Особенности рыночной оценки долей участия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рыночной оценки долей участия



С точки зрения процедур оценки, принципиальных отличий оценки долей участия от оценки акций, можно сказать, нет. На начальном этапе оценки долей проводится анализ макроэкономических показателей страны, региона нахождения компании (ООО) и его общее экономическое состояние, показателей отрасли функционирования оцениваемого общества, выявляются ключевые факторы, влияющие на деятельность ООО, проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО, осуществляется сбор возможных рыночных данных, переводится баланс в «рыночную» форму, производится расчет стоимости бизнеса возможными подходами и методами оценки. На конечном этапе определяется скидка на ликвидность и на контрольный характер доли, а также окончательное согласование итогов ее оценки.

Особенность оценки состоит не столько в подходах к оценке, сколько в содержании процедур оценки – несмотря на широко используемую форму ООО содержание деятельности и состояние ООО практически невозможно понять из публичных источников.

Существенная роль в обеспечении корректности проведения оценки доли принадлежит психологическому (человеческому) фактору – люди (юридические лица) вместе работали в одной компании, делили весь бизнес и результаты его деятельности между собой, и вдруг один из них решает продать (выйти из бизнеса) свою часть бизнеса и заказывает оценку доли. Причин для такого решения может быть множество, а для потенциального «рыночного» покупателя понимание таких мотиваций с чисто человеческой точки зрения становится важнейшим. Указанный фактор имеет место начиная с этапа сбора и анализа данных для оценки, заканчивая передачей отчета об оценке заказчику.

 

3

 

С целью определения итоговой величины ценности в процессе оценки предприятия, в зависимости от цели оценки, метода оценки и приобретаемого пакета акций учитываются:

- премия за приобретение контрольного пакета;

- скидка за неконтрольный характер;

- скидка за недостаточную ликвидность ценных бумаг.

Премия за контроль. Имеющие стоимостные выражения преимущества, связанные с владением контрольного пакета акций, определены как возможностью осуществления полноправного управления предприятием,так и финансовыми преимуществами от управления денежными средствами компании и определением дивидендной политики. Основные преимущества владения контрольным пакетом:

- выборы совета директоров и назначение менеджеров;

- определение вознаграждения менеджеров и их привилегии;

- определение политики предприятия, определение стратеги развития бизнеса;

- принятие решения о ликвидации, распродаже активов предприятия;

- принятие решений о поглощении или слиянии с другими компаниями;

- изменение уставных документов;

- принятие решений об эмиссии;

- распределение прибыли по итогам деятельности.

Скидка за неконтрольный характер – величина, на которую пропорционально уменьшается доля пакета акций в общей ценности предприятия с учетом неконтрольного характера оцениваемого пакета.

Скидка за недостаточную ликвидность определяется как величина или доля в процентах, на которую уменьшается ценность собственного капитала, чтобы отразить недостаточную ликвидность бизнеса. Высокая ликвидность увеличивает ценность ценной бумаги, а низкая снижает по сравнению с ценностью аналогичных, но легко реализуемых ценных бумаг.

Базовой величиной, из которой вычитается скидка на недостаточную ликвидность, является ценность высоколиквидного сопоставимого пакета акций. Существует несколько опубликованных исследований, в которых проведена анализ цен, уплаченных при приобретении контрольных пакетов акций, обращавшихся на фондовых биржах. В большинстве случаев цена, уплаченная по такой сделке, включает премию над рыночной ценой тех же акций, которые обращались на рынке как часть меньшей доли.

В мировой практике приняты следующие допущения,что средний уровень премий за контрольный пакет акций колеблется от 30% до 45%, но в последние шесть лет этот показатель был близок к 30%. Скидка с ценности бизнеса предприятий при оценке пакета акций менее 50%, составляет 23%.

Понятие «скидка за недостаточную ликвидность» определяется как абсолютная или процентная величина, вычитаемая из ценности доли собственного капитала компании, которая отражает недостаточную ликвидность её ценных бумаг. Т.о., понятие ликвидности связано с тем, насколько легко и быстро владелец может продать свою долю и обратить её в денежные средства. Данную скидку не нужно путать со скидкой на некотнрольный пакет,которая отражает отсутствие влияния владельца меньшей доли на деятельность предприятия при принятии важных решений.

Доля в капитале компании закрытого типа продается не так просто как акции, свободно обращающиеся на рыке. Следовательно, это доля недостаточно ликвидная.

Величина скидки зависит от многих факторов, присущих каждой конкретной оценке. Факторы, которые увеличивают размер скидки, включают низкие дивиденды или их отсутствие, неблагоприятные перспективы продажи компании, невысокий шанс к предложению акций на фондовой бирже или отсутствие такового. Факторы, которые уменьшают размер скидки, включают отсутствие проблем по выставлению акций на фондовую биржу, возможности продать акции другому акционеру или третьему лицу. 

Исследования показывают, что средние показатели за последние восемь лет находились в интервале от 26% до 60%, подтверждая предположение о существовании скидки за недостаточную ликвидность. Выбор величины скидки для конкретного случая требует профессионального суждения оценщика, который должен принять во внимание все факторы, присущие конкретному оцениваемому предприятию.

В результате использования трех основных подходов к оценке и применения необходимых премий и скидок получают несколько величин рыночной ценности предприятия. Определение итоговой величины ценности осуществляется одним из двух базовых методов: математическим взвешиванием и субъективным (экспертным) взвешиванием. Для этого исходя их цели оценки и располагаемой информации, каждому из использованных методов придают определенный вес и рассчитывается итоговая величины рыночной ценности предприятия.

При выборе удельного веса каждого оценочного метода учитываются следующие факторы:

- характер бизнеса и его активов;

- цель оценки и используемое определение ценности;

- количество и качество данных, подкрепляющих каждый метод.

В итоге с целью окончательного определения обоснованной рыночной ценности компании оценщик вправе прибегнуть к математическому взвешиванию результатов оценки по каждому из использованных подходов. При этом с учетом конкретных целей оценки и при учете всех условий, сопровождавших работу при проведении оценки, оценщик присваивает вес в процентах каждой ценности, полученной тем или иным методом. Причем в совокупности проценты должны быть равны 100%.

 

Метод Рыночная ценность вес в 5% средневзвешенная ценность
метод DCF 2150000 50 1075000
метод чистых активов 2800000 30 840000
метод рынка капитала 3400000 20 680000
отчетная ценность   100 2595000

 

Оценочное заключение базируется на анализе преимуществ и недостатков каждого метода, а также на анализе количества и качества данных в обоснование каждого из примененных методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.018 с.)