Механизм психотерапевтического воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм психотерапевтического воздействия



Штейнхард Ленор пишет, клиент, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям — создать фундамент песочной композиции. Он ощущает удовлетворение, когда под руками возникает некая нужная ему форма, после чего начинает располагать на ней миниатюрные фигурки. Тактильный контакт с песком придает творческому процессу определенность и личностный характер. Без этого контакта творческий процесс не имеет каких-либо границ и носит анонимный характер, словно некая часть внутреннего фундамента человека все еще остается для него невидимой и непризнанной. Пока не создан песочный фундамент, клиент остается в определенной зависимости от психотерапевта; создание же фундамента рассматривается как важный знак принятия им ответственности за себя самого, свидетельства построения некой основы своего дальнейшего развития.

Вейнриб утверждает, что психика неизменно стремится к целостности и самоисцелению посредством создания определенной системы символов. Она добавляет, что отказ признать способность психики к самоисцелению часто ведет к использованию такой формы арт-терапии, которая предполагает высокую степень директивности и чрезмерное использование «техник».

 

Индивидуальная песочная терапия с детьми, перенесшими психологические травмы

Одной из эффективных технологий помощи детям, перенесшим психологические травмы, является песочная терапия. По мнению Копытина, песочная терапия способствует отреагированию эмоций, в том числе и травматичного психологического материала.

Песочная терапия, как способ невербального самовыражения позволяет детям с психологической травмой:

- выявить наличие психотравмирующих ситуаций и связанных с ними изменений эмоционально-волевой сферы, когнитивной, личностных особенностей и поведения ребенка

- снизить тревожность и устранить страхи

- устранить когнитивные искажения

- освоить навыки релаксации

- освоить навыки свободного и адекватного выражения «положительных» и «отрицательных» эмоций.

- преодолеть неадекватные формы поведения (аутоагрессии, агрессии, раздражительности в отношениях, реакции избегания)

- обрести контроль над ситуацией и собственной жизнью, научиться прогнозировать и проектировать позитивное будущее

Задачи, стоящие перед психологом:

1) помочь ребенку проявить свои мысли, чувства, фантазии

2) помочь ребенку отработать внутренние конфликты и полученные психологические травмы, путем:

• приобретения ребенком ощущения контроля над фантазиями

• постепенного изменения сцен из песка;

• изменения/разрешения фантазий и конфликтов;

3) помочь ребенку сконцентрироваться на пространстве, ограниченном песочным ящиком.

Начало песочной терапии

Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Если предложить взрослому человеку поиграть в песочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно подробно объяснить историю и назначение метода песочной терапии отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Маргарет Ловенфельд, предлагая детям песочницу, использовала четкую инструкцию по созданию песочной композиции. Она говорила детям, что создаваемая работа должна передать то, что они не могли бы выразить словами. Она показывала на песочницу и объясняла, что песок может быть оставлен покрывающим дно песочницы для того, чтобы на него можно было поставить предметы, либо собран в кучи, и что голубой цвет дна подноса может обозначать море, озеро или реку. После этого она показывала ребенку содержимое шкафа с игрушками и просила детей «создать из песка картинку», используя при этом имеющиеся в шкафу предметы, либо обходясь без них.

По словам Ловенфельд, «когда начиналась работа, инструкции становились излишними — интерес к творчеству все объясняет». Хотя исследовательница предлагала клиентам выбрать и расположить в песочнице разные предметы, она не забывала сказать о том, что работа с песком сама по себе имеет большое значение.

Кальфф обычно говорила: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поместите это в песочницу, а потом, если захотите, добавьте любые другие предметы»

Ребенку можно предложить закрыть глаза и представить какую-то сцену, ситуацию, какой-то мир, изобразить этот мир на песке, при этом использовать любые имеющиеся игрушки. Причем специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, как, что и сколько предметов выбирает клиент.

Бывает и так, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Если ребенок не идет на контакт, ведущий может сам поиграть в песок, строить свою страну. При этом он комментирует происходящее, как бы разговаривая «сам с собой». Обычно дети присоединяются к игре. Подростки могут выдержать солидную «паузу»: 1—3 занятия смотреть без особого участия, но потом все же присоединяются.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают с чего начать строительство страны в песочнице. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Как только ребенок начал строить песочную картину, нам необходимо занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.006 с.)