Тема 8. Понятие и принципы методологии юридической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Понятие и принципы методологии юридической науки



Понятие методологии юридической науки. Метод, принцип, стратегия и методология. Проблема классификации методов. Классические и неклассические методологии. Становление классических методов юридической науки. Рациональное и иррациональное в юридической методологии. Анархизм, плюрализм и комплементарность в юридической методологии. Диалектика и диалог. Диалектика и феноменология (А.Ф. Лосев). Диалектика и герменевтика (Г.-Г. Гадамер). Семиотический метод и аналитическая стратегия. Метод юридической деконструкции. Интегральная (синтезирующая) стратегия в юридической методологии. Системный подход и структурно-функциональная стратегия. Системный подход и синергетика. Трансцендентальная феноменология и стратегия «жизненного мира человека». Антропный принцип в юридической методологии. Интерсубъективность как принцип юридической методологии. Принцип историзма в юридической методологии. Культурологический принцип юридической методологии. Коммуникативный принцип юридической методологии.

Тема 9. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания

Проблемы юридической методологии в постсоветской науке. Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке.

 

4.        Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

 

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации дисциплины История и меьодология юридической науки используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

– при проведении занятий лекционного типа:

Текущий контроль проводится в форме диалога в процессе чтения лекций.

– при проведении занятий семинарского типа:

 

Наименование ОС   Опрос  
Характеристика ОС Опрос - оперативный метод контроля знаний, при котором участникам обсуждения предлагается дать аругментированный ответ на поставленные преподавателем вопросы.
Наполнение ОС См. методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям
Критерии оценки Студент оценивается положительно, если при выполнении задания он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок или если неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, оценивается как половина максимальной оценки. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.

 

Наименование ОС Контрольная работа  
Характеристика ОС Контрольная работа - является способом индивидуальной деятельности обучающегося по концентрированному выражению накопленного знания, обеспечивает возможность одновременной работы всем обучающимся за фиксированное время по однотипным заданиям, что позволяет преподавателю оценить всех обучающихся.
Наполнение ОС Приложение №1
Критерии оценки Студент получает  оценивается положительно в случае, если при выполнении задания он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос и для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения, приведена или учтена судебная практика по данному вопросу. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок или если неполный ответ, требующий дополнений или пояснений. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.

 

Наименование ОС Мозговой штурм (i)  
Характеристика ОС Мозговой штурм - метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые применимы на практике.
Наполнение ОС Приложение №2
Критерии оценки Работа студентов оценивается положительно в случае, если при выполнении задания дан развернутый ответ на поставленную проблему, для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, приведена или учтена судебная практика. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при недостатке фактологии для решения обозначенной проблемы. В этом случае обсуждение должно быть продолжено до достижения положительного результата. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.

 

 

Наименование ОС Работа в малых группах (i)  
Характеристика ОС Работа в малых группах - метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором всем участникам предоставляется возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества. В этих группах обсуждаются отдельные конкретные задачи, на которые распадается первоначальная проблема. участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые применимы на практике.
Наполнение ОС Приложение №3
Критерии оценки Работа студентов оценивается положительно в случае, если при выполнении задания дан развернутый ответ на поставленную проблему, для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, приведена или учтена судебная практика. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при недостатке фактологии для решения обозначенной проблемы. В этом случае обсуждение должно быть продолжено до достижения положительного результата. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.

 

4.1.2. Зачет сдается в форме письменной работы.

