Социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая функции в деятельности педагога-психолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая функции в деятельности педагога-психолога.



Социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая функции в деятельности педагога-психолога.

3. Организация психологической службы в школе.

 

Основными направлениями профессиональной деятельности педагога-психолога являются:

-  психологическая профилактика;

- психологическая диагностика;

-  психологическое консультирование;

- коррекционно-развивающая деятельность;

- психолого педагогическое сопровождение.

 В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости oт той проблемы, которую решает педагог-психолог, и от специфики учреждения, где он работает.

Психопрофилактика - это работа по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) обучающихся в образовательном учреждении. Данное направление предполагает:

- просветительскую деятельность (приобщение человека или группы людей к психологическим знаниям);

- создание благоприятного психологического климата в учреждении;

- осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки учащихся и т.п.

Задачи деятельности педагога-психолога в русле психопрофилактики наиболее четко определены в рамках службы практической психологии в системе образования. Они заключаются в следующем:

- работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям

образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;

- создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, предназначенных для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;

- создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную);

- проведение различных видов работ по созданию благоприятного   

психологического климата в учреждении образования;

- осуществление мероприятий по предупреждению и снятию  психологической перегрузки педагогов и др.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

• 1-й уровень - первичная профилактика. Педагог-психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах всех детей.

• 2-й уровень - вторичная профилактика. Она направлена на «группу риска», т.е. на тех обучающихся, у которых проблемы уже воз никли. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у  обучающихся трудностей в учении и поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми.

• 3-й уровень - третичная профилактика. Внимание педагога- психолога концентрируется на обучающихся с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Его основная задача - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.

Психодиагности ка представляет собой добывание психологической информации о человеке или группе, «...конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории». Педагог-психолог обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик. Он является пользователем разработанных исследователями методов.

Работа психодиагноста основывается на принципах:

Личной ответственности за проводимую работу.

Сохранения профессиональной тайны (нераспространения научных психодиагностических методик).

Валидность - комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и о соответствии психологических показателей особенностям поведения человека. Точность - способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

Целью психологического консультирования является обеспечение человека необходимой информацией и создание в результате общения с педагогом-психологом условий для преодоления трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.

Основной целью при этом следует считать психологическую помощь человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.

Консультирование как особый вид деятельности психолога возникло лишь в 50-е годы XX в. До этого времени оно было частью психотерапии. Кроме психотерапии, оно имеет много общего с обучением. В консультировании педагоги-психологи имеют дело со здоровым человеком и большое внимание уделяют активизации сил и возможностей человека, обратившегося за консультацией. Развитие консультируемого происходит не только путем передачи ему знаний, но больше за счет формирования особых отношений с консультантом, приводящих к самостоятельному развитию клиента.

Психологическое консультирование отделяется от психотерапии достаточно условно, поскольку в ходе консультации нередко применяются психотерапевтические методы и приемы. Впрочем, принято считать, что консультирование имеет все же более поверхностный характер, чем собственно психотерапия. В консультации выделяют несколько этапов:

Установление контакта с консультируемым(и). Как правило, консультации затрагивают важные проблемы, и от того, насколько человек откровенен в их описании, будет зависеть результат работы педагога-психолога. Для того чтобы быть откровенным, ребенок должен полностью доверять специалисту, поэтому установление контакта - один из основных этапов работы. Другая причина, по которой в консультации необходимо установить хороший контакт с ребенком (или взрослым человеком), заключается в том, что эффект работы будет во многом зависеть от активности консультируемого, его готовности решить возникшую проблему и уверенности в возможности такого решения. Для установления контакта важно умение расположить человека (взглядом, подбором слов, тоном голоса, стилем разговора и т. д.).

2. Определение запроса и постановка проблемы. Запрос - это обращение к педагогу-психологу, которое поступает от человека, пришедшего на консультацию. Он не всегда сформулирован в психологических терминах, поэтому специалист уточняет суть запроса и переводит его (по крайней мере для себя) в термины психологические, т. е. ставит проблему.

