При президенте Российской Федерации». При президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации». При президенте Российской Федерации»



ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

 

    УТВЕРЖДЕНА решением кафедры теории и истории государства и права Протокол от «28» августа 2016 г. №11  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

М2.Б.2 история и методология юридической науки

(ИМЮН)

 

по направлению подготовки

40.04.01 Юриспруденция

 

Магистерская программа:

 Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы

квалификация магистр

для очной и заочной форм обучения

 

 

Год набора – 2016 г.

 

Екатеринбург, 2016 г.


 

Автор–составитель:

к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Е.В. Плахтий

 

Заведующий кафедрой

Теории и истории государства и права д.ю.н., профессор  И.В. Выдрин

              


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ….…   4
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы …….. 5
3. Содержание и структура дисциплины..……………………………………...… 5
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ….……….....   8
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины …..….. 18
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ………….……………………………….     28
6.1. Основная литература …………………………………………………….…..….. 28
6.2. Дополнительная литература ………………………..…………………...………. 28
6.3. Интернет-ресурсы ……………………….………………………………………. 28
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы……...............................   29

 


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина обеспечивает овладение следующими компетенциями:

– компетенции, формирование которых начинается в течение изучения данной дисциплины:

ПК-11.1 - способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;

ПК-12.1 - способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

ПК-13.1 - способностью управлять самостоятельной работой обучающихся;

ПК-14.1 - способностью организовывать и проводить педагогические исследования;

– компетенции, формируемые данной дисциплиной: отсутствуют

– компетенции, формирование которых завершается в течение изучения данной дисциплины: отсутствуют

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания:

По завершению курса у студента будут сформированы знания: юридических типов научного познания; понятия и принципов методологии юридической науки; методологии юриспруденции как самостоятельной области юридического познания; современных представлений о научном познании; юридического познания как деятельность; различных стилей и образов юридического познания;

– сформированы умения:

По завершению курса у студента будут сформированы умения: применять полученные знания для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;

– сформированы навыки:

По завершению курса у студента будут сформированы навыки: владения методикой самостоятельного изучения и анализа исторического процесса становления и развития юридической науки.

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов в 1 семестре;

Зачетная единица для образовательной программы эквивалентна 36 академическим часам, при продолжительности академического часа 45 минут.

Изучение дисциплины «История и методология юридической науки» предполагает контактную работу студентов с преподавателем (проведение лекционных и практических занятий, включая интерактивные формы проведения), самостоятельную работу студента и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (сдачу зачета).

 

Место дисциплины

Дисциплина «История и методология юридической науки» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла ООП (М2.Б.2). Она находится в тесной связи с такими науками, как философия, политология, социология, история, культурология, теология, а также теория и история государства и права. Все эти предметы взаимосвязаны и обогащают друг друга. Дисциплина «История и методология юридической науки» знакомит магистрантов с основными научными подходами к теоретико-правовым исследованиям, процессам возникновения и эволюции юридической науки; формирует у студента правовую культуру и правовое мышление; способствует формированию плюралистического мышления, необходимого для построения гражданского общества и правового государства. Курс предполагает наличие у магистрантов знаний по теории государства и права, истории государства и права, истории политических и правовых учений, политологии в объеме программы магистратуры.

Знания и навыки, полученные магистрантами при изучении данного курса, становятся основой для проведения юридических исследований по другим, в первую очередь отраслевым юридическим наукам.

3. Содержание и структура дисциплины

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма
текущего
контроля успеваемости4, промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

Л КН ПЗ КСР

Очная форма обучения

Тема 1 Понятие юридической науки и методологии права 7 - - 2 1 4 Опрос, Задания для самостоятельной домашней и аудиторной работы
Тема 2 История юридической науки 7 0,5 - 2 (i) 0,5 4 Опрос Тест Задания для самостоятельной домашней и аудиторной работы
Тема 3 Общая характеристика научного знания. Методы научного познания 7 0,5 - 2 0,5 4 Задания для домашней и аудиторной работы
Тема 4 Типы научной рациональности   7 0,5 i - 2(i) 0,5 4 Опрос, Тест Мозговой штурм
Тема 5 Современные представления о научном познании   7 0,5 i - 2 (i) 0,5 4 Работа в малых группах Задания для самостоятельной домашней и аудиторной работы  
Тема 6 Формирование юридических типов научного познания 7 0,5 - 2 0,5 4 Задания для сам-ной домашней и аудиторной работы
Тема 7 Юридическое познание как деятельность, стили и образы юридического познания 7 0,5 - 2(i) 0,5 4 Работа в малых группах Задания для самостоятельной домашней и аудиторной работы
Тема 8 Понятие и принципы методологии юридической науки 9,5 0,5 i -- 2 1 6 Опрос Контрольная работа
Тема 9 Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания 9,5 0,5 i - 2 (i) 1 6 Круглый стол

