Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разграничение понятий КТД: мероприятие, конкурс, игра.
Структура коллективно - творческого дела (ДОПОЛНИТЕЛЬНО) Структура КТД может в принципе не меняться, но вот содержание, вкладываемое в эту структуру, должно ориентироваться на личность. Рассмотрим с этой точки зрения традиционную структуру КТД.
Главные моменты этого этапа – изучение вожатой интересов и запросов ребят и осознанный совместный выбор цели. Чтобы предстоящая деятельность соответствовала не просто интересам воспитанника, а интересам его развития, вожатый должен уметь создать не просто ситуацию выбора, но ситуацию выбора разумного, творческого. Для этого вожатому необходимо иметь не только установку на сотрудничество, но и владеть богатым арсеналом идей, форм и методов воспитания. Выделим основные вопросы, реализуемые на этапе коллективного целеполагания: 1. Диагностика уровня интересов и потребностей воспитанников. 2. Осознание и принятие ребятами общей цели предстоящей деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности, и работающей на развитие личности и на радость и пользу людям. 3. Позиция вожатого как координатора личностных интересов и «носителя» идей, ведущих к обсуждаемой цели.
1. Если коллективное планирование проводиться в форме мозгового штурма, то при обсуждении предложений ребят важно не только подчеркнуть, чьи предложения оказались самыми приемлемыми и конструктивными, но и отметить ребят чье предложение, самое фантастическое, самое краткое и т.д.
2. Если во время коллективного планирования дается время на «штурм» и наработка идей ведется в микрогруппах, то выступающий от микро группы может не только назвать автора идеи, но и тех, кто был организатором обсуждения, кто был самым активным его участником и т. д. 3. Если коллективное планирование ведется на совете дела (после предварительной работы в микрогруппах), то так же отмечаются авторы предложений от микрогруппы. Затем, после составления программы, сценария и заданий, когда все наработки доводятся до остальных ребят организации, нужно сообщить им, кто и какую лепту внес в эти наработки. 4. Можно провести коллективное планирование в форме защиты творческих программ не только от микрогрупп, но и авторских. Коллектив участвует в оценке и выборе предложенных программ, причем победившей среди них дается имя ее автора. 5. Коллективное планирование может быть проведено в форме деловой игры. В этом случае важно заинтересовать каждого участника его ролью, но не увлекаться игровой стороной, а работать на выработку конкретных идей.
Самое важное на этом этапе – распределение поручений. Здесь должны сочетаться добровольность, заинтересованность и желание ребят. Поэтому иногда целесообразнее давать поручения не микрогруппам, а временным группам по интересам. Мастерство вожатого в том, чтобы заинтересовать этими заданиями как можно больше ребят, помочь им определиться, поверить в свои силы. Состав совета дела и групп подготовки не должен оставаться постоянным в течение года. Хотя это гораздо легче идти по накатанной колее: хорошо справились в прошлый раз – пусть успех повториться. Во-первых, каждому неплохо попробовать себя и в роли генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества. Это предоставляет ребятам гораздо большие возможности для самовыражения. Во-вторых, однообразие деятельности притупляет интерес к ней. А если кто-то в который раз хочет быть в совете дела, то можно предложить ему какое-то другое задание.
Вожатый должен видеть на этом этапе каждого, учитывая его интересы и нравственные качества и направляя его желания. Это, конечно, далеко не самый легкий путь. Но именно он может сделать процесс подготовки не менее, а подчас и более интересным и значимым для ребят, чем само дело.
Так же как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент деятельности ребят, необходимо соблюдение следующих принципов: 1. Добровольность и заинтересованность. 2. Возможность выбора в самореализации. 3. Сочетание подготовленных моментов и импровизационных. 4. Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»). 5. Внимание к каждому (со стороны самих ребят и со стороны взрослых). 6. Сотрудничество друг с другом и со взрослыми. Заинтересованность ребят, несомненно, способствует и необычность обстановки, которую создает КТД: раскрепощенность (но не разболтанность), свободное общение, своеобразное оформление помещения, где находиться организация, музыкальный фон, освещение – все это играет огромную роль в психологическом настрое ребят. Возможности для выбора и самореализации закладываются непосредственно в содержание КТД. И здесь приходиться ломать привычные формы. Возможны следующие пути: 1. Переход от групповых форм к добровольному личностному выбору. 2. Ориентация КТД на конкретных ребят. 3. Выбор таких форм КТД, в которых предусмотрены возможности не только для коллективного самовыражения, но и для личностного.
В структуре КТД этот этап играет очень важную роль, особенно, если иметь в виду рефлексию личности. Поэтому, если традиционно коллективный анализ был направлен в большей степени на саму деятельность, то теперь акцент на личностный анализ должен быть гораздо сильнее. «Разговор по кругу». Эта форма коллективного анализа самая сложная. Не каждому легко, особенно без привычки, заставить себя задуматься и высказать свое мнение, не повторенное за другим. Возможно, ребятам поможет то, что они могут отвечать не на все предложенные вопросы, а по выбору: § Мне понравилось сегодняшнее дело, но … § Мне оно не понравилось, но … § Я бы хотел сказать спасибо… § Кому мы принесли радость и пользу? § Что я открыл в себе в людях? § Как я оцениваю свое участие? § Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился? § Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или кого-то? и т.д. «Анкетирование». Этот метод обратной связи может быть мощным средством рефлексии, если вопросы подобраны продуманно, если ребята отвечают на них не наспех, с уверенностью, что их откровенность не будет наказана. «Время на штурм». Это самый оперативный метод коллективного анализа, в котором проводится обсуждение по микрогруппам в течение короткого времени, а затем микрогруппы делятся впечатлениями. «Газета-ветерок». Все сказанное выше записывается на листах бумаги, которые затем наклеиваются на общий лист и вывешиваются на стенде. Можно оставить в газете место «Уголок несогласия», где может высказывать каждый «несогласный». «Цветопись». Здесь для более глубокого анализа вместе с уровнями настроения можно предложить ребятам и набор причин, влияющих на настроение, и они выбирают соответствующее.
