защиты, затем переводятся в проценты и в конце выстраивается профиль защитной структуры обследуемого [1].

4. Социометрическая методика (модификация Я.Л. Коломенского)

Авторы методики: Джекоб Леви Морено 1958 г., Я.Л. Коломенский (детский и специально адаптированный школьный вариант)

Назначение методики: социометрия – метод количественного измерения отношения людей в группах. Методика направлена на выявление характера отношений по типу «симпатия – антипатия» между членами определенной группы.

Описание методики: испытуемому выдается бланк с вопросами, которые выглядят следующим образом: «Кого бы ты пригласил / не пригласил на День рождение?»; «К кому бы ты обратился / не обратился за помощью при подготовке к контрольной работе?» и т.д. Варианты и количество вопросов может быть разным. На бланке прописано 2 положительных и 2 отрицательных вопроса. Это необходимо для того, чтобы определить позицию каждого из обследуемых в группе. В бланке необходимо вписать ФИО одноклассников, либо заменить ФИО числами. Как правило, испытуемому предлагается выбрать 3 человека по типу «симпатия-антипатия».

Обработка методики: полученные баллы по каждому испытуемому в группе суммируются и выводятся персональные социометрические индексы, где мы можем увидеть статус подростка в группе и отношение остальных сверстников к нему. По итогам методики выводятся статусы всех участников, которые выглядят следующим образом:

1) «Звезды»;

2) «Предпочитаемые»;

3) «Принятые»;

4) «Пренебрегаемые»

5) «Отвергаемые»

6) «Изолированные» [3,375]

5. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса

Авторы методики: Р. Лазарус и С. Фолкман 1988 г., адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 г.

Назначение методики: методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудных жизненных ситуаций в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

Описание методики: опросник состоит из 50 утверждений, которые отображены в 8 шкалах: конфронтационный копинг, дистанционирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство – избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка.

 Обработка результатов: подчитываются баллы, суммируя их по каждой субшкале:

· Никогда – 0 баллов;

· Редко – 1 балл;

· Иногда – 2 балла;

· Часто – 3 балла

Где от 0-6 низкий уровень напряженности, говорит о высоком адаптивном потенциале испытуемого; от 7-12 средний, адаптационный потенциал испытуемого находится в пограничном состоянии; от 13-18 высокий уровень напряженности, что свидетельствует о выраженной дезадаптации у испытуемого [4].

Для обработки полученных данных была использована система Excel, а также программа SPSS Statistics Base. Для математической обработки были задействованы следующие методы анализа психологических данных:

1) H-критерий Крускала-Уоллиса предназначен для проверки равенства медиан нескольких выборок. Данный критерий является обобщением аналогом критерия Уилкоксона-Манна-Уитни. Критерий Крускала-Уоллиса предназначен для оценки различий одновременно между тремя, четырьмя и т.д. несвязанными выборками. Данный критерий был применен в силу того, что необходимо было провести сравнение одновременно 4 и 5 выборок, которые были сформированы на основе социометрии [8, 181];

2) первичные статистики – это наиболее упрощенная форма характеристики, при помощи которой происходит описание психологических данных, полученных в ходе тестирования испытуемых. К наиболее часто используемым описательным статистикам относятся: среднее значение, стандартное отклонение;

3) корреляционный анализ – в ходе исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена для расчета достоверности отличий признака между выборками. Критерий был применен для изучения взаимосвязи фрустрационных реакций и механизмов психологической защиты подростков с разным социометрическим статусом. [5, 121]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.024 с.)