Диагностика. После постановки проблемы проводится изучение того, на каком уровне у человека развиты те или иные качества или каковы его особенности, относительно которых сформулирована проблема. Для диагностики используются специальные методы: наблюдение, тесты, опросники, результаты беседы с человеком (о них см. в разделе 3.4 данной главы).

В консультировании ученик (или взрослый) рассматривается как равный партнер. Он имеет абсолютно равные права в процессе принятия решения. Задача педагога-психолога - помочь другому человеку увидеть свои потенциальные возможности, чему способствует уважение к консультируемому.

 Основным методом осуществления консультирования является интервью.

Интервью - это ситуация главным образом голосового общения в группе из двух человек, более или менее добровольно интегрированной на базе «специалист - клиент», в целях прояснения характерных паттернов жизни испытуемого. Наибольшее распространение получила так называемая пятишаговая модель психологического интервью К. Роджерса. Данная модель действительно достаточно универсальна, так как может быть использована и для семейного консультирования, и для решения проблем детско-родительских отношений, проблем личностного роста, проблем, связанных с выбором, и множества других. Рассмотрим пятишаговую модель психологического интервью.

1. Структурирование, достижение взаимопонимания. Эта стадия длится от нескольких секунд до десятка минут. Педагог-психолог устанавливает контакт с учащимся, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Педагог-психолог структурирует ситуацию, определяет тему взаимодействия, дает учащемуся информацию о своих возможностях. Стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие педагога-психолога и учащегося, что можно выразить следующей формулировкой: «Я его чувствую, понимаю» (педагог-психолог); «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (учащийся).

На данной стадии необходимо определить, зачем учащийся пришел на консультацию и как он видит свою проблему, в чем заключаются его позитивные возможности. Умелая постановка проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаст направление беседы. Когда цели определены, педагог-психолог возвращается к определению проблемы.

Обобщение. Переход от обучения к действию. Необходимо способствовать изменению мыслей, действий и чувств, возникающих в повседневной жизни учащегося. Многие клиенты после консультирования ничего не делают, чтобы изменить свое поведение.

В консультировании ученик (или взрослый) рассматривается как равный партнер. Он имеет абсолютно равные права в процессе принятия решения. Задача педагога-психолога - помочь другому человеку увидеть свои потенциальные возможности, чему способствует уважение к консультируемому.

Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских коллективах; повышение уровня педагогического мастерства учителей; развитие способностей, черт характера, возможностей самоопределения, самоидентичности и личностного развития ребенка; оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии; нормализация отношений в семье и др. По данным И.В. Дубровиной, чаще всего педагог-психолог консультирует: администрацию школ, учителей, родителей (по проблемам обучения и воспитания); учащихся (по проблемам обучения, общения и развития отдельных способностей и особенностей личности); группы учащихся и отдельные классы (по проблемам самовоспитания, профориентации, культуры умственного труда).

Психологическая коррекция - это направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности человека (обучающегося). Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление». Воздействие оказывается в соответствии с нормами осуществления действий, содержания переживаний, протекания познавательных процессов, целеполагания в том или ином возрастном периоде.

Коррекционно-развивающая деятельность - деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Методы коррекционно-развивающей работы многообразны, выбор их зависит от того, какой школы придерживается педагог-психолог. Их можно классифицировать соответственно особенностям основных подходов:

В рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма, а коррекция и развитие связываются с необходимостью формирования у обучающихся оптимальных поведенческих навыков.

Деятельностный подход формировался преимущественно в отечественной психологической школе. Предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого учащийся овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью.

Психоаналитический подход охватывает различные направления психоанализа, которые при всех различиях сохраняют общую направленность терапии - помощь обучающимся в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля и частичного овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста.

К экзистенционалъно-гуманистическому подходу относятся теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности за свое становление.