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

  Практическое занятие № 1 Тема 1. Понятие юридической науки и методологии права   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Понятие и функции юридической науки. 2. Система юридических наук. 3. Юридические теории.   Вопросы для самоподготовки 1. Юридические научные школы. 2. Юридическая доктрина. 3. Объект и предмет юридической науки.    
Практическое занятие № 2 Тема 2. История юридической науки Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы.   Вопросы для обсуждения 1. Формирование и основные этапы эволюции юридической науки. 2. Юридическая наука в античном мире. 3. Средневековая юриспруденция. 4. Юриспруденция Нового времени.   Вопросы для самоподготовки 1. Современное состояние зарубежной юридической науки. 2. Основные правовые школы современности. 3. Современное состояние отечественной юридической науки.   Занятие в интерактивной форме i В рамках данной темы проводится семинар-презентация «Становление и развитие юридической науки». Участники заранее разбиваются на подгруппы и готовят доклады-презентации, по темам, например, юридическая наука в Древней Греции, средневековая юриспруденция, средневековая юриспруденция и религиозная идеология, юриспруденция Нового Времени, основные правовые школы современности (юридический позитивизм, аналитическая юриспруденция, социологический позитивизм, школа возрожденного естественного права, психологическая школа права) и т.д.  Преподаватель заранее согласовывает темы с членами подгруппы и координирует основные направления работы по подготовке презентаций.  Одна из подгрупп является экспертами, их задача оценить презентации и работу подгрупп. С преподавателем данная группа заранее проговаривает критерии оценки и готовят вопросы каждой из подгрупп. В ходе презентации докладов должны быть продемонстрированы: умения и способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук. Целью занятия, таким образом, является - углубленное изучение студентами исторических и методологических проблем юридической науки, приобретение навыков анализа данной проблематики и определение путей ее разрешения, а также формирование у студентов целостного представления о процессах и основных тенденциях развития теоретических представлений о праве и государстве; умений выделять особенности в развитии политико-правовой мысли в различные периоды истории; Подобная форма занятия способствует формированию исследовательских навыков, развитию коммуникативной культуры, навыков публичного выступления, а также формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов.    
Практическое занятие 3 Тема 3. Общая характеристика научного знания. Методы научного познания   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Современные концепции развития науки. 2. Понятие науки и критерии научного знания. 3. Понятие и сущность научной рациональности. 4. Социокультурная обусловленность науки. 5. Основные этапы развития юридической науки. Вопросы для самоподготовки 1. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. 2. Внутринаучные и социокультурные факторы в развитии научного знания. 3. Традиции и новации в науке. 4. Роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ. 5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук  
Практическое занятие 4 Тема 4. Типы научной рациональности   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Понятие научной рациональности: традиции, новации, эволюция, революция в науке. 2. Критерии классической научной рациональности: 3. Критерии неклассической научной рациональности: историческая школа права. 4. Проблема постнеклассической научной рациональности.   Вопросы для самоподготовки 1. Проблема аподиктичного знания. 2. Доклассическая научная рациональность. 3. Общая характеристика позитивизма  
Практическое занятие 5 Тема 5. Современные представления о научном познании  Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Структура научного знания. 2. Философия науки: предмет, метод, функции. 3. Проблемы взаимодействия науки и общества. 4. Наука как социальный институт. 5. Философско-правовые аспекты научной деятельности.   Вопросы для самоподготовки 1. Функции государства в управлении развитием науки. 2. Политика и современная научная картина мира. 3. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре. 4. Общество знания: понятие и смысл. 5. Научные исследования как условие предотвращения социальных кризисов. 6. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 7. Роль науки в современном образовании и формировании личности. 8. Наука, человек, повседневность.  
Практическое занятие 6 Тема 6. Формирование юридических типов научного познания   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Эпистемологические основания правового мышления. 2. Правопонимание в структуре правового мышления. 3. Образ юридического познания и типы правопонимания. 4. Общая характеристика основных концепций правопонимания. 5. Эпистемологические проблемы юридического позитивизма.   Вопросы для самоподготовки 1. Юридическая наука как вид рациональности. 2. Рациональность права: юридический и метаюридический уровень. 3. Классический рационализм и истоки социальной инженерии, юридического позитивизма и естественноправовой доктрины. 4. Естественноправовая доктрина между рационально-бюрократической инженерией и индивидуальной свободой. 5. Позитивистско-сциентистская рациональность в теории права. 6. Коммуникативная рациональность: релятивистская и европоцентристская модели. 7. Идеи социального государства и кризис либерально-индивидуалистического правопонимания. 8. Этатистский и социологический позитивизм в правоведении.  
Практическое заниятие 7 Тема 7. Юридическое познание как деятельность, стили и образы юридического познания   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы.  Вопросы для обсуждения 1. Деятельность как содержание коммуникации. 2. Научная коммуникация как диалог. 3. Стиль юридического познания как элемент правовой культуры. 4. Образ юридического познания и типы правопонимания.
Практическое заниятие 8 Тема 8. Понятие и принципы методологии юридической науки   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Методология науки: предмет и проблемы. 2. Уровни научного познания. 3. Теоретические и эмпирические методы научного познания. 4. Основные формы научного познания. 5. Методология научного исследования Вопросы для самоподготовки 1. Методологические программы неопозитивизма и постпозитивизма. 2. Структурализм и постструктурализм в науке. 3. Психоаналитическая философия и методология. 4. Наука и постмодернизм.

