Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Понятие и принципы методологии юридической науки ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Понятие методологии юридической науки. Метод, принцип, стратегия и методология. Проблема классификации методов. Классические и неклассические методологии. Становление классических методов юридической науки. Рациональное и иррациональное в юридической методологии. Анархизм, плюрализм и комплементарность в юридической методологии. Диалектика и диалог. Диалектика и феноменология (А.Ф. Лосев). Диалектика и герменевтика (Г.-Г. Гадамер). Семиотический метод и аналитическая стратегия. Метод юридической деконструкции. Интегральная (синтезирующая) стратегия в юридической методологии. Системный подход и структурно-функциональная стратегия. Системный подход и синергетика. Трансцендентальная феноменология и стратегия «жизненного мира человека». Антропный принцип в юридической методологии. Интерсубъективность как принцип юридической методологии. Принцип историзма в юридической методологии. Культурологический принцип юридической методологии. Коммуникативный принцип юридической методологии. Тема 9. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания Проблемы юридической методологии в постсоветской науке. Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 4.1.1. В ходе реализации дисциплины История и меьодология юридической науки используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся: – при проведении занятий лекционного типа: Текущий контроль проводится в форме диалога в процессе чтения лекций. – при проведении занятий семинарского типа:
4.1.2. Зачет сдается в форме письменной работы. 4.2. Материалы текущего контроля успеваемости. Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям
Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Лекции в интерактивной форме Тема 4,5, 8,9. i Лекцию целесообразно провести в форме дискуссии со студентами. Целью такой лекции является формирование у студентов коммуникативных навыков, умений использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностей анализировать социально значимые проблемы и процессы. В ходе беседы вопросы задает не только преподаватель, но и студенты. Преподаватель должен направлять и конкретизировать вопросы в рамках темы: историческое развитие институциональных форм научной деятельности; внутринаучные и социокультурные факторы в развитии научного знания; традиции и новации в науке; роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ. Подобная форма занятия способствует вовлечению студентов в предмет, мотивированию их на получение знаний, установлению контакта между лектором и группой. После, преподаватель делает выводы и переходит к изложению основных положений темы.
. 4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.
Шкала оценивания Для магистрантоввсех форм обучения итоговый контроль осуществляется в форме зачёта.
Критерии оценки |
Студент получает оценку «зачтено» в случае, если при выполнении работы он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос и для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения, приведена или учтена судебная практика по данному вопросу. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. При наличии фактических ошибок в итоговой работе или если в ней содержиться неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы в рамках изучаемого курса из примерного перечня вопросов для подготовки к зачёту. В этом случае, если ответ на дополнительные вопросы не содержит фактических ошибок и не требует дополнений, то студент также получает оценку «зачтено» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если итоговая работа представляет собой бессвязный набор определений и иных положений, то студент получает оценку «незачет» рассматривается как неверный. При наличии фактических ошибок в итоговой работе или если в ней содержиться неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы в рамках изучаемого курса из примерного перечня вопросов для подготовки к зачёту. В этом случае, если ответ на дополнительные вопросы также содержит ошибок, либо требует дополнений, то студент получает оценку «незачет» |
4.4. Методические материалы
Требования к промежуточной аттестации.
Итоговой формой контроля по дисциплине «История и методология юридической науки» является зачёт. Промежуточная аттестация проводится в письменной форме.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Юриспруденция как наука о праве.
2. Юридическая наука и ее функции.
3. Понятие методологии права.
4. Юридическая наука и юридическое образование.
5. Юридическая наука в Древней Греции.
6. Римская юриспруденция.
7. Средневековая юриспруденция.
8. Юриспруденция Нового Времени.
9. Современное состояние зарубежной юридической науки.
10. История и современное состояние отечественной юридической науки.
11. Общенаучные методы познания права: общая характеристика.
12. Дедукция и индукция как способы познания права.
13. Анализ и синтез как способы познания права.
14. Применение философских категорий в познании права.
15. Системно-структурный метод познания права.
16. Догматический метод познания права: общая характеристика.