Гештальт-терапия - одно из наиболее влиятельных направлений современной психологии. Ее цель - расширение сферы осознания, «проявление» человека подобно фотографии, осознание им самоидентичность и собственного совершенства, принятие ответственности за все, что с ним происходит.

Психодрама связана с именем Дж. Морено, основателя групповой психотерапии. Цель психодрамы - диагностика и терапия неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания.

Телесно-ориентированный подход не имеет единой теоретической платформы, однако обладает характерными особенностями и потому заслуживает особого рассмотрения. Принцип лечения души через воздействия на тело становится все более распространенным.

Давай сделаем вместе»: педагог-психолог делит ответственность за поиск и нахождение эффективного способа вместе с учащимся. Для данной позиции характерно осознание обучающимся своих возможностей, но это осознание предполагает ориентацию в большей степени на типичное во внутреннем мире учащегося.

Давай подумаем, как сделать лучше»: педагог-психолог передает ответственность за осуществление найденного способа учащемуся, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении. Третья позиция педагога-психолога предполагает ориентацию обучающегося в индивидуальных особенностях его внутреннего мира и их осознание.

Целесообразность каждой позиции определяется конкретными задачами коррекции, но нельзя не отметить, что если педагог-психолог использует какую-то одну позицию, то он уже работает стереотипно, а это затрудняет дифференциацию задач коррекционно-развивающей работы.

Этапы коррекционно-развивающей работы:

Эффективность коррекционно-развивающей работы заключается, прежде всего, в ее соответствии тенденциям развития как отдельного качества внутреннего мира человека, так и его обобщенных, интегральных характеристик.

Если коррекционно-развивающая работа строится как групповое или индивидуальное обучение, для контроля за ее эффективностью можно применять принципы построения формирующего эксперимента как одного из методов академической психологии.

Схема проверки эффективности коррекционного воздействия строится следующим образом:

 I этап: проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная группа - это группа, к которой не будет применено коррекционное воздействие. Экспериментальная группа - это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие.

• II этап: осуществление коррекционного воздействия на экспериментальную группу.

• III этап: проведение диагностического замера в экспериментальной и контрольной группах; сопоставление результатов констатирующего и диагностического замеров в контрольной группе; сопоставление результатов констатирующего и диагностического замеров в экспериментальной группе; сравнение результатов между собой с применением статистических методов.

Применение данной схемы для анализа результатов коррекционного воздействия дает возможность судить о его эффективности. Кроме этой схемы для контроля за эффективностью коррекционного воздействия могут быть использованы данные лонгитюдных исследований, позволяющие анализировать динамику психической активности определенной возрастной группы и сопоставлять с ней динамику внутреннего мира человека, к которому были применены коррекционные воздействия.

Кроме выше перечисленных видов, педагог-психолог может выполнять следующие виды деятельности: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая.

Преподавательская и культурно-просветительская деятельность. Преподавательская и просветительская деятельность является неотъемлемой частью работы педагога-психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и психологических клубов для родителей и педагогов, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы)

Психологическое просвещение - самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. И.В. Дубровина видит смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии - педагогической, социальной, возрастной, а учащихся - с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.

Для того чтобы приобретение и использование психологических знаний стало потребностью детей, их родителей и учителей, важно, чтобы все формы деятельности педагога-психолога проходили не на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом рассмотрения конкретные случаи или актуальные для аудитории проблемы, т. е. показывали бы возможности использования психологических знаний в реальной жизни и эффективность их применения при решении конкретных проблем. Речь педагога- психолога при обучении не должна изобиловать специальными терминами.

Преподавание - это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-исторического опыта, формированию умений и навыков. Для ее осуществления педагог-психолог должен обладать идеалами и ценностями, глубокими знаниями в своей области, способностями (организаторскими, коммуникативными, гностическими и др.) и педагогической техникой.

Педагог-психолог может стать хорошим преподавателем только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков. Воспитание и обучение оказываются действенными лишь в том случае, если все педагогические средства взаимосвязаны и если педагогический процесс характеризуется целостностью и системностью.

