Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование первого впечатления в общении.
Первое впечатление — бессознательный психический образ, который возникает в момент визуального, слухового или чувственного контакта с человеком. Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и не известных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетвориться тем списком приписанных партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении. Помимо факторов восприятия в процессе общения часто возникают различные эффекты. Среди них: «эффект ореола», суть которого состоит в том, что информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот ранее существовавший образ, исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по общению; «эффект стереотипизации» означает определенную классификацию форм поведения партнера по общению и интерпретацию их причин путем отнесения к уже известным стереотипам (наиболее известны национальные стереотипы), которые часто бывают сомнительными, а иногда и вовсе ошибочными. Психологи А.А. Бодалев, В.Н. Панферов специально в экспериментальных условиях изучали что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и лучше всего запоминается человеку — это прическа. Затем мы обращаем внимание на глаза, которые, как известно, являются «зеркалом души», затем ощущаем действие улыбки собеседника. Вообще все выражение лица, формируемое мимикой, также в первую очередь запоминается собеседнику. И, наконец, каждого человека отличает определенная манера поведения, жестикуляция, походка, движения тела. Интересно, что когда люди долго не видятся, то при встрече они узнают друг друга не по лицу, которое может значительно измениться, а по отдельным характерным движениям тела и жестам.
2. Психологические механизмы восприятия при постоянном общении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его oтношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Социальная межличностная перцепция осуществляется через следующие механизмы восприятия и понимания при межличностном общении: 1. В процессе общения люди познают и понимают друг друга посредством идентификации, эмпатии и аттракции. 2. Познание самого себя в процессе общения происходит с помощью рефлексии. 3. Объяснение и прогнозирование поведения партнера происходит посредством каузальной атрибуции. Идентификация — уподобление себя партнеру по общению. Это способ познания собеседника, при котором человек как бы ставит себя не место другого и предполагает, как бы он действовал в данной ситуации. Эмпатия — понимание партера по общению на уровне чувств, желание эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия основана на умении правильно представить, что происходить в душе другого человека, что он переживает. Ситуация другого человека не столько продумывается как при идентификации, сколько прочувствуется. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики. Аттракция — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого и позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению. Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня. Рефлексию можно представить как удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. Психологи считают, что у каждого человека есть свои привычные объяснения чужого поведения. Так люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, то есть приписывать произошедшее конкретному человеку. Люди, пристрастные к обстоятельственной атрибуции, склонны винить обстоятельства. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем.
Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри: 1. Джон, каков он есть сам по себе 2. Джон, каким он сам видит себя 3. Джон, каким его видит Генри. Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию: 1. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри. Соответственно у Генри тоже четыре позиции. Общая модель рефлексии представлена в учебнике по социальной психологии Г. Андреевой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.005 с.) |