Распределение ролей в группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение ролей в группе



Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры. Они начинают предлагать, диктовать, нормировать ход процесса. Часто родители начинают исправлять и активно строить «сказочную страну» вместо ребенка. Таким образом, проясняется не только лидер, но и его направленность: созидательная или разрушительная, а также стиль руководства: демократический, авторитарный.

Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы.

Стиль поведения участников группы

Вести наблюдение за динамикой изменения стиля поведения участников группы можно с помощью протокола. Протокол конструируется по принципу семантического дифференциала и состоит из шкал включающих в себя полярные качества.

Ведущий выставляет оценку каждому участнику группы от 0 до 10 баллов. Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0, 1 и 9,10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества и поэтому обычно не выставляются.

Шкалы Протокола

Агрессивность-миролюбие. Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, обзывается, бросается песком, унижает, вы можете поставить (крест или точку) напротив цифр 2, 3,4.

Крайнее проявление миролюбия: «бьют по щеке — подставь другую», страх конфликта, беззащитность.

Конформизм—лидерство. Шкала отражает тенденцию быть ведомым или лидером.

Отстраненность—вовлеченность. Шкала показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, интерес к работе группы, пассивность или активность участия в групповом процессе. Если ребенку неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безынициативен, то вы можете поставить в этой шкале знак «X» напротив цифр 2, 3 (в зависимости от выраженности качества). Балл 6 отразит достаточную вовлеченность в процесс и «осторожное» проявление активности. Если вы видите; что ребенок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить знак «X» напротив цифр 7 или 8. Активность или пассивность во многом зависят от состояния ребенка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им интересно.

Стереотипность—креативность. Шкала отражает динамику развития у ребенка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и воображения, результаты по этой шкале будут повышаться.

Индивидуализм-сотрудничество. Шкала исследует коммуникативные навыки ребенка.

 

Особый интерес представляет семейное консультирование с использованием песочной терапии. Когда в короткие сроки специалист может определить стиль ситуативной коммуникации, стиль руководства и получить много информации о семье. Кроме того, овладев навыками работы с песочницей, Вы можете составлять занятия с семьей в зависимости от поставленной цели и решаемых задач.

Например: приведенное ниже занятие «Семейное путешествие».

Цель: укрепление взаимоотношений между членами семьи.

Инструкция: ваша семья отправляется в путешествие. Вы должны совместно решить, каким оно будет. Важно учесть мнение каждого члена семьи, для того чтобы путешествие было интересным и увлекательным для каждого. После того как вы все обсудите, постройте это место в песочнице. При этом используйте необходимые для этого предметы и материалы, которые найдете в этой комнате.

Психокоррекция

Т.Д Зинкевич-Евстигнеева пишет об использовании игр и упражнений в коррекционных целях. Однако разработанных программ коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, с использованием песочной терапии для детей нет. Поэтому используя практический опыт в работе с детьми и невероятную изобретательность и фантазию своих маленьких клиентов, я выполнила подборку интересных авторских игр и упражнений с использованием песочной терапии. Некоторые упражнения можно встретить в других коррекционно-развивающих программах, но использование при этом песка, делает занятия интересными и увлекательными.

Цели занятий:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность;

2. Стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

3. Расширение знаний об окружающем мире, увеличение активного словарного запаса;

4. Формирование умения и навыков произвольных действий, программирования и контроля поведения;

5. Развитие познавательных психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, фантазии, пространственных представлений;

6. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

7. Снижение психофизического напряжения

8. Актуализация эмоций, повышение эмоционального интеллекта, коррекция страхов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.007 с.)