 

Наименование ОС Контрольная работа
Наполнение ОС Приложение №1

 

 

 

Практическое заниятие 9 Тема 9. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания Вопросы для обсуждения 1. Проблемы юридической методологии в постсоветской науке. 2. Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке.   Занятие в интерактивной форме i Итоговое практическое занятие по курсу проводится в форме круглого стола на тему: «Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке», целью которого является характеристика методологии юриспруденции как самостоятельной области юридического познания. Такая форма дает студентам возможность провести анализ различных правовых систем с привлечением всех ранее изученных теоретических понятий и повторить и закрепить, тем самым пройденный материал. Для того чтобы дискуссия дала плодотворные результаты, круг вопросов для обсуждения определяется и сообщается студентам заранее. Также можно в рамках круглого стола организовать работу малых групп по направлениям: 1) Правовая действительность как объект познания 2) Правовые процессы и явления как предметы научного познания. 3) Проблема валидности методов исследования права 3) Юридическая наука и юридическое образование 4) Формирование юридических типов научного познания 5) Проблема классификации методов. Классические и неклассические методологии и т.д. Подобная форма занятия способствует формированию исследовательских навыков, развитию коммуникативной культуры, навыков публичного выступления, а также формированию общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с задачами данной учебной дисциплины.  

 

Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

Лекции в интерактивной форме

Тема 4,5, 8,9.

i Лекцию целесообразно провести в форме дискуссии со студентами. Целью такой лекции является формирование у студентов коммуникативных навыков, умений использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностей анализировать социально значимые проблемы и процессы. В ходе беседы вопросы задает не только преподаватель, но и студенты. Преподаватель должен направлять и конкретизировать вопросы в рамках темы: историческое развитие институциональных форм научной деятельности; внутринаучные и социокультурные факторы в развитии научного знания; традиции и новации в науке; роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ.

Подобная форма занятия способствует вовлечению студентов в предмет, мотивированию их на получение знаний, установлению контакта между лектором и группой. После, преподаватель делает выводы и переходит к изложению основных положений темы.

 

.

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.

       Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоение компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права ПК-11.1 способность квалифицированно проводить конкретные научные исследования в области права
ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне ПК-12.1 способность преподавать определенную юридическую дисциплин на достаточном теоретическом и методическом уровне
ПК-13 способность управлять самостоятельной работой обучающихся ПК-13.1 способность управлять самостоятельной работой обучающихся
ПК-14 способность организовывать и проводить педагогические исследования ПК-14.1 способность организовывать и проводить педагогические исследования на конкретных учебных группах

 

Шкала оценивания

Для магистрантоввсех форм обучения итоговый контроль осуществляется в форме зачёта.

 

Критерии оценки

Студент получает оценку «зачтено» в случае, если при выполнении работы он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос и для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения, приведена или учтена судебная практика по данному вопросу. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы.  При наличии фактических ошибок в итоговой работе или если в ней содержиться неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы в рамках изучаемого курса из примерного перечня вопросов для подготовки к зачёту. В этом случае, если ответ на дополнительные вопросы не содержит фактических ошибок и не требует дополнений, то студент также получает оценку «зачтено»
Если итоговая работа представляет собой бессвязный набор определений и иных положений, то студент получает оценку «незачет» рассматривается как неверный. При наличии фактических ошибок в итоговой работе или если в ней содержиться неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы в рамках изучаемого курса из примерного перечня вопросов для подготовки к зачёту. В этом случае, если ответ на дополнительные вопросы также содержит ошибок, либо требует дополнений, то студент получает оценку «незачет»

 

 

4.4. Методические материалы

Требования к промежуточной аттестации.

Итоговой формой контроля по дисциплине «История и методология юридической науки» является зачёт. Промежуточная аттестация проводится в письменной форме.

 

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Юриспруденция как наука о праве.

2. Юридическая наука и ее функции.

3. Понятие методологии права.

4. Юридическая наука и юридическое образование.

5. Юридическая наука в Древней Греции.

