Формирование первого впечатления в общении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование первого впечатления в общении.



Первое впечатление — бессознательный психический об­раз, который возникает в момент визуального, слухового или чувственного контакта с человеком.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом обще­нии. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и не известных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают дей­ствовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетвориться тем спи­ском приписанных партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечат­лении.

Помимо факторов восприятия в процессе общения часто возникают различные эффекты. Среди них:

«эффект ореола», суть которого состоит в том, что инфор­мация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот ранее сущес­твовавший образ, исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по общению;

  «эффект стереотипизации» означает определенную клас­сификацию форм поведения партнера по общению и интерпре­тацию их причин путем отнесения к уже известным стереоти­пам (наиболее известны национальные стереотипы), которые часто бывают сомнительными, а иногда и вовсе ошибочными.

Психологи А.А. Бодалев, В.Н. Панферов специально в экс­периментальных условиях изучали что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и лучше всего запоминается человеку — это прическа. Затем мы обращаем внимание на глаза, кото­рые, как известно, являются «зеркалом души», затем ощуща­ем действие улыбки собеседника. Вообще все выражение лица, формируемое мимикой, также в первую очередь запоминает­ся собеседнику. И, наконец, каждого человека отличает опре­деленная манера поведения, жестикуляция, походка, движе­ния тела. Интересно, что когда люди долго не видятся, то при встрече они узнают друг друга не по лицу, которое может значительно измениться, а по отдельным характерным дви­жениям тела и жестам.

2. Психологические механизмы восприятия при постоянном общении.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понима­ние партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его oтношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.

Социальная межличностная перцепция осуществляется через следующие механизмы восприятия и понимания при межличностном общении:

1. В процессе общения люди познают и понимают друг друга посредством идентификации, эмпатии и аттракции.

2. Познание самого себя в процессе общения происходит с помощью рефлексии.

3. Объяснение и прогнозирование поведения партнера про­исходит посредством каузальной атрибуции.

Идентификация — уподобление себя партнеру по обще­нию. Это способ познания собеседника, при котором человек как бы ставит себя не место другого и предполагает, как бы он действовал в данной ситуации.

Эмпатия — понимание партера по общению на уровне чувств, желание эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия основана на умении правильно представить, что про­исходить в душе другого человека, что он переживает. Ситуация другого человека не столько продумывается как при идентификации, сколько прочувствуется. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяже­лую нагрузку для психики.

Аттракция — форма познания другого человека, основан­ная на формировании устойчивого и позитивного чувства к не­му. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия — механизм самопознания в процессе обще­ния, в основе которого лежит способность человека представ­лять, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание дру­гого, но знание того, как другой понимает меня. Рефлек­сию можно представить как удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации по­ступков и чувств другого человека. Психологи считают, что у каждого человека есть свои привычные объяснения чужого по­ведения. Так люди с личностной атрибуцией склонны нахо­дить виновника случившегося, то есть приписывать произо­шедшее конкретному человеку. Люди, пристрастные к обстоя­тельственной атрибуции, склонны винить обстоятельства. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три по­зиции Генри:

1. Джон, каков он есть сам по себе

2. Джон, каким он сам видит себя

3. Джон, каким его видит Генри.

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию:

1. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Соответственно у Генри тоже четыре позиции. Общая модель рефлексии представле­на в учебнике по социальной психологии Г. Андреевой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.005 с.)