17. Структурные и функциональные понятийные ряды правовых категорий.
18. Сравнительный метод познания права: общая характеристика.
19. Синхронное и асинхронное исследование права.
20. Нормативное и функциональное сравнение.
21. Внешнее и внутреннее сравнение.
22. Методика микро и макросравнения.
23. Общее и особенное, типичное и уникальное в правовой действительности.
24. Проблемы классификации правовых систем.
25. Основные школы и направления компаративистики.
26. Историко-правовой метод: общая характеристика.
27. Сравнительно-исторический метод познания права.
28. Социологические методы познания права: общая характеристика.
29. Понятие и виды социально-правовых исследований.
30. Психологические методы исследования правосознания: общая характеристика.
31. Методика изучения деформаций правосознания.
32. Методология специальных юридических наук: общая характеристика.
33. Методология криминологии.
34. Методология криминалистики.
35. Методология судебной психиатрии и психологии.
36. Применение методологии политических и экономических наук в юриспруденции.
37. Использование юридической методологии в правотворчестве.
38. Использование юридической методологии в правоприменении.
39. Методология проведения юридической экспертизы.
40. Методика написания теоретических исследований в области права.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.
К особенностям самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения относится:
использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;
активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;
сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для участия в деловых играх.
использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям.
Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы; работа с нормативными правовыми актами; изучение судебной практики; изучение дополнительной научной литературы. На основании этого им может быть предложено:
написать реферата, эссе – подготовить доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников или краткое их изложение;
подготовить тезисы – сформулировать основные положения вопроса, доклада, лекции, сообщения;
подготовить конспект – письменно кратко изложить содержание научной статьи;
выполнить контрольную работу – выполнить письменно предложенные задания;
составить глоссарий – составить словарь понятий и определений по теме;
составить библиографический список с аннотированием литературы – составить полный список литературы по теме с краткой характеристикой содержания книги, статьи, рукописи;
составить тест – составить вопросник по теме с вариантами ответов;
составить таблицу, схему – сгруппировать материал по теме в определенном порядке, по графам;
составить список нормативно-правовых актов – составить список нормативно-правовых актов, регулирующих определенные общественные отношения, указать дату их принятия, номер, последнюю редакцию. Для выполнения данного задания необходимо использовать ИПС «Консультант плюс» или «Гарант»;
решить задачи и казусы – дать развернутый ответ на поставленный практический вопрос, обосновав свои предложения ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и примеры судебной практики;
подготовка презентаций Power Point;
выполнение иных заданий преподавателя.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.
Темы для самостоятельного изучения определяются в соответствии с тематическим планом курса, предусмотренным для соответствующей формы обучения. Для подготовки следует использовать рекомендованную в соответствующем разделе литературу, вопросы для обсуждения, а также задания из практикума.
Контрольные мероприятия с целью текущей проверки уровня усвоения студентом знаний по предмету проводятся в соответствии с технологической картой дисциплины на семинарских занятиях. В перечень контрольных мероприятий входят как тестирования, так и контрольные работы, проводимые на основании индивидуального задания студенту, выдаваемого преподавателем.
Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям
Проведение семинарских занятий преследует цели: студент должен знать: знать: юридические типы научного познания; понятие и принципы методологии юридической науки; методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания; современные представления о научном познании; юридическое познание как деятельность; различные стили и образы юридического познания; уметь: применять полученные знания для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы; владеть: методикой самостоятельного изучения и анализа исторического процесса становления и развития юридической науки.
- Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:
- приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;
- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;
- расширении словарного запаса магистров, усвоении ключевой терминологии курса.
Практические занятия по предусматривают следующие задачи:
во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить магистрам возможность проявления их индивидуальности;
во-вторых, проверить качество усвоения магистрами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару магистранту рекомендуется:
ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;
ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке университета;
использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.
Для выполнения этих заданий студенту-магистранту надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: юридический словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки нормативных правовых актов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.
Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.
Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:
заслушивая и оценивая выступления и ответы на дополнительные вопросы студентов-магистрантов по плану занятия;
обсуждая решения задач, которые содержатся в практикуме;
проверяя «домашние» задания;
проведя общие письменные аудиторные контрольные работы.
В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке рефератов следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.
Практикум, детализирующий своим содержанием данную учебную программу, позволяет преподавателю использовать на практических занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как:
метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - имитация реального события – специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию.
мозговой штурм - метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые применимы на практике;
работа в малой группе - решение предложенных заданий на семинаре по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания.
Интерактивной формой проведения лекционного занятия может являться лекция–дискуссия (в ходе занятия с использованием данного метода студенты участвуют в диалоге по некоторым ключевым вопросам, что способствует лучшей фиксации в памяти всего материала).
Методические указания для контрольных работ и задания на межсессионный период для магистрантов заочной и очно-заочной форм обучения:
Контрольная работа по курсу вводится для углубленного освоения отдельных вопросов общей теории государства и права, а также для приобретения навыков практической деятельности при разрешении конкретных ситуаций, связанных с применением норм изучаемой отрасли.
Контрольная работа является частью системы самоподготовки слушателей. Контрольная работа выполняется в форме реферата.
Работа должна быть подготовлена в межсессионный период и сдана на кафедру за 10 календарных дней до даты отчетности по данному предмету по одному из указанных вариантов. Материал контрольной работы должен быть изложен грамотно, без помарок, зачеркиваний и сокращений слов.
Реферат - представляет собой научно-исследовательскую работу теоретического характера.
Позволяет оценить сформированность основной компетенций.
Методика написания реферата
Прежде чем проводить собственное экспериментальное или теоретическое исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат - работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.
Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.
Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки. Введение оканчивается формулированием цели и задам исследования.
Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых источников.
При подготовке реферата важно научиться выделить главное в текстах первоисточников.
Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и грамотно их излагать.
Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов. Основная часть работы заканчивается выводами, в которых кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования.
Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных этапов исследования. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего ее исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.
Библиография. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью выработки навыков самостоятельной научной работы студента и базовой основой любого научного исследования. Оформление используемой библиографии осуществляется в соответствии с действующими ГОСТами.
Требования по оформлению
Объем реферата должен составлять не более 1 п.л. (40 тыс. знаков с пробелами, шрифт Times New Roman 14 кегль, 1,5 интервала, поле со всех сторон 20 мм, текст должен быть отформатирован по ширине, без переносов, с абзацным отступом 1,25 см).
Иллюстративные материалы (рисунки, чертежи, графики, диаграммы, схемы) выполняются с помощью графических электронных редакторов. Все рисунки должны иметь последовательную нумерацию. Объем представляемых иллюстративных материалов не должен превышать формата А4.
Цифровые данные оформляются в таблицу. Таблицы не должны быть громоздкими (не более формата А4). Каждая таблица должна иметь порядковый номер и название. Нумерация таблиц - сквозная. Сокращения слов в таблицах не допускаются за исключением единиц измерения. Электронный вариант каждой таблицы и рисунка предоставляется в отдельном файле. Оформление таблиц – шрифт Times New Roman 12 кегль через одинарный интервал.
Сноски оформляются в квадратных скобках по тексту статьи, с указанием номера источника по библиографическому списку и страницы либо статьи нормативного акта, на которые ссылается автор (например: [9, с. 36], [18, с. 4]). Как правило, список литературы должен содержать не менее 8-10 источников.
Библиографический список – обязательный элемент статьи, он входит в общее количество страниц. Библиографический список формируется в конце реферата по мере упоминания источников в тексте (не по алфавиту и не по иерархии источников). Не допускается дублирование наименований, а также указание под одним номером нескольких наименований источников или используемой литературы. Оформление библиографического списка должно соответствовать требованиям библиографического описания ISBD (International Standard Bibliographic Description).
Контрольные работы и задания на межсессионный период для магистров.
1. Тестовые задания:
1. Правоведение – это:
а) одна из юридических наук;
б) часть обществоведения, сос
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.203 (0.134 с.)