6. Римская юриспруденция.

7. Средневековая юриспруденция.

8. Юриспруденция Нового Времени.

9. Современное состояние зарубежной юридической науки.

10. История и современное состояние отечественной юридической науки.

11. Общенаучные методы познания права: общая характеристика.

12. Дедукция и индукция как способы познания права.

13. Анализ и синтез как способы познания права.

14. Применение философских категорий в познании права.

15. Системно-структурный метод познания права.

16. Догматический метод познания права: общая характеристика.

17. Структурные и функциональные понятийные ряды правовых категорий.

18. Сравнительный метод познания права: общая характеристика.

19. Синхронное и асинхронное исследование права.

20. Нормативное и функциональное сравнение.

21. Внешнее и внутреннее сравнение.

22. Методика микро и макросравнения.

23. Общее и особенное, типичное и уникальное в правовой действительности.

24. Проблемы классификации правовых систем.

25. Основные школы и направления компаративистики.

26. Историко-правовой метод: общая характеристика.

27. Сравнительно-исторический метод познания права.

28. Социологические методы познания права: общая характеристика.

29. Понятие и виды социально-правовых исследований.

30. Психологические методы исследования правосознания: общая характеристика.

31. Методика изучения деформаций правосознания.

32. Методология специальных юридических наук: общая характеристика.

33. Методология криминологии.

34. Методология криминалистики.

35. Методология судебной психиатрии и психологии.

36. Применение методологии политических и экономических наук в юриспруденции.

37. Использование юридической методологии в правотворчестве.

38. Использование юридической методологии в правоприменении.

39. Методология проведения юридической экспертизы.

40. Методика написания теоретических исследований в области права.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения относится:

использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;

активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;

сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для участия в деловых играх.

использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям.

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы; работа с нормативными правовыми актами; изучение судебной практики; изучение дополнительной научной литературы. На основании этого им может быть предложено:

написать реферата, эссе – подготовить доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников или краткое их изложение;

подготовить тезисы – сформулировать основные положения вопроса, доклада, лекции, сообщения;

подготовить конспект – письменно кратко изложить содержание научной статьи;

выполнить контрольную работу – выполнить письменно предложенные задания;

составить глоссарий – составить словарь понятий и определений по теме;

составить библиографический список с аннотированием литературы – составить полный список литературы по теме с краткой характеристикой содержания книги, статьи, рукописи;

составить тест – составить вопросник по теме с вариантами ответов;

составить таблицу, схему – сгруппировать материал по теме в определенном порядке, по графам;

составить список нормативно-правовых актов – составить список нормативно-правовых актов, регулирующих определенные общественные отношения, указать дату их принятия, номер, последнюю редакцию. Для выполнения данного задания необходимо использовать ИПС «Консультант плюс» или «Гарант»;

решить задачи и казусы – дать развернутый ответ на поставленный практический вопрос, обосновав свои предложения ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и примеры судебной практики;

подготовка презентаций Power Point;

выполнение иных заданий преподавателя.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

Темы для самостоятельного изучения определяются в соответствии с тематическим планом курса, предусмотренным для соответствующей формы обучения. Для подготовки следует использовать рекомендованную в соответствующем разделе литературу, вопросы для обсуждения, а также задания из практикума.

Контрольные мероприятия с целью текущей проверки уровня усвоения студентом знаний по предмету проводятся в соответствии с технологической картой дисциплины на семинарских занятиях. В перечень контрольных мероприятий входят как тестирования, так и контрольные работы, проводимые на основании индивидуального задания студенту, выдаваемого преподавателем.

 

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

Проведение семинарских занятий преследует цели: студент должен знать: знать: юридические типы научного познания; понятие и принципы методологии юридической науки; методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания; современные представления о научном познании; юридическое познание как деятельность; различные стили и образы юридического познания; уметь: применять полученные знания для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы; владеть: методикой самостоятельного изучения и анализа исторического процесса становления и развития юридической науки.

- Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:

- приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;

- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;

- расширении словарного запаса магистров, усвоении ключевой терминологии курса.

Практические занятия по предусматривают следующие задачи:

во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить магистрам возможность проявления их индивидуальности;

во-вторых, проверить качество усвоения магистрами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.

При изучении каждой темы и при подготовке к семинару магистранту рекомендуется:

ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;

ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке университета;

использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.