Промежуточная аттестация

4 - 4 - - - З

Всего:

72 4 4 18 6 40  

Заочная форма обучения

Тема 1 Понятие юридической науки и методологии права 8 0,5 - 1 0,5 6 Опрос, Задания для самостоятельной домашней и аудиторной работы
Тема 2 История юридической науки 8,5 - - 2 0,5 6 Опрос Тест Задания для самостоятельной домашней и аудиторной работы
Тема 3 Общая характеристика научного знания. Методы научного познания 7,5 - - 1 0,5 6 Задания для домашней и аудиторной работы
Тема 4 Типы научной рациональности   7,5 - - 1 0,5 6 Опрос, Тест Мозговой штурм
Тема 5 Современные представления о научном познании   6,5 0,5 - - - 6 -  
Тема 6 Формирование юридических типов научного познания 7,5 - - 1 0,5 6 Задания для сам-ной домашней и аудиторной работы
Тема 7 Юридическое познание как деятельность, стили и образы юридического познания 7,5 - - 1 0,5 6 Работа в малых группах Задания для самостоятельной домашней и аудиторной работы
Тема 8 Понятие и принципы методологии юридической науки 8 - - 1 1 6 Опрос Контрольная работа
Тема 9 Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания 6,5 0,5 - - - 6 -

Промежуточная аттестация

4 - 4 - - - З

Всего:

72 2 4 8 4 54  

 

Содержание дисциплины

Шкала оценивания

Для магистрантоввсех форм обучения итоговый контроль осуществляется в форме зачёта.

 

Критерии оценки

Студент получает оценку «зачтено» в случае, если при выполнении работы он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос и для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения, приведена или учтена судебная практика по данному вопросу. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы.  При наличии фактических ошибок в итоговой работе или если в ней содержиться неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы в рамках изучаемого курса из примерного перечня вопросов для подготовки к зачёту. В этом случае, если ответ на дополнительные вопросы не содержит фактических ошибок и не требует дополнений, то студент также получает оценку «зачтено» Если итоговая работа представляет собой бессвязный набор определений и иных положений, то студент получает оценку «незачет» рассматривается как неверный. При наличии фактических ошибок в итоговой работе или если в ней содержиться неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы в рамках изучаемого курса из примерного перечня вопросов для подготовки к зачёту. В этом случае, если ответ на дополнительные вопросы также содержит ошибок, либо требует дополнений, то студент получает оценку «незачет»

 

 

4.4. Методические материалы

Требования к промежуточной аттестации.

Итоговой формой контроля по дисциплине «История и методология юридической науки» является зачёт. Промежуточная аттестация проводится в письменной форме.

 

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Юриспруденция как наука о праве.

2. Юридическая наука и ее функции.

3. Понятие методологии права.

4. Юридическая наука и юридическое образование.

5. Юридическая наука в Древней Греции.

6. Римская юриспруденция.

7. Средневековая юриспруденция.

8. Юриспруденция Нового Времени.

9. Современное состояние зарубежной юридической науки.

10. История и современное состояние отечественной юридической науки.

11. Общенаучные методы познания права: общая характеристика.

12. Дедукция и индукция как способы познания права.

13. Анализ и синтез как способы познания права.

14. Применение философских категорий в познании права.

15. Системно-структурный метод познания права.

16. Догматический метод познания права: общая характеристика.

17. Структурные и функциональные понятийные ряды правовых категорий.

18. Сравнительный метод познания права: общая характеристика.

19. Синхронное и асинхронное исследование права.

20. Нормативное и функциональное сравнение.

21. Внешнее и внутреннее сравнение.

22. Методика микро и макросравнения.

23. Общее и особенное, типичное и уникальное в правовой действительности.

24. Проблемы классификации правовых систем.

25. Основные школы и направления компаративистики.

26. Историко-правовой метод: общая характеристика.

27. Сравнительно-исторический метод познания права.

28. Социологические методы познания права: общая характеристика.

29. Понятие и виды социально-правовых исследований.

30. Психологические методы исследования правосознания: общая характеристика.

31. Методика изучения деформаций правосознания.

32. Методология специальных юридических наук: общая характеристика.

33. Методология криминологии.

34. Методология криминалистики.

35. Методология судебной психиатрии и психологии.

36. Применение методологии политических и экономических наук в юриспруденции.

