Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.



Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

· доминирование левого полушария;

· доминирование правого полушария;

· отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Но считается, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом, ведь для детей этого возраста характерны непроизвольность, невысокая осознанность поведения, эмоциональность, их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер.

 

Левополушарные - рациональны и рассудочны. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Но им не хватает гибкости, непосредственности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

 

Продукцией левого полушария являются положительные эмоции. Это оптимисты.

 

Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двумерным (на плоскости).

 

Правополушарные – эмоциональны и экспрессивны, непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, общительны и контактны. Их целостное восприятие часто окрашивает мир в пессимистичные тона, т.к. правое полушарие продуцирует негативные эмоции.

 

С правым полушарием связаны непосредственно-чувственное восприятие, художественное мышление, творчество. Творчество может проявляться в разных сферах. Например, при решении бытовых проблем и производственных задач, в сфере человеческих отношений. Многие жизненные противоречия могут восприниматься человеком как непреодолимые только потому, что у него доминирует левое полушарие, обеспечивая однозначное, линейное восприятие мира. Образное мышление позволяет снять противоречия благодаря «широте взглядов».

 

Мышление правополушарных является наглядно-образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным).

 

Рассмотрим организацию учебной деятельности с учетом психофизиологических особенностей учащихся на трех основных этапах: создания мотивации к обучению, организации учебной деятельности и результативном.

 

1-й этап: мотивационный. Успех на этом этапе в большой степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать свое положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу.

 

При формировании мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательную сторону. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Занятия школьными науками они рассматривают как средство для развития своего мышления и волевых качеств. Для них более значимым является получение знаний, а не их оценка учителем.

 

На мотивационном этапе урока необходимо учитывать и особенности сенсорного восприятия учащихся. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз. Можно предположить, что учащиеся, отводящие глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарны-ми. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Ви-зуалистов следует посадить на первые парты, а кинестети-ков — на последние. Для активизации умственной деятельности кинестетиков во время урока желательны движения. Например, они могут мять пальцами пластилин или глину, перебирать четки или шарики, массажировать пальцы и др. Правополушарные визуалисты подвержены влиянию освещения рабочего места, югаестетики — его удобству.

 

У левополушарных учащихся рабочая полусфера — правая сторона класса. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. Следовательно, психофизиологическое место левополушарных детей — первый ряд. Они чувствуют себя комфортно в тишине. При посторонних шумах в классе они могут не усвоить информацию.

 

2-й этап: операционная организация (обеспечение) учебной деятельности. Задача учителя на этом этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

 

Для дифференцированного подхода к учебной деятельности необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления.

 

Большинство из принятых в наше время методов развития левополушарных способностей не опираются на образные представления, которые превалируют на ранних этапах обучения. Между тем такая опора возможна и вполне продуктивна. Учитель одной из московских школ Л.А Нотов разработал метод преподавания физики, ориентированный на активацию именно образного мышления. Вместо традиционного подхода, при котором объяснение нового материала начинают с изложения физических законов, которые затем лишь иллюстрируются опытами, Л.А. Нотов начинает с демонстрации яркого, эффектного и наглядного эксперимента и побуждает учеников отталкиваться от непосредственного чувственного восприятия в поисках физических закономерностей.

 

3-й этап: результативный (сравнение предполагаемой оценки с реальной). На этом этапе диагностируется организация уроков, определяется прогноз на будущее. Учитель контролирует и корректирует свою деятельность.

 

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения учениками следующего задания. Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ученика — на уменьшение возможности их сделать приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка.

 

Итоги учебной работы обычно сводятся к оценкам. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итоги, но и его усилия в процессе деятельности (концентрация внимания, терпение, степень затраченных усилий и т.д.).

 

Выбирая методы проверки знаний учащихся, необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга. Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (тесты). Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают правополушарным учащимся возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развернутый ответ. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.005 с.)