Первейший признак педагогического процесса, в отличие от спонтанного и неконтролируемого воспитательного влияния среды, - это ясное осознание специалистом цели и методики работы. Педагогу-психологу, как и любому учителю, при преподавании приходится выполнять несколько видов деятельности. Каждый из них важен для эффективного и полноценного развития детей. Наиболее существенными являются моделирование процесса преподавания и каждого конкретного урока, тренировка и развитие знаний и навыков учащихся, рефлексия, исследование.

В основе преподавательской работы педагога-психолога должны лежать педагогические принципы:

активность учеников в образовательном процессе;

развитие у детей интереса к изучаемому материалу;

диалогичность общения (равноправного сотрудничества с учениками);

диагностичность (в основе действий педагога-психолога лежат результаты наблюдения за учебной деятельностью учеников);

разделение          учебного материала на организационно-содержательные      учебные единицы, соответствующие возможностям учеников;

учет в преподавании особенностей восприятия детей;

обучение с учетом когнитивного стиля и уровня умственного развития учащихся;

применение различных форм групповой и индивидуальной работы;

 развитие инициативы и ответственности учеников в учебном процессе;

развитие самооценки, личной и культурной идентичности детей в обучении.

Контраргументация. Опровержение противоположных доводов, иных теоретических положений, возражений и т. д. Данный этап дает педагогу возможность полнее и интереснее раскрыть тему. Даже если класс не имеет противоположных доводов, необходимо подготовить их заранее, самому привести их и опровергнуть.

Заключение. Функции заключения: подведение итогов, обобщение, повторение выводов и определение перспектив (что будет делаться далее, кто за что отвечает, сроки исполнения, какая тема будет изучаться после и т. д.). Последняя функция очень важна, поскольку дает возможность ученикам осознать себя активными участниками, а не пассивными зрителями процессов, происходящих в классе.

На этапах аргументации и контраргументации применяются одни и те же методы. Различаются они лишь в содержании. Все применяемые методы можно разделить на три группы: логические, основанные на законах логики; риторические, базирующиеся на методах ораторского искусства; спекулятивные, основанные на манипулировании собеседником.

Научно-методическая деятельность. Работа педагога-психолога никогда не носит только прикладной характер. Причин тому несколько, но главная состоит в том, что педагог-психолог постоянно использует в своей работе научные сведения из различных областей психологии, возрастной физиологии, педагогики. Плох тот учитель, который несколько лет работает по одним и тем же конспектам уроков. Представить себе педагога-психолога, который дает одни и те же рекомендации после проведения диагностики или одними и теми же словами проводит консультации, просто невозможно. Любое заключение о личности и поведении человека оправданно, только если оно имеет под собой строгую научно обоснованную базу.

И.В. Дубровина пишет, что педагог-психолог «сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению знаний о ребенке, а практика - в том, что он применяет эти знания». Следует еще раз повторить, что и сама профессия педагога-психолога возникла только тогда, когда педагогическая практика испытала большую потребность в ней, а психологическая наука оказалась готова эту потребность удовлетворить.

Основывая свою работу на данных науки, почти каждый педагог-психолог рано или поздно приходит к необходимости проведения собственной научной или, по крайней мере, методической работы. Он сталкивается с тем, что не находит в литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью перепроверки или создания норм для используемых диагностических методик, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственной научно-методической деятельности педагога- психолога.

Научная работа педагога-психолога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» диагностических и коррекционно-развивающих методов, обобщении результатов своей работы, а методическая - в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов коррекционно-развивающей деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.

Поэтому задача социально-педагогической деятельности специалиста - поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей человека, создать сферу реализации имеющихся у него знаний, умений и навыков на основе включения детей и взрослых в социально значимую деятельность и стимулирования социальных инициатив.

Основной идеей социально-цедагогической деятельности педагога-психолога является идея субъектности, предполагающая рассмотрение человека как активного участника защитного процесса, способного самостоятельно и адекватно оценивать складывающиеся ситуации и принимать оптимальные решения.

