Традиционная и развивающая системы обучения. Общая характеристика. Достоинства и недостатки систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная и развивающая системы обучения. Общая характеристика. Достоинства и недостатки систем.



Традиционная система обучения – это система обучения, действующая в практике образования на протяжении длительного временного периода, и сохранившая свои черты и особенности функционирования без существенных изменений.

 

Традиционная система обучения была основана в 17-ом столетии Я.А. Коменским и И.Ф Гербартом. В ее основе лежит классно-урочный стиль обучения. Такая система основывается на приоритет знаний в процессе обучения, которые способны развить личность учащегося. Само обучение не направлено на развитие учащегося. Классно-урочная система обучения основывалась на объединении учащихся в группы о возрастному признаку и уровня развития, которые в последствии обучались вместе, проходя все этапы обучения. Занятия проходят по установленной программе, расписанию и в урочной форме. Приоритетная роль в процессе обучения отводится педагогу. Он является авторитетом. Потребности отдельной личности, ее желания и стремления не учитываются при данной организации.

 

Традиционная система обучения базируется на основных педагогических принципах:

· Принцип научности – основан на идеи о том, что в процессе обучения невозможно получить ложные и неправдоподобные знания, они могут быть только неполными;

· Принцип природосообразности – предполагает следование обучения за развитием. Процесс обучения полностью зависит от развития;

· Принцип последовательности – обучение является поэтапным процессом, проходящим несколько стадий: начиная с простого, элементарного, постепенно усложняясь;

· Принцип доступности – программы образования строятся на основе доступности информации для учащихся. Знания начинают даваться учащимся с простых, понятных, известных, переходя к неизвестным, более сложным и объемным;

· Принцип прочности – предполагает обучение, в ходе которого научные знания должны закрепляться и повторяться для сохранения;

· Принцип наглядности – программы обучения предполагают применение наглядных методик и средств в учебно-воспитательном процессе, позволяющих воспринимать научную информацию, посредством задействования органов чувств;

· Принцип сознательности и активности – учащийся должен быть ознакомлен с целевым назначением образования, знать задачи, поставленные на уроке и проявлять познавательную активность;

· Принцип учета возрастных особенностей развития – программы образования строятся на основе возрастной специфики развития учащихся и их способностей, отвечающих возрасту.

 

Традиционная система обучения была основана на отечественной педагогике и рассчитана на национальные особенности развития страны без учета мировых стандартов и тенденций развития.

 

Традиционное обучение базируется на сообщающем обучении, когда педагог передает знания учащимся, которые должны быть им приняты и усвоены, не подвергаясь сомнению. Обучение носит нормативный характер т.е. осуществляется по четким стандартам, которые должны быть соблюдены. Индивидуальные особенности развития учащихся не учитываются при составлении учебных программ. Программы рассчитываются на средний уровень интеллектуального развития личности.

 

Традиционное обучение было достаточно эффективным и выпустило немало ценных кадров. При этом, тенденции современного развития общества ставят под вопрос актуальность и рациональность применения традиционной системы в образовании. Она характеризуется систематичностью построения обучения, четкой логикой подачи учебной информации, организационной упорядоченностью, экономичностью финансовых и иных ресурсов, применяемых в учебном процессе. При этом, программы обучения являются стандартными и однообразными. Развитию самостоятельности учащихся практически не уделяется время и учащиеся остаются пассивными и не проявляют инициативности в познавательной деятельности. На общение учащихся друг с другом отводится малый временной промежуток. Происходит навязывание определенных стандартов и точек зрения по различным направлениям и исключается выражении своей позиции.

 

Развивающее обучение – это способ организации обучения, характеризующийся активно-деятельностным способом преподнесения учебной информации, который пришел на смену традиционной системе обучения.

