Вопрос. Промышленная собственность в МЧП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Промышленная собственность в МЧП.



Международная система охраны такого объекта интеллектуального права как промышленная собственности обязана своим рождением известному историческому событию – международной  выставке изобретений в Вене в  1873 г., которую  организовало правительство Австро-Венгерской империи. Многие государства отказались от участия в этой выставке, не желая показывать свои технические новинки из-за отсутствия правовой охраны изобретения.  Все большее число стран во второй половине 19 столетия создавало системы охраны изобретений и вместе с тем все шире развивался межгосударственный технологический обмен и росла международная торговля, назревала необходимость унифицировать законодательство о промышленной собственности на международном уровне.

После двух международных конгрессов (в Вене в 1873 году и в Париже в 1878 году) был подготовлен окончательный проект международного союза по охране промышленной собственности, одобренный и подписанный на дипломатической конференции в Париже в 1883 году - Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883г.

Кроме названной Конвенции охрана промышленной собственности осуществляется международными конвенциями, перечень которых представлен на слайде 36. Фундаментом  всей системы международной охраны промышленной собственности является Парижская Конвенция 1883 г. в редакции Стокгольмского акта 1967 г.  В соответствии со ст.1 конвенции создан Союз по охране промышленной собственности(далее- Парижский Союз)

 Вопросы охраны промышленной собственности целесообразно рассмотреть по той же логической схеме, что и правовую охрану авторских прав, а именно, субъекты, объекты, правовые основания и принципы предоставления конвенционной охраны.

Субъектами прав на промышленную собственность являются авторы изобретений, полезных моделей; промышленных образцов; товарных знаков; знаков обслуживания; фирменных наименований; указаний на источник происхождения товара; наименования мест происхождения товара.

ОБЪЕКТЫ промышленной собственности, согласно Парижской конвенции – это: 1) изобретения; 2) полезные модели; 3) промышленные образцы; 4) товарные знаки; 5) знаки обслуживания; 6) фирменные наименования; 7) указания на источник происхождения товара; 8) наименования места происхождения товара; 9) пресечение недобросовестной конкуренции. Первые три типичных для этого вида собственности объекта определяют новые решения технических задач и внешний вид изделий, от которых, в конечном счете, зависит качество изготавливаемой продукции.  Остальные объекты создают благоприятные условия для коммерческой реализации товаров и услуг на рынке.

Пате́нт (от лат. patens — открытый, ясный, очевидный) — охранный документ, удостоверяющий авторство и подтверждающий исключительное право и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца,

Выдача патента, подтверждающего исключительное право, - это своего рода вознаграждение патентообладателя за создание и раскрытие изобретения обществу.

ОСНОВАНИЯ предоставления конвенционной охраны объектов промышленной собственности ПОРОЖДАЮТСЯ особенными чертами (признаками) объектов интеллектуальной собственности, и прежде всего, территориальным характером. Последний, как известно, означает, что объекты интеллектуальной собственности охраняются только в пределах территории того государства, в котором охрана возникла в порядке, установленном законом.

Территориальный характер промышленной собственности имеет особенности по сравнению с объектами авторских и смежных прав:

1.проявляется более жестко, чем в сфере авторского права: авторские права возникают в силу самого ФАКТА создания произведения, права автора изобретения на объект промышленной собственности возникают в силу официальной процедуры (РЕГИСТРАЦИИ) и получения от уполномоченного гос. органа ОХРАННОГО документа (ПАТЕНТА, свидетельства). И названный охранный документ имеет юридическую силу только в пределах того государства, где он выдан.

2. порождает дополнительную особенность в трансграничной охране объектов промышленной собственности по сравнению с охраной авторских прав. Получение патента как основания возникновения охраны объектов промышленной собственности в одной стране может стать препятствием для получения патента на ту же разработку в другой стране по основанию отсутствия новизны. Информация о разработке открытая и может быть  свободно получена из официальных публикаций патентного ведомства государства, где патент был получен. При таких обстоятельствах, любое лицо в любом другом государстве МОЖЕТ использовать разработку без согласия патентообладателя и без выплаты ему вознаграждения, так как  ПАТЕНТ ОДНОГО ГОСУДАРСТВА НЕ ДЕЙСТВУЕТ на ТЕРРИТОРИИ ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА, а В ДРУГОМ ГОСУДАРСТВЕ ПАТЕНТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕН ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ НОВИЗНЫ. Иными словами, предоставление охраны одному изобретателю может явиться препятствием для получения охраны другим.

Выходом из этой ситуации является подача заявок ОДНОВРЕМЕННО в нескольких странах. Но это вряд ли возможно.

Единственный приемлемый выход – странам договориться об условиях и порядке создания системы ОХРАНЫ промышленной собственности, то есть заключение международного договора об охране промышленной собственности.

Но Парижская конвенция НЕ преодолевает территориального характера охраны объектов промышленной собственности, НЕ СОЗДАЕТ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ. Более того, она прямо устанавливает принцип НЕЗАВИСИМОСТИ регистрации и охранных документов, означающий, что права на объект промышленной собственности существуют ОТДЕЛЬНО и НЕЗАВИСИМО друг от друга в РАЗНЫХ государствах. Регистрация объекта, отмена регистрации, признание ее недействительной в одном государстве НИКАК не влияют на права в отношении данного объекта в другом государстве (п.1 ст.4 bis и п.1 ст.6 Парижской конвенции для патентов и товарных знаков соответственно).