Осуществляя педагогическую коррекцию поведения и нормализацию взаимоотношений человека в социальной среде, педагог-психолог в качестве целевого и приоритетного направления своей деятельности выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы предотвратить возможные жизненные трудности, кризисные ситуации и проблемы человека. Способствуя своевременному выявлению и предотвращению конфликтных, кризисных и проблемных ситуаций, педагог-психолог постоянно находится среди людей, разделяет их интересы и потребности. Он постоянно общается с людьми, строит отношения с ними на основе диалога, что помогает ему разбираться в сложной системе взаимоотношений, влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме.

Воспитательная деятельность. Главная цель воспитания - передача новым поколениям общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека, цель которого - формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов. Результатом этого процесса становится готовность выпускника школы к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду.

В течение тысячелетий своего существования человечество накопило и «отшлифовало» принципы, нормы, правила, поддерживающие определенные отношения в обществе, гарантирующие его стабильность и безопасность для граждан. Они позволяют людям развиваться, достигать намеченного, не ущемляя прав рядом живущих. Для передачи норм и правил поведения выработаны приемы, составляющие основу воспитания. Как отмечают Л.В. Байбородова и М.И. Рожков, воспитание включает в себя три взаимосвязанных процесса: «воспитательных воздействий, принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания».

Для повышения целенаправленности воспитательного процесса он строится исходя из определенных закономерностей (Л.В. Байбородова и М.И. Рожков):

 1) воспитание совершается только на основе активности ребенка при взаимодействии его с социальной средой; 2) образование и воспитание едины;

3) воспитательные влияния должны быть целостны, чему способствует совпадение поведения педагога и декларируемых им принципов, непротиворечивость предъявляемых им требований. Главную «работу» по воспитанию осуществляют родители и педагоги.

Какова же роль педагога-психолога в этом процессе? Во-первых, педагог-психолог передает педагогам и родителям знания, необходимые им в процессе воспитания. Эффективность воспитания повышается, если родители и учителя осознают психологические законы и механизмы формирования личности, что дает им возможность вырабатывать новые средства, формы и методы воспитательной деятельности. Другая сфера знаний, необходимых для их работы, - психологические основы организации общения педагогов, родителей и учащихся, в ходе которого и происходят передача и усвоение норм и ценностей. От того, как организовано взаимодействие воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых друг с другом, во многом зависит формирование поведения учащихся, осознанность восприятия ими этих норм и ценностей. В основе общения должен лежать принцип субъект-субъектных отношений, согласно которому дети являются активными, полноправными членами (субъектами) воспитательного взаимодействия.

Следующая область психолого-педагогических знаний, необходимых в воспитании, - знания о содержании, формах и методах саморазвития и самовоспитания школьников. Знание возрастных особенностей детей, периодов, в которые они особенно чувствительны к мнению окружающих и, значит, легче усваивают принципы, нормы и правила утверждения себя в обществе сверстников и взрослых, также оказывает помощь педагогам в их работе.

Во-вторых, воспитанию и, особенно, самовоспитанию учащихся способствует коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогами-психологами. В ходе ее происходит отработка соответствующих знаний, умений и навыков, тренировка форм поведения, осознанное принятие норм и принципов поведения в обществе. Коррекционно-развивающая работа помогает детям осваивать социальные роли и связи, существующие между людьми в обществе, основы самопознания и самоопределения.

В-третьих, педагог-психолог, как и любой взрослый человек, может воспитывать учеников собственным поведением. Дети любят копировать, а затем и сознательно воспроизводить поведение, манеру общения, систему ценностей людей, которые им нравятся или с которыми они часто сталкиваются в жизни. Педагог-психолог может стать таким образцом для подражания. Он сможет воспитать у детей понятия о нормах и правилах, действующих в современном демократическом обществе, если в работе и жизни будет следовать определенным принципам воспитания: гуманистической ориентации, социальной адекватности (соответствия условий и требований воспитания условиям современного общества); интеграции и дифференциации совместной деятельности педагога-психолога и учащихся; создания эвристической среды воспитания.