 

Данная система обучения ориентирована на развитие самостоятельных навыков личности, формировании способности к саморазвитию и самообучению. Программы обучения рассчитаны на личностное развитие учащихся, формирование их основных качеств, нравственных ценностей, идеологии и мировоззрения. При развивающей форме обучения предполагается применение разнообразных вариантов построения учебно-воспитательного процесса, не придерживаясь четкой структуры и рамок.

 

Развивающее обучение основано на принципе приоритета обучения и следовании развития за ним. Обучение всегда стоит на шаг впереди развития. Оно учитывает закономерности развития и адаптируется к уровню развития и индивидуальным особенностям личности. Воздействия педагогического характера, оказываемые в процессе обучения, выступают мотивацией к развитию и ускоряют его процесс.

 

В процессе развивающего обучения, учащийся выступает полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, определяя его направленность, формы организации, методы прохождения.

 

Существует две основных концепции развивающего обучения:

· Система Эльконина – Давыдова. Данная система основывается на усвоении знаний, по конкретной дисциплине через определение условий их возникновения, определяющими их необходимость и целесообразность освоения. Мыслительный процесс предполагается развивать в данном случае от общего к частному. Действия должны выполняться, посредством перехода интеллектуального действия к выполнению их во внешнем плане и возможности реализации обратного процесса. Учащийся рассматривается в качестве саморазвивающего и самоизменяющегося субъекта обучения.

· Система Л.В. Занкова. Данная система основывается на протекании учебно-воспитательного процесса на повышенном уровне трудности. Программы обучения строятся на приоритетной роли теоретических знаний и должны быть усвоены учащимися не на основе принуждения, а путем осознания их необходимости и потребности в их усвоении.

 

Процесс обучения ставит во главу развитие ребенка во всех областях и направлениях жизнедеятельности. Обучение носит индивидуальный характер и гуманистическую ориентацию. Программы обучения не строятся по шаблонам и исключают однообразное повторение пройденного материала.

 

Плюсы:

1. Каждый ученик является отдельной личностью. В традиционной программе основная часть учебного процесса построена в виде получения огромного количества информации, которую передает учитель. Детям нужно лишь запомнить ее и уметь пересказать. По методике Л.В. Занкова акцент ставится на партнерство. Учитель развивается совместно с учеником. Перед педагогом стоит задача не просто преподать готовую информацию, а научить анализировать и синтезировать ее. С помощью этого можно заинтересовать каждого ученика. Обучение не предусматривает классификацию отметок ни положительных, ни отрицательных, это раскрепощает ребенка и дает возможность проявить себя в коллективной и самостоятельной работе.

2. Развитие творческих способностей. Комфортная обстановка, эффект наглядности, коллективное обсуждение дает начало навыкам осмысленного диалога, развивают критическое мышление и творческий потенциал.

3. Система учит ребенка уходить от стандартного мышления и находить нестандартные ответы.

4. Разнообразие деятельности. Применение дидактических игр, дискуссий, инсценирование и т.д.

5. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития, то есть обучение и развитие находятся в единстве. Обучение идет немного впереди развития, стимулируя, но в то же время, опираясь на него.

 

Минусы:

1. Не всем учащимся по силам быстрый темп и высокая степень сложности. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями, универсальной системы обучения для всех нет. Например, некоторые школьники показывают хорошие результаты по традиционной системе, а с программой по Л.В. Занкову не справляются, так как обучение протекает на высоком уровне трудности.

2. Нет законченного систематизированного комплекса обучения, начиная от дошкольников и заканчивая средним звеном. После окончания начальной школы у ребенка не будет другого выхода кроме адаптации к другой программе.

3. Самоконтроль и самооценка. Не все дети способны объективно оценивать собственные силы.

4. Слабая теоретическая часть. Так как по системе Л.В. Занкова большая часть времени уделена практике, у которой нет готового образца, на теоретическую часть и на закрепление материала отводится меньше времени. Задания бывают настолько сложными, что по силам не каждому взрослому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.013 с.)