37. Использование юридической методологии в правотворчестве.

38. Использование юридической методологии в правоприменении.

39. Методология проведения юридической экспертизы.

40. Методика написания теоретических исследований в области права.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения относится:

использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;

активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;

сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для участия в деловых играх.

использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям.

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы; работа с нормативными правовыми актами; изучение судебной практики; изучение дополнительной научной литературы. На основании этого им может быть предложено:

написать реферата, эссе – подготовить доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников или краткое их изложение;

подготовить тезисы – сформулировать основные положения вопроса, доклада, лекции, сообщения;

подготовить конспект – письменно кратко изложить содержание научной статьи;

выполнить контрольную работу – выполнить письменно предложенные задания;

составить глоссарий – составить словарь понятий и определений по теме;

составить библиографический список с аннотированием литературы – составить полный список литературы по теме с краткой характеристикой содержания книги, статьи, рукописи;

составить тест – составить вопросник по теме с вариантами ответов;

составить таблицу, схему – сгруппировать материал по теме в определенном порядке, по графам;

составить список нормативно-правовых актов – составить список нормативно-правовых актов, регулирующих определенные общественные отношения, указать дату их принятия, номер, последнюю редакцию. Для выполнения данного задания необходимо использовать ИПС «Консультант плюс» или «Гарант»;

решить задачи и казусы – дать развернутый ответ на поставленный практический вопрос, обосновав свои предложения ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и примеры судебной практики;

подготовка презентаций Power Point;

выполнение иных заданий преподавателя.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

Темы для самостоятельного изучения определяются в соответствии с тематическим планом курса, предусмотренным для соответствующей формы обучения. Для подготовки следует использовать рекомендованную в соответствующем разделе литературу, вопросы для обсуждения, а также задания из практикума.

Контрольные мероприятия с целью текущей проверки уровня усвоения студентом знаний по предмету проводятся в соответствии с технологической картой дисциплины на семинарских занятиях. В перечень контрольных мероприятий входят как тестирования, так и контрольные работы, проводимые на основании индивидуального задания студенту, выдаваемого преподавателем.

 

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

Проведение семинарских занятий преследует цели: студент должен знать: знать: юридические типы научного познания; понятие и принципы методологии юридической науки; методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания; современные представления о научном познании; юридическое познание как деятельность; различные стили и образы юридического познания; уметь: применять полученные знания для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы; владеть: методикой самостоятельного изучения и анализа исторического процесса становления и развития юридической науки.

- Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:

- приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;

- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;

- расширении словарного запаса магистров, усвоении ключевой терминологии курса.

Практические занятия по предусматривают следующие задачи:

во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить магистрам возможность проявления их индивидуальности;

во-вторых, проверить качество усвоения магистрами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.

При изучении каждой темы и при подготовке к семинару магистранту рекомендуется:

ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;

ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке университета;

использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.

Для выполнения этих заданий студенту-магистранту надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: юридический словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки нормативных правовых актов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.

Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.

Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:

заслушивая и оценивая выступления и ответы на дополнительные вопросы студентов-магистрантов по плану занятия;

обсуждая решения задач, которые содержатся в практикуме;

проверяя «домашние» задания;

проведя общие письменные аудиторные контрольные работы.

В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке рефератов следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.    

Практикум, детализирующий своим содержанием данную учебную программу, позволяет преподавателю использовать на практических занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как:

метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - имитация реального события – специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию.

 мозговой штурм - метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые применимы на практике;

работа в малой группе - решение предложенных заданий на семинаре по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания.

Интерактивной формой проведения лекционного занятия может являться лекция–дискуссия (в ходе занятия с использованием данного метода студенты участвуют в диалоге по некоторым ключевым вопросам, что способствует лучшей фиксации в памяти всего материала).

Методические указания для контрольных работ и задания на межсессионный период для магистрантов заочной и очно-заочной форм обучения:

 

Контрольная работа по курсу вводится для углубленного освоения отдельных вопросов общей теории государства и права, а также для приобретения навыков практической деятельности при разрешении конкретных ситуаций, связанных с применением норм изучаемой отрасли.

Контрольная работа является частью системы самоподготовки слушателей. Контрольная работа выполняется в форме реферата.

Работа должна быть подготовлена в межсессионный период и сдана на кафедру за 10 календарных дней до даты отчетности по данному предмету по одному из указанных вариантов. Материал контрольной работы должен быть изложен грамотно, без помарок, зачеркиваний и сокращений слов.

Реферат - представляет собой научно-исследовательскую работу теоретического характера.

