Сущность современного обучения в дошкольном возрасте. Познавательный интерес 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность современного обучения в дошкольном возрасте. Познавательный интерес



В каждой сфере бытия дошкольник осваивает разнообразные способы и средства их познания: наблюдение, сравнение, анализ, умение пользоваться сенсорными эталонами, схемами, планами, моделями, приемами замещения, кодирования, ценности этические и эстетические, ценности сотрудничества и познания. Главное состоит в том, чтобы сделать это содержание естественной частью личного опыта дошкольников, отвечающим детским интересам, потребностям, особенностям познавательного и эмоционального развития в дошкольном детстве.

Культурный опыт, приобретаемый ребенком, включает в себя культуру здоровья, культуру чувств и отношений, культуру познания и культуру деятельности, что в совокупности образует культурный потенциал развития, единство морфофункционального и социального.

Сущность развивающего процесса дошкольного образования состоит в том, что личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в детских видах деятельности, в процессе решения усложняющихся задач осваивал доступные средства познания, общения и деятельности, позволяющие ему проявить самостоятельность, творчество, в полной мере реализовать позицию субъекта и отношение к миру.

Сущность современного обучения в дошкольном возрасте. Овладение общественно-выработанными средствами познания

В современной дошкольной педагогической науке осуществляется настойчивый поиск педагогических принципов и средств организации жизнедеятельности детей, активизирующих механизмы саморазвития, самообучения, социально-ценностного ориентирования, исследовательского поведения, творческого самовыражения. Вместе с тем стоит и проблема организации педагогического процесса в детском саду как поля активного взаимодействия воспитателя и ребенка, в котором происходит смена состояний системы деятельности и личностных достижений его субъектов.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения в процессе реализации которой формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста, строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Сущность современного обучения в дошкольном возрасте. Сенсорные, эталонные, наглядные модели

Сенсорные модели обучения

  Сенсорная модель обучения ориентирована на развитие тактильных, термических, барических (ощущение веса), стереогностических (распознавание путем ощупывания) чувств, развитие обоняния и вкуса, зрительных и звуковых ощущений, например распознавание звуков, слушание и воспроизведение музыкальных звуков.

Мир детства - это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы. Концепция развития субъективности В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева позволяет определить самоценность детства, которое заключается:

- В становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов.

- Развитие субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей.

- Оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

У ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. При правильно организованном развитии должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Ребенок знакомится с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый).

Эталонные модели обучения

Пример поведения воспитателя становится для дошкольников модели эталонов: они копируют его действия, манеры, речь. Задача педагога - оказывать не только личный пример, но и привлекать внимание дошкольников к ярким примерам поведения людей, литературных и киногероев, к проявлению героизма, милосердия, смелости, доброты, справедливости, миролюбия. Отмечается более сильное, чем прежде, влияние массовой культуры на детскую субкультуру, что проявляется в виде особых поведенческих моделей, игровых сюжетов, объектов символизации, образцов для подражания дошкольников.

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, то есть усвоения меры качеств – моделей эталонов, выработанных человечеством. В содержании программы воспитания кроме перечня свойств, качеств, отношений, имеющихся в окружающей действительности и соответствующих им обследовательских (перцептивных) действий, включена система эталонов.

Знание моделей эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в не знакомом и особенности незнакомого, получать новый опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности. Таким образом, программа воспитания для детей дошкольного возраста предусматривает накопление детьми широкого опыта, освоение ими многообразия эталонов и способов обследования.

Наглядные модели обучения

Педагогический процесс с наглядными методами развития сознания детей рассматривает последующее обсуждение картин, иллюстраций, видеоматериалов на моральные, социально значимые темы. Инструментовка данных методов детально разработана в дошкольной педагогике и методике развития речи детей. Они должны привлечь внимание дошкольников к определенным поступкам и отношениям, помочь осознать и оценить их сущность, связать с личным опытом детей, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, социально-нравственные чувства и переживания, стремление к положительным действиям и поступкам, проявлению культуры и уважения в отношениях с другими людьми (взрослыми и сверстниками, младшими детьми). Особое место в развитии сознания и опыта поведения дошкольников занимает пример как метод воспитания. Пример используется в качестве средства развития сознания и формирования определенного способа поведения ребенка для того, чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие асоциальных действий и поступков. Влияние примера основывается на ярко выраженной подражательности как особенности детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольники часто копируют поведение близких взрослых, воспитателей в группе. Воспитательный эффект дают только положительные образцы поведения взрослых.

Заключение

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования указывает на единство между образовательными областями образовательной программы дошкольного образования и предметными областями образовательной программы начального образования. Образовательная область «Коммуникация» ООП дошкольного образования направлена на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Предметная область «Филология» ООП начального образования направлена на развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений детей, при этом определяются и новые, специфичные для данной ступени образования задачи. Содержание образовательной области «Социализация» ООП дошкольного образования направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение задачи: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Современные дошкольники хорошо ориентируются в социальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие как доброта, забота, внимание, защита, дружба. К предпочитаемым видам детской деятельности дети по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная. Дети оценивают сверстника по личностным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть, - один из самых сложных моментов для современных детей. Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содержательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманистические, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важна устойчивость, надежность и доброта отношений.

 


Библиографический список

 

 

1) А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - СПб.: Питер, 2013- 464 с.

2) Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 416 с.

3) Н. Е. Верака, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Москва: Мозаика-синтез. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2014 - 368 с.

4) Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Детская психология: логические схемы -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 - 252 с.

5) Р. Кайл. Развитие ребёнка - СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006 - 640 с.

6) Е. О Смирнова. Детская психология: учебник для студ. высш. пед. Завед - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003-368 с.

7), Е. А. Панько. Воспитатель дошкольного учреждения: психология - 2-е изд. - Минск: Зорныверасень, 2006-264 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.007 с.)