Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)



АФО

В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У де­вочек 13-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У маль­чиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего рос­та девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с ве­сом тела... В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у маль­чиков этого возраста - 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг.

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.

Нервная система

Ребенок среднего и старшего школьного возраста обретает все но­вые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь боль­шой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интел­лектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется.

Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - осо­бенно, если ребенок приучен много он мысленно про­говаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.

Сердечно-сосудистая система

Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка 13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в ми­нуту, в 14 лет пульс уже - 72-78 ударов в минуту, в 15 - 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.

Артериальное давление повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).

Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичнос­тью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширя­ются).

Система органов дыхания

Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыха­тельных движений, а в 14-15 - уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника - как у взрослого человека. Хорошо развиты верхние дыхательные пути.  Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухо­носные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.

Пищеварительная система

Система органов пищеварения функционирует активно. Пищева­рительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от пи­тания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки.

Система органов мочевыделения

Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрос­лого человека. Суточное количество мочи - обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее - от 1002 до 1030; реакция -кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содер­жатся в минимальных количествах.

Эндокринная система

Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в ор­ганизме происходят заметные изменения.

У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пиг­ментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмы­шечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, ка­кие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации об­ретают регулярный характер.

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться пред­стательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего - в 13-14 лет - происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам - по муж­скому типу. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько бо­лезненное уплотнение в околососковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам.

Иммунная система

Иммунная система у детей среднего и старшего школьного воз­раста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляе­мостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиеничес­ких мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практи­чески не болеет.

Кожа и подкожно-жировая клетчатка

Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У де­вочек в возрасте 12-13 лет появляются волосы в подмышечных впади­нах. У мальчиков в 12-13 лет начинают расти волосы на лобке (снача­ла - по женскому типу, а впоследствии - к 16-17 годам - по мужскому типу). В 14-15 лет кожа мошонки становится более пигментирован­ной, у мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в воз­расте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри.

При нормальном питании и нормальном обмене веществ под­кожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышен­ное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бе­дер; у мальчиков - в области лобка.

Мышечная система

Мышечная система развита хорошо. ребенок ведет подвижный образ жизни, регулярно испытывает физическую нагрузку, его мышечная система совершен­ствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане вынос­ливости уже может сравниться со взрослым человеком.

Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо вла­деет своим телом, и если он занимается спортом. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, конструиро­вать и т.д.

Костная система

У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, которые харак­терны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости заверша­ется к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

Старший школьный период часто называют периодом полового созревания, или подростковым возрастом (с 12 до 17-18 лет).

К концу полового созревания происходит дифференцировка в росте - четко определяются низкорослость и избыточно высокий рост. С появлением менструаций увеличение размеров тела у девочек резко падает. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.

Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале – белке – должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа – 15 мг в сутки.

Нервно-психическое развитие

Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, и затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, следствием чего является утомляемость и развитие фазовых состояний. Сравнительно часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. Нередки жалобы на колющие боли в области сердца и сердцебиения в связи с расстройствами вегетативной нервной системы. Четче определяются конституциональные особенности организма.

Нередко пубертатный период именуется переходным. Особенно сложен переход в психологическом отношении. В этом периоде дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Этот процесс часто труден как для самого подростка, так и для родителей, учителей, товарищей.

Акселерация по росту, массе тела, срокам полового созревания происходит далеко не синхронно, что ведет к дисгармоничности развития. Часто отмечается дисгармоничность между функциональным состоянием желез внутренней секреции и размерами тела подростков, внешне производящих впечатление акселерированных. У таких подростков нередко обнаруживается отставание в выработке достаточного количества глюкокортикоидов, а в ряде случаев и андрогенов. Создаются рабочие двигательные навыки, отрабатывается координация мелких движений, важных для обеспечения работоспособности и овладения профессиями. У детей астенического телосложения развитие мускулатуры запаздывает на 1,5 года по сравнению с детьми мышечного типа. При дисгармоничности развития наблюдается отставание в становлении функ­ции сердечно-сосудистой и других систем.

Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием. При этом важно учитывать постоянно возрастающий поток информации, как по программам школьных занятий, так и во внешкольное время. подросток получив широкий объем знаний, отстает в социальной зрелости, которая накапливается далеко не синхронно акселерации физического и полового развития. На этой почве часто нарушается взаимопонимание со взрослыми и возникают конфликтные ситуации.

Перегрузка информацией часто ведет к умственному переутомлению школьников. Важную роль в профилактике умственного переутомления может сыграть рациональное трудовое воспитание, привлечение подростка к умеренному полезному физическому труду. Биологические и социальные границы в подростковом возрасте не совпадают: физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше, длительная учеба в школе, а затем в специальном среднем заведении или вузе задерживает социальное созревание.

Психика подростка отличается большой ранимостью, чему могут способствовать и повышенные нагрузки при чрезмерном обременении внешкольными обязанностями или односторонних увлечениях. Подростки относительно быстро утомляются как при физической, так и психической нагрузке. В юношеском возрасте продолжается нервно-психическое развитие, однако очень часто прирост интеллекта в количественном отношении меньше, чем в раннем возрасте. Многих психологических и физических отклонений в организме подростка можно избежать при разумном использовании физкультуры, соблюдении правильного режима и создании благоприятного психологического климата.

С началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата, о которых может свидетельствовать дисменорея, аменорея и др., отмечается обострение ранее перенесенных инфекционно-аллергических заболеваний, туберкулеза.

В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункция эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (зоб, явления гипертиреоза, ожирение и др.). Повышенная продукция адренокортикальных и тестикулярных андрогенов ведет к усиленной функции сальных желез и образованию угрей.

Таким образом, работа с подростками, является наиболее сложной и должна учитывать весь спектр анатомо-физиологических и психологических особенностей, присущих данному возрасту.

Контрольные вопросы.

1. Нервно-психическое развитие ребенка старшего школьного возраста.

2. Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка старшего школьного возраста;

3. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этот период.

4. Физическое, половое, и социальное развитие.

5. Универсальные потребности, способы их удовлетворения детей школьного возраста.

6. Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей школьного возраста.

7. Значение физического воспитания для здоровья ребенка.

8. 7.Факторы риска и безопасно­сти.

9. Анатомо-физиологические особенности пубертатного возраста

10. 9.Нервная, сердечно-сосудистая система, система органов дыхания.

11. 10.Пищеварительная система, МВС, эндокринная и иммунная системы.

12..Кожа и подкожно-жировая клетчатка, мышечная и костная системы

13. Нервно-психическое развитие      

Лекция №11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.015 с.)