Управленческая деятельность. Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т. е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в группе людей (коллективе школы или класса). Основная цель этой деятельности - обеспечение гармонии в развитии коллектива и школы в целом. Среди важнейших

принципов управления выделяют:

целостность (коллектив рассматривается как целостная система);

иерархичность (в коллективе выделяют неиерархизированную структуру);

целевую направленность (достижение целей является важнейшим критерием эффективного развития коллектива);

научную обоснованность;

сочетание централизации и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при этом лидер несет единоличную ответственность за происходящее в нем);

демократизацию.

Управляя группой детей или учителей, педагог-психолог выполняет несколько функций:

- планирование (определяет, что, кем, когда, где и как будет выполнено);

- организацию - обеспечение выполнения плана, в том числе необходимыми материальными ресурсами (например, учебниками, наглядными пособиями, диагностическими методиками) и подбор людей, способных выполнить поставленную цель;

- руководство, заключающееся в направлении влияния на членов коллектива с тем, чтобы они выполняли запланированную работу и самосовершенствовались; мотивацию или стимулирование - это побуждение педагогом-психологом себя и других к работе по достижению поставленных целей; контроль (сравнение полученных результатов с запланированными).

Все перечисленные функции важны в общении педагога-психолога с учащимися и учителями, но особо следует остановиться на функции мотивации. Доказано, что положительная мотивация учения значительно повышает успеваемость ребенка, он с большей охотой ходит в школу, быстрее понимает и запоминает учебный материал, активнее его использует.

Среди стимулов, влияющих на хорошую работу, выделяют материальные и моральные. В арсенале учителя нет материальных стимулов, в исключительных случаях такую возможность могут создать родители, материально поощряющие получение определенных оценок. К моральным стимулам относятся поощрение и порицание. Кроме того, в качестве мотивирующего фактора можно использовать предоставление ученику такого задания, которое будет интересно выполнять, которое позволит ему общаться с одноклассниками, окажется по силам и даст возможность развиваться (получать новые знания и формировать новые умения), позволит проявить самостоятельность, творчество или стать на какой-то момент лидером в классе. Мотивирующими факторами могут стать победа в организованном соревновании или конкурсе, в качестве мотиватора может действовать контроль.

3. Организация психологической службы в школе

Системного целеполагания.

Состоит в рассмотрении психологической службы школы как подсистемы более общей системы «школа». Системообразующим компонентом здесь является цель или результат (как степень достижения цели). Для системы «школа» такой целью (и результатом) выступает развитие личности учащегося. Отдельные подсистемы школы, в том числе и психологическая служба, могут иметь свои специфические цели, конкретизирующие общее направление, трансформируя его в специальные задачи (психологические, педагогические, методические и т.д.).

2. Целостности. Предполагает, что служба должна быть ориентирована на учебное заведение как на целое, на систему. Это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся (не менее 70%).

Достаточной ограниченности.

 Касается выбора диагностических методик и создания в конкретной школе целостной системы изучения учащегося как личности и как субъекта учебно-познавательной деятельности. Выбранные методики должны быть экономичными в плане временных затрат. В свою очередь, созданная система методик должна быть достаточно полной, с тем чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности: психических процессов, эмоциональной сферы, личностных свойств, мотивации.

Принцип взаимосодействия.

Состоит в том, что деятельность психологов, учителей и администрации основана не просто на сумме активности, но на взаимосодействии их как элементов школьной системы. Причем это взаимосодействие направлено на достижение фокусированного результата, общей цели системы, каковой является развитие учащегося как личности и субъекта деятельности.

Развития. Является центральным системообразующим принципом. Однако в современной школьной практике развитие не всегда понимается как комплексная задача: имеется явный дисбаланс в соотношении проблем интеллектуального и личностного развития при несомненном перевесе первого аспекта. Более того, часто развитие вообще не ставится как осознанная задача, а сама проблема подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной школе, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании педагогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.092 с.)