Ошибки восприятия незнакомых людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибки восприятия незнакомых людей



1. Фактор превосходства.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему со­циальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При нера­венстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название «фактор превосходст­ва».

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сна­чала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве че­ловека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источни­ка информации:

• одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки от­личия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т. д.

• манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотри! и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе "закладывается" в одежду и ма­неру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности чело­века к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

2. Фактор привлекательности.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одно­временно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллер а, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оцен­ке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях: если же он непривлекателен, то и остальные его качества недо­оцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкрет­ной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как сте­пень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выгля­деть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

3. Ф актор отношения к нам.

Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отно­шения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свиде­тельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Психологи Карри и Кени, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим других людей, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка вы­сказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу — чем выше оцени­вался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежден­ность в этом предполагаемом "родстве душ" была настолько велика, что разногласий с по­зиций привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.004 с.)