Совместная работа по решению проблемы, которая проводится с помощью специальных консультативных методов и приемов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместная работа по решению проблемы, которая проводится с помощью специальных консультативных методов и приемов.



В консультировании ученик (или взрослый) рассматривается как равный партнер. Он имеет абсолютно равные права в процессе принятия решения. Задача педагога-психолога - помочь другому человеку увидеть свои потенциальные возможности, чему способствует уважение к консультируемому.

 Основным методом осуществления консультирования является интервью.

Интервью - это ситуация главным образом голосового общения в группе из двух человек, более или менее добровольно интегрированной на базе «специалист - клиент», в целях прояснения характерных паттернов жизни испытуемого. Наибольшее распространение получила так называемая пятишаговая модель психологического интервью К. Роджерса. Данная модель действительно достаточно универсальна, так как может быть использована и для семейного консультирования, и для решения проблем детско-родительских отношений, проблем личностного роста, проблем, связанных с выбором, и множества других. Рассмотрим пятишаговую модель психологического интервью.

1. Структурирование, достижение взаимопонимания. Эта стадия длится от нескольких секунд до десятка минут. Педагог-психолог устанавливает контакт с учащимся, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Педагог-психолог структурирует ситуацию, определяет тему взаимодействия, дает учащемуся информацию о своих возможностях. Стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие педагога-психолога и учащегося, что можно выразить следующей формулировкой: «Я его чувствую, понимаю» (педагог-психолог); «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (учащийся).

Сбор информации, выделение проблемы.

На данной стадии необходимо определить, зачем учащийся пришел на консультацию и как он видит свою проблему, в чем заключаются его позитивные возможности. Умелая постановка проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаст направление беседы. Когда цели определены, педагог-психолог возвращается к определению проблемы.

Желаемый результат для клиента.

Здесь важно определить идеал учащегося. Каким бы он хотел быть? Что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут? Желаемые направления действий учащегося и педагога-психолога должны быть разумно согласованы. Некоторые клиенты начинают именно с данного этапа. Если психологу ясны цели, то рекомендации могут быть даны немедленно.

Выработка альтернативных решений проблемы

На этой стадии следует поработать с разными вариантами решения проблемы. Это необходимо для реализации возможности выбора среди альтернатив. Данный этап может быть очень длительным по времени.

Обобщение. Переход от обучения к действию. Необходимо способствовать изменению мыслей, действий и чувств, возникающих в повседневной жизни учащегося. Многие клиенты после консультирования ничего не делают, чтобы изменить свое поведение.

В консультировании ученик (или взрослый) рассматривается как равный партнер. Он имеет абсолютно равные права в процессе принятия решения. Задача педагога-психолога - помочь другому человеку увидеть свои потенциальные возможности, чему способствует уважение к консультируемому.

Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских коллективах; повышение уровня педагогического мастерства учителей; развитие способностей, черт характера, возможностей самоопределения, самоидентичности и личностного развития ребенка; оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии; нормализация отношений в семье и др. По данным И.В. Дубровиной, чаще всего педагог-психолог консультирует: администрацию школ, учителей, родителей (по проблемам обучения и воспитания); учащихся (по проблемам обучения, общения и развития отдельных способностей и особенностей личности); группы учащихся и отдельные классы (по проблемам самовоспитания, профориентации, культуры умственного труда).

Психологическая коррекция - это направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности человека (обучающегося). Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление». Воздействие оказывается в соответствии с нормами осуществления действий, содержания переживаний, протекания познавательных процессов, целеполагания в том или ином возрастном периоде.

Коррекционно-развивающая деятельность - деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Методы коррекционно-развивающей работы многообразны, выбор их зависит от того, какой школы придерживается педагог-психолог. Их можно классифицировать соответственно особенностям основных подходов:

В рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма, а коррекция и развитие связываются с необходимостью формирования у обучающихся оптимальных поведенческих навыков.

Деятельностный подход формировался преимущественно в отечественной психологической школе. Предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого учащийся овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)