Позволяет оценить сформированность основной компетенций.

Методика написания реферата

Прежде чем проводить собственное экспериментальное или теоретическое исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат - работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.

Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки. Введение оканчивается формулированием цели и задам исследования.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых источников.

При подготовке реферата важно научиться выделить главное в текстах первоисточников.

Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и грамотно их излагать.

Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов. Основная часть работы заканчивается выводами, в которых кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования.

Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных этапов исследования. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего ее исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.

Библиография. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью выработки навыков самостоятельной научной работы студента и базовой основой любого научного исследования. Оформление используемой библиографии осуществляется в соответствии с действующими ГОСТами.

Требования по оформлению

Объем реферата должен составлять не более 1 п.л. (40 тыс. знаков с пробелами, шрифт Times New Roman 14 кегль, 1,5 интервала, поле со всех сторон 20 мм, текст должен быть отформатирован по ширине, без переносов, с абзацным отступом 1,25 см).

Иллюстративные материалы (рисунки, чертежи, графики, диаграммы, схемы) выполняются с помощью графических электронных редакторов. Все рисунки должны иметь последовательную нумерацию. Объем представляемых иллюстративных материалов не должен превышать формата А4.

Цифровые данные оформляются в таблицу. Таблицы не должны быть громоздкими (не более формата А4). Каждая таблица должна иметь порядковый номер и название. Нумерация таблиц - сквозная. Сокращения слов в таблицах не допускаются за исключением единиц измерения. Электронный вариант каждой таблицы и рисунка предоставляется в отдельном файле. Оформление таблиц – шрифт Times New Roman 12 кегль через одинарный интервал.

       Сноски оформляются в квадратных скобках по тексту статьи, с указанием номера источника по библиографическому списку и страницы либо статьи нормативного акта, на которые ссылается автор (например: [9, с. 36], [18, с. 4]). Как правило, список литературы должен содержать не менее 8-10 источников.

Библиографический список – обязательный элемент статьи, он входит в общее количество страниц. Библиографический список формируется в конце реферата по мере упоминания источников в тексте (не по алфавиту и не по иерархии источников). Не допускается дублирование наименований, а также указание под одним номером нескольких наименований источников или используемой литературы. Оформление библиографического списка должно соответствовать требованиям библиографического описания ISBD (International Standard Bibliographic Description).

Контрольные работы и задания на межсессионный период для магистров.

1. Тестовые задания:

1. Правоведение – это:

а) одна из юридических наук;

б) часть обществоведения, состоящая из совокупности юридических наук;

в) часть юриспруденции, состоящая из совокупности юридических и гуманитарных наук.

 

2. Правоведение – это совокупность знаний о:

а) праве и государстве как социальных явлениях во взаимосвязи с иными социальными явлениями;

б) праве и государстве как важнейших социальных институтах независимо от иных социальных институтов;

в) праве и государстве, а также сущности и содержании других социальных явлений.

 

3. Правоведение включает в себя следующие группы юридических наук:

а) историко-правовые, политико-правовые и специальные;

б) историко-правовые, международно-правовые и специальные;

в) историко-правовые, отраслевые, специальные, международно-правовые.

 

4. Отраслевые юридические науки изучают:

а) отрасли современного российского права;

б) отрасли современного права и историю этих отраслей;

в) деятельность органов государства по формированию и применению норм соответствующих отраслей права.

 

5. Историко-правовые юридические науки изучают:

а) историю возникновения и развития государственно-правовых явлений;

б) закономерности возникновения и развития государства и права;

в) все ответы верны.

 

6. Международное частное право относится к группе юридических наук:

а) отраслевым;

б) специальным;

в) правильных ответов нет.

 

7. К какой группе юридических наук относится криминалистика?

а) специальным;

б) отраслевым;

в) правильных ответов нет.

 

8. К какой группе юридических наук относится история правовых учений?

а) историко-правовым;

б) отраслевым;

в) специальным.

 

9. Банковское право относится к юридическим наукам:

а) финансовым;

б) специальным;

в) отраслевым.

 

10. Судебная медицина относится к наукам:

а) судебным;

б) криминалистическим;

в) специальным.

11. К какой группе юридических наук относится экологическое право?

а) специальных;

б) отраслевых;

в) межотраслевых.

 

12. Какая из указанных наук не относится к юриспруденции?

а) судебная медицина;

б) история политических учений;

в) история государства и права зарубежных стран.

 

13. Предметом изучения теории государства и права являются:

а) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений;

б) свойства государственно-правовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер;

в) все ответы верны.