Возрастная психология
Свечка = отрядный огонек 1. История 1907 год- Англия (Великобритания). Полковник Роберт Пауэр организовал лагерь скаутов 1911 год – Россия (калужская область). Станислав Шацкий создал трудовую колонию. 1920 год – Антон Сергеевич Макаренко Стал проводить ежедневные общие собрания. 1950-1960 – Россия (Ленинград). Игорь Васильевич Иванов, методически разработал и воплотил в жизнь, и дал название огонек. 2. Что это такое? Огонек – специальным образом подготовленная беседа, которая позволяет вожатому увидеть в ребенке то, что скрыто от глаз. Общение помогает ребенку высказаться, показать себя и увидеть других. Форма воспитательной работы Механизм реализации план-сетки. 3. Цели и задачи Формирование потребности осмысления собственной жизни, знаний, умений, навыков, опыта. Анализированние собственных действий, умение видеть плюсы и минусы. Воспитание культуры общения, правил поведения. Формирование положительного эмоционального восприятия мира и событий. 4. Формы и виды огоньков
Нужно рассказать правила и традиции огонька. Например, так: Во все времена были на земле люди — первопроходцы, путешественники, исследователи, или охотники, или может, даже пираты — весь день был у них связан с преодолением трудностей, с нелёгкими испытаниями, с опасностями, иногда он приносил радости, иногда разочарования, но неизменно под конец дня, вечером, эти люди собирались в кругу у огня, чтоб отдохнуть, поговорить с друг другом, обсудить прошедший день, просто почувствовать, что они вместе. Так и мы с вами идём по жизни день за днём, и так получается, что идём вместе. И хотя наша жизнь и не связана с риском для жизни, в ней так же есть свои испытания, свои радости и огорчения, и пока идёт наша смена, давайте и мы будем вечером собираться в круг, у нашей свечки. (М-м-м, длинновато получается, можно подсократить). Огонь свечки — маленький, но самый настоящий. Более того, оказавшись в центре нашего круга, она обретает неведомую силу: этот маленький комочек света, находится сейчас как раз там, где встречаются наши взгляды, наши мысли, он и услышав всех нас, он способен сотворить чудо. Но всё же эта свечка такая маленькая, нежная, и мы должны с вами беречь её, быть тихими и осторожными, чтоб случайно не погасить это пламя. А бывает, что свечка гаснет потому, что где-то случилось несчастье. И потому, если свечка гаснет, не важно из-за чего, мы немедленно всё прекращаем и расходимся. Итак, мы приходим на огонёк, чтоб говорить. Говорить искренно, откровенно. Серьёзно. Но кроме того, мы приходим на огонёк, чтобы слушать. Слушать и понимать. Слушать так, чтоб легко было говорить. И поэтому на огоньке говорит всегда только один человек — тот, у которого в руке свечка. Он говорит со всеми, и все его слушают. Потом он передаёт свечку дальше по кругу. Правила ведения свечки: § Голоса звучат приглушенно § Право голоса имеет только тот человек, у которого в руках находится символический предмет (игрушка, свеча, талисман или тотем команды) § Исполняются тихие, лиричные песни § Присутствует весь отряд § Нельзя запрещать или заставлять говорить § После огонька все разговаривают вполголоса § Откровенность и принципиальность – норма разговора Для детей эти правила могут быть сформулированы, например, вот так: § Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и попроси слова. § Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. § Критикуй не с целью «уколоть», а с целью помочь, посоветовать. § Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, предлагаешь – действуй. § Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на огоньке или запретить кому-то говорить. § На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует. § Береги время, дай возможность высказаться другому. § Отвечай только за себя, неси ответственность за свои слова. Я говорю «Я», а не «Мы» или «Все». § Не пользуйся общими фразами и клише. § Говори о том, что мешает мне участвовать в работе группы. § Не говори о других участниках в третьем лице, но обращайся непосредственно к ним. Перед началом свечки рассказывается легенда о магии круга, легенда или рассказ о предмете-символе. Традиции и ритуалы: 1. Традиция круга. В круге нет первых и последних, все равны между собой, каждый чувствует плечо товарища, видит глаза друга. В круг входят по доброй воле. 2. Традиция доброго отношения друг к другу. 3. Ритуал зажжения свечи: «первую свечу зажигаем для себя, чтобы у нас все было хорошо. Вторую – за дорогих и близких людей, пусть и у них все будет в порядке. Третью свечу – за всех, разделивших с нами круг. Четвертую – за тех, кого нет с нами». 4. Традиция ведущего. Ведет вечерний огонек дежурный командир или лидер дня. В младших отряда чаще вожатый. 5. Традиция доброго отношения к песне. Песня поется в кругу, ее нельзя прерывать, она всегда поется до конца. 6. Традиция легенд. Легенды рассказываются разные: «О любви», «О дружбе», «О верности», «О гордости» и т.д. 7. Традиция сюрпризов. Сюрприз может быть как материальным, так и духовным, но обязательно для каждого. 8. Выбор «человека дня». В конце огонька тайным голосованием или открытым обсуждением выбирается «человек дня», т.е. тот, что был сегодня лучшим в отряде. Ему вручается отличительный знак, он может заказать себе песню и пр
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.057 с.) |