Для возникновения охраняемых прав в другом государстве, в нем и необходимо зарегистрировать объект и получить охранный документ.

Выход в установлении ОБЩИХ принципов-правил, позволяющих обеспечить ОХРАНУ объектов промышленной собственности в трансграничной сфере.

ПРИНЦИПЫ правовой охраны объектов промышленной собственности, установленные Парижской конвенцией:

1. предоставление гражданам и юридическим лицам стран Союза на территории ЛЮБОГО государства-члена НАЦИОНАЛЬНОГО режима вкупе с правами, специально предусмотренными Конвенцией. Национальный режим включает право граждан государства Союза пользоваться теми же правами, что и собственные граждане (ст.2 Парижской конвенции)

2. предоставление преимущественного права на регистрацию объекта (права подачи заявки) не в одной стране Союза, а в нескольких странах, в течение определенных сроков. Датой подачи заявки (и, следовательно, датой регистрации) в ДРУГОЙ стране будет считаться не дата фактической подачи заявки в ее национальное ведомство, а дата подачи в первом государстве (дата первой заявки). По дате первой заявки будет определяться и новизна регистрируемого объекта. Это правило называется правилом о приоритете, установленном конвенционно (ст.4 Парижской конвенции). Очевидно, что для реализации названного правила необходимо законодательно установить (определить сроки) сроки. Конвенция устанавливает СРОК конвенционного приоритета для изобретений и полезных моделей в 12 месяцев, для промышленных образцов – в 6 месяцев со дня, следующего за днем подачи первой правильно оформленной заявки в любой из стран Парижского Союза. Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба заявки.

Для объектов промышленной собственности, экспонируемых или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из стран Союза, Отсчет срока приоритета может начинаться с даты помещения экспоната на выставку (выставочный приоритет). Введение правила о выставочном приоритете зависит от усмотрения национального законодателя (п. 2 ст.11 Парижской конвенции) Статья 11:

(1) Страны Союза предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

(2) Эта временная охрана не продлевает сроков, установленных в статье 4. Если позднее будет истребовано право приоритета, то компетентное учреждение каждой страны сможет исчислять срок с даты помещения продукта на выставку.

(3) Каждая страна может требовать для доказательства идентичности экспонируемого предмета и даты помещения его на выставку такие документы, которые она сочтет необходимыми.

 Лицо, желающее получить конвенционный приоритет, обязано выполнить определенные формальности, перечень которых установлен п. D ст.4 Парижской конвенции.

D ст.4       D. - (1) Всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она произведена. Каждая страна устанавливает, не позднее какого момента должно быть подано такое заявление.

(2) Эти указания должны приводиться в изданиях, выпускаемых компетентным учреждением, в частности, в патентах и относящихся к ним описаниях.

(3) Страны Союза могут требовать от лица, подающего заявление о приоритете, представления копии ранее поданной заявки (описания, чертежей и т.д.). Копия, заверенная учреждением, принявшим эту заявку, не требует никакой легализации и может быть во всех случаях представлена в любой момент в течение трех месяцев со дня подачи последующей заявки без уплаты каких-либо сборов. Предоставляется право требовать, чтобы к ней была приложена справка о дате подачи заявки, выданная этим учреждением, и перевод.

(4) В момент подачи заявки не допускаются требования о выполнении других формальностей для заявления о приоритете. Каждая страна Союза определяет те последствия, которые влечет за собой несоблюдение формальностей, предусмотренных настоящей статьей, но эти последствия не могут быть более тяжкими, чем потеря права на приоритет.

(5) В дальнейшем могут быть потребованы другие доказательства.

Лицо, претендующее на приоритет на основании предшествующей подачи заявки, должно указать номер этой заявки; это указание публикуется в порядке, предусмотренном приведенным выше пунктом (2).

Очевидно, что при реализации прав, предоставляемых конвенционным приоритетом, возможны коллизии интересов лица, первым подавшим заявку в государстве А и желающего воспользоваться правом конвенционного приоритета в государстве Б, где на момент поступления заявки, по которой истребуется конвенционный иммунитет, уже находится в рассмотрении (или уже удовлетворена) заявка на такое же изобретение от другого лица, в т.ч. и от собственного гражданина, поданная позднее даты первой заявки. Парижская конвенция разрешает это противоречие (п.В/3 ст.4) в пользу лица, испрашивающего конвенционный приоритет: последующая подача заявки в одной из прочих стран Союза ДО ИСТЕЧЕНИЯ КОНВЕНЦИОННЫХ СРОКОВ не может быть признана недействительной на основании действий, совершенных в этот промежуток времени, в частности на основании другой подачи заявки.

Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную документацию для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока утратить новизну предмета заявки, так как любые действия, совершаемые в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя права на получение охранного документа по более поздней заявке.

Отказ или изъятие первой заявки не являются препятствием для истребования по ней льготного конвенционного приоритета.

Согласно конвенции, первая и последующие заявки могут быть поданы разными лицами, однако, совпадение предмета первой и последующих заявок обязательно.

Конвенцией допускается подача заявок с "множественным" и "частичным" приоритетом. Множественный приоритет возникает в отношении двух или более заявок на патенты, относящихся к одному и тому же техническому решению, поданных в одной или нескольких странах, а затем объединенных в одну общую заявку для подачи в другую страну - участницу Конвенции. Право приоритета при этом возникает для отдельных частей заявки, которые могут иметь и разные даты приоритета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.014 с.)