 

14. В предмет изучения теории государства и права не входят:

а) система юридических понятий и категорий;

б) принципы права;

в) система политических явлений.

 

15. Что из указанного не входит в предмет теории государства и права?

а) регулируемые правом экономические отношения;

б) принципы, аксиомы, презумпции права;

в) система юридических категорий и понятий.

 

16. Теория государства и права изучает:

а) наиболее общие закономерности возникновения отечественного государства и права;

б) наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права;

в) наиболее общие закономерности возникновения учений о праве и государстве.

 

17. Функции теории государства и права:

а) методологическая, гносеологическая, прогностическая;

б) интеграционная, онтологическая, эвристическая;

в) все ответы верны.

 

18. Теория государства и права вырабатывает систему юридических понятий и категорий, используемых другими юридическими науками. Какая функция?

а) методологическая;

б) интеграционная;

в) онтологическая.

 

19. Теория государства и права выступает связующим звеном между юриспруденцией и другими гуманитарными науками. Какая функция?

а) методологическая;

б) интеграционная;

в) эвристическая.

 

20. Теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений. Какая функция?

а) онтологическая;

б) гносеологическая;

в) эвристическая.

 

21. Теория государства и права вырабатывает новые научные концепции и категории способствующие научному познанию государства и права. Какая функция?

а) онтологическая;

б) гносеологическая;

в) эвристическая.

 

22. Теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов. Какая функция?

а) онтологическая;

б) гносеологическая;

в) эвристическая.

 

23. Теория государства и права делает прогнозы изменения и развития государственно-правовых явлений. Какая функция?

а) эвристическая;

б) прогностическая;

в) идеологическая.

 

24. Теория государства и права систематизирует идеи и представления о государстве и праве воздействуя на сознание субъектов социальной жизни. Какая функция?

а) эвристическая;

б) прогностическая;

в) идеологическая.

 

25. Теория государства и права делает теоретические предложения по преобразованию и реформированию государственно-правовой системы. Какая функция?

а) идеологическая;

б) организационно-прикладная;

в) политико-правовая.

 

26. Методология теории государства и права представляет собой:

а) совокупность знаний о праве и государстве;

б) часть предметного знания, в котором вырабатываются знания о принципах и подходах к исследованию предмета теории государства и права;

в) совокупность приемов и способов познания предмета теории государства и права.

 

27. Метод изучения теории государства и права представляет собой:

а) совокупность знаний о праве и государстве;

б) часть предметного знания, в котором вырабатываются знания о принципах и подходах к исследованию предмета теории государства и права;

в) совокупность приемов и способов познания предмета теории государства и права.

 

28. К всеобщим (философским) методам теории государства и права относятся:

а) диалектика и метафизика;

б) анализ и синтез;

в) исторический и логический.

 

29. Общенаучными методами теории государства и права являются:

а) анализ, синтез, системный, функциональный и др.

б) социологический, кибернетический, математический и др.

в) формально-юридический, историко-правовой, правовой эксперимент.

 

30. Частнонаучными методами теории государства и права являются:

а) анализ, синтез, системный, функциональный и др.

б) социологический, кибернетический, математический и др.

в) формально-юридический, историко-правовой, правовой эксперимент.

 

31. Частноправовыми методами теории государства и права являются:

а) анализ, синтез, системный, функциональный и др.

б) социологический, кибернетический, математический и др.

в) формально-юридический, историко-правовой, правовой эксперимент.

 

32. Методы, применяемые на отдельных этапах научного познания:

а) общенаучные;

б) частнонаучные;

в) частноправовые.

 

33. Методы, основанные на достижениях конкретных (частных) наук и используемые теорией государства и права:

 а) общенаучные;

б) частнонаучные;

в) частноправовые.

 

34. Методы, характеризующие специфику познания государственно-правовых явлений:

а) общенаучные;

б) частнонаучные;

в) частноправовые.

 

35. Метод, при котором используется методологическая функция специальных юридических понятий и конструкций:

а) специально-юридический;

б) сравнительно-правовой;

в) диалектический.

 

36. Метод, при котором схожие государственно-правовые явления сравниваются между собой?

а) специально-юридический;

б) сравнительно-правовой;

в) диалектический.

 

37. Апробация законодательных нововведений в локальных, ограниченных масштабах с целью выяснения их эффективности и возможности использования в более широких масштабах. Какой частно-правовой метод исследования?

а) сравнительного правоведения;

б) правовой эксперимент;

в) правовое прогнозирование.

 

38. Сопоставление правового положения Президентов России и США. Какой метод исследования используется?

а) сравнительно-правовой;

б) системно-структурный;



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.317 с.)