Для выполнения этих заданий студенту-магистранту надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: юридический словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки нормативных правовых актов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.

Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.

Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:

заслушивая и оценивая выступления и ответы на дополнительные вопросы студентов-магистрантов по плану занятия;

обсуждая решения задач, которые содержатся в практикуме;

проверяя «домашние» задания;

проведя общие письменные аудиторные контрольные работы.

В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке рефератов следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.    

Практикум, детализирующий своим содержанием данную учебную программу, позволяет преподавателю использовать на практических занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как:

метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - имитация реального события – специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию.

 мозговой штурм - метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые применимы на практике;

работа в малой группе - решение предложенных заданий на семинаре по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания.

Интерактивной формой проведения лекционного занятия может являться лекция–дискуссия (в ходе занятия с использованием данного метода студенты участвуют в диалоге по некоторым ключевым вопросам, что способствует лучшей фиксации в памяти всего материала).

Методические указания для контрольных работ и задания на межсессионный период для магистрантов заочной и очно-заочной форм обучения:

 

Контрольная работа по курсу вводится для углубленного освоения отдельных вопросов общей теории государства и права, а также для приобретения навыков практической деятельности при разрешении конкретных ситуаций, связанных с применением норм изучаемой отрасли.

Контрольная работа является частью системы самоподготовки слушателей. Контрольная работа выполняется в форме реферата.

Работа должна быть подготовлена в межсессионный период и сдана на кафедру за 10 календарных дней до даты отчетности по данному предмету по одному из указанных вариантов. Материал контрольной работы должен быть изложен грамотно, без помарок, зачеркиваний и сокращений слов.

Реферат - представляет собой научно-исследовательскую работу теоретического характера.

Позволяет оценить сформированность основной компетенций.

Методика написания реферата

Прежде чем проводить собственное экспериментальное или теоретическое исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат - работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.

Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки. Введение оканчивается формулированием цели и задам исследования.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых источников.

При подготовке реферата важно научиться выделить главное в текстах первоисточников.

Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и грамотно их излагать.

Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов. Основная часть работы заканчивается выводами, в которых кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования.

Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных этапов исследования. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего ее исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.

Библиография. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью выработки навыков самостоятельной научной работы студента и базовой основой любого научного исследования. Оформление используемой библиографии осуществляется в соответствии с действующими ГОСТами.

Требования по оформлению

Объем реферата должен составлять не более 1 п.л. (40 тыс. знаков с пробелами, шрифт Times New Roman 14 кегль, 1,5 интервала, поле со всех сторон 20 мм, текст должен быть отформатирован по ширине, без переносов, с абзацным отступом 1,25 см).

Иллюстративные материалы (рисунки, чертежи, графики, диаграммы, схемы) выполняются с помощью графических электронных редакторов. Все рисунки должны иметь последовательную нумерацию. Объем представляемых иллюстративных материалов не должен превышать формата А4.

Цифровые данные оформляются в таблицу. Таблицы не должны быть громоздкими (не более формата А4). Каждая таблица должна иметь порядковый номер и название. Нумерация таблиц - сквозная. Сокращения слов в таблицах не допускаются за исключением единиц измерения. Электронный вариант каждой таблицы и рисунка предоставляется в отдельном файле. Оформление таблиц – шрифт Times New Roman 12 кегль через одинарный интервал.

       Сноски оформляются в квадратных скобках по тексту статьи, с указанием номера источника по библиографическому списку и страницы либо статьи нормативного акта, на которые ссылается автор (например: [9, с. 36], [18, с. 4]). Как правило, список литературы должен содержать не менее 8-10 источников.

Библиографический список – обязательный элемент статьи, он входит в общее количество страниц. Библиографический список формируется в конце реферата по мере упоминания источников в тексте (не по алфавиту и не по иерархии источников). Не допускается дублирование наименований, а также указание под одним номером нескольких наименований источников или используемой литературы. Оформление библиографического списка должно соответствовать требованиям библиографического описания ISBD (International Standard Bibliographic Description).

Контрольные работы и задания на межсессионный период для магистров.

1. Тестовые задания:

1. Правоведение – это:

а) одна из юридических наук;

б) часть обществоведения, сос



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.203 (0.134 с.)